Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные тенденции психического развития




Основные направления и тенденции психического развития.

Психологические особенности личности развиваются закономерно и в определенных направлениях. Эти направления и тенденции можно класси­фицировать и эффективно изучать в интересах совершенствования личности.

Развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер лич­ности. Эти сферы развиваются в процессе обучения и накопления челове­ком опыта интеллектуального и эмоционально-волевого поведения. Этот про­цесс идет по линиям усложнения мыслительной деятельности и эмоциональ­но-волевого восприятия воздействий окружающего мира и социальной среды, формирования целостной структуры интеллекта, эмоции, чувств и воли лич­ности.

Развитие направленности, характера и способностей лич­ности. Можно следить за возникновением, становлением и усложнением мотивационно-потребностной сферы личности, ее направленности, выделять в ней ведущие и доминирующие линии. Можно также изучать и характеризовать доминирующие линии развития характера и способностей человека, их основ­ных особенностей.

Развитие психической структуры деятельности личности. Психологическая структура деятельности личности развивается в потоке из­менения соотношения между мотивами и целями, усложнения операциональ­ной стороны самой деятельности человека

Тенденция 1 выражается в движении от непроизвольности, непосредственности восприятия и оценки воздействий окружающей среды и общества к произвольному, сознательному взаимодействию с ними.

Тенденция 2 выражается в становлении и стабилизации аналитико-синтетической деятельности мозга человека, усложнении его эмоционально-воле­вой сферы.

Тенденция 3 состоит в постепенном переходе от наглядно-действенной, наглядно-образной формы отражения действительности к отвлеченной, абст­рактно-логическому ее осмыслению.

Тенденция 4 характеризуется постепенной интеллектуализацией и услож­нением всех сторон жизни и деятельности личности, что приводит к формиро­ванию устойчивых черт направленности, характера и способностей, осмыслению положительных и отрицательных сторон темперамента, их продуктивному ис­пользованию в интересах совершенствования личности.

Тенденция 5 свидетельствует о характере завершения процесса формиро­вания личности, о возможных направлениях ее адаптации к социальному и профессиональному окружению.

6.3.Классификация базовых понятий «индивид», «личность», «субъект»,

«индивидуальность».

Индивид. В понятии человека как индивида выражаются два основных признака.

1. Человек — это своеобразный представитель других живых существ, продукт фи л о- и онтогенетического развития, носитель видовых черт.

2. Человек это отдельный представитель человеческой общности; вы­ходящее за рамки природной (биологической) ограниченности со­циальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладе­вающее собственным поведением и психическими процессами.

Оба значения понятия взаимосвязаны и описывают человека как суще­ство своеобразное.

Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность и своеобразие психофизиологической организации; устойчивость во взаимо­действии с окружающей средой; активность.

В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями.

Личность — это индивид, занимающий определенное положение в об­ществе, выполняющий определенную общественно полезную деятельность и отличающийся своими, присущими только ему индивидуально- и социально-психологическими особенностями.

Субъект. Человек всегда является субъектом (участником, исполните­лем) исторического и общественного процесса в целом, субъектом конкретной деятельности, в частности источником познания и преобразования объектив­ной действительности. Сама же деятельность при этом выступает формой ак­тивности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя.

Индивидуальность — не есть что-то над- или сверхличностное. Ког­да говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее не похожей на окружающих. Индивидуа­лен каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, дру­гих — малозаметно.

Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональ­ной, волевой сферах и одновременно во всех сферах психической деятельно­сти. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее. Она является постоянным объектом исследования при изуче­нии каждой конкретной личности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3092; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.