Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика и методы процесса самообразования




Содержание образования в РФ.

Образование целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся кон­статацией достижения гражданином (обучающимся) определенных образова­тельных уровней.

Дошкольное — образование, получаемое воспитанниками в сети дош­кольных образовательных учреждений или под руководством родителей.

Общее — образование, включающее три ступени, соответствующие уров­ням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (пол­ное) общее.

Дополнительное — образование, полученное в музыкальных и художе­ственных школах или по программам, выходящим за пределы государствен­ных образовательных стандартов.

Среднее профессиональное образование — совокупность знаний, уме­ний и навыков, необходимых для подготовки специалистов среднего звена, полученных на базе основного общего, среднего (полного) общего или начально­го профессионального образования в средних специальных учебных заведени­ях или на первой ступени в образовательных учреждениях высшего професси­онального образования.

Высшее профессиональное — образование, имеющее целью подготовку (и переподготовку) специалистов соответствующего профиля и уровня, удов­летворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образо­вания, реализуемое в высших учебных заведениях.

Автономность образования — один из основных принципов государ­ственной политики в области образования: возможность образовательных уч­реждений самостоятельно разрабатывать и утверждать учебный план, поря­док и периодичность промежуточной аттестации, систему оценок обучающихся (воспитанников).

Адаптивность образования — один из основных принципов государ­ственной политики в сфере образования: приспособление системы образова­ния к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся (воспи­танников).

Демократизация образования — один из основных принципов го­сударственной политики в области образования, предполагающий ликвидацию монополии государства на образование и переход к общественно-государ­ственной системе, в которой личность, общество и государство являются пол­ноправными партнерами.

Единство культурного и образовательного пространства — один из основных принципов государственной политики в области образования, обес­печивающий связь федеральной программы развития образования с нацио­нальными, региональными и муниципальными программами, учитывающими местные уровни социально-экономического и культурного развития, а также особенности местных образовательных систем.

 

Человек должен постоянно и непрерывно развиваться, повышать свои знания, совершенствовать навыки и умения. Помогает осуществлять это само­образование.

Самообразование — целеустремленная работа человека по расшире­нию и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобрете­нию новых навыков и умений.

Самообразовательная деятельность — исключительно нужная плодотвор­ная форма развития социальных и профессиональных качеств личности. Бла­годаря самообразованию обновляется интеллектуальный потенциал человека, повышается его идейно-теоретический уровень, совершенствуются ум и воля, профессиональное мастерство и культура. Вот почему необходима упорная систематическая работа над самообразованием.

Самообразованием должны заниматься практически все люди, однако его объем и характер могут быть различными в зависимости от индивидуальных особенностей человека, конкретных условий его жизни и деятельности.

Личность, обладающую высокой культурой, характеризуют всесторонние знания, основательная практическая подготовка, глубокое понимание происхо­дящего. Ей необходимы знания педагогических и психологических основ обу­чения и воспитания, всесторонняя информированность и компетентность в жизненно важных вопросах.

Значительная часть людей конечную цель педагогического самообразова­ния все чаще видит в приобщении к творческому поиску, эксперименту, всесто­роннему исследованию и осознанию необходимости самосовершенствования.

Для обеспечения целенаправленности и систематичности занятий по самообразованию опытные люди составляют соответствующий план, в котором предусматриваются объем и последовательность работы, сроки, отводимые на ее осуществление, целевая установка по каждому виду самостоятельной дея­тельности. Хороший план экономит время, спасает от суеты, когда все делается впопыхах, а следовательно, дольше и хуже.

Главный инструмент духовного развития человека — чтение. Общение с книгой — это заочное общение с мудрейшими людьми мира.

В наш век возрастающего количества печатных изданий и необходимо­сти их своевременного изучения остро встал вопрос о технике чтения. С одной стороны, она должна обеспечивать быстрый просмотр новых поступлений ин­тересующей литературы, а с другой — глубокое изучение необходимых мате­риалов. В этой связи люди с высокой педагогической культурой подходят к книгам дифференцированно и владеют, как правило, двумя способами чте­ния: углубленным и скоростным.

 

Главная задача самообразования — самостоятельное развитие и совер­шенствование личности. Культурно-образовательная характеристика идеаль­ного человека состоит в том, что он непрерывно обогащает себя знанием духов­ных богатств, умениями и навыками самосовершенствования. Все это способ­ствует реализации идеала всесторонне развитого и подготовленного к реальной жизни человека.

В отличие от идеала цель самообразования — сформировать из себя личность, способную в новых социально-экономических и политических условиях вносить ощутимый вклад в совершенствование общественной жизни и самого себя. Это достигается возможно более полным развитием ее сущност­ных духовных и физических сил, способностей, дарований и талантов.

Общая стратегия самообразования гуманной, демократической, максималь­но подготовленной к жизни личности заключается в обеспечении себя воз­можностью всестороннего духовного развития, формирующего внутреннюю, интеллектуально-нравственную свободу выбора поведения и способность от­стаивать свои жизненные позиции.

Достигается это в результате постоянной самостоятельной работы чело­века над литературой, в которой он находит примеры для подражания и само­развития. Важное значение в связи с этим приобретает умение ориентировать­ся в потоке информации. Оно складывается из знания источников информа­ции, их сильных и слабых сторон, способности находить нужную информацию, быстро и правильно ее оценивать, оперативно определять пути и условия использования полученных данных в теоретической или практической дея­тельности.

Затем на основе прочитанного и выбранного в качестве образца для под­ражания человек может осуществлять самостоятельные упражнения и тре­нировки, позволяющие вырабатывать и закреплять необходимые для практи­ческой деятельности качества.

Большая роль в процессе самообразования принадлежит также выполне­нию самостоятельных практических заданий, которые человек разрабатывает для дальнейшего самосовершенствования. Они позволяют шлифовать его про­фессиональные качества, проверять их на практике с учетом усвоенных знаний и новой информации, получаемой об их проявлении в непосредственном про­цессе саморазвития.

И, наконец, всесторонне образованный человек постоянно следит за новы­ми достижениями в развитии общества в ходе работы с аудиовизуальными средствами, накапливая, а затем и впитывая с их помощью новые знания и навыки, необходимые для самосовершенствования и саморазвития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 4404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.