Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тезаурус темы. Личностно-ориентированное пространство – организация условий образования личности, предусматривающих специфику социальной и культурной сред




Личностно-ориентированное пространство – организация условий образования личности, предусматривающих специфику социальной и культурной сред, учет индивидуальных и возрастных особенностей, равенство личностей в воспитательном поле и предоставление возможностей для саморазвития, самопознания и самовоспитания.

Межличностное общение – отношения добровольного выбора, характеризующиеся межличностной привлекательностью и уровнем понимания между партнерами

Неформальная структура коллектива – скрытая неофициальная структура, характеризующаяся личным выбором субъектов общения

Педагогическое взаимодействие – контакт субъектов общения, учитывающий их индивидуальность, субъектность, проявляющийся в совместной социальной и культурной деятельности.

Педагогическое общение – особый вид деятельности, в ходе которой реализуются цели личностного становления субъектов общения

Потребности – нужда в чем-либо, которую испытывает человек

Референтная группа – группа, объединенная общими интересами и деятельностью по их реализации.

Родительство – социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя, как родителя, реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства (Р.В.Овчарова)

Трансакция – обмен «прикосновениями» между людьми на основе партнерских отношений

Формальная структура коллектива – открытая официальная структура, в которой определяются отношения ответственной зависимости, органы самоуправления, цели деятельности и сама деятельность.

Функция контроля – функция управления, позволяющая соотнести протекающий образовательный процесс с нормативами и государственными стандартами.

Функция организации - это управленческое действие направлено на координацию работы органов управления образованием, директора школы и педагогического коллектива.

Функция планирования – управленческая функция, позволяющая выявить потребность в тех или иных образовательных услугах и направленная на решение руководителями школ задач, связанных с кадровым, научно-методическим, нормативно-правовым, материальным обеспечением процесса обучения и воспитания.

Функция руководства – функция управления, обеспечивающая заинтересованность участников образовательного процесса, их удовлетворенность своим трудом и направленная на поддержание благоприятного климата в коллективе.

 

Глава 3. Проектирование образовательного процесса

 

 

3.1. Структура и логика педагогического проектирования.

 

На протяжении веков человек обладал способностью устремляться в будущее, строя своеобразные практические картины овладения новыми этапами своего бытия. Эти картины имели прикладной характер и были связаны, прежде всего, с применением орудий труда на ранних этапах развития человечества. С осознанием своего места в мире и развитием общественного сознания, человек постепенно овладевал элементами проектной деятельности. В переводе с латинского языка слово «проект» означает «брошенный вперед». В самой его природе заложена ориентация на естественные для человека формы деятельности связанные с ее конструированием, моделированием и проектированием. Но зарождение проектной деятельности, как особого ее вида, основанного на творческом предвидении, позволяющем активно вмешиваться в процессы развития общества, было связано с инженерными и техническими находками. Проектирование использовалось в строительстве, архитектуре, инженерно-технической деятельности. Затем появляется социальное проектирование, связанное с созданием моделей общественного поведения и новых социальных институтов. Прекрасными примерами таких проектов служат утопические проекты идеальных городов. Такого, к примеру, как «Город солнца», созданный Томазо Кампанеллой. Но утописты стремились к созданию не только новых социальных обществ, они проектировали и нового человека. И здесь мы уже имеем дело с зачатками педагогического проектирования. В основе педагогического проектирования лежит необходимость изменения педагогического будущего, будь то педагогическое явление, процесс или человек.

Проектную деятельность характеризует ее глобальная включенность во все виды сферы человеческой жизнедеятельности. В политике, религии, науке, искусстве, практической деятельности – везде можно найти элементы проектирования. В попытке преобразовать действительность проявляется творческое начало в человеке, его стремление управлять своей жизнью, изменять ее и добиваться наивысших результатов, принимая адекватные и действенные решения.

Педагогическое проектирование как вид педагогической деятельности имеет свои исторические и культурные корни. Отпочковавшись от философских и социальных корней, оно находит свое отражение в трудах основоположников педагогики: Я.А.Коменского, И.Г.Песталлоци, А.Дистервега. В отечественной же педагогике пальма первенства принадлежит известному педагогу-новатору А.С.Макаренко. Он обосновал необходимость проектирования личности воспитанника в организованном «педагогическом производстве» с помощью особых «педагогических техник». Отождествляя результаты воспитания с востребованностью именно такого, заданного обществом человека, А.С.Макаренко писал, что «…проектировка личности как продукта воспитания должна производиться на основании заказа общества», и далее «…Требования общества действительны только для эпохи, величина которой более или менее ограничена. Мы можем быть совершенно уверены в том, что к следующему поколению будут предъявлены несколько измененные требования, причем изменения эти будут вноситься постепенно, по мере роста и совершенствования всей общественной жизни». (9, Т.4. С.169). Перед воспитателем, учителем, любым членом общества, причастным к воспитанию, стоит важнейшая задача - проектировать личность ребенка по заданным параметрам. Трудность такого проекта состоит в том, что богатство индивидуальности необходимо соразмерять с общественной заявкой, которая в свою очередь зависит от состояния общества на данный момент.

Но педагогическое проектирование, хотя и вышло корням из технического, инженерного, значительно отличается от него. Н.В.Бордовская выделяет наиболее важные отличия (1, С.212). Педагогический проект, к примеру, отличается от технического проекта тем, что:

¨ он постоянно совершенствуется, поскольку учебно-воспитательный процесс динамичен;

¨ его невозможно рассчитать с большой долей вероятности, поскольку он динамичен и диалектичен;

¨ он зависит от выбора приоритетных педагогических ценностей.

Принимая проектирование как вид определенной деятельности, мы можем воспользоваться структурой, состоящей из пяти функциональных компонентов: гностического, проектировочного, конструктивного, организаторского и коммуникативного. Но в то же время педагогическое проектирование шире обычной профессиональной педагогической деятельности, ибо оно затрагивает все сферы жизнедеятельности общества и его членов. Исходя из этой тезы, можно построить конструкцию педагогического проектирования как педагогической системы, состоящей из взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. К ним можно отнести субъекты и объекты педагогического планирования, принципы, функции, виды и этапы. Как любая система, педагогическое проектирование является целенаправленным действием, определяющим содержание, средства и методы, которые обусловливают выбор новых проектов. Такая структура может выглядеть следующим образом:

 

 

 
Субъекты педагогического проектирования Социум, педагогический коллектив, родители, личность
Принципы педагогического проектирования Идейности, индивидуальности, системности, творческой активности,постепенности,результативности постепенности, результативности   стемности, последовательности
Виды педагогического проектирования Социальное, педагогическое, личностное
Этапы педагогического проектирования
Методы и средства
Цель проекта

 


Анализ ситуации
Формулировка идей
Разработка варианта
Оценка и выбор
Планирование
Конкретизации
Реализации
Обобщение
Функции педагогического проектирования Планирования, аналитическая, прогностическая, конструктивная, результативная
Объекты педагогического проектирования Содержание образования, воспитательные и дидактические системы, образовательные программы, личность школьников

 

Результаты педагогического проектирования


Схема 6. Структура педагогического проектирования

 

 

Особенностью любого проектирования является создание новых продуктов. Что же можно представить в качестве педагогических продуктов? Это зависит от того, в какой именно области педагогической деятельности идет проектирование. Если оно касается процессов или педагогических систем, то это могут быть новые образцы образовательных идей и программ; дидактические и воспитательные инновационные методики и техники; программы социально-педагогического характера. Если же речь идет о проектировании личности, то главными продуктами здесь могут быть изменения личности, прирост личностных качеств, новое качество межличностных отношений.

В создании проектов принимают участие субъекты педагогического проектирования. Это - разные группы, коллективы, отдельные люди, и всех объединяет особая позиция – творца, создателя новой действительности. Безусловно, важно понимать какого возраста субъекты вступают в проектную деятельность, какой опыт проектирования им присущ. Создание проекта предусматривает работу в творческих группах, если субъекты проектирования педагогические, ученические или родительские сообщества. Каждый участник проекта исполняет свою роль в подготовке и реализации проекта – от замысла до его результатов. Роли различны и зависят от многих переменных: целей проектирования, основных его идей, содержания, реализации этапов и пр. Если же в качестве субъекта выступает учитель, воспитатель, то успешность его проектной деятельности во многом обусловлена степенью его профессионализма и творческой активности.

Современный гуманистический подход к участникам учебно-воспитательного процесса выдвигает на передний план совместное проектирование учителя, воспитателя и учеников, воспитанников. Совместная деятельность предполагает решение многообразных задач на разных уровнях проектной деятельности. К таким уровням можно отнести (И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская): информационный уровень; практический уровень; эмоциональный уровень; этический уровень. Проектная деятельность предоставляет ребенку возможность проявлять свою творческую индивидуальность и самостоятельность. Роли, которые исполняют взрослые в этом тандеме, предполагают исследование условий создания разнообразных проектов, поиск творческих проектных идей, выдвижение и обоснование целей, технологическое и материальное обеспечение проектной деятельности. Школьники, принимающие участие в проектной деятельности, учатся согласовывать свои ценности с ценностями других участников группы, выбирать правильные решения и корректировать в соответствии с новыми задачами, возникающими в ходе реализации проекта, уже принятые решения. Особенно важен в совместной проектной деятельности эмоциональный тон, предусматривающий совместные переживания участников проекта. Основным результатом совместной проектной деятельности взрослых и детей является создание условий для саморазвития личности школьников.

Кто бы ни был субъектом педагогического проектирования, он должен обладать определенными специфическими чертами:

¨ творческим мышлением и способностью к изобретательству;

¨ верой в результативность новых проектных решений;

¨ профессионализмом и высокой работоспособностью;

¨ умением работать в команде;

¨ общественно значимыми ценностными ориентациями;

¨ способностью предвидеть результаты реализации педагогических проектов;

¨ способностями к рефлексии своей проектной деятельности.

Рассматривая проектную деятельность как систему, необходимо выделить основополагающие идеи, которые определяют реализацию целей проектирования, выбора содержания, методов и средств. Разговор идет о принципах проектной деятельности. В психолого-педагогической литературе освещены принципы, отвечающие, по мнению авторов, своим задачам. Так, И.А.Колесникова и М.П.Горчакова-Сибирская предлагают семь принципов проектной деятельности, определяя их как регулятивы, нормирующие действия субъектов проектирования в проектном поле. К ним вышеназванные авторы относят следующие принципы; прогностичности, пошаговости, нормирования, обратной связи, продуктивности, культурной аналогии, саморазвития. Н.В.Бордовская предлагает несколько иную систему принципов, в основе которой реализуются основные идеи гуманистической педагогики: гуманизация, демократизация, индивидуализации. Предложенные этим автором принципы представляют следующую систему: единство целей и педагогических идей; системности; непрерывности; уникальности. В обобщенном виде, но с иными идейными интерпретациями, демонстрирует принципы проектной деятельности В.И.Волынкин (2, С.238). Он предлагает две группы принципов проектной деятельности: принцип человеческих приоритетов и принцип саморазвития. Первую группу автор считает главной, поскольку принципы этой группы центрируются на главной ценности – человеке. Вторая группа определяет гибкость и динамичность проектируемых педагогических систем, способствуя их перестройке, усложнению или упрощению.

Существуют достаточно традиционные принципы педагогической деятельности, которые, на наш взгляд, представляют совокупность определяющих идей, способствующих успешной реализации проектной деятельности. Перечислим их и кратко охарактеризуем:

Принцип идейности проектной деятельности

Идейная направленность обязательная характеристика любого вида деятельности. Результат проекта определяется социальным заказом. В системе общественных отношений заложена основная идея развития общества и его членов. В педагогических проектах прослеживается общая идея, их объединяющая. Это нацеленность на решение задач обучения и воспитания. Для успешности внедрения проектов важен также учет и практического преобразования педагогических процессов, систем или отдельных школьников. Педагогический проект отражает педагогические воззрения субъектов, его осуществляющих. Это, прежде всего, учителя, родители, представители общества, занимающиеся вопросами обучения и воспитания детей. Все они в той или иной степени отражают обобщенную идею развития общества. Но успешное педагогическое проектирование вряд ли возможно, если у конкретных его участников не сложилась собственная педагогическая идеология. Безусловно, она отражает социальные установки и ценности, но пропущенная через фильтр индивидуального понимания мира, эта идеология становится уникальной, присущей только данному индивидууму, принимающему участие в проектной деятельности.

Принцип индивидуальности

Этот принцип указывает на то, что проектная деятельность, несмотря на ее общественную окраску, прежде всего, отражает уникальные, индивидуальные черты ее субъектов и объектов. Проектная деятельность основана на общих закономерностях педагогической деятельности, что дает направление ее общественной значимости. Но в то же время творческая, неповторимая индивидуальность ее участников помогает окрасить педагогические проекты в неожиданные яркие, субъективные цвета.

Объективное существование общего в отдельном, общественного в индивидуальном, и, наоборот, существование всякого отдельного и индивидуального во взаимосвязи с общим, является исходным положением в понимании диалектики соотношения общественного и индивидуального. Общее участники педагогического проектирования усваивают в виде общественных требований, в том числе и требований коллектива, в котором они находятся, а индивидуальное проявляется на протяжении всей проектной деятельности: от зарождения проектной идеи до получения результатов. В этом большое значение играет получение необходимой информации о результативности предложенного проекта. Обратная связь сугубо индивидуальное действие, поскольку субъекты проектной деятельности оценивают промежуточные и итоговые результаты, исходя из своих личностных установок, определенной ценностной шкалы, выбранной ими для дальнейшей корректировки намеченных проектных действий.

Принцип системности

Важнейший принцип, определяющий структуру проекта. Представление всех его частей в определенной логике позволяет выстраивать элементы проектной системы, рассчитанные на успех. Основной задачей в построении проекта является выделение в нем «рационального зерна» - основной идеи замысла и установление между элементами системы разнообразных прямых и обратных связей. Важно соблюдать равновесие между порядком расположения проектных предложений и психологическими особенностями участников проекта. При соблюдении подобных связей материал, определяющий содержание проекта усваивается его участниками достаточно прочно. Систематичность позволяет достичь более высоких результатов за счет уменьшения усилий и времени. Но в реализации данного принципа проектировщиков поджидают подводные течения. Это, прежде всего, характеристики образовательной системы. Ее открытость, централизованность, динамичность. Поэтому проект не должен широкого выходить за рамки намеченного, иначе можно нарушить целостность системы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1245; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.