Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие педагогического коллектива с родителями школьников




Работа с родителями – одно из важнейших направлений организации образовательного процесса. Родители являются активными его участниками. Это не надо понимать таким образом, что родители организуют уроки или внеклассные мероприятия. Их активность опосредуется в основном через детей. То есть в работе с родителями реализуется косвенное педагогическое взаимодействие. Учитывая тот факт, что семья является первичным социальным институтом, и всем хорошим и плохим ребенок обязан именно ей, значение института родительства возрастает по мере перехода ребенка из класса в класс. Работа с родителями на разных уровнях организации учебно-воспитательного процесса дифференцируется в зависимости от того, кто ее осуществляет. К примеру, для руководителя школы приоритетным является организация и координация работы с родителями. Учителя и воспитатели главным в работе с родителями считает установление необходимых отношений, способствующих реализации единства требований к ребенку семьи и школы. Организация положительных эмоциональных контактов с семьей способствует расширению и положительного эмоционального поля для ребенка. В основе своей, родители выступают в роли помощника ребенка. Они внимательно относятся к требованиям учителя в области подготовки ребенка к урокам, выполнения заданий и др. Их интересы к своему ребенку выходят за рамки школы. Но следует отметить, что далеко не все родители столь лояльно настроены к школе. А иные и хотели бы помочь, но зачастую не знают как. Основная задача школы и семьи – это соединение усилий, направленных на формирование значимых личностных качеств ребенка. Это возможно, если родители активно привлекаются школой к совместной деятельности. Они могут принимать участие в школьных советах, куда кроме родителей входят активные и творческие учителя и ученики, в работе родительских активов, которые функционируют в каждом классе. Главное – это стремление педагогического коллектива и родителей выработать единую стратегию, направленную на создание оптимальных условий для развития каждого ученика школы. Это требует от родителей не только желания содействовать учебно-воспитательным успехам своего ребенка, но и наличие психолого-педагогических знаний и умений. Практики обращают внимание на то, что уровень психолого-педагогической культуры родителей еще недостаточно высок, а в обществе явно виден возрастающий интерес к ней. У школы есть все возможности удовлетворить возрастающую потребность родителей в психолого-педагогических знаниях. Школой накоплен достаточно интересный опыт психолого-педагогического просвещения, и задача учителя выбрать адекватные педагогическим целям и интересные для родителей формы.

В педагогической теории существует много форм совместной работы семьи и школы. Мы остановимся на некоторых, на наш взгляд наиболее актуальных и доступных в работе с родителями. Можно выделить две группы: коллективные и индивидуальные формы совместной работы школы и семьи.

Взаимодействие семьи и школы
Педагоги-ческое просвеще-ние
Коллективные формы
Индивидуальные формы
Руководители школы педагогический коллектив учитель
Родительские собрания Педагогические конференции Родительские лектории Деловые игры День откры- тых дверей  
Посещение семей Индивидуаль-ные консультации Работа с родительским активом  
 

 


Схема 3. Формы работы школы с родителями

 

К коллективной форме можно отнести: общешкольные и общеклассные родительские собрания; педагогические конференции; родительские лектории; деловые игры и день открытых дверей. В реализации коллективных форм основное, доминирующее место занимают руководители школы – директор, завучи, организаторы. Остальные участники педагогического коллектива – учителя, воспитатели, социальные работники и психологи являются исполнителями. Но сила и активность их участия во многом определяет успешность описываемых форм. Остановимся на кратких характеристиках, показывая место каждого члена педагогического процесса в организации и проведении коллективных форм работы с родителями в условиях организации образовательного процесса в школе.

Общешкольные и общеклассные родительские собрания проводятся в соответствии с целями и задачами школы в области педагогического всеобуча. Они могут быть тематическими, а могут проходить в форме лектория. Расширение воспитывающей среды школьников, увеличение позитивного влияния родителей в области формирования личности ребенка обусловливает поиск новых нестандартных форм работы с родителями. Тематика родительских собраний, актуальная еще вчера, сегодня не интересна современным родителям, которые пытаются освоить новые темы, помогающие им разрешить возникающие противоречия современной жизни. На первом собрании родителей необходимо познакомить с проблематикой – коллективных форм на год. Полезно провести анкеты, выясняющие потребность данной аудитории в психолого-педагогических знаниях и выявить типичные затруднения, с которыми они встречаются в семейной педагогике.

Особое значение для учителя и родителей имеют классные собрания. Важным этапом в их проведении является подготовка к родительскому собранию. Прежде всего, учителю надо определить круг проблем, которые он хочет решить в ходе собрания. Они должны вытекать из системы спланированных в начале учебного года тем. Полезно подготовить к собранию выставку детей. Это могут быть работы, отражающие классную и внеклассную деятельность учеников. Или это могут быть результаты анкет в обобщенном виде. В подготовке к собранию могут принимать участие родители из родительского комитета, дети, шефы из старших классов. Можно просто повесить план проведения родительских собраний, но гораздо результативнее прислать родителям красиво оформленное приглашение, составленное таким образом, что бы оно ориентировало родителей, давало им определенные установки на участие в данном собрании.

Для проведения собрания необходимо создать благожелательную атмосферу. Можно предложить родителям занять место, на котором сидит их ребенок. Пусть хотя бы ненадолго побудут «в шкурке ученика». Да и учителю гораздо легче запомнить родителей, сидящих таким образом.

Само построение классного родительского собрания может быть любым. Но важно одно – оно включает, как правило, ознакомление родителей с психолого-педагогической проблематикой, информацию, связанную с результатами учебно-воспитательного процесса каждого ребенка и класса в целом. Проходить это может в виде лекции, сообщения, решения педагогических задач, деловой игры, семинарских занятий. На собрании разрешается ряд задач, связанный к результатам учебно-воспитательного процесса. Самое трудное - это увязать представленные части собрания. Наиболее оптимальным является следующий прием: все педагогические знания, даваемые на родительском собрании, должны опираться на «живые» примеры из жизни детей класса.

Совершенно недопустимо давать отрицательную характеристику учебной деятельности конкретного ученика, или отчитывать за слабую успеваемость того или иного школьника и его родителей. Также неправильно, если на каждом родительском собрании звучат дифирамбы отдельным детям, а иные не упоминаются совсем. Кроме вреда, такие, с позволения сказать, приемы ничего не приносят, кроме возникающего у родителей отвращения к различного рода массовым действиям.

Но ведь учитель не так часто встречается с родителями, и во время проведения родительского собрания он не имеет возможности общаться с каждым. В этом случае можно на стол перед родителем положить свернутый лист бумаги, внутри которого учитель пишет информацию личного характера. Можно даже использовать разные цвета при написании.

К примеру, красным: «Саша меня очень обрадовал своей активностью на уроках математики. Так держать». А записку такого содержания можно написать черной пастой: «Ира плохо пересказала текст на уроке чтения. Стала невнимательна. Останьтесь, пожалуйста, после собрания».

Такие записочки очень важны. Они создают основания для близости родителей и учителя, придают уверенности ро­дителям в том, что учитель подходит индивидуально к каж­дому ребенку.

Для проведения родительского собрания можно использо­вать следующую структуру:

 

§ Лекция (беседа) учителя или приглашенного специалиста по теме, предусмотренной планом. § Вопросы, обмен мнением. § Выступление родителей шефов, детей, в зависимости от темы (или решение педагогических задач, деловая игра и т.д.). § Обсуждение состояния учебно-воспитательного процесса в классе. § Принятие решения собрания. § Сообщение о выполнении решения предыдущего родительского собрания.

 

Структурные компоненты можно менять местами. Это зависит от целей, поставленных учителем и формы проведения собрания.

Особый интерес и затруднения у учителя вызывает проведение первого родительского собрания. Как педагогически грамотно можно подготовить и провести его?

Целесообразно пригласить родителей будущих первоклассников в зимние каникулы и провести собрания на тему: «Подготовка детей к обучению в школе». Разговоры с родителями на эту тему благотворно повлияет на уровень готовности детей к обучению в школе, к изменению своего социального статуса. Можно предложить родителям анкеты, включающие вопросы на выявление условий семейного воспитания, позиции ребенка в семье, регулирования вопросов преемственности между разными поколениями, наличия интереса у детей к школе и др.

Далее учитель знакомит родителей с возрастными особенностями детей, целями и задачами обучения и воспитания. Центральное место в этом собрании занимает беседа об условиях адаптации ребенка в школе. Учитель реализует основную идею собрания: Для формирования положи­тельной мотивации к обучению и адаптации к новым социальным условиям, необходима не только специ­альная подготовка ребенка к школе, но развитость у него необходимых для этого качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, дисциплинированности.

Педагогические конференции представляют собой некую форму обобщения педагогических знаний и умений, в которой могут принимать участие родители и дети. Их можно посвятить животрепещущим вопросам воспитания или обобщить опыт отдельных родителей в решении тех или иных проблем развития и формирования ребенка. Полезно обращаться к опыту тех семей, которые сильны индивидуальными традициями воспитания, где путь к душе ребенка лежит через его внутренний мир. Целесообразно проводить конференции для родителей учащихся одного класса или параллели, а не для всей школы. Основная задача проведения конференции - обмен опытом семейного воспитания. Проведение конференции требует тщательной подготовки, поэтому они не должны быть частыми – один, два раза в год. Ответственными, как правило, за подготовку таких конференций являются директор школы или его заместители. Это зависит от проблематики конференции и от цели ее проведения. В ходе подготовки намечается план проведения.

К примеру, приведем план конференции на тему: «Воспитание трудолюбия у ребенка в семье»:

1. Значение трудового воспитания школьников (выступление
учителя или приглашенного специалиста).

2. Выявление трудолюбия у детей (выступление школьного пси­холога).

3. Из опыта воспитания трудолюбия в семье (выступление опыт­ных родителей).

Иллюстрация конференции только усилит
внимание родителей к данной проблеме. Это могут быть фото­графии, где изображены члены семьи и ребенок, и поделки, сделанные руками ребят, и описание распределения обязанно­стей учеников класса и т.д. Можно провести компьютерную презентацию, подготовленную самими школьниками.

Главное в проведении конференции избегать излишней наукообразности и общих фраз, не подкрепленных живым опытом семейного воспитания.

В ходе проведения родительских лекториев реализуются, прежде всего, задачи овладения родителями психолого-педагогическими зна­ниями. Их можно проводить перед общешкольными и обще­классными собраниями. В некоторых случаях полезно пригла­шать профессионалов в тех областях знаний, в которых нужда­ются родители. А в иных случаях полезно выступить руководителям школы и учителям с подготовленной тематикой. Неизменно должно быть только од­но - темы, предназначенные для родителей, не должны подавать­ся излишне «теоретизированно», необходимо связать их с практикой жизни конкретных детей и школьного коллектива.

Родительские лектории можно проводить со всем классом, а можно по микрогруппам родителей на основе их групповых интересов. Также полезно проводить лектории в совместной группе родителей и детей.

Для систематического усвоения родителями психолого-педагогических знаний, полезно составить план тем, необходимых для ознакомления.

В качестве усиления педагогической направленности педагогического всеобуча можно использовать деловые игры. Эта форма активизирует творческое мышление учителей и родителей. Она дает возможность овладевать способами принятия решений в той или иной коллизии в поле родительской педагогики. Использование деловых игр в работе с родителями позволяет им стать непосредственными участниками педагогического процесса, что, несомненно, обогатит психолого-педагогическую подготовку к взаимодействию с собственным ребенком. Игра может воссоздавать учебный процесс, а может касаться взаимоотношений между родителями и детьми.

Ситуации для деловой игры должны быть тщательно подготовлены. Они могут быть заранее записаны на карточках.

Если собрание проводится в виде деловой игры, то нецелесообразно говорить об успеваемости и проведении детей. Организация и проведение деловых игр прерогатива учителей. Безусловно, школьный психолог или социальный педагог могут тоже принимать в них участие. Доля их вмешательства во многом обусловливается темой деловой игры.

День открытых дверей является важной формой работы с родителями. Трудно определить с очевидной вероятностью, кол­лективная она или индивидуальная. Это зависит и от организации проведения, и от целей, которые преследует школа. Руководителем днем открытых дверей является директор школы. От его умения организовать его проведение «дня» во многом зависит успешность и результативность этой формы. Очевидно одно, что проведение «дней» способствует тому, что родители имеют возможность проникнуть в любой уголок школы, увидеть своего ребенка в школьной среде, которая, безусловно, отличает­ся от условий семейного воспитания. Полезно перед Днем открытых дверей провести анкету, где выявляются интересы родителей в сфере обучения и воспитания. К примеру, она может включать сле­дующие проблемы:

§ Состояние воспитания в классе.

§ Работа групп продленного дня.

§ Отношение к организации питания.

§ Затруднения детей в учебной деятельности.

§ Правильная организация домашней работы и т.д.

Хорошо бы наметить один день в две недели или в месяц. Это дает родителям возможность соотносить свою занятость с посещением школы.

Если день открытых дверей посвящен проблемам обучения, то желательно ознакомить родителей с приемами, которые помогают детям овладеть учебной деятельностью. Для этого родители приглашаются на соответствующие уроки. После посещения урока и наблюдения за работой школьников, полезно обменяться мнениями с родителями. Выяснить, что именно для себя выделил родитель в поведении, в ответах своего ребенка, в его отношении к учебной дисциплине. И уже на базе проведенного анализа можно составить рекомендации по использованию понравившихся приемов в семейной практике.

Учитывая специфику профессиональной деятельности учителя, заключающейся в его особой «близости» к ребенку, применение одних коллективных форм недостаточно для реализации целей воспитания. Существенно изменить результат воспитательного влияния поможет знание и использование учителем в работе с родителями индивидуальных форм работы.

Особый интерес представляют индивидуальные формы взаимодействия семьи и школы. Именно они являются основой сотрудничества учителей и родителей. К ним мы относим посещение семей, индиви­дуальные консультации и работу с родительским активом.

Доля участия в проведении индивидуальных форм смешанная. Если такие формы, как посещение семей школьников исключительно осуществляется учителями, то индивидуальные консультации и работа с родительским активом проводится как учителями, так и руководителями школы.

Посещение семей необходимая индивидуальная форма работы учителя с родителями. Основной ее задачей является выявление условий семейного воспитания и их влияние на личность ребенка. Изучая ребенка в привычной для него, домашней атмосфере, учитель может выявить существенные грани его характера, наличие или отсутствие связей со всеми членами семьи, уровень его воспитанности, а главное - его место в системе внутрисемейных отношений. Целесообразно изучение семьи проводить по плану, который поможет целенаправленно выявить семейную ситуацию, избегая случайностей и накопления лишних данных. Программы изучения составляются учителем, классным руководителем или воспитателем. Они могут включать вопросы, предназначенные для родителей и для детей. Для родителей можно предложить следующие вопросы: состав семьи; отношение родителей к рождению ребенка; какое учреждение ребенок посещал до поступления в школу; где обычно ребенок отдыхает летом; наличие конфликтов в семье и их причины; кому принадлежат приоритеты воспитания в семье; какие формы досуга в основном использует семья.

Программа, предназначенная для ребенка, может включать следующие вопросы: часто ли родители рассказывают о своей работе; как реагировали твои родители на плохие поступки; настаивают ли родители на соблюдении распорядка правил поведения в общественных местах; привлекают ли тебя родители к совместной работе; за что чаще всего тебя хвалят; чем чаще всего бывают недовольны; выполняешь ли ты их распоряжения.

Полезно приступить к изучению семей задолго до поступления ребенка в школу. К примеру, зная, из какого детского сада придут дети, составить программу совместных действий сада и школы по изучению позиции ребенка в семье, затруднений, которые испытывают родители в семейном воспитании.

Посещение семей достаточно тонкая работа. Она требует от учителя профессионализма и такта. Необходимо подготовиться к беседе с родителями в кругу семьи. Заранее наметить вопросы, интересующие учителя и быть готовым ответить на вопросы, беспокоящие родителей.

Успешность реализации этой формы во многом связана с готовностью родителей к совместной позитивной деятельности со школой. Необходимо чутко ориентироваться на «портрет ученика», составленный учителем, т.к. это и «портрет» конкретной семьи. Не надо пытаться за одно посещение выявить весь круг интересующих учителя вопросов. Посещение семей лишь элемент целостной системы взаимодействия школы и семьи, подготовка и проведение которого требует от учителя системного подхода.

Во время посещения в неформальной обстановке учитель получает информацию о духовной и педагогической направленности жизни семьи, о ценностных ориентациях ее членов, о семейных традициях.

На основе полученных данных в ходе посещений семей, учитель прогнозирует ход совместной деятельности. Составляет план совместной работы по формированию необходимых качеств личности. Не следует в присутствии семьи делать какие-либо записи.

Результаты наблюдения лучше оформить в педагогический дневник после посещения семьи.

Особое внимание учитель должен уделять неблагополучным семьям с повышенной конфликтностью, пьющим и т.д., Т.е. тем семьям, которые не обеспечивают надлежащие условия для фор­мирования необходимых качеств ребенка.

Изучив условия семейного воспитания, учитель имеет воз­можность их корректировать. Это и помощь родителям в состав­лении индивидуальных программ развития ребенка и индивидуальные беседы, и консультации, и приглаше­ние родителей на открытые уроки с последующим их анализом, и активизация родительского участия во всех делах класса.

Большое значение для реализации совместных планов педагогического коллектива и родителей имеют индивидуальные консультации. Это особая форма работы с отдельными родителями. Консультация дает возможность каждому родителю почувствовать себя участником учебно-воспитательного процесса. Сама обстановка располагает к откровенности. Содержание консультации может быть любым, но главное – это рассказать и подсказать родителям возможные решения родительских затруднений. Инициаторами консультаций могут быть как руководители школы, учителя, так и родители. Если родители активно интересуются различными нюансами школьной жизни своего ребенка, то это надо только приветствовать и поощрять. Важно, не оттолкнуть родителей нотациями или постоянной критикой ребенка. Мы помним, что к каждому ребенку надо подходить с «оптимистической гипотезой», веря в преобладание хорошего над плохим. Конечно, без помощи родителей вряд ли можно справиться с трудностями характера или воспитания школьника. В этом то и суть совместной работы школы и семьи. Их связывает общая и благородная цель – вырасти из ребенка достоянного гражданина своей страны, уважающего как ценности семьи, так и ценности общества.

Проведение индивидуальных консультаций нуждается в грамотной профессиональной подготовке со стороны каждого члена педагогического коллектива, участвующего в реализации этой формы. Целесообразно провести анкету для выявления затруднений, которые испытывают родители. Если тема консультаций общая, ее после индивидуального обсуждения, можно вынести в качестве проблемы на классное собрание. Целесообразно составить программу проведения индивидуальной консультации. Это и подбор соответствующей литературы, и составление индивидуальных программ для разрешения родительских затруднений, и приглашение родителей в школу на открытые уроки и коллективные дела, участие в которых принимает их ребенок. С помощью этой формы можно, так или иначе, общаться практически со всеми родителями, и у каждого из них может сложиться впечатление, что именно его «родительскими» трудностями обеспокоен директор, завуч, учитель, воспитатель. Результатом такой консультации может стать взаимное расположение, доверие родителей к действиям педагогического коллектива.

Кроме посещения семей и индивидуальных консультаций с родителями, руководитель школы и ее учителя могут использовать такую незаслуженно отодвинутую форму совместной деятельности как работа с родительским активом. Это важная и довольно специфическая оперативная группа родителей школы, класса. Они осуществляют связь между педагогическим коллективом школы и остальными родителями, не так активно проявившими себя в совместной деятельности. В их компетенцию входит также осуществлению помощи директору, учителям в организации воспитательной работы в школе и классах. В родительский комитет входят самые активные родители. Как правило, они уже проявляются на первом родительском собрании. Активисты от всех классов входят в родительский комитет школы. Для оптимального решения совместных задач в комитет должны входить люди, понимающие значение совместной деятельности семьи и школы в решении педагогических задач.

Можно идти традиционным путем и выбрать актив на первом родительском собрании и работать с ним в соответствии с планом. А можно в соответствии с оперативными воспитательными задачами организовывать родителей в своеобразные «тройки» - микроколлективы, которые помогают директору или учителю на разных стадиях работы с классом или на уровне школы в целом. Это могут быть «путешественники», родители, которые традиционно ездят со всем классом или с группами детей в различные музеи, или «хозяйственники», которые вместе с ребятами следят за сохранностью школьного имущества, или «экологи», помогающие детям культурно общаться с природной средой.

Можно привлекать родителей, обладающих определенными умениями, к работе кружков. К примеру: «Хозяюшка», «Умелые руки», «Умные шахматы» и т.д.

Чрезвычайно важно в работе актива заметить каждого роди­теля, пытающегося помочь школе, выявить его творческий по­тенциал и максимально его использовать на благо детей.

Таким образом, работа с родителями – дело всего педагогического коллектива. И только степень выраженности организационных и технологических действий обозначает роль каждого. Директор осуществляет управление коллективом родителей через учителей. Это очень важный момент. Трудно представить, что директор школы сможет работать с каждым родителем отдельно. Да это и не нужно. Коллективные формы совместной работы семьи и школы, так или иначе, курируются директором школы. Прежде всего, только с ним решаются вопросы педагогического просвещения. Информация о том какие темы и в какой форме «подавать» родителям закладывается в перспективном и годовом плане школы. Результаты же индивидуальной работы с родителями школьников, руководитель получает от учителей в виде сообщений на совещаниях, инструктивных советах, в ходе осуществления внутришкольного контроля и подготовки к аттестации школы.

Педагогическое взаимодействие требует от руководителей школы повышенного внимания к работе с родителями. Естественно, директор или завуч школы не должен работать постоянно с каждым родителем каждого ученика. Он осуществляет косвенное с ними взаимодействие, в основе своей через учителей, воспитателей, классных руководителей. Но именно от него зависит уровень организации субъектов прямого педагогического взаимодействия: учителя и родителей. Результатом такого взаимодействия выступает обеспечение субъектной позиции всех его участников – учителей, учеников, родителей.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.