Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свод правил по изучению личности школьника




1. Изучая ребенка, будьте справедливы. Не надо забывайте, что не только ваше мнение о школьнике «истина в последней инстанции». Полезно составить представление о нем из разных источников. Причем эти источники должны быть из разных сред обитания ребенка. Это и родители, и соседи, и друзья, и руководители кружков и пр.

2. Будьте профессиональны. Только знание психологии, педагогики и диагностических методик даст возможность глубоко изучить личность ребенка, применить именно те методики, которые в наибольшей степени отразят все его особенности.

3. При изучении личности школьника помните о том, что процесс его становления динамичен. Все меняется в жизни ребенка, меняется и он. Продвижение вперед в своем развитии связано у школьника с постоянным разрешением противоречий. Являясь движущей силой любого процесса, противоречия помогают учителю выявить особенности поведения ребенка в разных ситуациях, его реакции на действия взрослых, его место в системе взаимоотношений.

4. Будьте терпеливы. Изучение школьника требует монотонной и кропотливой работы. Ребенок не сразу может открыться перед вами всеми своими гранями. Надо ждать! Создавать специальные педагогические ситуации, способствующие «открытию» потаенных черт.

5. Будьте оптимистичны при изучении личности школьника. Не спешите сразу сделать выводы о его скверном характере. Может быть, это только видимое глазу, а основное глубоко спрятано в душе ребенка. Ведь плохое сразу бросается в глаза, поскольку «ложка дегтя портит бочку меда». Профессиональный педагог, настроенный позитивно к личности ребенка, понимающий его нужды, будет терпеливо докапываться до самых глубин души ребенка, веря в то, что именно там его поджидают великие педагогические открытия.

Личность учащегося невозможно изучать вне коллектива. Именно во взаимоотноше­ниях со сверстниками, старшими детьми, взрослы­ми чаще всего проявляются свойства личности. Изучение межличностных отношений дает возможность педагогу про­никнуть во внутренний мир каждого учащегося. Это изуче­ние охватывает оценки учащимися факторов, влияющих на социально-психологический климат в коллективе, дает возможность изучать реакции учащихся на внешние воз­действия, что, в свою очередь, помогает выявлять проявление общих закономерностей возрастного развития у каждого уча­щегося и факторы, на него влияющие. Великий разработчик теории коллектива А.С.Макаренко, вопреки бытующему еще мнению о том, что коллектив в его учениях подавляет индивида, уделял огромное внимание индивидуальному подходу, как важнейшему принципу педагогики. Во взаимодействии ребенка и коллектива он видел гармонию развития личности. «Индивидуальный подход к учащемуся заключается в том, чтобы применительно к его индивидуальным особенностям сделать его преданным и достойным членом своего коллектива»(11, Т.5, с.28). Условием для этого А.С.Макаренко считал именно организацию педагогического пространства с помощью методов формирования коллектива, где будут созданы условия, при которых максимально раскрывается потенциал личности. Он указывал на то, что в педагогической практике существует страх перед человеческим разнообразием, который приводит к стремлению «остричь всех одним номером, втиснуть человека в стандартный шаблон, воспитать узкую серию человеческих типов» (11, Т.5, с.353). Как не вспомнить массовую школу с ее стремлением подойти к каждому ребенку однотипно, не особенно вникая в его индивидуальные особенности. Следует отметить, что в современной педагогической теории и практике значительно «потеплело» в отношении создания для ребенка благоприятных условий, предназначенных для реализации его индивидуальной неповторимости. Это личностно-ориентированный подход к воспитанию. Но об этом, в свое время, писал и А.С.Макаренко. «Человек плох только потому, что он находился в плохой социальной структуре, в плохих условиях» (11, Т.5, с.364). Ребенок открыт для добра, и если он капризен, совершает плохие поступки, прежде всего надо посмотреть, а в каких условиях происходит его общение с миром, кто общается с ним и с какой целью. То есть оптимальная организация образовательного процесса призвана минимизировать плохое влияние социума на ребенка.

Трудность индивидуального воспитания состоит в том, что педагогу надо сиюминутно решать сложные педагогические задачи, касающиеся такой тонкой материи, какой является ребенок. Если он пассивен, податлив, излишне терпелив, надо ли это пытаться менять, или, наоборот, оставить все как есть и организовать пространство вокруг него таким образом, чтобы именно эти качества положительно влияли на его становление. То есть мы можем рассматривать индивидуальный подход как создание условий для оптимального развития индивидуальных особенностей ребенка. Создание условий вбирает в себя и социальную детерминацию воспитательного процесса и психолого-педагогическое индивидуальное сопровождение ребенка, и, конечно же, учет его интересов, склонностей, особенностей.

Нельзя не отметить ряд, присущих данной проблеме противоречий. К ним можно отнести следующие противоречия:

- между воспитывающим действием любого воспитательного учреждения и отрицательным влиянием на ребенка сферы свободного общения или семьи;

- между коллективным характером воспитания и необходимостью тонко влиять на каждую личность;

- между требованиями к учету индивидуальных особенностей детей и реальными возможностями учителей-воспитателей;

- между необходимостью осуществления индивидуального подхода и нежеланием индивидуализировать педагогические действия.

На сглаживание, или, наоборот, углубление этих противоречий влияет ряд факторов: общее состояние воспитательной работы, которая до сих пор осуществляется по «остаточному» педагогическому принципу; психолого-педагогическая культура воспитателя, его педагогическое мастерство; умелое соотношение функции коллектива и индивида; принятие ребенка как данности, уважение к нему, как к «партнеру» по воспитанию и пр. Преодоление противоречий поможет построить оптимальный образовательный маршрут для ребенка.

Уровень современных требований к учителям, воспитателям, социальным работникам так высок, что предполагает тонкое понимание ими всех оттенков человеческой личности. Требуется высокий педаго­гический профессионализм в осуществлении воспитательной работы с учащимися. От личности учителя, воспитателя, родителя зависит развитие и определение личности учащих­ся, становление их характеров.

Проблема организации образовательного пространства и построения индивидуального маршрута каждого школьника сегодня актуальна не только потому, что педагогика всегда, и ныне в особенности, уделяет ей большое внимание, но и потому, что на современном этапе чрезвычайно увеличилась роль челове­ческого фактора в общественных отношениях. Педагогика предлагает ребенку занять определенную социальную нишу, что обеспечивало бы гармоничное сочетание индивидуальных особенностей ребенка как субъекта общественной деятельности с потребностями общества. Задача воспитателя состоит в том, чтобы в организации психолого-педагогического сопровождения наиболее целе­сообразно использовать возможности ребенка его силы и способности. Составле­ние полной объективной характеристики на каждого учаще­гося позволяет избегать ошибок в выборе средств организации сопровождения.

Воспитывать и обучать «вообще», всех одинаково — нель­зя. Одинаковы лишь общие цели и задачи воспитания, а кон­кретизация этих методов всегда индивидуальна.

Видный педагог современности Ш.А.Амонашвили говорил, что если воспитатель пользуется различными педагогическими методами без учета и индивидуальных особенностей ребенка, то он уподобляется врачу, который различает лекарства по их цвету и форме, не зная о силе и характере их воздействия на больных.

Изучив личность школьника, учитель может подобрать адекватные полученным знаниям методы педагогической поддержки (О.С.Газман). В систему могут быть включены различные методы из огромного арсенала педагогики. Главным остается максимальное соответствие подобранных методов полученным данным об индивидуальных особенностях конкретного школьника. Только такая формула может помочь школьнику в организации его образовательного маршрута.

В педагогике существует мнение, что педагогическая поддержка школьника происходит в основном во внеучебной деятельности, что подтверждается практикой работы учителей. Безусловно, в досуговом пространстве гораздо больше возможностей сопровождения ребенка. Но, если коллективу учителей присуще понимание индивидуального подхода как психолого-педагогического феномена, то предоставляется возможность расширения рамок организации индивидуального маршрута, выход его за пределы досуга в учебное пространство.

Педагогическая поддержка ребенка строится на знании его индивидуальных особенностей и где-то еще на интуиции учителя. В ее основе лежит прогнозирование - предвосхищение поступка ребенка. Педагогическая поддержка должна уже в силу своей характеристики являться частью профессиональной деятельности учителя. А, следовательно, она направлена на создание условий для гуманистического взаимодействия школьника с окружающим миром, на развитие познавательных процессов школьника, на использование его индивидуального потенциала. Немалое место в организации педагогической поддержки принадлежит здоровью ребенка. В современной педагогической практике значительное место уделяют здоровьесберегающим технологиям, направленным на поддержание здоровья ребенка. Учителю необходимо научиться различать те обстоятельства, которые могут воздействовать на ребенка, обусловливая его поведение. Какие обстоятельства могут влиять на определенное поведение ребенка, мешающее построению его индивидуального маршрута, или, наоборот, помогающему усилиям учителя. В качестве таковых могут выступить следующие обстоятельства:

¨ позиция ребенка в системе межличностных отношений. Это очень важное обстоятельство. Если ребенок не принят сверстниками, или более того, отвержен ими, то ему очень трудно найти свое место в классе. Для школьника любого возраста очень важно оценочное мнение окружающих. Низкая оценка может сформировать как неадекватно низкую, так и неадекватно высокую самооценку ребенка. Конечно, он может в силу своего характера быть упорным (или упрямым) и добиваться своего, так сказать, вопреки. Но может быть и второй вариант развития событий – потеря своего «Я», уныние и безразличие к образовательному процессу;

¨ организация деятельности школьника. Это системообразующее обстоятельство, так как именно в деятельности школьник ярче всего проявляет свои индивидуальные особенности. Поэтому очень важно, чтобы деятельность имела смысл для ребенка. Немаловажную роль играет и наличие опыта той деятельности, в которой участвует школьник, поскольку владение опытом деятельности повышает его самосознание, влияет на его активность и дает шанс быть признанным в коллективе класса.

¨ нравственные поступки. Нравственность - признанное мерило общественного «лица» индивида. Поведение ребенка во многом определяется нравственными коллизиями, в которых он находится и которые отзываются в его душе и соответственно на его поведении. К таким коллизиям можно отнести ссору ребенка с близкими людьми, их несправедливая оценка событий или поступков, участником которых он являлся. Это может быть какой-то непристойный или страшный случай, невольным участником которого стал ребенок. Даже страшный сон нравственного содержания может повлиять на нравственное поведение ребенка.

¨ оценка действий ребенка со стороны взрослых. Значимость такой оценки возрастает с приходом ребенка в школу. Изменение социального статуса, наличие ожиданий успеха могут в значительной степени поддержать ребенка в освоении образовательного маршрута. Учитель выступает неким гарантом справедливости подобной оценки. Именно на его оценку ориентируется школьник. Если учитель демонстрирует доверие к ребенку, позитивную оценку его мыслей и поступков, то в основе своей, это формирует ответную позицию и является мощным обстоятельством участия ребенка в построении индивидуального образовательного маршрута.

Данные, полученные в ходе педагогического мониторинга, учет обстоятельств, влияющих на поведение ребенка, позволяют учителю составить программу психолого-педагогического сопровождения школьника. Реально понимая, что индивидуальный образовательный маршрут, предполагающий овладение каждым школьником выбранной образовательной программой не может в силу объективных обстоятельств быть составлен, мы понимаем, что программы должны быть направлены, прежде всего, на преодоление трудностей, возникающих у школьника в ходе овладения знаниями, умениями и навыками в образовательном и воспитательном пространстве. Подобные программы психолого-педагогического сопровождения могут включать следующие блоки: теоретический; информационный; блок успеха; деятельностный; аналитический.

Теоретический блок. Для того чтобы программа максимально удовлетворяла потребности школьника, учителю необходимо при ее составлении опираться на систему теоретических психолого-педагогических знаний. Это очень важное обстоятельство. Практика показывает, что зачастую учителя берутся за разработку инновационных программ, не владея набором необходимых для этого знаний. Пренебрежение к педагогике, психологии, частным методикам влечет недобросовестность в их подборе, и в итоге вместо реальной помощи, ребенок получает еще одну порцию обид от учителя. Действенность теоретических психолого-педагогических знаний обеспечивается наличием профессионального убеждения в необходимости их получения. Именно наличие убеждений толкает учителя на поиск оптимальных путей становления личности школьника. Важнейшим условием формирования профессиональных убеждений является постоянное знакомство учителей с новыми педагогическими и психологическими идеями, возникновение коллективной профессиональной заинтересованности в той или иной идее. Именно возникновение новых, ярких педагогических идей привело значительную часть учителей-практиков к необходимости психолого-педагогического сопровождения ребенка. Правда следует отметить, что современный «рынок» педагогической и психологической литературы разнообразен и многолик. Зачастую практикам трудно ориентироваться в массе рекомендуемых идей. Многих теория отпугивает, они считают ее «мертвой» наукой. Другой части учителей присущ снобизм и высокомерие. Они считают, что опыт их профессиональной деятельности способен восполнить теоретические пробелы. Но еще К.Д.Ушинский предупреждал практикующих учителей о том, что педагогическая практика без теории сродни знахарству и в своей знаменитой статье «О пользе педагогической литературы», писал: «Педагогические меры и методы воспитания очень разнообразны, и только знакомство со всем этим разнообразием может спасти воспитателя от той упрямой односторонности, которая, к несчастью, слишком часто встречается в педагогах-практиках, не знакомых с педагогической литературой». (22, Т.1. С.146). Слова К.Д.Ушинского подтверждают мысль о том, что теория всегда в педагогике была необходима для осуществления качественных практических действий. Активизирует познавательные интересы учителей их активность в самообразовании. Самообразование представляет собой систему, включающую постоянную познавательную деятельность учителей по овладению педагогической теорией, элементами передового педагогического опыта, направленную на профессиональное самосовершенствование. Таким образом, овладение теоретическими знаниями, их систематизация, анализ и вычленение главных идей способствует составлению программы психолого-педагогического сопровождения школьника, максимально учитывающей его индивидуальные интересы, потребности и способности в преодолении трудностей.

Информационный блок. Для построения программы психолого-педагогического сопровождения необходимо знание учителем индивидуальных особенностей школьника, причин его жизненных затруднений, нравственных коллизий, участником которых он является. Речь идет, прежде всего, о сборе информации о каждом школьнике. В основе подобных знаний лежит владение учителем методами диагностики. В переводе с греческого языка диагностика означает «распознание». Диагностика – это не только фиксация полученных данных о школьнике. Это, как описано нами выше, анализ и оценка этих данных, «распознание» из полученной информации тех ценных сведений, которые, в конечном счете, и определят организационную и содержательную направленность программы сопровождения. Анализ полученных данных направлен в первую очередь на установление причинно-следственных связей между условиями жизнедеятельности ребенка и результатами его обученности и воспитанности. Выбор методов диагностического исследования зависит от целей диагностики. Главное, чтобы в обработанном виде эта информация позволила получить учителю полезные для школьника результаты.

Блок успеха. В реализации этого блока программы учителю предлагается в своих действиях опираться на уже имеющийся жизненный опыт ребенка. Это позволит ему организовывать такие педагогические ситуации, где наличие опыта делает ребенка более уверенным в их решении. Особенно полезно, если фрагменты опыта были успешны для ребенка. Создание позитивных ситуаций продвигает школьника к осознанному выбору действий. Ситуация успеха важна для ребенка. Она дает ему уверенность, что его жизненные неприятности проходящее явление. Этому способствуют приемы, которые учитель может использовать при составлении программы сопровождения. К примеру, очень действенным является прием, при котором учитель, очень важный на данный момент для ученика человек, обращается к своему жизненному опыту. А в этом опыте, безусловно, были моменты, когда он не справлялся с ситуацией, имел какие-то отрицательные результаты, нарушал какие-то правила. Обсуждение опыта учителя, его анализ и оценка придают уверенность школьнику в том, что все преодолимо при условии приложения своих собственных сил. Совместно с учителем школьник может выбрать свой индивидуальный маршрут, определяющий его поведение в перспективе. Ситуация успеха помогает обдуманно сделать этот выбор.

Деятельностный блок. «Личность формируется в деятельности». Кто не знает этот педагогический постулат. Формируя программу психолого-педагогического сопровождения, учитель определяет те виды деятельности, в которых наиболее ярко раскрывается индивидуальная сущность ребенка. Деятельность должна создавать ситуацию успеха для него. Любая деятельность имеет структуру, которая включает: мотивы деятельности, способы и приемы деятельности, цель и результат. Для учителя, организующего индивидуальную деятельность школьника необходимо выявить потребности школьника в том или ином виде деятельности, подобрать необходимые приемы ее организации. Но, прежде всего, конечно нужно поставить цели. И они должны «работать» на опережение. То есть планка планируемого результата может значительно превышать реальные возможности ребенка. Это лишь «подстегнет» его в достижении намеченного, поскольку перспектива, стоящая перед ребенком, значительно расширяет горизонты его деятельности. Цель выступает в образе планируемого результата. Учителю необходимо четко осознавать, что именно он хочет получить в реализации намеченных целей. Главной «лакмусовой бумажкой» в достижении целей выступает рефлексивная деятельность ребенка. Если участие в деятельности основано на использовании социального опыта ребенка, то подвести его к вопросам рефлексивного свойства возможно и нужно. Такой самоанализ своей деятельности помогает ребенку освоить новый для него опыт деятельности, который становится его личным, социальным опытом.

Аналитический блок. Любые организованные действия учителя по отношению к ученику нуждаются в постоянном анализе. И уже конечно, программа психолого-педагогического сопровождения школьника нуждается также в постоянном соотношении действий и результатов. Анализ реализации программных установок может быть промежуточным и итоговым.

Цель педагогического анализа заключа­ется в том, чтобы обеспечить глубину познавательного аспекта взаимодействия учителя и ученика и содействовать на основе этого его личностному развитию. В основе анализа лежит выявление причин, приведших к определенным результатам, полученным в ходе педагогической диагностики, установление причинно-следственных связей.

Осуществление педагогического анализа можно разделить на несколько этапов:

1. Определение цели анализа;

2. Определение путей его реализации (по ко­нечным результатам деятельности школьника);

3.Расчленение целого, полученного в ходе анализа на части,
характерные для этого целого. К примеру, если анализируется деятельность ребенка, то ее необходимо разбить на действия и каждое действие проанализировать соответственно целостной характеристике этой деятельности. Эти действия могут быть такими:

· оценивание каждой анализируемой части. С этой целью описывается полученный результат, выявляется его динамика и положительные и отрицательные факторы, повлиявшие на изменения;

· установка связи между частями и каждой части с целым через
количественную и качественную их оценки.

· общее заключение об итогах реализации программы психолого-педагогического сопровождения в целом;

· формулировка первоочередные проблем, целей и задач на новый период взаимодействия учителя и ученика, позволяющий корректировать или намечать новые индивидуальные маршруты.

Таким образом, реализация всех блоков программы позволит учителю осуществить поставленные цели и на основе анализа наметить дальнейшие перспективы работы со школьником.

Все продвижения ребенка по маршруту полезно фиксировать и предъявлять результаты самому школьнику, его сверстникам и родителям. Такие действия могут значительно усилить ситуацию успеха для ребенка и содействовать его более активному участию в реализации намеченных планов. В качестве технологического инструмента таких действий, хотим предложить составление «индивидуального портфолио» на каждого школьника, включенного в маршрут. Портфолио – это своеобразный портфель, куда «складываются» все достижения школьника. Важно ничего не упустить. Даже незначительная победа, или результат, может быть, простой с точки зрения учителя деятельности школьника, должен найти отражение в портфолио.

Основная цель формирования портфолио - увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте.

Она конкретизируется задачами, призванными поддерживать интерес у школьника к ведению портфолио:

 

В области обучения:

· поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

· развивать познавательные процессы школьника (внимание, память, мышление и др.)

· поощрять их активность и самостоятельность, расширять
возможности обучения и самообучения;

· развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной)
деятельности учащихся;

· формировать умение учиться - ставить цели, планировать
организовывать собственную учебную деятельность.

В области воспитания:

· поддерживать самооценку школьника;

· предъявлять школьнику его достижения;

· способствовать развитию самобытности каждого ученика;

· содействовать нахождению своей «ниши» в коллективе сверстников;

· развивать индивидуальные особенности школьника;

· показывать ученику возможности его творческого роста.

Т.Г. Новикова отмечает, что у портфолио есть следующие функции:

1. Диагностическая - фиксирует изменения, и рост ученика за
определенный период времени;

2. Целеполагания - поддерживает учебные и воспитательные цели;

3. Мотивационная - поощряет результаты учащихся, учителей и родителей;

4. Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых школьниками и учителями работ;

5. Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения и воспитания от года к году;

6. Рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений, которыми овладели школьники за определенный период.

Обобщая вышеназванные функции, можно с уверенностью сказать, что портфолио является современным эффективным способом фиксации индивидуального роста школьника, демонстрации его достижений в учебно-воспитательном процессе. Школьник получает возможность проводить анализ процесса и результата собственного развития, наблюдать наиболее эффективные направления, а значит, и проектировать собственный, индивидуальный путь в учебной и внеучебной деятельности. Портфолио может состоять из разных разделов, в которых могут найти отражение результаты деятельности школьника. Неважно, как они будут называться. Важно лишь то, что каждое его достижение должно быть зафиксировано.

Предлагаем строить содержание портфолио школьника по следующим направлениям.

«Портфолио документов»

Это своеобразный портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Этот раздел предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио, но при всех положительных характеристиках, имеет ряд ограничений. Они выражаются в том, что портфолио этого типа дает представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.

В «портфолио документов» ученик представляет сертификаты официально признанных на международном, федеральном, региональном, муниципальном уровне конкурсов, соревнований, олимпиад, документы об участии и грантах, об окончании музыкальных или художественных школ, сертификаты о прохождении тестирования и т.п. Список представленных подтверждений может выглядеть таким образом:

 

· данные медико-психолого-педагогического тестирования ребенка при поступлении в первый класса. Результаты диагностики заносятся специалистами в специально отведенную графу. Отметим, что данная информация вносится только с согласия родителей. В течение обучения в школе она может изменяться, что обязательно должно отражаться в портфолио. Ответственность за использование такой информации несут родители, дающие согласие на заполнения такой графы; · дипломы, грамоты, свидетельства и другие документы, подтверждающие достижения ученика на классном, школьном, городском, республиканском, российском, международном уровнях представляются в виде копий; · данные мониторинга результативности учебной деятельности заносятся только классным руководителем и заверяются печатью учебного заведения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1043; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.