Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность педагогических технологий




Тезаурус темы

Анализ - мыслительная операция, позволяющая субъекту мысленно расчленить целое на части.

Дедукция – путь от общего знания к частному.

Диагностика – система деятельности по изучению состояния психолого-педагогических условий развития личности.

Знания – результаты процесса познания действительности, отражающиеся в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, гипотез, принципов, закономерностей и т.д.

Индукция – исследование частных явлений и на их основе обобщение и переход к общему.

Критерий оценки – разработанная мера соотношения созданного продукта и идеального образа.

Навыки - способность выполнять какую-либо деятельность автоматически.

Обученность – уровень и качество знаний, умений и навыков школьников, способность к постоянному поиску новых знаний; состояние и сформированность учебной деятельности.

Педагогический мониторинг – изучение и контроль изменений, происходящими в педагогическом поле.

Педагогическое прогнозирование – предвидение изменений, происходящих в педагогических явлениях, процессах, личностях.

Портфолио - современный эффективный способ фиксации индивидуального роста школьника, демонстрации его достижений в учебно-воспитательном процессе.

Прогнозирование - специально организованный комплекс научных исследований, направленных на получение достоверной опережающей информации о развитии соответствующих педагогических объектов или явлений с целью оптимизации учебно-воспитательной деятельности.

Ранжирование – упорядочивание оцениваемых сведений с помощью рангов.

Умения – способность личности выполнять определенную деятельность на основе имеющихся знаний.

 

Глава 5. Современные технологии в образовательном процессе

 

Под педагогической технологией понимается некая теоретически обоснованная рациональная совокупность средств и методов, способствующая решению, как широких образовательных целей, так и конкретных задач обучения и воспитания. Слово «технология» состоит из двух частей и в переводе с греческого языка обозначает: «технос» - искусство, мастерство и «логос» - учение.

Понятие технология применительно к образовательным процессам имеет глубокие исторические корни, поскольку необходимость использования особенных приемов, способов взаимодействия практиковались древними философами и педагогами. Основной целью такого взаимодействия было прикосновение к душе, личности ученика. Блестящие примеры такого прикосновения демонстрирует древнегреческий философ Сократ в своих беседах и диалогах. Вопросами педагогического мастерства занимались такие философы, как Платон, Демокрит. В более поздние периоды – Песталлоци И.Г., Д.Локк, Кампанелла К. Я.А.Коменский, написавший известный педагогический труд «Великая дидактика», изложил в ней совокупность технических приемов, позволяющих максимально индивидуализировать воздействие на каждого ученика и получать результаты «основательного» обучения. Он считал, что «…можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием, только тогда его работа будет высокорезультативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем» (8, Т.2. С.199). Известные педагоги современности, такие как К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий, П.П.Блонский занимались поиском способов тонкого прикосновения к личности ребенка.

Много внимания в своей педагогической практике уделял технологиям и А.С.Макаренко. По сути, он ввел понятие «педагогическая техника» и разработал педагогические операции, последовательность которых, по его представлению и наполняла педагогический процесс. Целями такого операционного звена являются:

 

· влияние педагога на коллектив; · влияние педагога на группу и личность; · достижение гармонии во взаимоотношениях всех членов коллектива.

 

В современной педагогической литературе представлен широкий описательный аспект педагогический технологий разными авторами (Г.К.Селевко, В.Ю.Питюков, В.П.Беспалько, В.М.Шепель, В.М.Монахов, М.В.Кларин). Обобщая взгляды этих авторов, можно выделить основополагающие идеи:

¨ педагогическая технология – это содержательная техника, отражающая системную совокупность технологических приемов и средств, используемых для достижения образовательных целей;

¨ педагогическая технология – это методический инструментарий педагогического процесса;

¨ педагогическая технология – это модель взаимодействия учителя и ученика.

По сути, основным субъектом является учитель, его искусство, мастерство создавать совокупности педагогических методов и средств. Алгоритм создания технологических совокупностей может включать следующие компоненты: выбор способов действий; организация условий реализации выбранных способов; выбор средств реализации выбранных способов деятельности.

Понятие «педагогическая технология» можно рассматривать на трех уровнях (Г.К.Селевко):

2. Общепедагогический уровень. Этот уровень характеризует целостный образовательный процесс, включающий дидактические и воспитательные технологии. Он рассматривается в педагогических системах разного уровня. Это могут быть национальные, региональные учебные заведения или определенные системы обучения.

3. Частнометодический уровень. Здесь технология рассматривается как совокупность методов и средств для реализации целей цикла предметов, или одного предмета. В воспитательном поле это может быть технология работы с коллективом, группой.

4. Локальный уровень. В этом уровне выражена технология разных частей учебно-воспитательного процесса. Это решение частных задач обучения и воспитания, формирования личности, воспитание отдельных личностных качеств.

Предложенные уровни представляют систему взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, дающих возможность «технологу» строить каждую технологию сообразно системным законам. Любая система, будь то природная, биологическая, техническая, социальная имеет логику построения, включающую следующие элементы: структуру, функцию, иерархию компонентов с выделением системообразующего компонента. Образовательная система относится к социальному виду, и, следовательно, педагогические технологии, как элементы образовательной системы, могут вполне подчиняться вышеозначенной логике.

Структура педагогической технологии, как любой другой системы, означает определенный порядок для каждого компонента структуры представленной в виде взаимосвязанных компонентов и усиливающей успешность действий учителя в силу своей органичности и системности. Представим структуру педагогической технологии в виде следующих компонентов:

1. Построение концепции обучения и воспитания. Использование технологических элементов обучения и воспитания должно в целом исходить из философского, психологического, социального определения насущных образовательных целей. Без теоретического, научного обоснования не выстроить адекватной технологической модели. В соответствии с нашим пониманием целей образования, основным элементом является выделение условий организации гуманистического пространства, в котором подобранные учителем техники будут «увязаны» в систему и, следовательно, приносить проектируемые педагогические плоды.

2. Определение цели конкретных педагогических операций. Современная воспитательная парадигма строится на психолого-педагогическом сопровождении ребенка, на выборе им своего индивидуального образовательного маршрута. Это требует от учителя четкой и строгой постановки, как общих целей образования, так и конкретных, реализующих этапы выбранных маршрутов, задач, реализующих конкретные педагогические действия в отношении каждого школьника.

3. Содержание технологии. Этот компонент определяется предыдущими компонентами и зависит от конкретных педагогических условий, в которых протекает процесс обучения и воспитания. Это может быть «технология содержательного обобщения В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина», «Технология поэтапного формирования умственных действий Л.С.Выготского», «технология игры», «технология поручения», «технология коллективного дела» и т.д. В реализации данного компонента большое значение имеет наличие умений у учителя соотносить содержание разнообразных технологий с возрастными и индивидуальными особенностями школьников. Следует понимать, что любые предложенные техники для младшего школьника и старшего школьника реализуются в разных условиях и с разной долей их самостоятельности в подготовке и проведении разнообразных педагогических действий.

4. Процесс реализации технологии. Этот компонент предусматривает, прежде всего, организацию педагогической технологии. Какие методы, средства использует учитель в применении технологических приемов, как опирается на возрастные, индивидуальные, половые особенности школьника. Безусловно, высокие результаты приносит наличие у педагога умений органично выстраивать такую педагогическую систему, которая включала бы необходимые для прогрессивных изменений элементы педагогических технологий. Реализацию этого компонента можно изобразить в формуле:

 

КТО – С КЕМ – КОГДА – КАК.

Функции педагогической технологии обозначают место каждого компонента в структуре, характеризующего его (компонента), специфическую роль в функционировании и развитии системы. Для педагогических технологий, как системы функциональные характеристики привносят педагогические средства. В формировании педагогических технологий важно функционирование всех средств, используемых в педагогическом процессе: инструментальных, личностных, методологических.

Иерархия компонентов. Все компоненты системы логично выстроены и соподчинены по вертикали. Это может быть выражено во взаимосвязи следующих этапов, знание которых позволит педагогу целесообразнее организовывать необходимое образовательное пространство, системно подходить к выбору намеченных педагогических техник:

Цель. С позиции организации современного учебно-воспитательного процесса, цель должна отражать социальный заказ общества. «Портрет» выпускника, обладающего адаптационными свойствами, готового к творческой деятельности, вот на что нацеливается и с чем связывается цель системы педагогических техник, предназначенных для подготовки такого члена общества.

Выбор педагогической техники. Он связан, прежде всего, с конкретными задачами на определенный период обучения, с конкретными образовательными программами и стандартами, с возрастными особенностями детей и с особенностями организации школьного коллектива. Учитель может выбрать традиционную или инновационную технологию, может сам ее разработать, используя свой профессиональный опыт и особенности школьников. Важно, чтобы это было не единичное мероприятие, а система, целостно отражающая потребности конкретных участников педагогического процесса.

Подготовка к проведению. Этот компонент предусматривает отбор содержания, выбор средств и методов проведения, организационные мероприятия. Можно создать активную «группу содействия», состоящую из школьников, старших ребят, родителей. Подготовка включает и материальные средства – это подготовка необходимой наглядности или компьютерные презентации, или костюмы и различного рода символика для проведения воспитательных мероприятий.

Проведение. Эффективность проведения определяется логично выстроенной целью, правильно отобранным содержанием. Важно четко структурировать используемую технологию. Если это все соответствует намеченному, само проведение будет восприниматься школьниками как СОБЫТИЕ в их жизни.

Анализ. Эффективность проведения любого вида педагогической технологии определяется системой научно-педагогической подготовки ее проведения. Она включает активность школьников, формирование их потребностно-мотивационной сферы, интерес к проведению той или иной формы обучения или воспитания, сочетание интеллектуального, эмоционального и волевого компонентов.

Системообразующий компонент. Выделяется главный компонент, который определяет направленность системы. Изменение этого компонента переводит систему на новый уровень. В педагогических технологиях – это цель. Заданность цели определяет концептуальность педагогической технологии, идеи которой реализуются в содержании, логике построения, подборе необходимых техник.

Системный подход с одной стороны является непременным условием использования педагогических технологий в образовательном процессе, с другой стороны, его наличие является одним из критериев использования педагогической технологии. К другим критериями можно отнести:

· возможность повторения созданной технологии в других педагогических условиях;

· успешность и результативность;

Современная личностно-ориентированная парадигма образования, создание гуманистического пространства требует тщательного механизма отбора ее технологических компонентов. Деятельность педагога во многом определяется наличием умений отбирать адекватные педагогические техники в решении задач обучения и воспитания школьников, способствующие становлению их субъектами образовательного процесса. В ходе практической деятельности учитель может выбирать те педагогические технологии, которые наиболее всего соответствовали бы вышеозначенным критериям.

В применении педагогических технологий большое значение имеет личность «технолога». Важно как учитель владеет собой, своим поведением. Это тем более актуально, что учитель всегда находится в «свете софитов» ребячьих глаз. Из чего же складывается портрет хорошего технолога?

Выразительное лицо. Мимикой учитель должен уметь выразить малейшие нюансы. Подбодрить школьника в его проявлениях. Или, наоборот, показать ему свое осуждение или несогласие с его действиями. Для становления школьника субъектом образования это очень важно, поскольку он, как правило, усваивая жизненные ценности, ориентируется на мимику своего учителя.

Владение речью. Речь должна быть выразительной, четкой, понятной ребенку. Для учителя важно владение умениями моделировать голосом те же нюансы, что и мимикой. Речь может быть как громкой, так и тихой. Все зависит от того, какую атмосферу создал учитель в классе. Школьники, как правило, следуют тому, что им предлагает их учитель. Если учитель разговаривает с детьми тихим голосом, то они воспринимают его речь именно в предложенных голосовых модуляциях. И, наоборот, если речь громкая, эмоциональная, то школьники сами стараются попасть в подобный фон.

Пластика тела. Легкость в движениях, выразительность позы, все должно показывать ученику отношение учителя к его действиям. Опытные учителя знают. Иногда хватает невидимого для других жеста, и школьник успокаивается, или, наоборот, активизируется.

Внешний вид. Эстетика в одежде, вкус в выборе своего образа. Умение изменять образ в соответствии с условиями. Для учителя современной школы это не менее важно, чем владение психолого-педагогическими знаниями и умениями. Школьники любого возраста придают большое значение внешности своего учителя. Они хотят постоянно им гордиться, сравнивают с учителем из другого класса, подражают его внешнему виду.

Таким образом, воспитательная технология, так или иначе, отвечает на вопросы КТО и КАК. Какими качествами должен обладать учитель, «технолог», чтобы содействовать становлению школьника субъектом образования? Как правильно технологично организовать «завтрашнюю радость» ребенка, которую А.С.Макаренко считал важнейшим объектом работы в педагогической технике, чтобы среда пребывания ребенка стала гуманистической? В поле применения педагогических технологий больше вопросов, чем ответов. Но системное понимание педагогических технологий, осуществление личностного подхода к каждому школьнику, формирование гуманистического педагогического пространства, во многом помогут ответить на насущные вопросы, касающиеся изменения личностных качеств ребенка. Этому способствует логично выверенная система педагогических технологий. Следует учитывать, что технологичным может быть как отдельное действие учителя, так и созданная им педагогическая система, применимая к индивидуальному ребенку в индивидуальных условиях. Только такой подход приведет к достижению поставленной цели образования.

В силу специфики педагогического процесса, как многофакторного, длительного, вариативного, нельзя «затехнотизировать» любое действие. Творческий педагог очень бережно, осторожно относится к выбору педагогической техники, помня о том, что технологичным может стать практически каждое его действие, движение.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1135; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.