Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Портфолио результатов деятельности»




«Портфолио результатов деятельности» представляет собой собрание различных творческих и проектных работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в конкурсах; школьных и городских олимпиадах; учебных лагерях, спортивных и художественных секциях; мероприятиях классного, школьного, районного, городского масштаба.

Преимущества данного раздела. Портфолио этого типа дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, развитии индивидуальных качеств. Школьники вносят в этот раздел все свои индивидуальные достижения, происшедшие с ними как в учебном процессе, так и в личностном плане.

Примерный вариант записей в «портфолио результатов деятельности».

 

  · техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание; · работы по искусству. Рисунки, схемы, составление альбомов с иллюстрациями. Дается перечень работ, фиксируется участие в выставках; · другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре. Творческие отчеты по выполненным поручениям. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах. Модели, фотографии, рисунки выполненных заданий, или костюмов, которые подготовил ребенок; видеозаписи его участия или подготовки внеклассного мероприятия и пр.; · элективные курсы (К примеру, курс по выбору «История мировой религии»). Делается запись о названии курса, его продолжительности, форме, в которой проходили занятия; · участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, предмет, время его проведения, достигнутый учеником результат; · спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда и другое.

 

«Портфолио оценки»

«Портфолио оценки» включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками, работниками школы и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результата.

Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и пр.

Преимущества данного раздела. Эта форма портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и в дальнейшем с выбором профильного направления.

В «Портфолио оценки» ученикам предлагается представлять отзывы на творческие работы, исследовательские и другие проекты, участие в концертах, олимпиадах, и самых различных сферах приложения сил. Важной составляющей данного раздела является самооценка ученика, его рефлексия на собственную деятельность. Бывает, что учащийся представляет неплохие результаты по каким-нибудь предметам или в конкурсах, олимпиадах, а выполняет при этом работу с большим нежеланием, о чем часто никто не подозревает. В результате он может получить рекомендации, не способствующие его индивидуальному развитию и достижению значимых для него результатов. Помочь школьнику «найти себя» возможно, используя этот раздел портфолио, где будет представлена саморефлексия ученика на разнообразную выполняемую им деятельность, начиная с учебной и урочной и заканчивая хобби.

Ограничения применения данного раздела заключается в сложности формализации и учета собранной информации. Примерный перечень документов «портфолио оценки»:

 

· заключение о качестве выполненной работы (учебной или внеучебной); · отзыв о работе в творческом коллективе: участие в подготовке и проведении коллективных дел; отчет о выполнении творческих поручений; участие в делах школы, района. Резюме, подготовленное школьником, с оценкой собственных учебных достижений; · эссе школьника, посвященное выбору индивидуальных и коллективных видов деятельности. Его предпочтения и обоснование выбора; · рефлексивные отчеты ребенка об уровне собственной успеваемости проводятся в конце учебного года, по желанию пишутся самостоятельно школьником: · отзывы одноклассников о позиции школьника, его мобильности и активности можно проводить в форме составления определенной анкеты, либо мини-сочинения; · отзывы гостей, других работников школы об индивидуальном участии школьника в какой-либо совместной деятельности; · отзывы родителей о подготовке и участии ребенка в коллективных делах класса, секции, кружках.

 

Оформление портфолио тоже может носить творческий характер. Его можно представить в виде творческого дневника достижений ученика с приложением его работ в виде текстов, рисунков, сочинений, электронных версий, фотографий, видеозаписей. Это может быть папка, куда складывается весь материал, характеризующий школьника. Это может быть оформленный в Интернете сайт. Форма выбирается в соответствии с представлениями учителя и возможностями учеников. К формированию портфолио следует привлечь школьника. Это поможет ему научиться самостоятельно, определять уровень своих достижений в ходе реализации индивидуального образовательного маршрута и следить за его изменением.

Работа по составлению портфолио требует взаимодействия учителей, родителей и учащихся. Учитель должен как можно полнее и конкретнее информировать ученика и родителей о портфолио и возможных путях накопления личных достижений, о проводимых конкурсах, олимпиадах, фестивалях и т.п. Долг родителей контролировать заполнение «Дневника (папки) достижений», помогать своему ребенку, если он в этом нуждается, участвовать в конкурсах, в олимпиадах по тем предметам, которые будут необходимы в дальнейшем, как профильные, координировать свои действия с учителем, чтобы школьник правильно выбрал индивидуальный маршрут дальнейшего обучения.

Портфолио также важен тем, что помогает сразу увидеть, что интересно и важно для школьника, который перешел учиться к нам из другой школы. И, соответственно, учителю придется меньше тратить времени на диагностические процедуры и наблюдения, и более точно выстроить индивидуальную работу с ним, закладывая в индивидуальный план не просто какие-то мероприятия, которые нравятся учителю, а именно те, в которых нуждается этот ученик.

В заключение несколько педагогических советов по работе с портфолио:

¨ Сделайте школьника заинтересованным участников процесса составления портфолио.

¨ Научите его правильно фиксировать свои достижения.

¨ Проведите психолого-педагогическую консультацию с родителями по ценности для ученика портфолио.

¨ Заботясь об учебных достижениях, не упустите нравственные победы.

¨ Старайтесь на первых порах делать портфолио вместе со школьниками, готовя их к самостоятельному заполнению «Дневника (папки) или доски достижений».

¨ Не сравнивайте достижения одного ученика с достижениями другого – они индивидуальны!

¨ Помогите каждому школьнику реализовать свой индивидуальный потенциал.

¨ Следите, чтобы даже маленький успех школьника был отражен в портфолио.

¨ Содействуйте стремлению школьника заполнять свой дневник не ради количества, а ради информации об успешности его участия в жизни школы, семьи, общества.

¨ Рассматривайте портфолио, как проективную методику, помогающую выявить индивидуальный потенциал каждого школьника.

Придерживаясь этих советов, каждый учитель, для которого ясна ценность портфолио, будет активно включать школьников в составление «дневника достижений», формируя у каждого участника способность к самооценке своей деятельности.

Подведем краткие итоги: грамотное проведение педагогического мониторинга во многом определяет содержание и структуру индивидуального образовательного маршрута для каждого школьника с учетом полученных в ходе диагностики, данных на него и составленным прогнозом, учитывающим эти данные. А участие самого ученика в разработке и реализации программы индивидуального маршрута готовит его к жизни в реальном социальном мире.

 

Литература для самообразования

1. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога. М.,2006.

2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб.,2003.

3. Венгер А.Л., Цукерман Н.К. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. Томск, 1993.

4. Вергелес Г.И., Раев А.И. Показатели готовности к профессионально-педагогической деятельности специалиста начального образования. Педагогическая психология /Под ред А.И.Раева. СПб.,1999. С.147-148)

5. Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. /Ред.-сост. А.Н.Тубельский, А.О.Зверев. М.,2002.

6. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.,2001.

7. Диагностика учебно-воспитательного процесса и опытно-экспериментальной работы школы. СПб.,1995

8. Зверева В.И. Аттестация \\ Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестируемых учителей. М.,1998.

9. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения. М.,2008.

10. Зубов Н. Как руководить педагогами: пособие для руководителей образовательных учреждений. – М..2003.

11. Макаренко А.С. Соч. в 7т. Т.5. М.,1958.

12. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе. М.,2002.

13. Морозова Т.В. Диагностика успешности учителя. М.,2003.

14. Мудрик А.В. Социализация человека. М.,2004.

15. Николаева М.В. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы.//Начальная школа. 2006, № 9.

16. Орлова Т.В. Управление образовательными системами. М., 2006.

17. Педагогическая поддержка ребенка в образовании / под ред. В.А.Сластенина, И.А. Колесниковой. М., 2006.

18. Петрова Л.И. Портфолио как отражение индивидуальных достижений младшего школьника.//Процессы модернизации отечественного образования. Материалы Х1У Международной конференции «Ребенок в современном мире». – СПб.,2007.

19. Петрова Л.И. Преподавание курса «Психолого-педагогическое сопровождение младшего школьника» в свете требований Болонского процесса.// Подготовка учителя начальных классов с высшим образованием: опыт и проблемы /Под ред.Г.И.Вергелес. СПб.,2007

20. Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе. – М.,2003.

21. Управление качеством образования /Под ред. М.М.Поташника. М.,2000.

22. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы //Избр. пед. соч.: В 2т. М., 1953. Т.1

23. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельный подход. М., 2007.

24. Шамова Т.И.,Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами. М., 2007.

25. Ясницкая В.Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика. М.,2004.

 

Задания для творческого исполнения

 

1. Вы хотите спрогнозировать профессиональную деятельность учителя. Для этого воспользуйтесь структурой программы прогнозирования и разработайте по каждому параметру диагностические методики:

¨ Оценка деятельности учителя:

- посредством опроса учеников;

- с помощью внутришкольного контроля.

¨ Самооценка профессиональной деятельности учителя.

2. Всем педагогам известно высказывание К.Д.Ушинского о том, что

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». С чем же, на ваш взгляд, связано такое положение в практике работы учителей школ:

- или диагностируют всех школьников, не особо заботясь о правильности подбора методик и их соответствия поставленным задачам;

- или, наоборот, учителя боятся диагностировать школьников настолько, что просят письменное разрешение у родителей.

3. Сделайте подборку из Интернет-источников о современных проблемах диагностики личности, явлениях, процессах. Воспользуйтесь следующей структурой: Проблема-Источник – Предложения по решению проблемы.

4. Составьте индивидуальную программу психолого-педагогического сопровождения. Придерживайтесь следующих этапов:

 

А. Теоретический блок: ( подбор необходимой литературы для составления программы с выходными данными)

Б. Информационный блок: Диагностика факторов, влияющих на состояние ребенка (обстоятельства, деятельность, оценочное отношение окружающих, жизненные коллизии, самооценка). Определение индивидуальных черт (особенностей), влияющих на состояние личности ребенка. С этой целью разработайте один из методов изучения личности ребенка (на выбор: индивидуальная беседа, анкетирование и др.).

В. Блок успеха: Создание специально организованных позитивных педагогических ситуаций успеха (методы и приемы педагогического взаимодействия) – не менее трех.

Г. Деятельностный блок:

1. Использование содержательного компонента педагогической поддержки (поддержка здоровья и физических сил ребенка; поддержка интеллектуального развития; поддержка ребенка в области общения; поддержка семьи ребенка)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.