Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Участие учителя в методической работе школы 1 страница




Системный подход к образовательному процессу обусловливает понимание методической работы как системного образования. Следовательно, большое значение для успешного функционирования данной системы имеет сплоченный и успешно функционирующий педагогический коллектив. Зависимость участия каждого члена коллектива в методической работе очевидна. От профессионализма учителей, владения традиционными и инновационными технологиями зависит результат образования в целом. Необходимость постоянного повышения своего профессионального уровня присуща педагогу как профессионалу. Методическая работа обеспечивает эту потребность. Участие учителя в ее организации и проведении заключается в особых действиях, направленных на повышение педагогического мастерства, как отдельных членов педагогического коллектива, так и всей школы в целом. Сложность методической работы требует, чтобы ее организация осуществлялась на основе единых принципов, которых необходимо придерживаться педагогическому коллективу каждой школы, каждому учителю.

К ним можно отнести:

Принцип научности. Основной целью методической работы является повышение профессионального уровня и педагогической компетентности учителей. Естественно предположить, что это возможно лишь при условии научности тех знаний, которые получают учителя в ходе повышения своей профессиональной квалификации. Реализация принципа научности направлена и на овладение учителями методов науки, на обучение их самостоятельно добывать новые знаний. Системный подход к изучению нового обеспечивает квалифицированное его усвоение и реализацию в практической деятельности.

Принцип системности. Этот принцип реализуется в четкой структуре методических объединений, в логике и последовательности их работы. Главным в его реализации выступает выделение основополагающих идей методической работы школы и установление разноуравневых связей между ними. Безусловно, принцип системности предполагает соответствие получаемых знаний учителями школы их особенностям и возможностям.

Принцип коллегиального сотрудничества. Специфика школы как особой системы, в основе управления которой лежит принцип сочетания единоначалия и коллегиальности, усиливает ценность этого принципа. Этот принцип требует создания творческой атмосферы взаимопонимания и уважения к индивидуальным особенностям каждого члена школьного сообщества. Совместное стремление членов коллектива к овладению новыми психолого-педагогическими знаниями делает работу методических объединений и советов, конструктивной. Так, одни учителя могут делать обзоры психолого-педагогических новинок, вторые выступать с анализом инноваций, планируемых в школе, третьи с анализом учебно-воспитательного процесса и т.п.

Принцип учета индивидуальности учителя. Важнейший принцип методической работы, помогающий «увязать» коллективные требования и индивидуальные предпочтения. Для руководителя образовательным учреждением чрезвычайно важно знать особенности характера каждого учителя, наличие творческого потенциала, потребностей в получении новых знаний и возможностей и добывания. Только такое глубокое знание членов школьного сообщества сделает методическую работу в школе неформализованной и обеспечит развитие школы.

Успешность организации и проведения методической работой в значительной мере зависит от того, школа выполняет условия, способствующие ее эффективному развитию. К подобным условиям можно отнести следующие:

¨ Планирование методической работы должно соответствовать анализу работы школы за предыдущий период и отражать задачи школы на последующий период;

¨ Поддержка руководителями образовательных учреждений деловой, творческой атмосферы в коллективе;

¨ Наличие постоянного интереса к методической работе со стороны директора школы и его заместителей;

¨ Поощрение творческих, инициативных учителей, принимающих активное участие в методической работе;

¨ Соотношение индивидуальных и коллективных интересов членов школьного сообщества в проведении методической работы;

¨ Постоянное представление передового педагогического опыта учителей школы, как коллективу самой школы, так и представителям органов управления образованием.

В сфере нашего интереса – участие учителей школы в организации и проведении методической работы в школе. В этом контексте и будем рассматривать предложенные условия.

Планирование работы методических объединений, методических советов, педагогических советов школ очень важный элемент во многом определяющий результативность методической работы. Планирование работы этих структурных компонентов может осуществляться по основным направлениям годового плана школы, а может идти по основным видам деятельности. Приведем в качестве примера несколько, наиболее значимых видов методической деятельности, включенных в план методической работы школы:

1. Организационно-методическое обеспечение системы повышения квалификации педагогического коллектива:

· изучение информационных потребностей и запросов в повышении квалификации и приобретении дополнительной педагогической специальности;

· создание Банка информации об уровне и содержании курсовой подготовки педагогов;

· разработка комплексных и индивидуальных программ повышения квалификации педагогов;

· информирование педагогического коллектива об образовательных возможностях различных учреждений повышения квалификации (содержание учебных программ и планов, сроках, стоимостях обучения и т.п.);

· оформление заявки и договоров на повышение квалификации и переподготовку педагогических работников школы;

· организацию семинаров, лекториев, консультаций, практикумов, стажировок и других форм обучения педагогов в межкурсовой период на базе образовательного учреждения;

· изучение результативности повышения квалификации и методической учебы, коррекция программ профессионального роста учителя и руководителя на основе полученных данных.

 

2. Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса:

· изучение информационных потребностей и запросов на педагогическую информацию по актуальным проблемам организации образовательного процесса;

· создание Банка педагогической информации и организация обслуживания учителей на основе имеющейся в нем информации;

· формирование информационной культуры педагогического коллектива;

· обучение Интернет-технологиям и самостоятельному поиску необходимой педагогической информации;

· выпуск методических журналов, бюллетеней и т.п. по актуальным проблемам, широкое освещение передового опыта;

· создание школьной медиатеки для учителей и учащихся;

· сбор, экспертиза, системная обработка педагогического опыта.

 

3. Организация диагностических исследований:

· определение содержания и направленности диагностических исследований. Разработка программы педагогического мониторинга;

· создание службы мониторинга из числа наиболее опытных учителей;

· создание банка диагностических методик и измерителей;

· осуществление комплексной диагностики профессионализма педагогов и управленческих кадров;

· создание банка статических и отчетных материалов по итогам диагностических исследований;

· коррекция деятельности педагога и руководителя на основе полученных данных.

План методической работы должен быть конкретным, с ясными и понятными коллективу целями, планируемыми результатами. Форма плана не так важна, как содержание, но и она принимается коллегиально на заседании методического совета школы. Мера участия в планировании методической работы учителей школы определена задачами методической работы и направлением профессиональной деятельности каждого учителя. К примеру, учителя начальной школы, образующие методическое объединение, могут на основе изучения ситуации в классах представлять свои предложения для реализации методической темы.

Поддержка деловой и творческой атмосферы в коллективе. Это состояние обеспечивается включением всех учителей в методическую работу школы. Подобное можно осуществить путем создания временных творческих или аналитических групп. Для управления важным становится учет индивидуальных особенностей каждого учителя. Создание благоприятного климата очень трудная и не всегда решаемая управленческая задача, поскольку школа является специфическим коллективом с преобладанием женского начала. Учителя нуждаются в понимании их индивидуальных проблем, в поддержке их творческих инициатив. В противном случае, пассивность кадров обеспечена, и управленец может остаться один на один с проблемами методического характера.

Наличие постоянного интереса к методической работе со стороны директора школы и его заместителей. Системный подход к управлению методической работой школы предполагает, прежде всего, системные действияуправленческого состава школы, директора и его заместителей. Заинтересованность в качестве методической работы должна реализовываться в непосредственном и активном участии руководителей школы в реализации целей методической работы. Это не означает, что директор, наряду со своими административными и педагогическими обязанностями, должен непосредственно заниматься организацией работы методических объединений или методического совета. Если в школе хорошо реализуется функция планирования, директор и его заместитель, непосредственно курирующий методический комплекс школы, на совещаниях и других формах активного взаимодействия с коллективом школы, старается быть в курсе реализации запланированных мероприятий. Особенно важна роль руководителей в выборе, обосновании и представлении методической темы школы. Именно от того, как будет представлена тема и доказана ее актуальность зависит качество работы всех звеньев школы над ней. Доверие коллектива учителей к своим руководителям обусловливает психологическую готовность к совместной творческой работе над методической темой.

Поощрение творческих, инициативных учителей, принимающих активное участие в методической работе. Это очень важное условие эффективности методической работы школы. Учителя, члены методических объединений и советов принимают участие в различных видах деятельности методического характера, влияющих на их профессиональное становление. Но при этом, не надо забывать, что учебно-воспитательная нагрузка учителя достаточно велика и выполнение им своих профессиональных обязанностей отнимает много сил и времени. Поощрение активности членов педагогического коллектива содействует их творческой самоорганизации и стремлению совершенствовать формы и методы методической работы, как отдельных звеньев, так и всей школы в целом.

Соотношение индивидуальных и коллективных интересов членов школьного сообщества в проведении методической работы. Это очень важный механизм в использовании творческого коллективного труда. В его основе лежит привлечение активных учителей к управлению методической работой. Если учитель становится соучастником управления, то его интерес к методической работе возрастает. Здесь реализуется один из важнейших принципов управления – делегирование полномочий. Директор и его заместитель делегирует часть управленческих полномочий, председателю методического объединения, наделяя его не только ответственностью за планирование и проведение заседаний методических объединений, но и повышенными в сравнении с членами коллектива школы, правами в реализации основных целей методической работы.

Постоянное представление передового педагогического опыта учителей школы. Значительно расширяет границы методической работы школы постоянное ознакомление членов коллектива с передовым педагогическим опытом. Это могут быть новации признанных классиков педагогики, а могут быть и методические разработки учителей школы, представляющие интерес в свете реализации целей методической работы. Это важнейшее условие эффективности проведения методической работы школы.

Обобщая вышеизложенное, хочется еще раз подчеркнуть, что выполнение условий только тогда обеспечит качественную методическую работу в школе, когда все его части будут взаимосвязаны между собой, будут составлять системную цепочку, начинающуюся с планирования и заканчивающуюся распространением передового педагогического опыта. Подобная цепочка системных управленческих действий реализуется, прежде всего, в деятельности методических объединений разных звеньев школы.

Основной задачей работы методического объединения является профессиональное совершенствование учителей школы. Собственно вся работа этого органа направлена на то, чтобы каждый учитель, входящий в методическое объединение имел возможность оттачивать свое профессиональное мастерство через различные формы работы объединений. Обычно в школе существуют следующие методические объединения: методическое объединение учителей начальной школы; методическое объединение учителей гуманитарного цикла; методическое объединение учителей естественно-математического цикла; методическое объединение учителей иностранного языка (если школа имеет подобный профиль). Их можно объединить в структуру методической службы школы:

Методическая тема школы
Методический совет
Педагогический совет
Метод.объединение (кафедра) учителей гуманитарного цикла
Метод.объедине ние учителей начальных классов
Школа наставников
Метод.объединение (кафедра) учителей естест.мат.цикла
Директор школы
Заместители директора
Председатели Метод.объед.
Творческие подвижные группы

 

 


Схема 23. Структура методической службы школы

 

Охарактеризуем работы этих объединений. Начнем с характеристики методического совета, как органа обобщающего работу остальных объединений.

Методический совет – координационный методический орган школы. Основная идея его работы заключается координации работы методических объединений по направлениям деятельности школы и в решении вопросов преемственности между разными звеньями школы.

Одним из важнейших направлений методической работы школы является работа над методической темой. Методический совет, проанализировав состояние школы и меру выполнения обязательств по реализации предыдущей методической темы, или ее первой части, создает программу по работе школы в русле новой (или продолжения старой) методической темы. Тщательно разрабатываются основные направления деятельности учеников, учителей и родителей. Создается «портфель» методических документов, включающий диагностический инструментарий, краткосрочные и долгосрочные прогнозы и программы внедрения разработанных элементов методической темы, включающие сроки, ответственных и формы отчетности о результатах внедрения. Методический совет берет на себя также задачи, связанные с повышением квалификации учителей школы. Именно в ходе его заседаний вырабатывается единая стратегия расширения профессионального уровня членов педагогического коллектива. Также этот орган занимается вопросами стратегического характера по внедрению инноваций в деятельность школы. Здесь роль Методического совета школы достаточно велика. Члены совета проводят экспертизу предполагаемых нововведений, анализируют и представляют анализ в обобщенном виде всему педагогическому коллективу. Это делается мотивированно и представляется членам педагогического коллектива или в ходе заседания методического совета, или на заседаниях локальных методических объединениях. В случае если новация готовится к внедрению в данной школе, члены Методического совета оказывают методическую помощь в реализации инновационных методик. Значительное место в деятельности Методического совета занимает курирование председателей методических объединений. Они автоматически входят в состав совета, куда кроме них входит руководство школы и представители творческих инициативных учительских организаций. Положение о создании Методического совета и утверждении его функций принимается на Педагогическом совете школы и утверждается директором школы. Очень важно, чтобы работа этого органа строилась открыто и вся отчетность проводилась на принципах гласности. План работы Методического совета должен быть представлен вниманию членов коллектива. Он может находиться на специально оформленной Доске информации, посвященной методической работе школы.

Методический совет должен регулярно отчитываться перед всем коллективом школы. Это может происходить в ходе Педагогического совета, или заседания Совета школы, или специального отчетного собрания Методического совета, на который приглашаются все члены коллектива.

Методическое объединение учителей начальных классов. В это объединение входят учителя начальных классов, работающие по программам 1-3 и 1-4. Традиционно заседания методических объединений проходят один раз в месяц. Вопросы, которые на них решаются «увязаны» с планом работы Методического совета и годовым планом работы школы. Составляется план работы методического объединения на учебный год. Итого 9 занятий. Вопросы, решаемые на заседаниях методического объединения условно можно разделить на два блока: первый включает вопросы развития учеников в свете приоритетных направлений образования. Второй блок посвящен вопросам совершенствования мастерства учителей начальных классов. Для учителей, участвующих в работе методического объединения важно представлять подготавливаемые материалы с учетом реальных процессов, проходящих в начальных классах. Если изучается какая-то психолого-педагогическая проблема (в свете расширения знаний и повышения квалификации), то полезно провести в классах диагностики, дающие возможность «живого» восприятия предложенных проблем. На заседаниях обсуждается график внутришкольного контроля. В качестве постоянного вопроса на всех заседаниях рассматривается степень работы над методической темой и ее результативность. Полезно, чтобы для этого создавались творческие инициативные группы учителей (при условии, если начальная школа большая). В начальной школе, как в любом другом звене школы есть темы, приоритетные для обсуждения. К таким можно отнести следующие направления деятельности начальной школы:

· взаимодействие учителя и учеников на гуманистической основе;

· развитие творческих способностей младших школьников;

· развитие познавательных процессов младших школьников;

· использование компьютерных технологий в обучении;

· формирование положительной мотивации к обучению;

· разработка индивидуальных образовательных маршрутов с учетом индивидуальных особенностей младших школьников и социальных потребностей общества;

· разработка адаптационных программ для будущих первоклассников, снижающих порог страха и агрессии;

· нахождение новых форм взаимодействия с семьями школьников, учитывающих явную дифференциацию общества.

Основной же интегральной линией современного обучения и воспитания младшего школьника является формирование у него потребности стать субъектом образования.

Методическое объединение учителей гуманитарного цикла. Как правило, в эти методические объединения входят учителя русского языка и литературы и учителя иностранного языка (если школа не является языковой). Приоритетными направлениями в работе этого объединения являются следующие направления:

· обучение русскому (или иностранному) языку с учетом индивидуальных особенностей познавательных процессов школьников;

· развитие монологической и диалогической речи на уроках русского языка и литературы;

· практическая направленность русского языка;

· использование развивающих технологий на уроках русского языка и литературы;

· развитие орфографической зоркости на уроках русского языка;

· формирование прочных орфографических навыков;

· формирование интереса к чтению;

· формирование аналитических умений школьников, реализующихся в разборе произведений литературы.

Принцип работы тот же, что и у методического объединения учителей начальных классов. Одним из важнейших направлений деятельности этого методического объединения является решение преемственности между начальной и средней школами по линии усвоения русского языка и литературы. Иногда программы, выбираемые школами, не состыкованы, что значительно затрудняет системное овладение особенно русским языком. Задача методического объединения учителей гуманитарного цикла и учителей начальных классов выработать единую стратегию в преемственности программ и методов, используемых на уроках русского языка и литературы. Необходимо помнить, что переход из начальной школы в среднюю школу и так требует адаптации как психологической, так и методической.

Методическое объединение учителей естественно-математического цикла. Обычно, в эти же объединения входят учителя математики, информатики, биологии, географии, экономики, истории и обществоведения, если школы небольшие. Если же школа является школой-комплексом или просто количество учеников в ней достигает 800-1000 человек. То, методическое объединение учителей общественных наук может быть и локальным. Структура и организация заседаний такая же, как и у описанных нами методических объединениях. Отличаются приоритетные направления, решаемые в ходе методической работы. К ним мы можем отнести следующие проблемы:

· развитие логического и аналитического мышления школьников;

· формирование математических способностей;

· использование компьютерных технологий и современных математических и физических тестов;

· использование активных методов обучения, нетрадиционных уроков;

· использование учебников нового поколения;

· использование электронных учебников, как обучающей системы нового поколения;

· использование учебников истории с ярко выраженным пропедевтическим курсом;

· включение в образовательную парадигму национально-региональных компонентов исторического образования;

· соблюдение преемственности преподавания математики и экономики, прикладной характер экономики;

· активное использование краеведения в преподавании географии.

В качестве рекомендаций, общих для всех методических объединений является линия повышения квалификации учителей. Реализация этого направления включает наличие пакета запланированных мероприятий. В их число входит график взаимопосещений уроков учителей. Он формируется в зависимости от графика вутришкольного контроля школы и этапов работы над методической темой. Также этот график должен предусмотреть такой важный вид контроля как аттестация учителя.

Если в школе есть молодые учителя, при методическом совете создается «Школа наставников», деятельность которой направлена на методическую помощь молодым педагогическим кадрам. В копилке методического объединения могут быть материалы на оформления звания «Учитель года» и другие профессиональные звания как регионального, так и федерального уровня. Если школа-комплекс, то в планах методического объединения или совета должны быть представлены документы по подготовке ребенка к школе. В зависимости от предметной направленности, в ходе подготовки к заседаниям учителям можно предлагать подготовку отдельных модулей, связанных с теоретическим освоением психолого-педагогических и методических проблем и с их практической интерпретацией в реальных и конкретных педагогических условиях жизнедеятельности звена школы. В этом может помочь составление программы самообразования, куда вносятся все направления расширения профессиональной компетентности. В том числе, в этой программе фиксируется работа по реализации основных идей методической темы, а также анализы посещенных уроков и самоанализы своих собственных уроков, конспекты подготовки к освоению необходимых психолого-педагогических понятий или явлений, анализ диагностических методик, проведенных с целью подготовки теоретического выступления на заседании методического объединения.

Все вышеозначенные направления деятельности можно обобщить как коллективные и индивидуальные формы методической работы в школе.

Очень важное звено в методической работе школы – единая методическая тема. Она реализуется во всех звеньях школы и является «цементом» ее методической работы. Оптимальным сроком работы над одной темой является срок в 3 года. Выбор методической темы обусловлен социальным заказом школе, условиями ее жизнедеятельности, сферой интересов участников образовательного процесса. То есть ей должно быть присуще то, что мы называем актуальностью. Далее, методическая тема должна быть научно обоснованной и иметь практическое значение, подтвержденное результатами педагогического мониторинга. Если тема «работает» на интенсификацию учебно-воспитательного процесса, то, как правило, вся деятельность школы будет успешной.

Координация работы методических объединений и совета требует от руководителя упорядоченной деятельности, предусматривающей систематичность, структурность, последовательность управленческих действий. Как правило, курирует методическую работу заместитель директора по учебно-воспитательной работе, или по научно-методической (если такой есть). Одним из важных условий организации методической работы в школе является энергичный обмен информацией между руководителем школы и руководителями методического совета и методического объединения. Это могут быть инструктивные совещания, консультации, индивидуальные или групповые (по звеньям) беседы. Следует привлекать инициативных учителей к управлению методической работой школы, делегируя им часть управленческих полномочий.

Естественно, задачи методической работы решаются не только на заседаниях методических объединений. Это только одна из форм методической работы школы. Просто заседания – регулярная форма обмена информацией методического характера. Но существуют еще оперативные совещания, инструктивные совещания, семинары, круглые столы, психолого-педагогические чтения, открытые мастерские передового опыта, научно-практические конференции, выставки творческих работ учителей-новаторов и, конечно проведение педагогических советов.

Одной из действенных коллективных форм методической работы школы является Педагогический совет. Основная цель его проведения – это выработка коллегиального решения по обсуждаемой и значимой для жизни школы теме. В значительной мере успешность реализации целей проведения педсовета является активное участие в нем учителей школы. В деятельности педсоветов можно выделить две стороны: производственно-деловую и научно-педагогическую.

Производственно-деловая сторона педагогического совета. В нее входят: утверждение годового и пятилетнего плана развития школы, рассмотрение итогов работы школы за год, четверть, полугодие, подготовка к аттестации, выпуски и переводы учащихся в последующие классы и т.п.

Научно-педагогическая сторона педагогического совета. Это сторона каждого педсовета посвящена обсуждению результатов научного исследования, внедрению инноваций в образовательную деятельность, обобщению передового педагогического опыта, анализу педагогического процесса в школе, ознакомлению с теорией психолого-педагогического и методического характера и т.п.

Какова же технология проведения педагогического совета?

Подготовка и проведение педсовета, как действие достаточно длительное, предусматривает этапность. Мы бы выделили четыре этапа: планирование педагогических советов на учебный год; предварительная подготовка конкретного педагогического совета; непосредственное проведение педагогического совета и работа по выполнению решений педагогического совета. Разберем эти этапы более подробно и посмотрим, какова роль учителей школы на каждом из них.

1 этап. Планирование педагогических советов. Планирование педагогических советов, по сути, является перспективным видом планирования. В него закладываются действия по оптимизации учебно-воспитательного процесса. Самое трудное в реализации этого этапа – это постановка целей. Правильная постановка целей методической деятельности в целом обусловливает успешность их реализации и в ходе педагогического совета в том числе.

Реализация этих целей определяет всю направленность планирования педагогических советов. План проведения педагогических советов строится на анализе работы школы за предыдущий год, задач на новый учебный год, согласовывается с годовым планом работы школы и методической темой, над которой школе предстоит работать. Помимо этого, он предусматривает также аттестацию педагогических кадров и возможную аттестацию школы. Содержание плана педагогических советов должно логично вытекать из целей и задач методической работы школы в целом. Главное, чтобы темы, выносимые на педагогический совет, были пограничными, чтобы они затрагивали как учителей начальных классов, так и учителей-предметников. Не может быть педагогического совета с такой узкой темой, которая интересует достаточно ограниченный коллектив школы. План готовится не в одночасье. Он обсуждается в разных звеньях школы, утверждается на заседании Методического совета школы. Как раз на этом этапе важно участие учителей разных звеньев школы в выдвижении целей методической работы. В ходе работы методических объединений, цели могут быть выдвинуты и обоснованы, и в качестве предложения «уйти наверх», к директору школы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 7148; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.