Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуальная педагогическая поддержка детей группы риска в образовательном процессе




Как бы хорошо ни было организовано педагогическое влияние в школе с детьми группы риска, каждый из них нуждается в постоянной поддержке со стороны педагогов. Такая защита интересов ребенка важна для каждого, но особенно она необходима в том случае, если он «выпадает» из детских сообществ, являясь участником чаще всего криминальных и околокриминальных групп. Появлением термина «педагогическая поддержка» педагогика обязана Олегу Семеновичу Газману, признанному автору гуманистического отношения к ребенку. Кто же должен осуществлять педагогическую поддержку? Конечно педагог, строящий свое взаимодействие со школьниками на профессиональной основе. Рассматривая педагогическую поддержку как модель особенного взаимоотношения учителя и трудного школьника, выделим, на что именно, прежде всего она должна быть направлена. Начинать надо со здоровья ребенка. Не секрет, что многие современные дети физически недоразвиты, им присущ ряд хронических заболеваний. Естественно, что действия педагогов необходимо направлять на реализацию здоровьесберегающих технологий, позволяющих детям укреплять свое здоровье в ходе выполнения необходимых физических упражнений. В поддержке нуждаются трудные дети, у которых низкий уровень мотивации обучения в школе. Здесь задача педагогов состоит в том, что они выявляют уровень познавательных интересов каждого школьника и создают индивидуальные условия для их развития. Многие трудные школьники затрудняются в общении со сверстниками. Поддержка в области развития коммуникативных умений и навыков крайне для них важна. Также для них может быть затруднена адаптация в разных социальных группах. Помощь учителя в социальной адаптации содействует позитивному «внедрению» трудного ребенка в социум. Несмотря на широкий социальный и педагогический аспект поддержки, трудные дети в ней нуждаются, прежде всего, поскольку зачастую они остаются один на один со своими индивидуальными проблемами. Еще вчера педагогика старалась избавиться от таких детей, отправляя их в специнтернаты, спецприемники и детские дома. Сегодня же, когда проповедуется инклюзивность образования, когда предлагается организовывать образовательное пространство для детей с различными образовательными потребностями, возрастает роль привлечения отверженных социальными условиями детей, уравнивание их некоторым образом с детьми из благополучных семей, хотя бы по степени педагогического участия в их жизни.

Соответственно, значение приобретает построение индивидуальных маршрутов для каждого школьника группы риска, определяющих возросшую его субъектность и качественную психолого-педагогическую поддержку со стороны педагога. В основу моделей индивидуальной педагогической поддержки положены основные педагогические идеи, способствующие на наш взгляд, максимальному участию ребенка в организации своей жизнедеятельности.

Первая идея – это субъектность школьника. Его активная и заинтересованная позиция в овладении учебным материалом и нравственными качествами. Использование активности ребенка в овладении жизненными ценностями, формирование самостоятельности и осознания своего места в воспитательном процессе. Вторая идея – гуманизация воспитательной среды. Создание условий, максимально приближенных к индивидуальным особенностям ребенка и способствующих раскрытию его личностного потенциала. Это индивидуализация воспитательного пространства, выявление условий для включения собственных механизмов развития ребенка при грамотной педагогической поддержке взрослого. Третья идея - непрерывность индивидуальной поддержки, реализующаяся в преемственности всех педагогических решений и действий, в их последовательности и четвертая идея – опережающий характер поддержки, предполагающий профилактическое «поведение» учителя в работе с трудным ребенком.

По определению О.С.Газмана, педагогическая поддержка предусматривает совместную работу учителя и ученика по определению интересов последнего и путей преодоления возникающих у ребенка затруднений. Центральным звеном в этих действиях является забота о ребенке, решение его жизненных проблем. Для конкретного трудного, отверженного семьей или обществом ребенка, разрешение его конкретной проблемы это не только снятие напряжения и улучшение его личностного «самочувствия». Это своеобразная тренировка разрешения конфликтов, возникающих в окружающих его среде. Если ребенок активно участвует в разрешении проблемы, он приобретает позитивный опыт отношения к себе, как к личности, способной на решение своих индивидуальных проблем. С этой точки зрения, индивидуальная педагогическая поддержка не просто помощь ребенку в разрешении каких-либо жизненных коллизий. Это помощь в «возникновении» новой самоактулизирующейся личности. Учитель помогает трудному ученику в его личностном самоопределении и самодвижении по лестнице индивидуальных достижений.

Таким образом, педагогическая поддержка обусловливает становление каждого школьника субъектом образовательного процесса, субъектом своей жизнедеятельности. Соответственно, возрастают требования к профессионализму педагогического состава современной школы. Ведь речь идет не просто о каждом школьнике, а о ребенке, потерявшем веру в справедливость взрослого мира.

Основным принципом работы с такими детьми является принцип их защиты. Именно он обусловливает те мероприятия, которые осуществляет педагогическое сообщество по отношению к подобным детям. Этот принцип определяет цели, задачи, содержание и методы программы педагогической защиты. Такая программа может состоять из следующих блоков: целевого – диагностического – содержательного – аналитического – фиксирующего. Рассмотрим их соответственно основным идеям индивидуальной педагогической поддержки детей группы риска.

 

учитель
Целевой блок
Диагностический блок
Содер жательный блок
Аналитический блок
Фиксирующий блок
Идеи индивидуальной поддержки детей группы риска: субъектность школьника - гуманизация воспитательной среды - непрерывность поддержкиопережающий характер поддержки
ученик
Цели индивидуальной поддержки
Планируемые резуль- таты индиви-дуаль- ной поддержки

 

 


Схема 20. Индивидуальная педагогическая поддержка детей группы риска

 

Первый блок – целевой. Цель, как системообразующий компонент определяет основные направления в программе поддержки. Цель выступает в образе планируемого результата. Учителю необходимо четко осознавать, что именно он хочет получить в реализации намеченных целей. Главной «лакмусовой бумажкой» в достижении целей выступает рефлексивная деятельность ребенка. Основной целью работы с детьми группы риска является создание адаптированных к их социальному опыту условий для вывода из негативного поля. В русле этой цели задачами организации педагогической поддержки могут быть следующие: восстановление утраченных социальных связей; реабилитация с учетом психолого-педагогической и медико-биологической запущенности; формирование здорового образа жизни; усиление субъектности школьников; расширение прав и свобод ребенка; усиление рефлексии и пр. Система выстроенных целей должна обязательно предусматривать личностно-ориентированное взаимодействие с трудными и педагогически запущенными детьми, направленное на уважение и признание его прав и свобод уважение его позиции, признание его личности. Цели призваны обеспечить психолого-педагогический комфорт ребенка. Только тогда есть шанс их практической реализации.

Второй блок – диагностический. Любая педагогическая программа, направленная на формирование качеств личности, должна, прежде всего, начинаться с диагностики этих качеств. Не отступая от этого требования, необходимо провести педагогический мониторинг детей группы риска, нуждающихся в индивидуальной педагогической заботе.

Выбор методов диагностического исследования зависит от целей диагностики. Главное, чтобы в обработанном виде информация позволила получить учителю полезные для школьника результаты, способствующие учету причин его жизненных затруднений, нравственных коллизий, участником которых он является.

Диагностика – это не только фиксация полученных данных о школьнике. Это анализ и их оценка, «распознание» из полученной информации тех ценных сведений, которые, в конечном счете, и определят организационную и содержательную направленность программы индивидуальной педагогической поддержки. Анализ полученных данных направлен в первую очередь на установление причинно-следственных связей между условиями жизнедеятельности трудного ребенка и результатами его обученности и воспитанности.

Третий блок – содержательный. Формируя программу педагогической поддержки, учитель определяет те виды деятельности, в которых наиболее ярко раскрывается индивидуальная сущность ребенка.

Любая деятельность имеет структуру, которая включает: мотивы деятельности, способы и приемы деятельности, цель и результат. Для учителя, организующего индивидуальную деятельность школьника необходимо выявить потребности школьника в том или ином виде деятельности, подобрать необходимые приемы ее организации. Но, прежде всего, конечно нужно поставить цели. И они должны «работать» на опережение. То есть планка планируемого результата может значительно превышать реальные возможности ребенка. Это лишь «подстегнет» его в достижении намеченного, поскольку перспектива, стоящая перед ребенком, значительно расширяет горизонты его деятельности

Деятельность должна создавать ситуацию успеха для школьников. Особенно полезно, если фрагменты опыта были успешны для конкретного ребенка. Создание позитивных ситуаций продвигает школьника к осознанному выбору действий. Ситуация успеха важна для ребенка. Она дает ему уверенность, что его жизненные неприятности проходящее явление. Этому способствуют приемы, которые учитель может использовать при составлении программы поддержки. К примеру, очень действенным является прием, при котором учитель, очень важный на данный момент для ученика человек, обращается к своему жизненному опыту. А в этом опыте, безусловно, были моменты, когда он не справлялся с ситуацией, имел какие-то отрицательные результаты, нарушал какие-то правила. Обсуждение опыта учителя, его анализ и оценка придают уверенность школьнику в том, что все преодолимо при условии приложения своих собственных сил. Совместно с учителем школьник может выбрать свой индивидуальный маршрут, определяющий его поведение в перспективе. Ситуация успеха помогает обдуманно сделать этот выбор.

Если участие в деятельности основано на использовании социального опыта ребенка, то подвести его к вопросам рефлексивного свойства возможно и нужно. Такой самоанализ своей деятельности помогает ребенку освоить новый для него опыт деятельности, который становится его личным, социальным опытом.

Четвертый блок – аналитический. Любые организованные действия учителя по отношению к ученику нуждаются в постоянном анализе. И уж конечно, программа индивидуальной педагогической поддержки школьника нуждается также в постоянном соотношении действий и результатов. Поскольку речь идет о таких тонких материях, как взаимодействие с трудным ребенком, чутко реагирующим на каждое «прикосновение» педагога. Анализ реализации программных установок может быть промежуточным и итоговым.

Цель педагогического анализа заключа­ется в том, чтобы обеспечить глубину познавательного аспекта взаимодействия учителя и ученика и содействовать на основе этого его личностному развитию. В основе анализа лежит выявление причин, приведших к определенным результатам, полученным в ходе педагогической диагностики, установление причинно-следственных связей.

Осуществление педагогического анализа успешности работы с детьми группы риска можно разделить на несколько этапов:

1. Определение цели анализа;

2. Определение путей его реализации (по ко­нечным результатам деятельности школьника);

3.Расчленение целого, полученного в ходе анализа на части,
характерные для этого целого. К примеру, если анализируется деятельность ребенка, то ее необходимо разбить на действия и каждое действие проанализировать соответственно целостной характеристике этой деятельности. Эти действия могут быть такими:

· оценивание каждой анализируемой части. С этой целью описывается полученный результат, выявляется его динамика и положительные и отрицательные факторы, повлиявшие на изменения;

· установка связи между частями и каждой части с целым через
количественную и качественную их оценки.

· общее заключение об итогах реализации программы индивидуального сопровождения школьников группы риска в целом;

· формулировка первоочередные проблем, целей и задач на новый период взаимодействия учителя и ученика, позволяющий корректировать или намечать новые индивидуальные маршруты.

Пятый блок – фиксирующий. В этой части программы индивидуальной педагогической поддержки происходит фиксация успешности совместных действий учителя и ученика по преодолению затруднений. Для более четкой фиксации учителем должны быть продуманы критерии успешного разрешения трудностей. Учитывая, что деятельность учителя протекает в воспитательном поле, то о ее результатах, прежде всего можно судить по изменениям, которые происходят в ученике. Серьезный показатель успешности – это появление эмоционально-ценностного и нормативно-поведенческого отношения трудных детей к окружающей их действительности. Если эти изменения произошли в результате упорного самостоятельного поиска решения проблемы со стороны ребенка и указывали на достижением им личностного успеха, то без сомнения – это успешный результат и педагогической поддержки взрослого. Трудность в представлении точных критериев успешной педагогической поддержки связан со спецификой воспитательной деятельности и многообразием самой личности человека. Но в качестве примера приведем несколько критериев, которые могут подтвердить успешность реализуемой программы индивидуальной педагогической поддержки:

Изменение в личности ребенка:

· возросла самостоятельность;

· стал способным к самопопределению и самореализации; появился опыт в разрешении сложных жизненных проблем;

· изменилось качество отношения и деятельности ребенка в проблемных ситуациях.

Изменение педагогических условий, влияющих на успешное решение в реализации программ педагогической поддержки:

· усиление толерантности педагогического коллектива к трудным детям;

· поддержка педагогов, работающих с трудными детьми, нуждающимися в помощи;

· улучшение нравственной атмосферы в школе.

Изменение в личности педагога:

· изменение отношений к трудному ребенку;

· уменьшение опеки, увеличение доверия к трудному школьнику.

Реализуя программу индивидуальной педагогической поддержки, учитель может использовать педагогические техники, исходя из своего профессионального опыта и условий организации взаимодействия с детьми группы риска. Некоторые приводим в качестве примера подобной работы.

Можно использовать методику договора, в основе которой лежит составленный совместно с ребенком договор о взаимодействии – этакий педагогический пакт. Он может включать четыре блока:

Первый блок «Согласование интересов». Учитель согласовывает интересы трудного ребенка и свои (педагогически). Основа этого блока – установление доверительных отношений. Очень важно, чтобы ребенок поверил в искренность намерений учителя.

Второй блок «Согласование норм». Это сложный блок договора, поскольку в нем оговариваются правила поведения. Если бы ребенок правильно себя вел, он не входил бы в группу риска. Поэтому очень важно договориться о нормах взаимодействия. Необходимо убедить школьника в целесообразности такой договоренности.

Третий блок «Согласование условий». Совместное обсуждение условий непосредственных действий школьника и учителя. Здесь необходимо конкретно оговорить все возможные действия: встречи, дела, вмешательства или невмешательства, практически все обязательства сторон.

Четвертый блок «Согласование результатов». Обсуждаются полученные результаты и педагогические «провалы». Учитель побуждает рефлексивную деятельность школьника, помогает ему задать необходимые вопросы для определения отношения школьника к решенной или нерешенной проблеме.

Обобщая вышесказанное, еще раз хочется отметить важность индивидуальной педагогической поддержки школьников группы риска. Активное участие ученика в разработке и реализации программы такой поддержки готовит его к жизни в социуме. К той жизни, которая не вымышлена и не спроектирована писателями, а существует реально. Совместная деятельность учителя и ученика по организации и реализации совместно же принятых планов взаимодействия укрепляют характер ребенка группы риска, защищают его от жестокости этой жизни, помогают найти свое место в социуме соответственно своим индивидуальным особенностям и использованию личного потенциала.

 

 

Литература для самообразования

1. Воспитание трудного ребенка Дети с девиантным поведением /Под ред.М.И.Рожкова. М.,2003

2. Воспитательная работа с младшими школьниками /авторы-составители Кутергина Л.Н., Осиева Ю.Г., и др. СПб.,2008.

3. Выготский Л.С.. Педагогическая психология. М.,1991.

4. Газман О.С. Неклассическое воспитание. М.,2002.

5. Гилинский Я. Девиантность подростков: Теория, методология, эмпирическая реальность. СПб.,2001.

6. Гребенкина Л.К.,Аджиева Е.М., Еремкина О.В. Методика воспитательной работы. М., 2007.

7. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. М.,2004

8. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). М.,2003.

9. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни: Как воспитать победителя. Пер.с англ. М.,1991

10. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М.,2001.

11. Кон И. Ребенок и общество (Историко-этнографическая перспектива). М.,1988.

12. Конвенция о правах ребенка //Рабочая документация социального педагога по социальной защите детства /Т.Н.Поддубная, О.В.Агашкова. Ростов-на-Дону, 2008.

13. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети: Методическое пособие для воспитателей, классных руководителей. М.,2001

14. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. М.,2001.

15. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М.,2003

16. Осмоловская И.М. Дидактика. М., 2006.

17. Педагогическая поддержка ребенка в образовании /Под ред. В.А.Сластенина, И.А.Колесниковой. М.,2006.

18. Петрова Л.И. Воспитание младшего школьника. Ростов-на-Дону, 2007.

19. Рудакова И.А., Ситникова О.С.,Фальчевская Н.Ю. Девиантное поведение. Ростов-на-Дону, 2005.

20. Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы: Монография. М., 2004.

21. Синягина Н.Ю., Пазекова Г.Е., Пискунова Е.Ю. Психологическая реабилитация детей и подростков, подвергшихся насилию. М.,2001.

22. Ситаров В.А. Дидактика. М., 2004.

23. Степанов Е.Н. Калейдоскоп родительских собраний: методические разработки. М.,2002.

24. Технология социальной работы с детьми, пострадавшими от семейного насилия /Под ред. Л.С.Алексеевой. М.,2001.

25. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С. Нетрадиционные формы работы с родителями. М.,2005.

26. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельный подход. М., 2007.

27. Шамова Т.И.,Давыденко Т.М., Шибанова Г.М. Управление образовательными системами. М.,2005.

28. Шаталов В.Ф. Приглашение к поиску. М., 2002.

29. Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». М.,2001.

30. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. М.,2005.

 

Задания для творческого исполнения

1. Познакомьтесь с индивидуальной программой воспитания ребенка группы риска и попытайтесь ее составить на конкретного школьника (класс на выбор). Портрет ребенка можно взять как из литературы, жизненного опыта, педагогического опыта, полученного в ходе практики, так и сублимировать вышеназванные источники

¨ Имеющиеся недостатки у ребенка. Это те негативные качества, мешающие ему адаптировать в социально-нравственном пространстве.

¨ Проектируемые качества. В программу вносятся те нравственные качества, которые необходимо сформировать. Их следует подбирать чрезвычайно внимательно и осторожно, опираясь на жизненный опыт ребенка в решении тех или иных нравственных коллизий, условия, в которых он рос, потребности в искомых качествах. Также надо учитывать и фактор посильности для ребенка совместной индивидуальной работы по формированию качеств

¨ Методы взаимодействия ребенка с воспитателями. Предполагается, что в этот блок будут вноситься только те методы, которые адекватно отражают индивидуальные проявления ребенка в области знаний о нравственных нормах и эмоционального отношения к ним. Необходимо помнить, что даже самый лучший метод не заменит систему методов.

¨ Условия, обеспечивающие реализацию выбранных методов. Здесь внимание учителя-воспитателя должно быть направлено на гуманизацию педагогической среды, в которой формируется ребенок. Необходимо представлять ему только те виды нравственно окрашенной деятельности, в которой он сможет реализовать свой индивидуальный потенциал, почувствовать себя увереннее, нужнее и любимее.

¨ Проектируемые результаты. Безусловно, чем более тщательно учитель разработает предыдущие блоки программы, тем выше будет результат формирования «западающих» нравственных качеств. Но, проектируя результат индивидуального воздействия необходимо помнить о том, что он не всегда бывает абсолютным. Это связано, прежде всего, со сложностью структуры нравственных убеждений.

2.Сделайте подборку статей из Интернет-источников о современных проблемах работы с детьми группы риска.

3.Вспомните принципы воспитания и наполните их содержанием, направленным на работу с детьми группы риска. Предложите условия реализации этих принципов.

4. Систематизируйте и обобщите свои знания по типам семей, куда входят дети группы риска и по их позициям в них. Заполните таблицу:

 

Тип семьи Основные характеристики семьи Позиция ребенка в семье Система корректирующих методов учителя Планируемые результаты
         

 

5. Составьте структуру портфолио для ребенка группы риска (класс и возраст на выбор).

6. Разработайте программу индивидуальной педагогической поддержки школьника группы риска (класс на выбор).

7. Придумайте антирекламу, направленную на борьбу с курением.

 

Вопросы для самостоятельного осмысления

 

1. Как вы думаете, каждый ребенок нуждается в педагогической поддержке, или только эмоционально-неустойчивые дети?

2. Какие дети входят в группу риска и чем это обусловлено?

3. Можно ли исправить детей с девиантным поведением?

4. Почему нужно опираться на систему причин появления трудностей в жизни ребенка?

5. Как вы думаете, ребенку не будет «одиноко» в индивидуальном маршруте? Докажите свою точку зрения.

6. От чего, на ваш взгляд зависит успешность педагогической работы с детьми группы риска?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1147; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.