Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа профилактической работы с детьми группы риска




Содержание работы с детьми группы риска

 

Уровень современных требований к учителям, воспитателям, социальным работникам так высок, что предполагает тонкое понимание ими всех оттенков человеческой личности. Требуется высокий педаго­гический профессионализм в осуществлении воспитательной работы с учащимися, входящими в группу риска. От личности учителя, воспитателя, родителя зависит развитие и определение личности учащих­ся, становление их характеров, мера их адаптации в обществе. Построение содержательной концепции педагогической работы с детьми группы риска во многом обусловлена основными направлениями, определяющими подобную концепцию. В качестве таковых педагогика традиционно рассматривает принципывоспитания.

Существуют разные взгляды на определение принципов воспитания детей с девиантным поведением. С одной стороны, безусловно, все принципы воспитания, разработанные разными авторами, подходят и к этим детям, если опираться на слова А.С.Макаренко, который отмечал, что нет особой технологии работы с трудными детьми. Но с другой стороны, безусловно, есть специфика учета особенностей этих детей, а они у них есть. Нам кажется целесообразным обратиться к принципам воспитания, разработанным специально для работы с трудными детьми (1, С.43):

Принцип ориентации на позитив в поведении и характере ребенка. Это известный принцип А.С.Макаренко, в основе которого лежит тезис о рассмотрении ребенка как главной ценности в системе человеческих взаимоотношений. Реализация этого принципа формирует у ребенка позитивные качества, веру в свои силы.

Условиями реализации данного принципа являются:

· Стимулирование самопознания ребенком своих положительных черт;

· Формирование нравственных чувств при самооценке своего поведения;

· Постоянное педагогическое внимание к позитивным поступкам;

· Доверие к ребенку;

· Формирование у ребенка веры в возможность достижения поставленных задач;

· Оптимистическая стратегия в определении воспитательных задач;

· Учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждение новых интересов.

Реализация этого принципа требует от педагогов определенных действий. К таковым можно отнести проявление уважения к ребенку, признание его «самости»; защита интересов ребенка, оказание помощи в решении его проблем; формирование в группе и коллективе гуманистических отношений, пресечение унижения достоинства ребенка и пр.

Принцип социальной адекватности воспитания. Этот принцип реализуется в условиях организации в воспитании соответствия его содержания и средств той социальной ситуации, которая доминирует в обществе в отношении к трудному ребенку.

Условиями реализации данного принципа выступают:

· Учет особенностей социального окружения ребенка при решении воспитательных задач;

· Координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность ребенка;

· Обеспечение комплекса социально-педагогической помощи детям;

· Учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных). К таковым можно отнести типы поселения, особенности учебного заведения и т.д.

· Коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации.

При организации воспитательной работы педагогу необходимо придерживаться некоторых правил.

¨ школа не должна ограничивать воспитание в своих стенах, а, наоборот, широко привлекать социальные факторы воздействия на детей группы риска;

¨ педагог же в свою очередь должен корректировать негативное влияние внешней среды на трудного ребенка;

¨ необходимо всем участникам воспитательного процесса взаимодействовать между собой в ходе выработки единой педагогической стратегии.

Принцип индивидуализации воспитания детей с девиантным поведением требует глубокой индивидуализации всех педагогических воздействий на трудного ребенка. Это касается, прежде всего, изучения особенностей его личности, подбор адекватных методов, выявления причин девиантности, раскрытие потенциалов каждого трудного ребенка в учебной и внеучебной деятельности, организации условий для максимального раскрытия всех потенциалов трудного ребенка.

Условиями реализации данного принципа являются:

· Мониторинг изменений индивидуальных качеств ребенка;

· Определение эффективности влияния фронтальных подходов на индивидуальность ребенка;

· Выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;

· Учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие;

· Предоставление возможностей учащимся самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности, а также выбора сферы дополнительного образования.

В практической педагогической деятельности реализация этого принципа требует следующих усилий педагога:

¨ в работе с трудными необходимо ориентироваться на развитие каждого ребенка;

¨ успех, полученный во взаимодействии с одним ребенком не должен негативно влиять на других детей;

¨ поиск коррекционных методик должен согласовываться с индивидуальными особенностями конкретного ребенка;

¨ постоянно отслеживать эффективность взаимодействия с тем, что вовремя изменить педагогическую тактику.

Принцип социального закаливания трудных детей. Этот принцип реализуется в ходе включения трудных детей в такие трудные социальные ситуации, где они могли бы прилагать волевые усилия для их преодоления. Такая деятельность помогает вырабатывать девиантным детям социальный иммунитет, рефлексивную позицию, стрессоустойчивость.

Условия реализации данного принципа:

· Включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях;

· Диагностика волевых усилий к преодолению трудностей;

· Стимулирование самопознания детей в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;

· Оказание помощи трудным детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.

В организации педагогической работы педагогом можно придерживаться следующих правил:

¨ прежде всего, все проблемы детей надо решать совместно с ними, а не за них;

¨ создавать разные ситуации для преодоления жизненных трудностей;

¨ в отношениях с людьми поддерживать ребенка, особенно если эти отношения для него затруднены.

Эти принципы реализуются в содержании и методах работы с трудными детьми, которые подбираются исходя из индивидуальных особенностей трудных детей и условиях организации педагогического взаимодействия с ними. Безусловно, помочь, поддержать, организовать жизнь трудных детей – основная задача педагогов. Она может быть реализована в двух направлениях:

 

  · Организация школьной жизни детей группы риска · Работа с семьями детей группы риска  

 

Организация школьной жизни детей группы риска. Для детей, входящих в группу риска очень важно быть принятыми коллективом сверстников и всеми учителями, работающими с классом. Это и создает определенные трудности, поскольку такой ребенок, как правило, выпадает из коллектива детей и стойко ассоциируется у педагогов с отрицательными характеристиками, влияющими на его успехи в учебной деятельности, и на тип поведения вне учебных занятий. Неприятие детей группы риска коллективом сверстников, как правило, ведет к конфликту. Поводом таких возникающих конфликтов может быть несогласие трудного ребенка с мнением коллектива по вопросу его поведения или деятельности.

Содержание воспитательной работы с детьми группы риска отражается в составленных учителем программах. Программа может включать разные направления, но основной ее сутью является предупреждение возникновения трудностей в жизни ребенка. Пресечение всех путей, ведущих его в группу риска. В качестве примера хотим предложить воспитательную программу для работы с детьми группы риска.

I этап: Диагностический. Диагностика помогает выявить основные причины отклонений от нормы.

Цель диагностики: выявление особенностей, повлиявших на затруднения, которые ребенок испытывает в разных сферах своей школьной жизни.

Мы приведем небольшой список, который может быть значительно расширен, исходя из целей диагностики:

· во взаимоотношениях с учителями и сверстниками;

· в отношении к учебной деятельности.

· в отношении к трудовой деятельности

· в позиции, которую занимает ребенок в семье

· во взаимоотношения в семье

· в позиции, которые занимает ребенок в системе внутриколлективных отношениях

· в мере участия ребенка в коллективной деятельности и др.

·

II этап: Прогностический. Прогнозирование результатов воспитательной деятельности важнейший элемент воспитательной профилактической программы работы с детьми группы риска.

Цель прогнозирования - определение потенциальных возможностей ребенка с затруднениями.

Этому способствует анализ полученных в ходе диагностики данных. В программе могут быть реализованы прогностические факторы трех направлений:

1. Прогнозирование результатов перестройки отношений школьника. Основной задачей учителя является возвращение ребенка в систему внутриколлективных отношений, если конфликты касались взаимоотношений со сверстниками. Снять настрой на ситуацию конфликта в отношениях с учителями. Перестроить отношения в учебной деятельности. Перестроить отношение к трудовой деятельности. Перестроить отношение младшего школьника к себе, повышая уровень его самооценки.

2. Прогнозирование результатов перестройки воспитательной ситуации в семье. Установление доверительных отношений с родителями и лицами, их заменяющими. Раскрытие перед ними перспектив позитивного развития их ребенка. Оздоровление нравственной атмосферы в семье. Совместная постановка целей коррекции поведения ребенка. Совместная корректировка ошибок семейного воспитания.

3.Прогнозирование результатов перестройки воспитательной ситуации в коллективе. Преобразование форм взаимодействия коллектива и личности.

Формирование коллективных мнений о школьнике. Формирование коллективных оценочных суждений о школьнике. Перестройка общения ребенка со сверстниками в системе деловых и межличностных отношений. Включение ребенка в коллективно организуемые виды деятельности. Формирование нового отношения к общественному поручению, логично встроив ребенка в систему чередований творческих поручений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1197; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.