Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шизофрения




Вопросы

Дайте определения понятиям «невроз», «психопатия», «акцен­туация».

Выделите неблагоприятные факторы, инициирующие возник­новение неврозов, психопатий, патологических реакций.

3. Чем отличаются акцентуации и психопатии?

4. Перечислите условия, способствующие формированию «иде­альной нормальной личности», выделенные Петром Франце-вичем Лесгафтом.

Литература

1. Еникеев М.И. Общая психология. — М.: Приор- издат, 2002.

2. Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия. — М, 1998.

3. Колесникова Г.И. Психологические виды помощи: психопро­филактика, психокоррекция, консультирование. — Ростов н/Д:
Феникс, 2006.

4. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской пато­психологии. — Ростов н/Д: Феникс, 2000.

1 Колесникова Г.И. Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, консультирование. — Рос­тов н/Д: Феникс, 2006. — С. 222-231.


 

3.8. Начальные проявления психических

заболеваний (шизофрения, эпилепсия, аутизм)

Шизофрения — психическое заболевание эндогенного («эндо» — изнутри) происхождения, возникающее на ос­нове наследственной предрасположенности и протекающее в виде приступов или непрерывно, приводя к характер­ным однотипным изменениям личности с дезорганизаци­ей психических функций (мышление, эмоционально-во­левая сфера, поведение).

Наиболее часто шизофрения начинается в диапазоне от двадцати до двадцати девяти лет; около десяти процен­тов от всех случаев болезни приходятся на подростковый возраст (десять — четырнадцать лет) и только два про­цента больных встречаются в возрастной группе до деся­ти лет.

Причины возникновения шизофрении неизвестны. Од­нако существует ряд гипотез, например, что возникнове­ние шизофрении является следствием нарушения амино­кислотного обмена. Но какими бы ни были причины воз­никновения данного заболевания, одно остается неизмен­ным — шизофренический процесс приводит к необратимым органическим изменениям (дистрофии нейронов). Пред­полагается, что ведущим фактором в происхождении шизофрении является наследственность.

Клинические проявления шизофрении разнообразны и могут включать в себя практически все известные в пси­хиатрии симптомы и синдромы, однако существуют и ти­пичные проявления, общие для всех форм шизофрении, но с разной степенью выраженности. К ним относят:

1) нарушения мышления (разорванность мышления,
соскальзывание мыслей, резонерство, неологизмы);

2) эмоциональное снижение (амбивалентность, амби-тендентность, диссоциация эмоциональной сферы,
эмоциональная тупость, аутизм);

3) нарушения волевой сферы (абулия, мутизм, негати­визм).


1. Нарушения мышления. Разорванность мышле­ния — проявляется на речевом уровне: речь представляет
собой набор фраз, не связанных между собой. Соскальзы­вание мыслей — отсутствие логики при переходе от од­
ной мысли к другой, которого сам больной ье замечает.
Резорнерство — бесплодные рассуждения на темы, не соот­ветствующие общему направлению беседы. Неологизмы
придумывание новых вычурных слов, понятных только
самому больному.

2. Эмоциональные нарушения. Эмоциональная амби­валентность — одновременное существование двух про­тивоположных эмоций, например, любви и ненависти. Ам-битендентность — двойственность стремлений, действий,
побуждений, например, целует и кусает или хочет, чтобы
его похвалили, но ведет себя так, чтобы его ругали. Дис­социация эмоциональной сферы — при печали — смех,
при радости — горе или равнодушие к горю близких, но
глубокая скорбь при виде сломанного цветка. Эмоциональ­ная тупость — бедность эмоциональных проявлений со­четается с утратой эмоциональной откликаемости, равно­душием к состоянию других людей, включая родных и
близких.

3. Нарушения волевой сферы. Абулия — частичное
или полное отсутствие побуждений к деятельности и же­
ланий, в крайних случаях — полное прекращение обще­ния с окружающими. Мутизм — отсутствие произволь­ной речи при сохранении способности разговаривать и
понимать обращенную к нему речь. Негативизм — немо­тивированное противодействие или сопротивление от лю­бого действия или движения.

Течение шизофрении:

1) благоприятное течение болезни (возможно полное
выздоровление: сохранение интеллектуальных спо­собностей, способностей к обучению в массовой шко­ле при некоторых незначительных изменениях в
эмоционально-волевой сфере);

2) неблагоприятное хроническое течение заболевания
(может наступить деменция, в результате которой


возможно обучение только во вспомогательной школе);

3) глубокие психические нарушения (потеря способно­сти к обучению, помещение в психиатрические уч­реждения).

Характеристика детей с шизофренией:

1. Физические и моторные особенности. Как правило,
шизофрения возникает у детей, опережающих сверстни­ков в психическом развитии: появление фразовой речи в
полтора года; в два — два с половиной знают много сказок
и стихов, умеют писать и читать. В четыре — имеют об­ширные сведения по интересующим их областям наук.
Однако их игры носят однообразные характер, в течение
игры могут совершать двигательные стереотипии — одно­
образные подпрыгивания, кручение предметов (могут иг­рать в одну и ту же игру на протяжении нескольких меся­цев). Движения имеют угловатый характер, неразвитость
мелкой моторики.

2. Уровень работоспособности резко снижается после
психотических приступов, сопровождающихся общим воз­буждением.

3. Уровень психического развития характеризуется
изменением всех сфер, особенно эмоциональной. Особен­ности эмоциональных реакций проявляются в холоднос­ти по отношению к родным в сочетании с впечатлитель­ностью при чтении книг или просмотре кинофильмов; от­сутствии эмпатии; эмоциональной тупости; неадекватнос­ти эмоций. Характерна абулия. При резком обострении
болезни развивается необоснованные страхи, тревога. Мо­
гут появляться галлюцинации, бредоподобные фантазии.
Усиливается погруженность в мир фантазий и игр, о со­
держании которых ребенок перестает рассказывать.

4. Уровень развитие интеллекта. Интеллект развит
неравномерно: достаточно легко усваивают сложные на­учные понятия из книг, но не могут овладеть элементар­ными математическими знаниями и навыками письма.
Отсутствуют навыки самообслуживания и общения со свер-


стниками. С течением развития болезни происходит нару­шение мыслительной деятельности. При сравнительно благоприятном течении болезни в некоторой степени со­храняются познавательные интересы (чтение книг, не соответствующих возрасту).

5. Уровень развития речи. Речь в начале заболевания развитая и достаточно богатая регрессирует: становится выхолощенной, резонерской, возникает разорванность внутри предложений и между ними, тенденция к созда­нию неологизмов, персевации (повторение слов, фраз).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.