Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ключк опроснику Айзенка 5 страница




В отличие от первых двух, третье направление современной психологической науки исходит из того, что сознание внешнего мира и само­сознание возникли и развивались одновременно, едино и вэаимообусловленно. Классической для этого направления можно считать теорию И. М. Сеченова, по мнению которого предпосылки самосознания заложе­ны в том, что он называл «системными чувствованиями».

Эти «чувствования» носят психосоматический характер и со­ставляют неотъемлемую часть всех физиологических процессов че­ловека. «Первая половина чувствования, — отмечал И. М. Сеченов, —имеет, как говорится, объективный характер, а вторая субъективный. Первой соответствуют предметы внешнего мира, второй — чувст­венные состояния собственного тела — самоощущения».

По мере объединения «предметных» ощущений складывается наше представление о внешнем мире, а в результате синтеза самоощу­щений — о самих себе. Взаимодействие этих двух центров координации и следует считать решающей исходной предпосылкой способности человека осознавать себя, та есть специфически человеческим обра­зом дифференцировать свое бытие.

На начальном этапе своего становления личность восприни­мает конкретное условие своего бытия в формах «исходной», своего рода «прединтеллектуальной», психической активности, которая пробуждается еще до раздельности внешнего опыта и знаний о себе самом и не имеет субъектно-объектной формы. Функционально это выражается в недифференцированности между адаптацией к внеш­нему миру и аккумуляцией информации о себе, о своем состоянии. Но очень быстро начинают формироваться два противоположных полюса этой активности. Один из них направлен на внешние зоны ре­альности и связан с развитием аппарата гомеостазиса, второй полюс аккумулирует данные самочувствительности, то есть базируется на способности организма к локализации своих интероцептивных ощу­щений. Эти полюса неразделимы и взаимообусловлены. Одним из важнейших стимулов адаптации к тем или иным условиям является, в конечном счете, актуализированная в соответствующем полюсе информация о предшествующих, специфичных для подобных усло­вий состояний организма. Например, нарушение интеграции пред­ставлений ребенка о собственном теле может послужить, согласно современным представлениям, причиной раннего детского аутизма, характеризующегося, прежде всего, стремлением активно уйти от внешних контактов, целиком погрузиться в сферу собственных пе­реживаний.

Если видеть в психике только адаптирующуюся систему, то трудно объяснить, например, источник развития некоторых специфи­чески человеческих коммуникативных способностей, при которых за­мещенная знаковая реакция на сигнал далеко не однозначна.

В той мере, в какой первоначальная деятельность младенца вы­ходит за пределы непосредственных контактов между предметной дей­ствительностью и телесной периферией, у него начинает развиваться способность к дифференциации и координации своих действий. При этом его адаптирующая активность все более глубоко проникает в структуру вещей, а ее аккумулирующий полюс все более организуется и генерализуется. Возникает прогрессирующая связь, в ходе которой все более сложные и расширяющие зоны внешней реальности взаимо­действуют с все более глубокими слоями нашей собственной психиче­ской активности.

Следовательно, уже в начальной фазе своего генезиса челове­ческая психика не просто воспринимает в отдельности внешний мир или своего носителя или только саму себя. В ней — это определяющий фактор — прежде всего, отражается то, как ее субъект (а тем самым и она сама) взаимодействует с предметным миром и особенно с окружа­ющими. Это означает, что формирующееся сознание с необходимос­тью отражает своего носителя, субъекта и психические реакции как одну из сторон указанного взаимодействия. А аккумулирующий полюс психики и становится постепенно основой формирования индивиду­ального самосознания. Если исходить из последовательности станов­ления его уровней, то в онтогенезе самосознания можно выделить два основных этапа. На первом образуется топогностическая схема собствен­ного тела и формируется «чувство Я», целостная система аффектив­ной самоидентификации, которая имеет и необходимые социальные предпосылки, так как условием ее формирования является отражение реакций окружающих.

Затем, по мере совершенствования интеллектуальных воз­можностей и становления понятийного мышления самосознание до­стигает рефлексивного уровня, благодаря чему его субъект оказыва­ется способным не просто ощущать свое отличие от объекта, но и ос­мысливать это отличие в понятийной форме. Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается в той или иной степени внутренне связанным с аффективным самопережива­нием. Конкретные детали генетической взаимообусловленности аффективного и когнитивного пока мало изучены. В последние годы боль­шой интерес вызывают сообщения о том, что аффективный комплекс самоотношения не только складывается прежде логизированного самоотображения, но и что они и контролируются разными полуша­риями мозга: самоощущение — правым, рефлексивные механизмы — левым. Такого рода функциональная асимметрия служит еще од­ним подтверждением специфической системной обусловленности генезиса самосознания.

Восприятие быстро усложняющихся реакций собственной пси­хики требовало нового органа (типа «сверхкоры»), который был бы свя­зан с психикой двусторонними связями. Но биологическая эволюция не могла успеть за духовной. Выход был найден в том, чтобы одно из полу­шарий, которые у животных дублируют друг друга, функционально поставить один над другим, что обеспечивает уже не только восприя­тие субъектом его собственных состояний и их осознание, но и рефлек­сивное обращение этих мыслительных (дискурсивных) актов. Аф­фективное самовосприятие связано с «лимбической системой» (медиобазальтовые структуры височной доли мозга), а его вербализация — с самой молодой в филогенетическом отношении системой регуляции, с мозговой корой.

Разумеется, тот факт, что аффективные и логизированные ком­поненты обеспечиваются структурами, расположенными в правом и соответственно в левом полушарии, не может служить основанием для отрицания интегративного характера самосознания. Эти элемен­ты функционально взаимообусловлены и представлены фактически в каждом акте нормально развитой психики. Мало того, как показы­вают новейшие данные, не только дискурсивные элементы опосре­дуют непосредственно-чувственные, но и последние (все то, что на­зывают «правополушарным мышлением») являются постоянными компонентами когнитивной деятельности, интегрируя в результате то, что мы и называем индивидуальным самосознанием.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 813; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.