КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обеспечение непрерывности образования
Одним из стратегических ориентиров образовательной политики государства является непрерывность образования, которая провозглашается как основа жизненного успеха личности, благосостояния нации и конкурентоспособности. «Создание гибкой и динамичной системы всеобщего непрерывного образования - императив роста человеческого капитала, инновационного развития и конкурентоспособности любой страны» (доклад «О развитии российского образования», прозвучавший на Государственном совете Российской Федерации по образованию 24 марта 2006 г.). Отмечается, что такая система должна обеспечить три главных условия: преемственность образовательных стандартов и программ различных уровней общего и профессионального образования; возможность временного прекращения и возобновления обучения, изменения его формы, выбора индивидуальной образовательной траектории, повышение квалификации, переподготовки с целью поддержания высокого уровня общего образования, так и профессиональной конкурентоспособности, соответствия запросам рынка труда; отсутствие «тупиковых» образовательных программ, учебных заведений, направлений и видов образования, не дающих возможности для продолжения обучения. Перед российским образованием поставлены цели в политическом, социальном, экономическом и образовательном плане. В образовательном аспекте требуется создание системы всеобщего непрерывного профессионального образования, соответствующего потребностям страны и тенденциям мирового рынка труда. Идея непрерывного образования впервые появилась в философии у мыслителей древности как религиозно-философское учение о непрерывном духовном совершенствовании человека. Далее идея о непрерывном образовании получила развитие у Платона и Аристотеля.
Впервые концепция непрерывного образования была представлена на форум ЮНЕСКО (1965) крупнейшим теоретиком П. Ленграндом и вызвала огромный резонанс. В предложенной П. Ленграндом трактовке непрерывного образования была воплощена гуманистическая идея: она ставит в центр всех образовательных начал человека, которому следует создать условия для полного развития его способностей на протяжении всей жизни. По-новому рассматриваются этапы жизни человека: устраняется традиционное деление жизни на период учебы, труда и профессиональной дезактуализации. Понимаемое таким образом непрерывное образование означает продолжающийся всю жизнь процесс, в котором важную роль играет интеграция как индивидуальных, так и социальных аспектов человеческой личности и ее деятельности. Основой для теоретического, а затем и практического развития концепции непрерывного образования явилось исследование Р. Даве, определившего принципы непрерывного образования. Отечественная система образования в условиях индустриального общества успешно решала задачи, стоящие перед ней и, достаточно успешно, обеспечивала потребность страны в рабочих и специалистах с начальным и средним профессиональным образованием. Вхождение России в постиндустриальную эпоху привело к заметному отставанию профессионального образования от потребностей страны в рабочих кадрах, конкурентоспособных не только на российском рынке труда, но и за его пределами. Сегодняшнему работодателю требуются квалифицированные кадры рабочих, техников и специалистов, профессиональную подготовку которых в новых условиях уже не могут осуществлять существующие учреждения начального и среднего профессионального образования. Требуются настоятельная реконструкция, модернизация и обновление таких типов образовательных учреждений, как в организационном, так и содержательном плане.
Несмотря на принятие решения о курсе на создание системы непрерывного образования, в России пока еще нет общенациональной концепции, а обозначены только направления развития. Безусловно, это замедляет инновационный процесс реформирования и модернизации современного образования. По всей видимости, путь к этому в нашей стране лежит через инновационную практику. Этот путь не самый короткий и не самый простой. Кроме того, необходимо учитывать все имеющиеся тенденции, присущие процессу реформирования образования за рубежом, но при этом сохранить лучшие традиции отечественного образования, с одной стороны, и обеспечить инновационный характер, с другой. В основе непрерывного образования лежит идея развития человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни. В этой связи непрерывным может считаться образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому человеку возможности реализации собственной программы обучения. Реализация непрерывного многоуровневого профессионального образования привела к созданию учебных заведений с разной организацией профессиональной подготовки, интегрирующих образовательные программы различных систем профессионального образования: начального, среднего, высшего и дополнительного. Как показали исследования, в настоящее время расширяется сеть образовательных учреждений, в которых создаются условия для перехода к разноуровневым, многоступенчатым, преемственным и вариативным образовательным программам. Создание современной, мобильной и гибкой системы непрерывного профессионального образования - первоочередная задача, стоящая перед обществом и государством. Существующая система профессионального образования уже исчерпала себя и для дальнейшего развития требует интеграции начального и среднего профессионального образования и подъем новой создаваемой системы на качественно иной уровень. Понятие «непрерывное профессиональное образование» можно отнести к личности, образовательным программам, образовательным процессам, а также к организационным структурам. В каждом из приведенных отношений в это понятие включается свой смысл.
Центральной идеей образования признана идея непрерывного развития человека как субъекта деятельности. Понимание развития как непрерывного процесса следует соединить с принципом развивающего обучения, ориентацией образовательной деятельности не только на познание мира, но и его преобразование. Этим обусловлен переход к открытой системе образования. Открытость - как новое условие функционирования современной системы профессионального образования России - предполагает ее широкое взаимодействие с социумом, органическую включенность в рыночные отношения с признанием приоритета заказчиков (работодателей) на подготовку кадров. Конкурентоспособность страны непосредственно связана и зависит от конкурентоспособности кадрового потенциала, уровня его компетентности. Происходит переориентация образования на новые базовые ценности: с обеспечения потребностей производства и экономики в рабочей силе определенного качества - на обеспечение потребностей самого человека в получении образовательных услуг соответствующего качества. К характерным особенностям в условиях перехода общества на новые экономические отношения являются развитие и дальнейшее повышение коммерческой значимости знаний, умений, навыков и, в целом, интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность личности, как никогда, становится тем капиталом, который востребован не только на рынке труда, но и обладает достаточно большим уровнем значимости для самой личности. Специалист, имеющий соответствующий уровень профессиональной подготовки, умеющий использовать информационные технологии, владеющий иностранными языками, как правило, является мобильным и конкурентоспособным, что является немаловажным в современных условиях развития общества. Общеевропейская тенденция «учеба через всю жизнь» сформулирована и принята к руководству в странах с развитой рыночной экономикой. Такие ключевые идеи принципа «учеба через всю жизнь», как «базовые умения для всех», «больше инвестиций в человеческие ресурсы», «ценность образования», «переосмысление подходов к воспитанию подрастающего поколения», - являются актуальными и для системы российского образования.
Содержание обучения и уровень профессиональной подготовки студентов, будущих работников современного производства, на наш взгляд, могут быть реализованы в условиях дальнейшей интеграции получаемого студентами образования. Интегрированность подготовки специалиста способствует обеспечению его мобильности и конкурентоспособности на рынке интеллектуального труда. Для современной социально-экономической ситуации характерна непредсказуемость в условиях нестабильности производства и углубляющейся конкуренции на рынке труда. Вместо «одноразового» базового образования, служившего раньше человеку фундаментом всей его профессиональной деятельности, требуется образование, которое обеспечивало бы всю его последующую жизнедеятельность. И в этом проявляется, прежде всего, непрерывность образования. Специалисты, прошедшие подготовку в условиях интегрированного образовательного пространства, являются востребованными в системе современного производства. Они способны непрерывно профессионально саморазвиваться и самосовершенствоваться, реализуя тем самым свой творческий потенциал. Вместе с тем, профессиональная подготовка специалистов может осуществляться только в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения. Инновационный процесс объединяет науку, технику, экономику, предпринимательство и управление, как процесс преобразования научного знания в существующую реальность. Успешность профессиональной деятельности выпускника учреждения профессионального образования, ее экономическая эффективность в определенной степени определяются соответствующими условиями данного производства. Возрождение культуры, экономики, создание материальных и духовных ценностей вызывают потребность в качественно новом работнике, который готов к активному поиску своего места в социально-профессиональной структуре общества. Не случайно в стране формируются две независимые структуры оценки качества подготовки специалистов. Одна - привычная нам - работа государственных комиссий на выходе из учреждений профессионального образования, а вторая на входе в предприятие, учреждение, фирму, банк и т. д. Там действует своя система оценки подготовленности специалиста (вступительные тесты, собеседование и т. д.). Эти две системы оценивания существенно различаются.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2223; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |