Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика основных форм и средств обучения в вузе. 2 страница




Достоинства программированного обучения: индивидуализа­ция обучения, сочетание индивидуальных и коллективных форм дея­тельности студентов, большая их самостоятельность и активность, на­личие продуктивной обратной связи между преподавателем и обучающимися. В настоящее время в русле данной теории идет активная разработка информационных технологий обучения с применением ЭВМ

29. Концепция модульного обучения: сущность, специфика и особенности реализации и вузе.

Концепция модульного обучения (Т.И. Шамова, П. Юцявичене и др.) нашедшая широкое применение в высшей школе, основана на парадигме, суть которой состоит в том, что студент дол­жен учиться сам, а педагог обязан осуществлять управление его уче­нием: мотивировать, организовывать, координировать, консультиро­вать и контролировать.

По мнению Е.Н. Шиянова и И.Б. Котовой, модульное обуче­ние интегрирует в себе многие прогрессивные идеи, востребованные им из других педагогических концепций и теорий. Так, в частности, из концепции программированного обучения оно заимствует идеи ак­тивности студента, реализуемой в процессе четких действий, осуще­ствляемых в определенной логике; постоянного подкрепления своих действий на основе самоконтроля; индивидуализированного темпа учебно-познавательной деятельности.

Наиболее обстоятельно концепция модульного обучения рас­крыта в работах П. Юцявичене. По ее мнению, сущность данного обучения состоит в том, что студент самостоятельно (или с опреде­ленной мерой помощи) достигает дидактических целей в процессе ос­воения модуля. Под учебным модулем в этом случае понимается сис­тема высокого уровня целостности, представляющая собой целевой функциональный узел, в котором объединено учебное содержание и технология овладения им обучающегося. В модуль входят целевой план действий, банк информации, методическое руководство для сту­дента по достижению дидактических целей.

Содержание учебной дисциплины в условиях модульного обу­чения представлено в законченных самостоятельных информацион­ных блоках. Усвоение каждого из них осуществляется в соответствии с дидактической целью, которая содержат в себе указание не только на требуемый объем изучаемой информации, но и на уровень ее ус­воения. Для этих целей каждый обучающийся получает от педагога в письменной форме методические рекомендации о том, как наиболее целесообразно изучать учебный материал, где взять необходимые ис­точники его содержащие.

В условиях осуществления модульного обучения изменяются формы взаимодействия педагога и обучающихся. Оно осуществляется через освоение очередных модулей и носит явно выраженный субъкт-субъектный характер.

Вместе с тем, использование модульного обучения предпола­гает знание педагогом целого ряда правил, обеспечивающих управле­ние познавательной деятельностью обучающихся:

- перед каждым модулем целесообразно проводить входной контроль знаний и умений студентов, чтобы иметь информацию об уровне их готовности к изучению следующего модуля;

- в случае необходимости организовывать соответствующую коррекцию знаний и умений обучающихся;

- обязательно предусматривать текущий и промежуточный контроль в конце изучения каждого учебного элемента в виде само­контроля, контроля со стороны преподавателя, сверки с образцом и т. д.;

- после завершения работы с модулем обязательно осуществ­лять итоговый (выходной) контроль.

Текущий и промежуточный контроль имеют своей целью вы­явление пробелов в усвоении и их своевременное устранение, а итого­вый (выходной) контроль показывает общий уровень освоения моду­ля. С точки зрения коррекции, в модуле должна быть предусмотрена возможность для повторного освоения его содержания.

Наряду с описанным, существует и другой подход к организа­ции модульного обучения в вузе. В данном случае речь идет о деле­нии содержания учебной дисциплины на модули в соответствии с общностью целей и задач, решаемых педагогом в учебном процессе. Для этого ряд тем или даже разделов объединяются в отдельный мо­дуль, позволяющий преподавателю, во-первых, представить отобран­ное содержание дисциплины в виде самостоятельной дидактической системы, предусматривающей использование для ее изучения кон­кретных форм, методов, средств обучения и контроля, во-вторых, от­слеживать порядок освоения обучающимися цельных самостоятель­ных блоков учебных единиц.

30. Методы обучения в вузе: сущность функции и классификация.

Методам обучения, от которых в немалой степени зависит ре­зультативность учебной работы в вузе, посвящен не один десяток фундаментальных исследований как в общей теории педагогики, так ив частных методиках преподавания отдельных предметов. Слово метод в переводе с греческого означает исследование, способ, путь достижения цели В современной педагогике выделяют три основные группы ме­тодов: методы обучения, методы воспитания, методы педагогических исследований

В древние времена преобладали методы обучения, основы­вавшиеся на подражании. Ученики наблюдали за педагогом и повторяли определенные действия. Показ образа и многократное репродук­тивное воспроизведение ими показанных действий можно считать од­ним из самых древних методов обучения. С момента организации школ в практику широко стали внедряться словесные методы обуче­ния. Основным способом преподавания было устное, а несколько позднее печатное слово, которое обучающиеся должны были запом­нить и при необходимости механически воспроизвести.

На рубеже XIX-XX веков широкую популярность в обучении приобрели эвристические методы. Один из вариантов их применения в ходе занятий был предложен американским педагогом прагматиче­ского направления Дж. Дьюи, который во имя преодоления пассивной роли обучающихся перенес центр тяжести на их самостоятельную ра­боту. Однако, в предложенной им педагогической системе роль пре­подавателя была явно занижена, а его функции сводились к проведе­нию случайных консультаций и бесед.

Понятие "метод" как педагогическая кате­гория характеризуется через изменение во времени всех 4-х компо­нентов:

• метод как сторона деятельности субъекта,

• метод как сторона деятельности объекта педагогического воздействия;

• метод в зависимости от намеченных общих и частных це­лей деятельности;

• метод как характеристика структуры и формы предмета их совместной деятельности.

На основе последнего аспекта формулируется достаточно сложное определение.

Так, в Российской педагогической энциклопедии, выпущенной в 1993 году, под "методом обучения" понимается система последова­тельных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечи­вающих усвоение содержания образования. В учебниках по педагогике последних лет, авторы несколько расширяют предложенное определение. Так, И.П. Подласый считает, что метод обучения - это прежде всего "упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели. При этом способы обучающей деятельности преподавателя (препода­вание) и способы учебной деятельности учащихся (учение) тесно свя­заны между собой". И.Ф. Харламов - под методами обучения предла­гает понимать "способы обучающей работы учителя и организации управления познавательной деятельности учащихся по решению раз­личных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом".

В учебно-воспитательном процессе методы обучения выпол­няют следующие функции обучающую (реализуют на практике це­ли обучения); развивающую (задают темп и уровень развития обу­чающихся); воспитывающую (влияют на результаты воспитания); по­буждающую (выступают как средство побуждения к учению); кон­трольно-корректировочную (диагностика и управление процессом обучения студентов).

Классификации методов. Традиционная (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе). Критерий классификации - источник получения информа­ции. Выделяют три группы методов, словесные (беседа, рассказ, лек­ция, объяснение, работа с книгой), наглядные (показ, демонстрация моделей, схем), практические (упражнения, тренажи, решение задач).

По назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов). Критерий - по­следовательность этапов процесса обучения Методы обучения клас­сифицируют в соответствии со следующими этапами: 1) приобретения знаний; 2) формирования умений и навыков; 3) применения знаний; 4) творческой деятельности; 5) закрепления знаний, умений и навыков; 6) проверки знаний, умений и навыков.

По дидактическим целям (Г.И. Щукина, И.Т. Огородни­ков). Выделяют: методы, способствующие первичному усвоению учебного материала; методы, способствующие закреплению и совер­шенствованию приобретенных знаний.

Наибольшее распространение в отечественной дидактике по­следних лет получила классификация методов обучения, предло­женная Ю.К. Бабанским.

Вней выделяют три большие группы методов:

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

• словесные, наглядные и практические (аспект восприятия и передачи учебной информации);

• индуктивные и дедуктивные (логические аспекты);

• репродуктивные и проблемно-поисковые (аспект мышле­ния);

• самостоятельной работы и работы под руководством пре­подавателя (аспект управления учением).

2.Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

• интереса к учению;

• долга и ответственности в учении.

3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учеб­но-познавательной деятельности:

• устный, письменный, лабораторно-практический.

По характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучающихся (И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин). Выде­ляют пять методов обучения, причем в каждом из последующих сте­пень активности и самостоятельности в деятельности обучающихся нарастает.

1. Объяснительно-иллюстративный метод. Студенты полу­чают знания в "готовом" виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, они остаются в рамках репродуктивного (воспроиз­водящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации.

2. Репродуктивный метод. К нему относят применение изу­ченного на основе образца или правила. Деятельность обучающихся носит алгоритмический характер, т. е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам.

3. Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая, точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи.

4. Частично-поисковый, или эвристический метод. Заключа­ется в организации активного поиска решения выдвинутых в обуче­нии (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических про­грамм и указаний.

5. Исследовательский метод. После анализа материала, по­становки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучающихся самостоятельно изучают литературу, источни­ки, ведут наблюдения и измерения, выполняют действия поискового характера.

Ни одна из рассмотренных классификаций не свободна от не­достатков. Дело в том, что "чистых" методов обучения не бывает. Они взаимно проникают друг в друга.

Рассказ - повествовательно-информационный метод изложе­ния учебного материала, цель которого сообщение фактов и выводов, описание событий и явлений. Существует несколько видов рассказов: описательный, научно-популярный, художественный и др.

Объяснение - словесное истолкование закономерностей, су­щественных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий и явле­ний. Это монологическая форма изложения, применение которой наи­более эффективно при изучении сложного учебного материала прие­мами доказательства и рассуждения. Объяснение может использо­ваться как в чистом виде, так и в качестве составной части рассказа, беседы или лекции.

Беседа - диалогический метод обучения, в ходе которого сту­денты либо сами приходят к усвоению нового материала, либо закре­пляют и расширяют изученное ранее. По количеству обучающихся различают беседы индивидуальные и фронтальные; в зависимости от конкретных целей и содержания учебного материала - эвристические, сообщающие, вводные (вступительные) и закрепляющие

В дидактике выделяют методы показа (показ плакатов, схем, карт, дей­ствий, приемов и пр.) и методы демонстрации (демонстрация филь­мов, опытов, образцов техники и пр.).Сущность данного метода со­стоит в том, что с помощью различных средств (личный показ, показ с помощью специально подготовленных студентов, показные занятия на технике и др.) у обучающихся создается образ изучаемого предме­та или формируется представление об определенном объекте или яв­лении.

Необходимые студентам практические умения и навыки могут быть сформированы, закреплены и доведены до совершенства с по­мощью метода упражнений.

Упражнение - многократное выполнение умственных или практических действий с целью овладения ими или повышения каче­ства их выполнения. Упражнения могут быть репродуктивными, на­правленными на воспроизведение и повторение изученного ранее, и творческими, связанными с применением полученных знаний в новых условиях. В

Идеальные: система условных обозначений различных дисцип­лин (нотная грамота, математический аппарат и др.); искусственная среда для накопления навыков по данному предмету (бассейн для плавания, специальная языковая среда для обучения иностранным языкам, создаваемая в лингафонных кабинетах и т.д.); учебные ком­пьютерные программы, охватывающие весь курс обучения по предме­ту.

Материальные: учебники и учебные пособия; дидактические материалы; методические разработки (рекомендации) по предмету; книги-первоисточники.

На уровне всего обучения используются следующие средства обучения:

Идеальные: система обучения; методы; система общевузовских требований.

Материальные - сюда входят большая часть материально-технической базы образовательного учреждения: помещения для обу­чения, библиотеки, столовые, буфеты, медицинский кабинет, помеще­ния для администрации, педагогов и работников образовательного уч­реждения и т.д.

В связи с широким применением в вузах компьютерных средств обучения известный интерес представляют подходы к их классификации. Автором одного из них является А.А. Золотарев.

Выделяются четыре группы компьютерных средств обучения. К первой группе относятся средства, разработанные для создания ориентировочной основы деятельности обучающихся: ком­пьютерные (электронные) и компьютеризированные учебники (КУ) и учебные пособия (КУП); средства, основанные на представлении сту­дентам в процессе чтения лекций и проведения классно-групповых занятий учебной информации в виде графических статических и ди­намических моделей изучаемых объектов и явлений, иллюстрации ее схемами, графиками и таблицами, воспроизводимыми на дисплее или с помощью компьютерных проекционных установок на специальном экране, а также другие средства, позволяющие сформировать у обу­чающихся общие представления об их дальнейшей профессиональной деятельности. Во вторую группу выделяются средства, ориентирован­ные на приобретение студентами знаний в определенной предметной области: автоматизированные и экспертные обучающие системы (АОС и ЭОС), автоматизированные системы контроля знаний (АСКЗ), компьютерные задачники (КЗ), компьютерные лабораторные практи­кумы (КПП) и компьютерные обучающие программы (КОП). Назван­ные средства служат для автоматизированного обучения студентов, комплексной оценки знаний и управления их познавательной деятель­ностью. В третью группу включаются компьютерные средства, ис­пользуемые для формирования у студентов в процессе обучения не­обходимых профессиональных навыков и умений. К ним относятся -системы автоматизированного проектирования (САПР), В четвертую группу входят средства, применение которых возможно для решения нескольких дидактиче­ских задач одновременно. К ним относятся - автоматизированные библиотечные системы (АБС), автоматизированные справочные сис­темы (АСС), информационно-поисковые системы (ИПС), информаци­онно-расчетные системы (ИРС), банки данных.

В науке понятие "форма" рассматривается как с позиции чисто лингвистической, так и с позиции философской. В энциклопедиче­ском словаре понятие "форма" трактуется как внешнее очертание, на­ружный вид, контур предмета Форма всякого предмета, явления или процесса обусловлена его содержанием и, в свою очередь, оказывает на него обратное влияние. В философском словаре понятие форма оп­ределяется как внутренняя организация содержания. Форма отражает систему устойчивых связей предмета.

Формы организации обучения - это способы построения учебной работы в определенном порядке объединения студентов (по­точно-массовые, коллективные, групповые и индивидуальные) и вре­менном режиме исполнения (учебные занятия, самостоятельная под­готовка).

Некоторые ученые-педагоги считают, что понятия "форма обу­чения" и "форма организации обучения" необходимо различать. На­пример, М.И. Махмутов под "формой обучения" понимает коллектив­ную, фронтальную и индивидуальную работу учащихся на занятии, а под "формой организации обучения" - конкретный вид этого занятия. Организация обучения преследует цель - обеспечить оптимальное функционирование процесса управления учебной деятельностью сту­дентов со стороны педагога.

Например, преподаватель может обучать группу студентов, то есть заниматься с целым коллективом, а может проводить занятие ин­дивидуально. В этом случае форма обучения связана с количествен­ным составом обучающихся. Вместе с тем она может отражать вре­менную регламентацию учебных занятий.

С начала XVI века все большее развитие получают ин­дивидуально-групповые формы организации учебного процесса. Суть данной формы заключается в том, что занятия педагог ведет не с од­ним человеком, а с целой группой обучающихся, в которой уровень подготовки ее членов различен. Чуть позднее в школах Белоруссии и Украины зародилась классно-урочная система обучения, которая была обоснована и популяризирована в XVII в. Яном Амосом Коменским Классно-урочная система имеет следующие основные черты- в классе объединены учащиеся примерно одного возраста;

В Европе и США в начале XX века большое внимание уделя­лось индивидуальной активной самостоятельной учебной работе обу­чающихся. Е. Паркхерст предложила одну из наиболее удачных инди­видуализированных систем обучения, которая вошла в историю педа­гогики под названием система мастерских или Дальтон-план. Успех учебной работы в группе зависел от приспособления темпа выполне­ния заданий к возможностям и способностям каждого обучающегося. В 20-х годах XX столетия, в СССР использовалась модификация Дальтон-плана под названием бригадно-лабораторной системы. Для преодоления отдельных недостатков Дальтон-плана в 50-60 годах это­го же века профессор Ллойд Трамп предложил сочетать лекционные занятия в больших аудиториях с занятиями в малых группах и инди­видуальную работу обучающихся

В российской школе сегодня, как прави­ло, успешно применяют следующие основные формы организации обучения (виды занятий): лекции, семинары, лабораторные работы, практические и групповые занятия, групповые упражнения, специаль­ные и функциональные игры, теоретические (научно-практические) конференции, контрольные работы (занятия), консультации, рефера­ты, индивидуальные контрольные собеседования, самостоятельную работу студентов, стажировку и практику, курсовые работы (проекты, задачи), выпускные квалификационные работы.

В настоящее время с появлением в вузах информационных средств обучения стремительно развиваются такие организационные формы как дистанционное и открытое обучение, обучение в компью­терных классах и лабораториях и т. п. В. И. Боголюбов считает, что сегодня можно выделить пять активно используемых в данном кон­тексте форм обучения: вербальное, аудиовизуальное, программиро­ванное, мультимедиальное и гипермедиальное10.

В основе вербальной формы обучения находится использова­ние устного и печатного слова. Как правило, вербальная форма об­служивает групповой способ обучения (один участник учебного про­цесса - преподаватель или подготовленный обучающийся - порциями передает информацию другим участникам, при этом аудио и видеопо­собия применяются время от времени).

Аудиовизуальная форма обучения предполагает поабзацное со­провождение учебных текстов слайдами, диаграммами, графиками и пр.

Программированная форма обучения получила широкое рас­пространение в связи с созданием обучающих машин, систем группо­вого контроля и адаптивных систем для электронных классов.

Мулътимедиальная форма обучения предполагает объединение нескольких обу­чающих средств, сочетание текстовой информации и графических изображений, возможность использования псевдографики, звуковых эффектов, цветовой палитры. Мультимедиальная система обучения оперативно реагирует на ошибки, оказывает необходимую помощь, выдает промежуточные результаты.

В 90-е годы появилась новая, очень перспективная форма обу­чения - гипермедиальная, представляющая собой объединение двух технологий мультимедиа и гипертекста.

Формы обучения студентов исключительно разнообразны. Лишь взятые в единстве, в разумном сочетании друг с другом, они по­зволяют успешно проводить групповое и индивидуальное обучение, неуклонно и последовательно повышать уровень профессиональной подготовки, тесно связывать его с воспитанием и личностным разви­тием обучающихся.

Наряду с формами важное значение при организации учебного процесса в вузе отводится средствам обучения, используемым педаго­гом для достижения поставленных дидактических целей. Главное на­значение средств - ускорить процесс усвоения учебного материала студентами, т. е. приблизить его к наиболее эффективным характери­стикам. Под средствами обучения в педагогике понимаются, как правило, вспомогательные материалы и орудия, разнообразное обору­дование и реальные объекты, которые позволяют преподавателю бо­лее успешно и рационально достигать поставленных целей, решая при этом определенные дидактические задачи.

В. Оконь предлагает класси­фицировать средства обучения в зависимости от нарастания возмож­ности заменять с их помощью действия преподавателя или автомати­зировать действия студента. В соответствии с этим он выделяет две группы средств - простые и сложные. К простым средствам он отно­сит, во-первых, словесные - учебники и другие тексты, во-вторых, простые визуальные средства - реальные предметы, модели, картины и пр. К сложным средствам обучения, по его мнению, можно отне­сти: механические визуальные приборы - диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.; аудиальные средства - проигрыватель, магнитофон, радио; аудиовизуальные средства - кинопроектор, телевизор, видеомагнито­фон; средства автоматизирующие процесс обучения - лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекомму­никационные сети.

П.И. Пидкасистый, понимая под средствами обучения матери­альные или идеальные объекты, которые используются педагогом и обучающимися для усвоения знаний, выделяет две большие группы таких средств: средства - источники информации и средства - инст­рументы освоения учебного материала. К материальным средствам относятся учебники, учебные по­собия, дидактические материалы, книги-первоисточники, педагогиче­ские тесты, модели, средства наглядности, технические средства и ла­бораторное оборудование. В качестве идеальных средств обучения выступают общепринятые знаковые системы, такие, как язык (устная речь), письмо (письменная речь), система условных обозначений раз­личных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат и др.), достижения культуры или произведения искусства (живопись, музы­ка, литература и т. п.), педагогические программные продукты, орга­низующая и координирующаяся деятельность преподавателя, уровень его квалификации и внутренней культуры, методы и формы организа­ции учебной деятельности, вся система обучения, существующая в данном образовательном учреждении, система общевузовских требо­ваний.

Интерес представляет классификация средств обучения, пред­ложенная С.А. Смирновым, в которой развиваются идеи рассмотрен­ного выше подхода.12 Он предлагает дополнительно классифициро­вать средства обучения в соответствии с уровнями реализации содер­жания образования. Автором рассматриваются следующие уровни -уровень учебного занятия, уровень учебного предмета и уровень всего обучения (по всем предметам и на протяжении всех лет обучения в вузе).

На уровне учебного занятия используются следующие сред­ства обучения:

Идеальные: языковые системы знаков, используемые в устной и письменной речи; произведения искусства и иные достижения куль­туры (живопись, музыка, литература); средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т. п.); учебные компьютерные программы по теме занятия; организующая и координирующая дея­тельность преподавателя, уровень квалификации и внутренней куль­туры педагога; формы организации учебной деятельности на учебном занятии.

Материальные отдельные тексты из учебника, пособий и книг; отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, задачни­ков, дидактических материалов; тестовый материал; средства нагляд­ности (предметы, действующие макеты, экспонаты); технические средства обучения; лабораторное оборудование.

На уровне предмета используются другие средства обучения:

32. Технология обучения в вузе: сущность, содержательная характеристика и функции.

Появлению в педагогике термина технология способствовало бурное развитие научно-технического прогресса в различных облас­тях теоретической и практической деятельности человека, а также же­лание педагогов добиваться в своей профессиональной работе гаран­тированных результатов.

Понятие технологии прочно вошло в обществен­ное сознание во второй половине XX столетия и стало своеобразным ориентиром научного и практического мышления. Его регулятивное воздействие состоит в том, что оно побуждает исследователей и прак­тиков во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в об­ласти образования:

• находить основания результативности деятельности;

• мобилизовать лучшие достижения науки и опыта, чтобы га­рантировать получение требуемого результата;

• строить деятельность на интенсивной, т.е. максимально науч­ной, а не на экстенсивной основе, ведущей к неоправданным затратам сил, времени и ресурсов;

• уделять большое внимание прогнозированию и проектирова­нию деятельности с целью сокращения количества процедур ее воз­можной коррекции в процессе реализации;

• использовать во всевозрастающей степени новейшие инфор­мационные средства, максимально автоматизировать рутинные опе­рации и т. п.

Понятие "технология обучения" впервые введено в научный оборот на конференции ЮНЕСКО в 1970 г. В докладе "Учиться, что­бы быть", опубликованном этой организацией, названная дефиниция определяется как движущая сила модернизации образовательного процесса, а в докладе "Как учиться" впервые приводится ее определе­ние. В нем технология обучения характеризуется как совокупность способов и средств связи (общения) между людьми, возникающие в результате информационной революции и использующееся в дидак­тике.

Естественной следует считать попытку педагогов-исследователей обосновать сущность категории технология обучения в соответствии с первоначальным значением понятия "технология", так как первая является производным от второго.

Содержание понятия технология в технических науках вклю­чает: во-первых, процесс обработки и преобразования, в результате которого получается готовая продукция; во-вторых, нормативную сторону этого процесса, определяющую, как и что надо делать, чтобы реализовались необходимые процессы преобразования.

Таким образом, в технических словарях под "технологией" по­нимается способ реализации людьми конкретного сложного процесса путем разделения его на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее одно­значно и имеют целью достижение гарантированного результата.

Технология (технологический процесс) характеризуется следующими тремя признаками:

- разделение процесса на взаимосвязанные этапы;

- координированное и поэтапное выполнение действий, на­правленных на достижение искомого результата (поставленной цели);

- однозначность выполнения включенных в технологию проце­дур и операций, что является непременным и решающим условием достижения результатов, адекватных поставленной цели.

, целесообразно рассматривать применение педагогом соответствую­щих средств обучения.

Исходя из классического содержания понятия, "технология" означает процесс производства продукции с использованием конкрет­ных технических средств (станки, поточная линия и т. п.). Это означа­ет, что любое изменение в наборе средств приводит к изменению ха­рактеристик параметров процесса и, следовательно, к изменению са­мой технологии. Таким образом, средства производства играют в тех­нологии доминирующую роль.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.