Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы рейтингового контроля эффективности учебного процесса в вузе




Каждый вид учебной деятельности имеет свою "стоимость", "цену" (весовой коэффициент). Поэтому назначение рейтинга за оценку зависит от весового коэффициента вида занятия и от уровня сложности заданий, выполняемых обучающимся. Таким об­разом, "стоимость" работы, выполненной студентом безупречно, яв­ляется количественной мерой качества его обученности.

К основным преимуществам рейтингового контроля следу­ет отнести:

Во-первых, возможность управления познавательной деятель­ностью обучающихся с использованием целостной системы рейтинго­вых балов. В данном случае речь идет не только о начислении их сту­денту за выполнение конкретных учебных заданий

Во-вторых, использование преподавателем шкалы с унифици­рованными рейтинговыми градациями позволяет в зависимости от по­требности управлять познавательной деятельностью осуществлять мониторинг успешности обучения студентов

В-третьих, широкое информирование всех участников учеб­ного процесса о его результатах, которое вызывает живой интерес большинства обучающихся прежде всего из-за возможности сопос­тавления результатов своей учебы с результатами товарищей..

В-четвертых, возможность при оценке успеваемости обучаю­щегося отслеживать динамику и оценивать плодотворность его рабо­ты в течение всего периода обучения, учитывая при этом ее напря­женность и результативность, а также своевременно выявлять и кор­ректировать причины снижения успеваемости.

В-пятых, использование метода педагогического тестирования в условиях рейтинговой системы оценки и контроля знаний, навыков и умений обучающихся позволяет резко снизить при начислении рей­тинговых баллов

В-шестых, наличие серьезной математической поддержки всей рейтинговой системы позволяет полностью автоматизировать процесс начисления соответствующих баллов и представления конечных ре­зультатов контроля в презентабельной форме.

Педагогическая практика применения в российских вузах рей­тинговых систем контроля свидетельствует о следующих позитивных тенденциях, наметившихся при этом: повышается ритмичность и сис­темность в работе обучающихся; индивидуализация обучения приоб­ретает конкретные формы и содержание; уровень учебной самоорга­низации характеризуется развитием инициативы и творчества обу­чающихся при подготовке к занятиям; количество традиционных "за­должников" по различным формам контроля уменьшается и т. п.

Для вывода итоговой оценки в соответствии с принятой в вузах 4-балльной системой оценивания при рейтинговой системе контроля может быть использована следующая методика формирования шкалы перевода.

Максимальное значение относительного рейтинга можно по­лучить имея только отличные оценки и вырабатывая все заложенное количество контрольных мероприятий Использование описанного подхода к организации рейтинго­вой системы контроля позволяет получить более чувствительный ин­тегральный показатель успешности обучения студентов вуза.

40. Традиционная вузовская лекция: сущность, дидактические функции, особенности организации и проведения.

В высшей школе при устном изложении учебного материала в основном используются словесные методы обучения. Среди них важ­ное место занимает вузовская лекция. Слово "лекция" имеет латин­ский корень "lection" - чтение. Она выступает в качестве ведущего звена всего дидактического цикла обучения и представляет собой спо­соб изложения объемного теоретического материала, обеспечиваю­щий целостность и законченность его восприятия студентами. В образовательном процессе вуза существует ряд ситуаций, когда лекционная форма обу­чения не может быть заменена никакой другой. В частности:

- при отсутствии учебников по новым только формирующимся учебным курсам лекция является основным источником информации;

- если новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражение в существующих учебника или некоторые его разделы устарели (в современных условиях информационного прогресса это становится очень актуальным);

- в случае если отдельные темы, изложенные в учебнике, осо­бенно трудны для самостоятельного изучения и поэтому требуют ме­тодической переработки лектором;

- когда по основным проблемам курса существуют разноречи­вые концепции лекция необходима для их объективного освещения;

- лекция ничем не заменима в тех случаях, когда особенно не­обходимо личное эмоциональное воздействие лектора на обучающих­ся. В этом случае эмоциональная окраска лекции в сочетании с глубо­ким научным содержанием создает гармонию мысли, слова и воспри­ятия.

Дидактические и воспитательные цели лекции:

• дать обучающимся современные, целостные взаимосвязанные знания, уровень которых определяется целевой установкой к каждой конкретной теме;

• обеспечить в процессе лекции их творческую работу совме­стно с преподавателем;

• воспитывать у студентов профессионально-деловые качества, любовь к предмету и развивать у них самостоятельное творческое мышление.

Основными функциями лекции выступают: познаватель­ная (обучающая), развивающая, воспитательная и организующая.

Познавательная функция лекции выражается в вооружении обучающихся знаниями основ науки и определении научно-обоснованных путей решения практических задач и проблем.

Развивающая функция лекции состоит в том, что в процессе пе­редачи знаний она ориентирует обучающихся не на память, а на мыш­ление, т.е. учит их думать, мыслить научно, по современному.

Воспитательная функция лекции реализуется в том случае, ес­ли ее содержание пронизано таким материалом, который воздействует не только на интеллект обучающихся, но и на их чувства и волю

Организующая функция лекции предусматривает, в первую очередь, управление самостоятельной работой обучающихся как в процессе лекции, так и в часы самоподготовки. Лекция - логически стройное, систематически последователь­ное и ясное изложение того или иного научного вопроса..

Основными требованиями к со­временной лекции являются: научность, доступность, единство формы и содержания, эмоциональность изложения, органическая связь с дру­гими видами учебных занятий, с практикой повседневной жизни. С учетом этих требований каждая лекция в вузе должна:

- иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов (понятийная линия лекции);

- иметь твердый теоретический и методический стержень, важ­ную проблему;

- иметь законченный характер освещения определенной темы (проблемы), тесную связь с предыдущим материалом;

- быть доказательной и аргументированной, содержать доста­точное количество ярких и убедительных примеров, фактов, обосно­ваний, иметь четко выраженную связь с практикой;

- быть проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их решения, ставить перед обучающимися вопросы для размышления;

- обладать силой логической аргументации и вызывать у сту­дентов необходимый интерес познания, давать направление для само­стоятельной работы;

- быть на современном уровне развития науки и техники, со­держать прогноз их развития на ближайшие годы;

- отражать методическую обработку материала (выделение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках);

- быть наглядной, сочетаться по возможности с демонстрацией аудиовизуальных материалов, макетов, моделей и образцов;

- излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов и понятий;

- быть доступной для восприятия данной аудиторией.

Учебная лекция в вузе должна иметь четкую и строгую струк­туру. Вступление (введение) определяет тему, план и цель лекции Изложение - основная часть лекции, в которой реализуется на­учное содержание темы, все главные узловые вопросы, приводится вся система доказательств с использованием наиболее целесообраз­ных методических приемов Заключение имеет целью обобщить в кратких формулировках основные идеи лекции, логически завершая ее как целостное творе­ние

Виды традиционных лекций (вводные, заключительные, установочные) имеют свои особенности:

Вводная лекция - один из наиболее важных и трудных видов лекции при чтении систематических курсов

Содержание вводной лекции должно включать:

- определение учебной дисциплины;

- краткую историческую справку о развитии данной отрасли знаний и роли отечественных ученых в развитии данной науки;

- цели и задачи учебной дисциплины, ее роль в общей системе обучения и связь со смежными дисциплинами;

- основные проблемы (понятия и определения) данной науки;

- методы изучения учебной дисциплины, распределение време­ни по видам учебных занятий и по семестрам;

- основную и дополнительную учебную и методическую лите­ратуру;

- особенности самостоятельной работы слушателей над учеб­ной дисциплиной и формы участия в научно-исследовательской рабо­те;

- отчетность по курсу.

Заключительная лекция предназначена для обобщения полу­ченных знаний и раскрытия перспектив

Установочную лекцию читают слушателям заочного обучения на сборах как начало самостоятельного изучения определенного курса в период между сессиями

Подготовка лекции - это процесс отбора и структурирования содержания учебного материала, распределение его по времени, про­думывание логики построения лекции, выделение наиболее важных моментов из всего материала, который нужно изложить.

Оформление лекции. Полный текст - наиболее совершенная форма оформления лекции. Изложение ведется дословно, со всеми примерами, математи­ческими выкладками, формулами и выводами.

План-конспект лекции используют преподаватели, как говорят, уже "ставшие на ноги", прочитавшие данный курс уже не раз. В отли­чие от полного текста в содержательной части плана-конспекта ука­зываются: целевые установки, краткое содержание излагаемых вопро­сов, определения, цифровые данные, сложные формулы, а также ме­тодические указания о времени демонстрации пособий и другие по­метки, необходимые при чтении лекции.

Краткий план лекции в отличие от плана-конспекта содержит только обязательные входные данные и перечень излагаемых вопро­сов с распределением времени. Кратким планом лекции, как правило, пользуются опытные педагоги, читающие данный курс несколько лет.

Этап подготовки преподавателя к чтению лекции. В лекции, как и в любом публичном выступлении, самое труд­ное начало лекции. Первые слова, обращенные к слушателям, долж­ны привлечь их внимание, создать определенный настрой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.