Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образовательной интеграции




И65

Саратов

ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Материалы Международной научно-практической конференции

(14-17 ноября 2008 года)

ИЦ «НАУКА»

УДК 376-056.262 (100) (082)

ББК 74.3 я43

 

И65 Инклюзивное образование: опыт и перспективы: Материалы международной научно-практической конференции 14-17 ноября 2008 года. – Саратов: ИЦ «Наука», 2009. – 423 с.

 

ISBN 978-5-91272-940-9

 

 

Сборник посвящен исследованию теоретических и прикладных проблем инклюзивного образования. В нем рассматриваются теоретико-методологические проблемы инклюзивного образования, анализируются социальные и правовые аспекты образовательной интеграции, обсуждаются вопросы инклюзивного образования дошкольников и школьников с нарушениями зрения, обобщается опыт профессиональной подготовки кадров для инклюзивного образования.

Для исследователей и специалистов в области инклюзивного образования.

 

Редакционная коллегия

Л.В. Шипова (отв. ред.), В.А. Ручин, М.Д. Коновалова, Л.В. Мясникова,

А.В. Шипова (отв. секр.)

 

Рецензент

доктор психологических наук, профессор Л.И. Плаксина

Сборник подготовлен по материалам Международной Научно-практической конференции, проведенной в рамках Восточно-Европейского проекта

«XXI век – Век открытого общества для каждого»

при поддержке Международного Совета по Образованию

и Реабилитации Людей с Нарушением Зрения (ICEVI www.icevi-europe.org)

 

Сборник издан в авторской редакции

УДК 376-056.262 (100) (082)

ББК 74.3 я43

 

 

ISBN 978-5-91272-940-9 © Коллектив авторов, 2009


Содержание

Ручин В.А. Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия

Научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: опыт и перспективы» – шаг к совместному проекту по совершенствованию специального образования в СНГ................................................................13

Пластунова Л.Г. Международный Совет по Образованию и Реабилитации Людей с Нарушением Зрения (ICEVI-Europe)

Международный проект. Евро-Азиатский проект: XXI век – век открытого общества для всех…………………………………………….18

Удовиченко Н.А. Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия

Инклюзивное образование: итоги и задачи……………………………22

Раздел 1. Теоретико-методологические проблемы инклюзивного образования

Абрамова А.И. Школа-интернат для незрячих и слабовидящих детей, г. Саратов, Россия

Инклюзивное образование: проблемы и перспективы развития……..27

Алешина М., Ярская В. Саратовский государственный технический университет, г. Саратов, Россия

Содержание понятия инклюзии в контексте CODE SWITCHING [1] …..32

Ананьев В.Л. Центр социологических и политических исследований Белорусского Государственного университета, г. Минск, Республика Беларусь

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс инвалидов по зрению………………………45

Ильина О.М. СРОО «Центр реабилитации и помощи детям с нарушением зрения», г. Саратов, Россия

Тенденции в развитии инклюзивного образования……………………51

Нелюбова Я.К. Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образовании, г. Саратов, Россия

Перспективы интегрированного обучения и вопросы региональной системы оценки качества образования …………………………………55

Павлова М.А., Гришанова О.С. Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Саратов, Россия

Здоровьесберегающие технологии и инклюзивное образование……...61

Романов П., Ярская-Смирнова Е. Центр социальной политики и гендерных исследований, г. Саратов, Россия

Образовательная инклюзия: по данным социологического исследования ………………………………………………………………… 66

Рысбеков Т.З. Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисов, г. Уральск, Казахстан

Механизм и пути воспитания обучающихся в системе непрерывного образования в Республике Казахстан……………………………………75

 

 

Раздел 2. СОЦИАЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Алексеева Е.А. Саратовский государственный технический университет, г. Саратов, Россия

Роль родителей детей-инвалидов в формировании политики инклюзивного образования………………………………………………91

Аманиязова С.Б. Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисов, г. Уральск, Казахстан

Социальная значимость культурно-досуговой деятельности в жизни общества………………………………………………………………………95

Бойко Ц.О. Московский Государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия

Воспитание детей с нарушениями зрения через включение в социокультурное пространство……………………………………………99

Вожегова Е.А. Ассоциация инвалидов Саратовской области, г. Саратов, Россия

Преимущество инклюзивного образования в искусстве……………104

Войнова Г.В., Серякина А.В. МОУ СОШ №15, г. Энгельс Саратовской области, Россия

Готово ли современное общество к инклюзивному образованию?.....106

Голованова Л.Ю. МОУ СОШ №23, г. Энгельс Саратовской области, Россия

Инклюзивное образование?.........................................................................111

Емелина Л.С. Школа-интернат для незрячих и слабовидящих детей, г. Саратов, Россия

Сравнительный анализ развития специального образования в Англии и России……………………………………………………………………113

Иргалиев А.С. Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова, Центр педагогический исследований «Парадигма», г. Уральск, Казахстан

Оказание социально-педагогической помощи детям-инвалидам из малообеспеченных семей…………………………………………………121

Кажевина Ю.И. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ, г. Москва, Россия

Летний интеграционный лагерь «Наш Дом»…………………………128

Лысогорская М.В. Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия

Подростковое творческое объединение как средство решения задач инклюзивного образования……………………………………………..134

Селиванова Ю.В. Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия

Оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Саратовской области……………………………………………………..137

Соколова И.А. Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия

Социальный аспект инклюзивного образования……………………146

Соловьева О.В. Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия

Социальная адаптация детей-сирот к рыночным условиям современного российского общества……………………………………149

Шинкарева Е.Ю. Поморский государственный университет, г. Архангельск, Россия

Развитие инклюзивного образования в России в свете Конвенции ООН «О правах инвалидов»……………………………………………155

Шипова Л.В. Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия

Особенности проявления агрессии в подростковом возрасте………160

РАЗДЕЛ 3. ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Амплеева Г.В., Киреева Т.И. МДОУ ЦРР № 5 «Филиппок», г. Тольятти, Россия

Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка с нарушением зрения………………………………………………………172

Архипенко Г.М. Детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, г. Кировск, Мурманская область, Россия

Социальная адаптация младших дошкольников с нарушением зрения………………………………………………………………………176

Бурмистрова Е.Д., Гурыдина Е.А. Саратовская областная детская клиническая больница, г. Саратов, Россия

О применении принципов инклюзивного образования детей в работе логопедов системы здравоохранения……………………………………190

Дрогаченко Л.А., Тюрина Р.Т., Кулагина М.К. Детский сад комбинированного вида № 5 «Умка», г. Балаково, Саратовская область, Россия

Индивидуальные занятия как форма коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с нарушениями зрения……………………194

Ерёмина Т.В. Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия

Оценка эффективности программы коррекции высших психических функций у дошкольников с нарушением речи и интеллекта………197

Зубкова В.П. Волгоградский государственный педагогический университет, г. Волгоград, Россия

Особенности сенсорно-перцептивного компонента эмоциональной сферы у дошкольников с нарушением зрения…………………………202

Кутукова Т.В. Начальная школа-детский сад компенсирующего вида № 3, г. Энгельс, Саратовская область, Россия

Интеграция дошкольников с глубокими нарушениями зрения в условиях детского сада……………………………………………………206

Лапп Е.А. Волгоградский государственный педагогический университет, г. Волгоград, Россия

Использование средств графического моделирования в работе над связными речевыми высказываниями детей с амблиопией и косоглазием................................................................................................210

Мясникова Л.В. Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Чернышевского, г. Саратов, Россия

Интеграция детей с нарушениями зрения через раннюю коррекцию………………………………………………………………….219

Осипова Л.Б. Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Россия

Особенности предметно-практических действий детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в процессе конструирования…………………………………………………………224

Скворцова В.О. Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия

Изучение аттитюдов специалистов и родителей нетипичных детей к проблеме оказания специализированных образовательных услуг…236

Сумарокова И.Г. Нижегородская региональная общественная организация родителей детей-инвалидов по зрению «Перспектива», г. Н. Новгород, Россия

К вопросу о формировании позитивного родительского отношения как ведущего фактора ранней коррекции незрячего ребенка………242

Ткачук Л.М. Детский сад комбинированного вида № 2639, г. Москва, Россия

Помощь незрячему ребенку–инвалиду в ГОУ Детский сад комбинированного вида № 2639 для детей, нуждающихся в коррекции зрения……………………………………………………………………….247

Фуреева Е.П. Волгоградский государственный педагогический университет, г. Волгоград, Россия

Особенности развития психомоторных функций дошкольников с задержкой психического развития………………………………………254

РАЗДЕЛ 4. ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Антонова И.Б. Институт коррекционной педагогики Российской академии образования, г. Москва, Россия

Преподавание иностранного языка в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении III, IV видов как фактор социализации младших школьников со зрительной депривацией…258

Барашкина С.Б. Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, г. Пенза, Россия

Вариативность коррекции педагогической направленности и творческого потенциала учителя в работе с детьми с различными отклонениями в развитии…………………………………………………268

Блохина Л.П. Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского, г. Пенза, Россия

Формирование профессиональных интересов у детей с особыми образовательными потребностями………………………………………270

Георгица Е.А. Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия

Педагогическая система организации речемыслительной деятельности младших школьников в личностно-развивающем обучении……………………………………………………………………274

Гордейко В.В. Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка, г. Минск, Республика Беларусь

Возможности применения технологии речевого синтеза в образовании детей с нарушениями зрения……………………………………………285

Гринина Е.С. Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия

Профилактика межличностных конфликтов подростков с интеллектуальным недоразвитием как условие реализации инклюзивного образования………………………………………………..288

Зарубина И.Н. ФГУ Федеральный институт развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации, г.Москва, Россия

Роль информационных технологий и технических средств обучения и реабилитации незрячих при обучении детей с глубокими нарушениями зрения в массовой школе……………….........................292

Коновалова М.Д. Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия

Гусейнова С.В. Школа-интернат для незрячих и слабовидящих детей, г. Саратов, Россия

Адаптация методики анализа кинопроизведений для повышения уровня социальной компетентности школьников с нарушением зрения………………………………………………………………………296

Константинова О.А. Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия

Диагностика нарушений письменной речи у школьников с нарушениями зрения……………………………………………………..310

Кораблева Н.С., Бухарова Е.Н., Рысмухамбетова Г.Е. Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова, г. Саратов

Рагимова О.А. Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия

Роль питания в оздоровлении детей с особыми образовательными потребностями…………………………………………………………….315

 

Лысенко Е.М. Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия

Отношение учителей к инклюзивному образованию…………………318

Лысова А.А. Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Россия

Социальная компетентность в выборе профессии как фактор формирования профессионального самосознания слабовидящих учащихся старшего школьного возраста………………………………323

Малкова Т.П. Волгоградский государственный педагогический университет, г. Волгоград, Россия

Научно-практические основы модели психологического сопровождения с целью подготовки слабовидящих старшеклассников к успешной социально-психологической адаптации…………………331

Михайлина М.Ю., Сайфуллина Л.Р. Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Саратов, Россия

Инклюзивное образование детей-инвалидов и детей с ослабленным здоровьем……………………………………………………………336

 

Молодиченко Т.А. Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия

К вопросу о качестве инклюзивного образования школьников с дефицитарным развитием………………………………………………344

Ремезова Л.А. Самарский государственный педагогический университет, г Самара, Россия

Развитие зрительных перцептивных способностей у детей с особыми образовательными потребностями с помощью компьютерных технологий…………………………………………………………………349

Шипилова Е.В. Волгоградский государственный педагогический университет, г. Волгоград, Россия

Уровни пониженной обучаемости………………………………………358

Шипова А., Фролова О. Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия

Эмоциональное развитие незрячих и слабовидящих детей средствами музейной педагогики (на материале народного творчества)………361

Шоев Г. Круглосуточные начальные классы для слепых и слабовидящих детей как филиал №56-ой общеобразовательной школы района Сино г. Душанбе, Таджикистан

Инклюзивное образование в Таджикистане……………………………365

Шуиншалиева С.А., Мухамбетжанова А.М. Западно-Казахстанская областная психолого-медико-педагогичская консультация, г. Уральск, Казахстан

Особенности социально-психологического сопровождения при инклюзивном образовании………………………………………………367

Щетинина Е.Б. Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия

Значение школьного краеведения в обучении детей с отклонениями в развитии……..................................................................................................371

РАЗДЕЛ 5. ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Андреева Г. Ф., Жеребина Л. Ю. ИСО РГСУ, г. Саратов, Россия

Морозова Е. Е., Школина О. А. Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия

Отношение студенческой молодежи разных специальностей к проблемам инклюзии детей с особыми образовательными потребностями………………………………………………………………378

Байкулова Н.Г., Колисник И.И., Кузьмина Н.В., Мышковая М.Е., Рагимова О.А. Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия

О проблеме инклюзии детей с особыми образовательными потребностями: мнение студентов-дефектологов Саратовского региона………….............................................................................................381

Балаева В.И., Акименко А.К. Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия

О проблемах логопедической диагностики……………………………385

Витковская А.М. Институт специальной педагогики и психологии, г. Санкт-Петербург, Россия

Перспективы совместной подготовки специалистов для работы с детьми со сложными нарушениями……………………………………389

Демьянов В.Г. Гуманитарно-технический колледж, г. Петропавловск, Казахстан

Информационная поддержка инклюзивного образования незрячих на принципах сетевой организации…………………………………………394

Дружинина Л.А. Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Россия

Организация и содержание работы по подготовке тифлопедагогов на факультете коррекционной педагогики ЧГПУ………………………398

Кухарчук О.В. Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия

Совер шенствование профессиональной подготовки студентов к совместному обучению здоровых детей и детей с ограниченными возможностями……………………………………………………………..407

Ростомашвили Л.Н. Институт специальной педагогики и психологии, г. Санкт-Петербург, Россия

Организация образовательного процесса студентов с ограниченными возможностями здоровья………………………………………………….414

Чупахина Е.А. Новосибирский государственный университет, г. Новосибирск, Россия

Инновационная модель подготовки специалистов по ориентированию и мобильности: опыт программы Ориентирование и мобильность Новосибирского государственного университета……………………...419

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1009; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.107 сек.