Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие метода воспитания




Методы и средства воспитания

Лекция 4

Систематизация содержания воспитания

Систематизация содержания воспитания может быть выполнена по различным основаниям. Так, по компонентам базовой культуры личности возможно выделить: познавательную, интеллектуальную, нравственную, эстетическую, трудовую, физическую культуру.

По направлениям воспитательно-образовательной работы (функциональный подход) выделяется: умственное воспитание и формирование мировоззрения, гражданское воспитание, нравственное, трудовое, экономическое, эстетическое, физическое воспитание. По видам деятельности будем выделять: интеллектуальную, познавательную деятельность, ценностно-ориентированную, трудовую, художественную деятельность.

Таблица 1

Построение содержания общеобразовательной школы на основании компонентов базовой культуры

Общечело- веческая культура Основные виды культуры Образовательные области Учебные предметы
Познавательная Интеллектуальная Эстетическая Нравственная Трудовая Физического воспитания Филологическая Математическая Естественнонаучная Гуманитарная Техническая Русский язык Иностранный язык Литература Алгебра Геометрия Естествознание Биология Физика Химия Обществознание Рисование Технология Пение

Методы воспитания – это инструмент

прикосновения к личности /А.С. Макаренко/

Цель – предъявить систему методов и средств воспитания, выполнить анализ различных классификаций методов.

План лекции

1. Понятия о методах воспитания.

2. Подходы к классификации методов воспитания. Проблема выбора метода воспитания. Факторы развития и формирования личности; стороны педагогического влияния на становление личности; формы отношений; содержание воспитания.

3. Характеристики систем методов по различным основаниям.

4. Структура метода воспитания.

5. Основные средства воспитания.

Основные понятия: метод воспитания, средства воспитания, деятельность, среда.

Метод воспитания – это модель организации деятельности педагога и ребенка, обеспечивающая формирование у учащихся ценностного отношения к миру и самому себе.

Методы воспитания – научно обоснованные способы педагогически целесообразного взаимодействия с детьми, организации и самоорганизации их жизни, психолого-педагогического воздействия на их сознание и поведение, стимулирования их деятельности и самовоспитания.

Методы воспитания как способы достижения какой-либо цели, действия:

- педагогическое воздействие педагога;

- содействие детей педагогу;

- противодействие детей педагогу;

- сопротивление;

- непротивление авторитетам;

- отчуждение.

Основная часть определения метода воспитания раскрывает:

- «характер действия воспитателя», который определяется целью действия и его функцией. Отсюда возникает необходимость определения функции действия. Основные функции действия воспитателя:

– «воздействия» на ребенка. При этом воспитатель исходит из постулата воспринимаемости этого воздействия объектом. Воспитанник представляется ему мягким воском, он нацелен на получение немедленного результата;

– «противодействия», искоренения негативных качеств личности, привычек и комплексов;

– «содействия», т.е. соучастия, помощи;

– «взаимодействия», простраивания субъект-субъектных отношений, желательно переходящих в личностно-личностные.

Во всех намеченных вариантах действия будет присутствовать цель, но она достигается различными способами. Отсюда получаем первый вывод: цель направляет процесс выбора метода воспитания. Может наступить момент, когда воспитатель четко определяет функции своего действия:

1. Технология выбора метода.

2. Анализ вида деятельности воспитанников, в котором воспитатель решает осуществить свои действия. При этом обращается к содержанию деятельности воспитанников.

3. Воспитание осуществляется определенными средствами. Наиболее значимым средством педагогическая теория считает явления окружающей действительности: природу, искусство, традиции, деятельность, слово и т.п. Самым надежным средством воспитания является слово. Оно и определило самый распространенный вид методов воспитания – словесные. Но все методы не сводятся только к словесным. Необходимо отметить забытое средство – природу, которую воспринимаем сейчас только как «зону отдыха».

4. Не следует забывать о самом воспитаннике, его конкретных особенностях и его «социальной ситуации развития» (Л.С. Выготский).

5. Термин «методы воспитания» предполагает в воспитательном процессе присутствие воспитателя – с его личностными и профессиональными качествами.

6. Говоря о методах воспитания, необходимо выделить еще одну категорию – прием воспитания – это часть метода, это кирпичик метода.

В выборе метода субъект полностью зависит от того, каким он предвидит результат. Категория метода воспитания отражает двойное предвосхищение: «знаю, что хочу получить; знаю и как этого достичь».

Следовательно, метод выводится в процессе осознания поставленной цели, жестко диктуется ходом мыслительного анализа.

II. Объективные факторы развития и формирования личности:

– воспитывающая среда;

– воспитывающая деятельность;

– осмысление мира и себя в этом мире.

Метод воспитания с точки зрения содержательного влияния, организуемого педагогом, выступает процессом конструирования системы педагогического воздействий на детей в полном соответствии основным факторам развития и формирования личности:

Фактор социальной среды в личностном формировании трансформируется в воспитательной практике в метод организации воспитывающей среды, а точнее, в метод организационного взаимодействия детей со средой.

Фактор собственной активности человека, влияющий на его развитие, проходит педагогическую трансформацию и получает название метода организации воспитывающей деятельности.

Фактор возвратно-оценочного влияния взрослых на ребенка предполагает организационное осмысление ребенком разворачивающейся жизни.

Три метода воспитания – это три стороны педагогического влияния на становление личности:

– педагог способствует восприятию мира;

– педагог помогает ребенку осмыслить этот мир;

– педагог инициирует создание мира вне и внутри личностной структуры ребенка.

III. Метод воспитания как педагогическая категория характеризуется рядом признаков:

1. Каждый отдельный метод есть особым образом организованная педагогическая деятельность, обеспечивающая решение задач определенного типа.

2. Метод обусловлен объективными социальными и природными свойствами человека, его психики (мозга, интеллекта, чувств, воли, интересов…).

3. Всякий раз происходит достраивание метода, т.к. метод по своей сущности реализует специфическую педагогическую функцию, позволяющую решить лишь определенную часть воспитательных задач. Этот процесс происходит с помощью социально и психологически значимых средств и приемов.

4. Каждый из методов воспитания оказывает влияние на формирование личности в целом, играет доминирующую роль в развитии, изменении, устранении лишь определенных качеств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 894; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.