Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные средства воспитания




Классификация методов воспитания

Многообразие предметов, явлений ставит проблему их классификации. Так произошло и с методами воспитания. Каждое историческое время проблему классификации делает актуальной.

В основе любой классификации лежит признак, на основании которого отдельные методы группируются и обособляются. В 60-х годах XX столетия общепринятой была классификация методов воспитания, состоящая всего из двух групп. В основе такой классификации были области воспитательного воздействия: сознание и поведение ребенка. В 70-х гг. XX столетия значительная часть теоретиков педагогики предпринимала классификацию на основе трех главных направлений деятельности воспитателя:

– методы целенаправленного формирования качеств личности;

– методы стимулирования естественного саморазвития личности;

– методы коррекции развития личности.

Самое уязвимое в данной классификации – количество направлений, их, безусловно, не три.

В конце 70-х годах – начале 80-х годов XX столетия в педагогике оформилась концепция деятельностного подхода к воспитанию. Ленинградские педагоги Т.Е. Конникова и Г.И. Щукина предложили классификацию методов воспитания, где основанием явилась функция метода по отношению к деятельности воспитанников. Так появилась еще одна классификация, включающая такие группы методов:

– методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности.

– методы формирования общественного сознания.

– методы стимуляции деятельности.

В.А. Караковский за основание классификации избирает средства воспитания и предлагает такую систему методов воспитания:

– методы воспитания словом;

– методы воспитания делом;

– методы воспитания ситуацией;

– методы воспитания игрой;

– методы воспитания общением;

– методы воспитания отношением.

Проблема классификации методов воспитания – это проблема XX века.

Так, в начале XX века во всех педагогических институтах дореволюционной России педагогику изучали по учебнику немецкого педагога Фридриха Паульсена, изданному в Санкт-Петербурге в 1913 году. При этом отметим, что проблема о классификации методов воспитания не обсуждалась.

Ф. Паульсен подробно описывает, как воспитывать дисциплину, храбрость, настойчивость, честь, любовь к Родине и человечность. Для каждой добродетели он определяет свой набор методов, дает советы по их использованию. Такой учебник привлекал, но описать более 1500 вариантов формирования только нравственных качеств не представляется возможным. Поэтому и встал вопрос о природе общих методов воспитания, понимании их механизма, возможности и ограничениях. Приступая к воспитанию детей на практике, необходимо всякий раз выстраивать свою систему методов воспитания.

Как можно поступить при создании еще одной системы методов воспитания? Вспомним предмет воспитания – социальный опыт детей, их деятельность и отношение к миру и с миром, к себе и с самим собой. Система методов педагогического воздействия: 1) метод убеждения; 2) метод управления; 3) метод оценки.

С философской точки зрения, средство понимают как все то, что использует человек в процессе движения к цели.

Средства располагаются вне субъекта, заимствуются извне для реализации деятельности, получения ее наиболее предпочитаемого результата, для усиления и повышения качества деятельности и отдельных ее элементов.

Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач:

· знаковые символы,

· материальные средства,

· способы коммуникации,

· мир жизнедеятельности воспитанника,

· коллектив и социальная группа,

· технические средства,

· культурные ценности (книги, произведения искусства),

· природа.

Выбор воспитательных средств зависит от цели, задач, организационных форм воспитания, возраста, индивидуальных особенностей, принятых ценностных, ключевых воспитательных функций: наглядности, инициирования (так хлопотно быть хорошим человеком), инструментальной.

Точки опоры (жизненные): 1. Природа. 2. Культура. 3. Дело. 4. Окружающие люди. 5. «Я сам как наивысшая ценность».

 

Вопросы для самостоятельного осмысления

1. Почему приходится вводить понятие воспитательного средства?

2. Проанализируйте терминологически известную фразу «Ремень – не метод воспитания, а средство убеждения!»

3. Поощрения и наказания: «за» и «против». Попробуйте вывести собственные правила.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 4969; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.