Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система образования




Формирование исламской традиции в воспитании

1. На Ближнем и Среднем Востоке в VII - IX вв. в воспитании создается исламская традиция.

В эпоху средневековья в мусульманском мире выработались четкие ре­лигиозно-правовые нормы, определявшие цели, формы и методы ис­ламского воспитания. Они легли в основу воспитания в каждой общи­не, в каждой семье и школе, а также в основу педагогических идей средневекового мусульманского Востока.

Основателем ислама считается реальное историческое лицо Мухаммед (ок. 570 - 632), а главной священной книгой мусульман - Коран, собра­ние проповедей, произнесенных Мухаммедом и записанных его бли­жайшими сподвижниками.

Основные источники исламского воспитания:

Коран;

Сунна (в переводе - "пример", "образец", "образ действия") - другая свя­щенная книга, созданная в VII - IX вв. Содержит рассказы о поступках и изречениях Мухаммеда, которые должны служить образцом поведения;

шариат ("глубокое знание"), свод правовых и богословских нормативов, регулирующих всю жизнь мусульманина;

"адат" - исторические традиции и обычаи, сохранение которых исламом являлось одной из причин его успеха у разных народов.

Исламское воспитание в эпоху европейского средневековья осуществ­лялось на основе сочетания шариата и адата:

с одной стороны, соблюдение норм ислама, сходных с библейскими,

с другой - следование привычным для народа вековым традициям.

Важнейшим институтом мусульманского воспитания являлась семья. Некоторые характерные черты исламского семейного воспитания:

полную ответственность отца семейства за воспитание мальчиков и де­вочек и перед Аллахом, и перед общиной, и перед своим родом;

• раздельное воспитание мальчиков и девочек в семье.

2. Важным средством распространения культуры стали арабский язык и араб­ская письменность, созданная еще в IV в. на основе арамейского письма.

Образованные люди, способные проповедовать Коран и обучать грамо­те, становились учителями в повсеместно создававшихся при мечетях элементарных школах. Обучение в них начиналось с устного ознакомле­ния с правилами Корана, их первоначального осмысления; затем пере ходили к чтению и переписыванию текстов. Начиная посещать школу с 6 лет, дети находились в жестких условиях - многочасовые, монотон­ные занятия, суровые наказания за леность и проступки.

В качестве примера реализации исламской концепции образования приве­дем школьную систему Ирана, сложившуюся к IX веку и представлен­ную двумя типами школ: арабо-грамматической - "мактаб", обучение в которой проходило на основе Корана, и школой персидского направле­ния - "куттаб", в которой преимущественно изучалась история Ирана.

Повышенное образование давалось в медресе, появление которых обыч­но связывают с необходимостью толкования Корана. Целью обучения здесь было прежде всего религиозное образование. Большое внимание уделялось при этом развитию умственных способностей, в первую оче­редь - памяти. В содержание образования входили:

мусульманская теология, t/ правоведение,

• арабский язык с упором на грамматику,

• каллиграфия,

• диалектика.

Шагом вперед в развитии просвещения можно считать организацию в Багдаде по инициативе считавшегося покровителем наук халифа Маму-на (786 - 833) "Домов мудрости" - своего рода культурных центров, в которых крупнейшие ученые обсуждали тексты античности и вели дис­куссии по проблемам современного им мира.

Использованные источники:

История педагогики и образования. С. 129 - 133.

Вопрос 14. Педагогическая мысль Востока в эпоху средневековья

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.