Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование иезуитской системы воспитания




Реформация и ее влияние на образование и воспитание

1. Движение Реформации связано прежде всего с именами Мартина Лю­тера (1483 - 1546) в Германии, Жана Кальвина (1509 - 1564) во Франции и Ульриха Цвингли (1484 - 1532) в Швейцарии.

Реформация, выступавшая против средневековой католической церк­ви, стремилась к перестройке религиозного сознания людей в духе ра­циональной трактовки христианского вероучения.

В целях распространения своего учения деятели Реформации широко использовали воспитание и образование, выдвинув лозунг всеобщего образования детей всех сословий на родном языке, что должно было в значительной степени.облегчить усвоение и осмысление знаний. Изменения в организации школьного дела в эпоху Реформации были учтены последователями Лютера - Филиппом Мвланхтоном (1497 - 1560) и Иоганном Штурмом (1507 - 1587).

Главная цель этих преобразований состояла в разработке рационально­го содержания образования и воспитания, предусматривавшего преем­ственную связь между средней школой и университетом. Изданный Ф. Меланхтоном в 1528 году учебный план для средней школы "Еванге­лический церковный и школьный порядок, с предисловием доктора Мартина Лютера" предусматривал:

разделение детей на классы,

Усиление обучения латинскому языку, с особым вниманием к грамма­тике, римской поэтике и прозе,

• обязательное знание Закона Божьего,

• пение.

Первым учебным заведением, ставшим эталоном европейской школы, стала гимназия, основанная И. Штурмом в 1538 году в Страсбурге на базе латинской средней школы. Система обучения и воспитания в этой гимназии вобрала в себя многие черты гуманистической педагогики. Она строилась на трех принципах:

• благочестии,

• красноречии,

• знании.

2. С конца 50-х гг. XVI века в качестве противостоящей лютеранству силы выступила Контрреформация, которая была не только католической реак­цией на реформаторское религиозное движение, но и противостояла гуманистической культуре.

Основатель католического ордена иезуитов, хорошо образованный ис­панский религиозный деятель, бывший офицер Игнатий Лопола (1491 -1556), исходя из уже имеющейся в истории практики, полагал, что успехов в отстаиваемом им деле можно добиться через широко органи­зованную воспитательную деятельность.

Деятели Контрреформаций стали создавать в европейских странах обще­доступные бесплатные начальные школы. С целью привлечения к себе господствующих классов они старались активизировать свое влияние как на среднюю, так и на высшую школу.

Иезуитская система воспитания, завоевав большую популярность, просуществовала довольно длительное время. Многие ее элементы со­хранились в школах западных стран и сегодня.

Интерес в этой системе обучения и воспитания представляли такие методы, как:

• межклассное и внутриклассное состязание,

• конкурсы,

• театрализованные представления,

• школьное самоуправление.

Развивая фанатическую преданность римско-католической церкви, иезу­итская система воспитания, несмотря на определенные достижения в области практики обучения, была по сути своей реакционной, уводив­шей человека от саморазвития. Использованные источники:

История педагогики и образования. С. 123 - 126.

 

Вопрос 21. Воспитание и обучение у древних славян

1. Воспитательно-образовательная культура восточных славян

2. Воспитание детей в семье

3. Мировоззрения древних славян

I. На Руси сформировалась специфическая воспитательно-образователь­ная культура, принципиально отличавшаяся от западноевропейской.

В сочинениях Прокопия Кесарийского (VI в.) и в других источниках отмечались типичные для "славян и антов":

обостренное чувство общности и справедливости,

устойчивая вера в существование верховного существа,

вера в магию,

• добронравие,

• воинская обученность,

• свободолюбие,

• мужественность,

• физическая развитость и закаленность.

Как воспитывались дети у древних славян, известно лишь в самых об­щих чертах, и только в контексте осмысления жизни людей того време­ни в целом. В практике воспитания и обучения можно обнаружить сохра­нение традиций первобытно-общинной эпохи:

• включение детей в различные виды деятельности в достаточно раннем возрасте;

различие в воспитании мальчиков и девочек;

обряды инициации.

Однако развитие внутриобщинных экономических процессов постепенно привело к выделению семьи как самостоятельной хозяйственной ячейки и к обособлению различных социальных слоев - земледельцев, ремесленни­ков, общинной знати, жречества. Воспитание и обучение в каждом из этих слоев начало приобретать свои специфические черты, ориентиро­ваться на свой идеал.

2. Воспитание детей осуществлялось прежде всего в семье.

Роль родителей в это время значительно возросла, особенно существенно было влияние матери. Не случайно, что впоследствии на Руси человека, достигшего полной зрелости, стали называть словом "матерый", т. е. вос­питанный матерью. В обиходной речи появились слова, обозначавшие различные возрастные группы:

"дитя", т. е. ребенок, который вскармливается грудью;

• "молодой" - до 3 - 6 лет, воспитываемый матерью;

"чадо" - до 7 - 12 лет, начавший обучаться;

• "отрок" - подросток 12-15 лет, проходивший специальное ученичество перед посвящением во взрослые члены общины или рода.

Большое значение в этот период придавалось военному обучению. Эко­номически общины уже могли позволить себе содержать дружины - про-фессионалъных воинов.

Последовательно развивался и процесс разделения видов труда, обо­собления ремесел и их усложнения, в связи с чем возрастала длитель­ность подготовки к профессиональной деятельности. В результате в VI -IX вв. у восточных славян уже обозначилась такая форма обучения, как ученичество. Нужно отметить, что мастер должен был не только обучать ученика специальным умениям и навыкам, но и знакомить его с определенными культовыми знаниями, а сами ремесленники считались у восточных славян чародеями.

3. Воспитание осуществлялось в соответствии с языческим мировоззрением древних славян.

Как и другие народы, славяне поклонялись разнообразным богам и боги­ням. Были среди них главные и второстепенные, могучие и слабые.

Во главе стоял великий Сварог - бог Вселенной. Весьма почитались бог солнца - Даждьбог (Ярила) и бог грозы - Перун. Молились славяне Роду и Рожаницам - богу и богиням плодородия. Бог Белее являлся покрови­телем скотоводства или, иначе, богатства. Стрибог повелевал ветрами, как древнегреческий Эол.

Помимо богов были и другие сверхъестественные существа. Многие из них связывались с представлениями славян о загробном царстве: злыми духами потустороннего мира являлись упыри, а добрыми, охранявши­ми человека, - берегини. В лесу обитал леший, а в поле и у воды жили русалки. Славяне считали, что каждый дом находится под покровитель­ством домового, которого отождествляли с духом своего пращура - чура, или щура.

Таким образом, вся жизнь древнего славянина была органично связана с добрыми и злыми силами природы.

Под влиянием языческого мироощущения формировались все бытовые обряды - коляды, Масленица, день Ивана Купалы, рождения, свадь­бы, похороны, праздники года.

Оно же сказалось на развитии традиций в воспитании детей, которые сохраняются в той или иной степени и поныне, особенно вне городс­кой среды.

Использованные источники:

История педагогики и образования. С. 146 - 148.

 

Вопрос 22. Воспитание и обучение в Киевской Руси




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1041; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.