Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая деятельность Ш.Л.Рачинского




Педагогические воззрения русских философов

1. Все русские религиозные мыслители высказывались за активный твор­ческий диалог с собственным прошлым, историей, культурой, религи­ей. Их педагогические идеи вписывались в христианский идеал организа­ции духовно-религиозной общественной жизни.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853 - 1900) в ряде своих религиозно-философских произведений рассматривал проблему воспитания и са­мосозидания личности. Самосозидание человека, с его точки зрения, есть движение личности к возвышающей в нас человеческое, к гуман­ной и высшей цели.

Константин Николаевич Леонтьев (1831 - 1891) в статье "Грамотность и народность" высказывался против повальной европеизации молодого поколения, стирающей традиционную православную культуру, форми­рующую русского человека.

Василий Васильевич Розанов (1856 - 1919) опубликовал в 80 - 90-х гг. ряд произведений - "Сумерки просвещения", "Беспочвенность русской шко­лы", "Педагогические трафаретки". В них он утверждал, что по российс­ким школьным программам того времени можно с равным успехом обучать любого иностранца, так как они рассчитаны на некоего абст­рактного школьника. В.В. Розанов отстаивал идею гармонического соче­тания общечеловеческого, национального и индивидуального в фор­мировании' "цельного" человека.

2. Сергей Александрович Рачинский (1833 - 1902) - педагог-просветитель, деятель народного образования.

На протяжении своей деятельности построил свыше 20 начальных школ, 4 из которых содержал полностью.

Стремясь сблизить школу и семью на основе народной религиозности, ратовал за передачу всего дела начального образования в руки духовен­ства. Задачу начальной школы видел в формировании у детей целостно­го и гармоничного мировосприятия, основанного на нравственных иде­алах православия.

Школы Рачинского работали круглый год, в их программы входило изу­чение церковно-славянского и русского языка, закона Божия, церков­ное пение, чтение русских писателей и некоторых зарубежных класси­ков, необходимый в крестьянском быту минимум общеобразовательных знаний (по физике, геометрии, географии, истории), черчение, музы­ка и рисование.

Большое значение Рачинский придавал развитию мышления учащихся с помощью обучения родному языку (главным образом связной речи), устному счету, решению арифметических задач.

Работу школы Рачинский построил на принципе индивидуального вос­питания; особое место отводил занятиям с одаренными детьми, кото­рые определялись в общежитие школы и получали стипендию за счет личных средств Рачинского.

Религиозно-нравственное воспитание в школах Рачинского осуществля­лось в тесной связи с эстетическим и трудовым. Организация быта, ра­бота по самообслуживанию (на школьном огороде, цветнике, пасеке), занятия рукоделием были направлены на приобретение учащимися куль­туры сельскохозяйственного и домашнего труда. Весь уклад жизни шко­лы, где старшие ученики помогали и заботились о младших, прибли­жал￿я к семейному. Занятия продолжались в течение дня, чередуясь с физическим трудом, прогулками и отдыхом.

Опыт работы своих школ Рачинский обобщил в книге "Сельская шко­ла", по выходе которой в 1891 году был избран членом-корреспонден­том Академии наук по отделению русской словесности. Среди учителей были популярны созданные Рачинским учебные посо­бия по математике "1001 задача для умственного счета" (1892), "Геомет­рические забавы" (1901) и др. Использованные источники: История педагогики и образования. С. 366 - 367.

Российская педагогическая энциклопедия. С. 251.

 

Вопрос 70. Педагогическая деятельность и концепция Л.Н. Толстого




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.