Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткий биографический очерк




2. Н.И.Пирогов о воспитании

3. Проект школьной системы

4. Н.И.Пирогов о женском образовании

5. Необходимость реформ высшего образования

6. Педагогические взгляды П. Г. Редкина

1. Николай Иванович Пирогов (1810 - 1881) родился в семье чиновника. Закончил медицинский факультет Московского университета. Основатель новой школы в хирургии, Пирогов одновременно сделался крупным общественным педагогическим деятелем.

Административно-педагогическая деятельность Н.И. Пирогова была на­сыщенной и плодотворной.

Он преподавал в Дерптском университете, Петербургской медико-хи­рургической академии.

В 1856 году ушел из Медико-хирургической академии и получил пост по­печителя Одесского учебного округа, который занимал в течение двух лет. В том же году в "Морском сборнике" появилась статья Пирогова "Воп­росы жизни", которая имела значительный отклик в педагогических и общественных кругах. Статья была перепечатана почти во всех периоди­ческих изданиях, пробудив, как писал К.Д. Ушинский, "спавшую пе­дагогическую мысль".

В течение 1858 - 1861 гг. Пирогов возглавлял Киевский учебный округ. В 1867 году был отправлен в отставку.

Будучи попечителем Одесского и Киевского учебных округов, Пирогов проявил себя сторонником и участником прогрессивных преобразова­ний в системе просвещения.

2. В педагогическом наследии Пирогова особое место занимают идеи само­познания посредством воспитания и общечеловеческого воспитания, об­щечеловеческого образования. Эти идеи представлены в статьях "Вопросы жизни", "Быть и казаться", в других работах Пирогова, в речи на торже­ственном акте в Ришельевском лицее (1857):

• идеал нравственного воспитания - в христианской религии;

• существуют два рода воспитания - общечеловеческое и специальное.

• первостепенная цель воспитания - научить "быть человеком". "Быть че­ловеком - это значит научиться с ранних лет подчинять материальную сторону жизни нравственной и духовной". Таким образом, главное - это нравственное воспитание;

• двойственность человека - следствие его биологической и обществен­ной природы. Каждой личности свойственна постоянная борьба "внут­ренней и внешней природы". Воспитание оказывается единственно при­емлемым способом привести в гармонию природное и общественное в человеке.

3. Пирогов разработал проект школьной системы.

Первая ступень - 2-летняя элементарная школа с традиционным набо­ром дисциплин. На фундаменте начальной школы - две ветви среднего образования:

• реальная,

• классическая.

Каждая ветвь должна была состоять из двух звеньев:

• прогимназии,

• гимназии.

Возвышавшиеся над прогимназиями реальная и классическая гимна­зии должны были иметь особые отличия в программах.

4, Пирогов являлся поборником расширения женского образования и воз­ражал против дискриминации женщин.

Вместе с тем он ограничивал масштабы применения женского воспи­тания и образования и сферу применения последнего. Главное предназна­чение женщины видел в том, чтобы "услаждать сочувствием жизнь муж­чины", быть воспитательницей юного поколения.

5. Проблемы высшего образования, волновавшие русское общество, Пи­рогов затронул в статье "Чего мы желаем", в брошюре "Университетский вопрос" и других работах:

• он заявил о необходимости реформ университетского образования;

• в число предложений входила организация подготовки профессуры и научных работников;

• преподавание в университете должно было носить прежде всего общечеловеческую направленность, т. е. быть далеким от узкой специа­лизации.

6. Следует отметить новизну взглядов на цель и содержание образования П.Г. Редкина (1808 - 1891), который в своих статьях, особенно значи­мых для педагогики того времени, обозначил такие проблемы, как:

• соотношение воспитания, самопознания и самовоспитания личности;

• единство воспитания и учения, готовящих человека к последующему непрерывному самообразованию;

• необходимость религиозного обоснования основных педагогических положений с позиций православия и др.

Использованные источники:

Джуринский А.Н. История педагогики. С. 288 - 292.

История педагогики и образования. С. 353.

Вопрос 64. К.Д. Ушинский: краткий биографический очерк, основные педагогические труды

1. Краткий биографический очерк

2. Основные педагогические труды

1. Константин Дмитриевич Ушинский (1824 - 1870) родился в Туле, дет­ство провел в Черниговской губернии, в небольшом имении родителей. В 1844 году блестяще окончил юридический факультет Московского уни­верситета и был назначен исполняющим обязанности профессора ка­меральных, административных и экономических наук в Ярославском юридическом лицее. В 1849 году освобожден от должности в связи с участием в беспорядках, организованных учащимися лицея. Служил в Министерстве внутренних дел, одновременно сотрудничая с такими журналами, как "Современник" и "Библиотека для чтения", где публиковались его переводы с английского языка, обзоры, рефераты статей.

В 1854 году назначен на должность учителя Гатчинского сиротского ин­ститута, а в 1855 - 1859 гг. был его инспектором, т. е. заведующим учеб­ной частью.

В 1859 - 1862 гг. был инспектором классов знаменитого Смольного инсти­тута благородных девиц, будучи в 1860 - 1861 гг. одновременно редакто­ром "Журнала Министерства народного просвещения". С 1862 года К.Д. Ушинский после того как был освобожден от работы и вплоть до самой смерти интенсивно занимался научной деятельностью в области теории педагогики и методики начального обучения.

2. Уже в первой своей педагогической статье "О пользе педагогической ли­тературы" (1857) К.Д. Ушинский показал, что разработка вопросов се­мейного и школьного воспитания способствует:

• соединению педагогической теории с практикой,

• превращению педагогики в основу воспитательного искусства, осно­ванного не только на абстрактных теоретических схемах, но и на осо­бенностях исторически сложившегося опыта народного воспитания.

В статье " О народности в общественном воспитании" (1857) К.Д. Ушинс­кий на основе подробного анализа воспитательных традиций европейс­ких стран сделал вывод о том, что воспитание, созданное самим наро­дом и основанное на народных началах, имеет воспитательную силу, которой нет в самых лучших педагогических системах, построенных на абстрактных идеях.

Главную цель воспитания К.Д. Ушинский видел в духовном развитии человека, а достигнуть ее невозможно без опоры на культурно-истори­ческие традиции народа, на особенности его национального характера. Рассмотрению этой проблемы посвящены работы К.Д. Ушинского "Род­ное слово" (1861), "О необходимости сделать русские школы русскими" (1867), "Общий взгляд на возникновение наших народных школ" (1870). В статье " Труд в его психическом и воспитательном значении" (1860) Ушин­ский сделал попытку дать обоснование значимости труда как фактора правильного психического развития ребенка и его воспитания. В статье "Педагогические сочинения Н.И. Пирогова" (1862) Ушинский начал поиск пути решения одной из важнейших проблем педагогики - определения "основной идеи образования".

По мнению самого К.Д. Ушинского, предметом воспитания является человек как таковой. Детальному рассмотрению этой проблемы и посвящена самая капитальная его работа "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии", первый том которой вышел в Петербурге в 1868 году, второй - в 1869 году. Этот труд, в котором под­водились итоги всем предшествующим исканиям К.Д. Ушинского, со­ставил эпоху в истории русской педагогики. В полном объеме осуществить замысел начатой работы автору не удалось; завершены были две части - "Часть физиологическая" и "Часть психологическая", в которых Ушинский рассмотрел физиологические законы деятельности человеческого организма и психические явления, ими обусловленные, с целью отыскать резервы воспитания и расширить сферу его влияния. Третий том, посвященный собственно педагогическим проблемам, не был завершен. Безусловной заслугой Ушинского стала разработка им проблем начально­го обучения детей, чему посвящены такие его работы, как статья "О сред­ствах распространения образования посредством грамотности" (1858), книга "Детский мир и Хрестоматия. Книга для классного чтения, при­способленная к постепенным умственным упражнениям и наглядному зна­комству с предметами природы" (1861), статья "О первоначальном препо­давании русского языка" (1864), учебная книга "Родное слово. Книга для учащих", советы родителям и наставникам о преподавании родного языка по учебнику "Родное слово" (1864) и др.

Использованные источники:

История педагогики и образования. С. 358 - 362.

 

Вопрос 65. К.Д. Ушинский - основоположник научной педагогики в России

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.