КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогические идеи Г. Спенсера
Научные воззрения Г.Спенсера 1. Герберт Спенсер (1820 - 1903) - выдающийся английский философ, социолог, психолог: • философию Спенсер понимал как максимально обобщенное знание законов явлений, считая, что она отличается от частных наук только количественно, степенью обобщенности знания. Спенсер исходил из деления мира на познаваемое и непознаваемое. Наука способна познавать лишь сходства, различия и другие отношения между чувственными восприятиями, но не в состоянии проникнуть в их сущность; • в социологии Спенсер - основоположник органической школы. Основным законом социального развития считал закон выживания наиболее приспособленных обществ, а из своей концепции эволюции выводил наибольшую приспособленность "дифференцированного" (разделенного на классы) общества; • в области психологии, соединив принципы ассоцианизма с эволюционной теорией, выдвинул концепцию, согласно которой сознание -это процесс, развивающийся по общим законам биологической эволюции и выполняющий функцию приспособления организма к среде. В соответствии с этим факты сознания рассматривались Спенсером под углом зрения их корреляции не с нервной деятельностью, а с внешними по отношению к организму связями. Основными элементами сознания считал чувствования, разновидностью которых являются эмоции и ощущения, преобразующиеся путем усложнения в психические продукты высшего порядка. 2. Педагогические идеи Спенсера, связанные с пропагандой утилитарного, естественнонаучного образования, были созвучны общественным настроениям конца XIX века и оказали большое влияние на развитие педагогики, особенно в Англии и США.
Свои педагогические воззрения Спенсер изложил в серии статей, посвященных проблемам содержания образования, умственного, нравственного и физического воспитания. Позднее эти статьи были изданы в виде отдельной книги. Спенсер резко критиковал европейскую школу середины XIX века за ее отставание от уровня науки и нужд практической жизни. Задача школы, по Спенсеру, состоит в первую очередь в том, чтобы вооружать человека знаниями, связанными с основными видами его деятельности. Таких видов человеческой деятельности Спенсер насчитывал пять. Они направлены на: • самосохранение, • добывание средств к жизни, • воспитание потомства, • выполнение социальных обязанностей, • досуг. Именно к ним школа и должна готовить молодежь, обучая физиологии с гигиеной, логике, математике, физике, химии, геологии, биологии, социологии, психологии, истории, литературе, иностранным языкам и некоторым видам искусств. Связь учебных предметов с определенными видами деятельности имеет в трактовке Спенсера утилитарный характер. Касаясь дидактических проблем, Спенсер требовал, чтобы: • содержание и методика обучения соответствовали этапам умственного развития ребенка; •обучение шло от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от практики к теории. Подобно Ж.Ж. Руссо, Спенсер считал необходимым ставить ребенка в положение исследователя, учить его делать самостоятельные выводы. Само учение должно при этом возбуждать у ребенка интерес и чувство удовлетворения. В целом, по Спенсеру, умственное развитие ребенка должно пройти вкратце весь тот путь, который прошло человечество. Рекомендуемая Спенсером методика нравственного воспитания основана на утилитаристском понимании сущности морали: нравственно то, что ведет к полезным для человека последствиям, не нанося вреда другим людям. Отсюда - высокая оценка метода естественных последствий в процессе нравственного воспитания: ребенок на своем опыте должен видеть последствия хороших или дурных поступков. Применение такого метода, по Спенсеру, способствует установлению дружеских отношений между родителями и детьми. Значительное внимание Спенсер уделял вопросам физического воспитания детей - правильному питанию, закаливанию организма, систематическим физическим упражнениям. Резко выступал против умственного перенапряжения у детей.
Использованные источники: Российская педагогическая энциклопедия. С. 366.
Вопрос 55. Школа и педагогическая мысль США XIX века 1. Школьное дело в США 2. Педагогические идеи X. Манна и Б. Т. Вашингтона 3. Задача подготовки высококвалифицированных учителей 1, Призывы к улучшению образования в целях процветания государства и острая необходимость в образованных людях в условиях быстрого развития всех отраслей экономики требовали поиска путей усовершенствования системы образования. Одним из основных положений при разработке концепции новой школы было требование ее доступности для всех и единых прав на обучение. Самым значительным достижением XIX века в этой связи можно по праву считать принятие в 70-е гг. в США, после почти столетней борьбы общественности, закона о введении бесплатного образования. Начиная с 30-х гг. большое распространение получили так называемые трудовые школы, вызванные к жизни широким общественным движением за введение ручного труда в систему школьного обучения. Существенную роль в реализации идеи соединения обучения школьников с их участием в производительном труде сыграл английский социальный утопист Р. Оуэн, который на некоторое время переселился в Америку и организовал в штате Индиана колонию под названием "Нью-Хармони". К работе в школе при этой колонии он привлек видных ученых из разных стран. Среди них были и американские специалисты Вильям Маклюр (1763 -1840) и Иосиф Неф (1770 - 1845). И. Неф возглавлял школу в Ныо-Хармони, считавшуюся индустриальной и сельскохозяйственной и состоявшую из трех ступеней: •первая - для малышей от 2 до 5 лет; • средняя - для детей 6-12 лет; •третья - для подростков. Помимо изучения общеобразовательных предметов школьники работали в литографской, столярной, прядильной и других мастерских. Кроме того, дети занимались садоводством, пчеловодством, скотоводством.
Основная цель школы состояла в том, чтобы сделать из учащихся людей, умеющих полагаться на собственные силы и применять практические навыки в жизни. Кроме того, школа помогала в выборе жизненного пути. По определению В. Маклюра, эта школа не только давала одновременно знания и навыки, но и развивала привычку работать и думать, привычку, которая сохраняется на всю жизнь и удваивает продуктивные силы человека. К середине XIX века сложившаяся государственная система народного образования в США представляла собой трехступенчатую структуру, включающую: • начальную школу для детей с 6 до 14 лет; • среднюю - для детей с 14 до 18 лет; • и высшую. Согласно закону школа должна была выступать в качестве института, призванного сократить различия в социальном статусе учащихся. Реализовать эту задачу было возможно только при наличии хорошо подготовленных учителей и правильной организации учебного процесса. 2. "Пробуждение образования" в стране в середине XIX века было связано в значительной степени с деятельностью тогдашнего государственного секретаря Бюро по делам народного образования Хораса Манна (1796 - 1859). В своих выступлениях он доказывал, что образование - это не только честный и благородный путь к процветанию и благоденствию, но и средство приобретения личных добродетелей. Без целенаправленного нравственного воспитания, по его мнению, невозможна ни одна социальная реформа. Для того чтобы нравственный уровень нации повысился, по его убеждению, необходимо было дать больше прав школе и учителям. Государство же, в свою очередь, должно было обеспечить всеобщее образование детей от 4 до 16 лет, с тем чтобы помочь им сформироваться физически, интеллектуально и морально. Именно благодаря деятельности X. Манна в штате Массачусетс в 1852 году был принят первый закон об обязательном начальном образовании. В дальнейшем существенную лепту в развитие образования в Америке внес высокообразованный чернокожий деятель, добившийся уважения в стране, где безраздельно правили белые. Это был Букер Тальяферро Вашингтон (1856 - 1915).
Став учителем, Б.Т. Вашингтон организовал вечерние занятия для учащихся, работающих днем. Одновременно он развернул широкую просветительную работу среди индейцев, пытаясь объяснить, что индейцы столь же способны к обучению, как и любая другая раса. При разработке концепции так называемого индустриального образования, включающего знания из области промышленного производства и экономики, Б.Т. Вашингтон полагал, что оно особенно необходимо черному населению, поскольку, с одной стороны, обеспечивает ему выживание, а с другой - гарантирует определенное сотрудничество с белым. 3. Основу образовательной политики середины XIX века продолжала составлять идея школы как института социализации личности, согласно которой воспитание, понимаемое в широком смысле слова, выступало в качестве средства адаптации человека в обществе. В этой связи наиболее серьезной представлялась задача подготовки высококвалифицированных учителей. Для ее решения создавались педагогические учебные заведения, открывались педагогические кафедры во многих колледжах, стали издаваться педагогические журналы и методическая литература. Использованные источники: История педагогики и образования. С. 321 - 326.
Вопрос 56, Полемика вокруг школы (XIX в.)
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 10398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |