Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные теоретические обоснования направления воспитания




Наиболее крупные современные дидактические концепции

1. Идейная база современной зарубежной педагогики постоянно обновля­ется и корректируется.

К числу заметных дидактических концепций в западной педагогике можно отнести:

традиционную парадигму - традиционализм в дидактике придерживает­ся идеи сохранения консервативной роли образования как ретрансля­тора культурных ценностей. Образование рассматривается как передача

молодым поколениям универсальных элементов культуры прошлого. Представители традиционализма намерены дать новую жизнь система­тическому академическому образованию. Подобная программа аргумен­тируется в социопедагогических концепциях Ж. Мажо, Л. Кро, Ж. Капе-ля (Франция), Г. Кэвелти, Д. Равич, Ч.Е. Финн (США) и др.;

рационалистическую модель - разработчики рационалистической модели образования (П. Блум, Р. Ганье, Б. Скиннер и др. - США) концентриро­вали усилия прежде всего на проблеме усвоения знаний и практичес­кой адаптации молодежи через образование к существующему обще­ству. Они утверждали, что всякая образовательная программа может быть переведена в "поведенческий репертуар" знаний, умений и навыков, которыми следует овладеть в процессе образования;

феноменологическое направление - представители феноменологического направления, среди которых следует назвать прежде всего американс­кого мыслителя А. Маслоу (1908 - 1970), исповедуют гуманистическую направленность образования. Красной нитью в их рассуждениях прохо­дит мысль о персональном обучении.

2. В теоретических обоснованиях воспитания прослеживаются два основ­ных направления:

с позиций социологизаторства,

• с позиций биопсихологизма (психологизма).

Социопедагогика видит в школе основной социальный фактор воспита- ' ния. Это как бы специфическая модель социальной среды. Едва ли не главным носителем общественных ценностей в школе считается учитель.

Сторонники ведущей роли социума в воспитании личности представля­ют мощный идейный поток:

в США подходы социальной педагогики разделяют многие ученые. Ряд американских педагогов предлагает так называемую стратегию встреч­ного движения, когда общество и школа содействуют социализации учащихся;

• во Франции интерпретаторы социального воспитания (П. Бурдье, Ж. Ка­пель, Л. Кро, Ж. Фурастье и др.) ставят задачу усвоения таких культур­ных ценностей, которые позволят учащимся безболезненно вписывать­ся в общественные структуры. Они полагают, что биологическая и социальная детерминанты (от лат. determinatio - ограничение, определе­ние) при воспитании действуют в связке, причем среда корректирует наследственность.

Биопсихологическое (психологическое) направление воспитания поддер­живают представители ряда идейных течений, прежде всего экзистен-цалистской педагогики, нового воспитания и гуманистической психологи­ческой школы. Они рассматривают как веление времени гуманизацию воспитания, т. е. поворот к личности ребенка.

Идеи нового воспитания распространены во Франции (Р. Галь, А. Ме­дичи, Г. Миаларе, А. Фабр и др.). Эти ученые определяют личность прежде всего как биологическое существо, с природной рефлексией, которая позволяет приспосабливаться к среде.

Лидеры гуманистической психологической школы - американцы А. Комбс, А. Маслоу, К. Рождерс - высказывали озабоченность, вызван­ную процессом дегуманизации воспитания. Они настаивают на учете интересов, психики, индивидуальных особенностей школьников, на бережном отношении к личности ребенка, предлагают педагогам отка­заться от традиции быть господами по отношению к своим подопечным. Так, К. Роджерс, аргументируя свою "Я-концепцию", советует научить ребенка поступать сообразно подлинным мыслям и чувствам.

Использованные источники:

Джуринский А.Н. История педагогики. С. 331 - 332.

 

Вопрос 105. Приоритеты и проблемы воспитания и образования




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.