Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие условия семейного воспитания 2 страница




Но вы – не только гражданин. Вы – еще и отец. И родительское ваше дело вы должны выполнять как можно лучше, и в этом заключаются корни вашего авторитета. И прежде всего вы должны знать, чем живет, интересуется, что любит, чего не любит, чего хочет и чего не хочет ваш ребенок. Вы должны знать, с кем он дружит, с кем играет и во что играет, что читает, как воспринимает прочитанное. Когда он учится в школе, вам должно быть известно, как он относится к школе и к учителям, какие у него затруднения, как он ведет себя в классе. Это все вы должны знать всегда, с самых малых лет вашего ребенка. Вы не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях и конфликтах, вы должны их предугадывать и предупреждать.

Все это нужно знать, но это вовсе не значит, что вы можете преследовать вашего сына постоянными и надоедливыми расспросами, дешевым и назойливым шпионством. С самого начала вы должны так поставить дело, чтобы дети сами вам рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось вам рассказать, чтобы они были заинтересованы в вашем знании. Иногда вы должны пригласить к себе товарищей сына, даже угостить их чем-нибудь, иногда вы сами должны побывать в той семье, где есть эти товарищи, вы должны при первой возможности познакомиться с этой семьей.

Для всего этого не требуется много времени, для этого нужно только внимание к детям и к их жизни.

И если у вас будет такое знание и такое внимание, это не пройдет незамеченным для ваших детей. Дети любят такое знание и уважают родителей за это.

Авторитет знания необходимо приведет и к авторитету помощи. В жизни каждого ребенка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в совете и в помощи. Может быть, он не попросит вас о помощи, потому что не умеет этого сделать, вы сами должны прийти с помощью.

Часто эта помощь может быть оказана в прямом совете, иногда в шутке, иногда в распоряжении, иногда даже в приказе. Если вы знаете жизнь вашего ребенка, вы сами увидите, как поступить наилучшим образом. Часто бывает, что эту помощь нужно оказать особым способом. Нужно бывает либо принять участие в детской игре, либо познакомиться с товарищами детей, либо побывать в школе и поговорить с учителем. Если в вашей семье несколько детей, а это – самый счастливый случай, к делу такой помощи могут быть привлечены старшие братья и сестры.

Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребенку самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы. Но нужно всегда видеть, как ребенок совершает эту операцию, нельзя допускать, чтобы он запутался и пришел в отчаяние. Иногда даже нужно, чтобы ребенок видел вашу настороженность, внимание и доверие к его силам.

Авторитет помощи, осторожного и внимательного руководства счастливо дополнится авторитетом знания. Ребенок будет чувствовать ваше присутствие рядом с ним, вашу разумную заботу о нем, вашу страховку, но в то же время он будет знать, что вы от него кое-что требуете, что вы и не собираетесь все делать за него, снять с него ответственность.

Вот именно линия ответственности является следующей важной линией родительского авторитета. Ни в каком случае ребенок не должен думать, что ваше руководство семьей и им самим есть ваше удовольствие или развлечение. Он должен знать, что вы отвечаете не только за себя, но и за него перед советским обществом. Не нужно бояться открыто и твердо сказать сыну или дочери, что они воспитываются, что им нужно еще многому учиться, что они должны вырасти хорошими гражданами и хорошими людьми, что родители отвечают за достижение этой цели, что они не боятся этой ответственности. В этой линии ответственности лежат начала не только помощи, но и требования. В некоторых случаях это требование должно быть выражено в самой суровой форме, не допускающей возражений. Между прочим, нужно сказать, что такое требование только и может быть сделано с пользой, если авторитет ответственности уже создан в представлении ребенка. Даже в самом малом возрасте он должен чувствовать, что его родители не живут вместе с ним на необитаемом острове.

Заканчивая нашу беседу, кратко резюмируем сказанное.

Авторитет необходим в семье.

Надо отличать настоящий авторитет от авторитета ложного, основанного на искусственных принципах и стремящегося создать послушание любыми средствами.

Действительный авторитет основывается на вашей гражданской деятельности, на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребенка, на вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание.

 

Примерный итоговый тест № 1

1. Сущность психики состоит

¨ в отражении

¨ в суггестии

¨ в субъективности

¨ в деятельности

2. В. Вундт создал

¨ френологию

¨ психологическую лабораторию

¨ теорию эмоций

¨ книгу «Рефлексы головного мозга»

3. Сильная, уравновешенная, инертная нервная система характерна

¨ для сангвиника

¨ для холерика

¨ для флегматика

¨ для меланхолика

4. Умение длительное время задерживать внимание на избранном объекте – это

¨ распределение

¨ объем

¨ устойчивость

¨ концентрация

5. Мышление на основе понятий, категорий является

¨ наглядно‑действенным

¨ образным

¨ отвлеченным

¨ наглядно‑образным

6. Система относительно устойчивых психических черт, качеств личности, ее психический склад, который определяет линию поведения человека и выражается в его отношениях, называется

¨ способностями

¨ характером

¨ темпераментом

¨ мышлением

7. Преимущественная направленность личности на внешний мир называется

¨ экстраверсией

¨ локусом контроля

¨ ригидностью

¨ интроверсией

8. Положительно влияющие на деятельность чувства называются

¨ стеническими

¨ эстетическими

¨ астеническими

¨ профессиональными

9. Тип личности, характеризующийся узкими плечами, плоской грудной клеткой, тонкими и длинными руками, недостаточной толщиной при среднем или высоком росте тела, называется

¨ астеническим

¨ пикническим

¨ диспластичным

¨ атлетическим

10. Психический процесс обобщенного отражения действительности называется:

¨ памятью

¨ восприятием

¨ вниманием

¨ мышлением

11. Состояние человека, вызываемое непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели, определяется как

¨ эйфория

¨ печаль

¨ страсть

¨ фрустрация

12. Процесс извлечения из памяти сохраненного материала называется

¨ сохранением

¨ воспроизведением

¨ забыванием

¨ запоминанием

13. Субъективный образ отражения объективного мира в сознании человека называется

¨ психикой

¨ воображением

¨ мировоззрением

¨ восприятием

14. Процесс овладения человеком социальными и социально‑пси­хи­че­с­ки­ми нормами, правилами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом называется

¨ антропогенезом

¨ социализацией

¨ культурой

¨ образованием

15. Психический познавательный процесс использования языка с целью обмена информацией, общения и решения других задач называется

¨ мышлением

¨ речью

¨ восприятием

¨ вниманием

16. Свойство деятельности, психологическая готовность в определенных условиях действовать определенным образом называется

¨ инициативностью

¨ установкой

¨ мотивом

¨ активностью

17. К методам организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся относятся

¨ упражнение, приучение, воспитывающие ситуации

¨ соревнование, лабораторные опыты, беседа

¨ поощрение, познавательные игры, инструктаж

18. Синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, называется

¨ системой

¨ целостностью

¨ закономерностью

¨ функциональностью

19. Воздействие на личность, которое выражает поощрение действий и поступков, называется

¨ поощрением

¨ наказанием

¨ приучением

¨ беседой

20. Образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии, является предметом изучения

¨ сравнительной педагогики

¨ коррекционной педагогики

¨ социальной педагогики

¨ возрастной педагогики

21. К каким факторам социализации относятся семья, школьный класс, студенческая группа:

¨ макрофакторам

¨ мезофакторам

¨ микрофакторам

¨ мегафакторам

22. Движущими силами процесса воспитания являются:

¨ противоречия, возникающие в ходе воспитания

¨ образовательная активность ученика

¨ закономерности и принципы его построения

¨ профессионализм педагога

23. Кто считал, что человек рождается с душой чистой, как доска, покрытая воском, и воспитание пишет на этой доске (tabula raza), что ему заблагорассудится:

¨ Д. Локк

¨ Л. Толстой

¨ Ю. Бабанский

¨ А. Макаренко

24. Содержание общего среднего образования регламентируется:

¨ учебным планом

¨ национально‑региональными особенностями

¨ учебной программой

¨ образовательным учреждением

25. Дополнительная форма организации педагогического процесса – это

¨ экскурсия

¨ урок

¨ факультатив

¨ кружок

26. Воспитание ответственного, бережного отношения к природе составляет сущность _________ культуры

¨ правовой

¨ эстетической

¨ трудовой

¨ экологической

27. Закон движения коллектива – это

¨ организация перспективных устремлений воспитанников

¨ преемственность поколений в коллективе

¨ объединение старших и младших в единый коллектив

¨ стимулирование деятельности педагогов и воспитанников

28. Способ осуществления педагогического процесса с целью развития социально значимых качеств личности составляет сущность

¨ воспитания

¨ формирования

¨ обучения

¨ образования

29. Последовательное изложение преимущественно фактического материала в описательной или повествовательной форме называется

¨ лекцией

¨ семинаром

¨ рассказом

¨ беседой

30. Преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях, называется:

¨ взаимодействием

¨ образованием

¨ развитием

¨ воспитанием

31. Столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в сознании человека, в межличностных или межгрупповых отношениях, связанное с острыми негативными переживаниями, называется

¨ самоутверждением

¨ конфликтом

¨ уровнем притязаний

¨ стрессом

32. Влияние человека на окружающих и признание со стороны последних этого влияния – это

¨ репутация

¨ статус

¨ авторитет

¨ конформность

 

 


Примерный итоговый тест № 2

 

1. Предметом педагогики как науки является

o профессиональная педагогическая деятельность

o целенаправленно организуемый педагогический процесс

o развитие личности

o образовательные системы

2. Установите соответствие понятий и их определений.

1) Целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в результате которого формируются знания, умения и навыки учащихся

2) Усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу

3) Процесс целенаправленного формирования личности в условиях воспитательной системы

4) Процесс и результат количественных и качественных изменений в организме и психике человека

а. развитие

б. обучение

в. социализация

г. воспитание

3. Содержание образования как общественного явления определяется

o социально-экономическим и политическим строем данного общества, уровнем его материально-технического и культурного развития

o уровнем развития общественных наук

o уровнем развития педагогической науки и педагогической деятельности

o совокупностью знаний, умений и навыков, составляющих государственные стандарты образования

4. К эмпирическим (практическим) методам педагогического исследования относятся …

o эксперимент

o наблюдение

o анализ

o рейтинг

5. Цели обучения определяются…

o потребностями и возможностями общества

o средствами обучения

o мастерством педагога

o индивидуальными особенностями учащегося

6. Единство и взаимодействие компонентов, составляющих педагогический процесс, определяют его…

o целенаправленность

o индивидуальность

o управляемость

o целостность

7. Целостность педагогического процесса реализуется через…

o соответствие форм и методов содержанию обучения

o единство процессов преподавания и учения

o реализацию образовательной, воспитательной и развивающей функции

o урок как основную форму обучения

8. Установите соответствие принципа обучения и его характеристики.

1) Принцип доступности

2) Принцип систематичности и последовательности

3) Принцип связи обучения с практикой

4) Принцип прочности

а. требует, чтобы знания становились частью сознания учеников, прочно закреплялись в их памяти

б. требует, чтобы преподавание и усвоение знаний происходит в определенном порядке, который определяет логическое построение как содержания, так и процесса обучения

в. требует, чтобы изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни

г. означает, что содержание изучаемого материала и методы его изучения должны соответствовать уровню развития учащихся

9. К числу основных направлений развития профессионального образования в России относятся…

o обновление содержания и технологий обучения

o информатизация образования

o замена личностно-ориентированной модели образования на авторитарную

o фундаментализация профессионального образования

10. Учебное занятие, организуемое в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов, докладов, рефератов, называется …

o беседой

o семинаром

o факультативом

o уроком систематизации и обобщения знания

11. К субъектам воспитательного процесса относятся…

o педагог

o коллектив учащихся

o мировоззрение личности

o воспитанник

12. Установите соответствия между группой методов и методами воспитания.

1) Методы формирования сознания личности

2) Методы стимулирования и мотивации

3) Методы формирования способов деятельности и поведения

4) Методы контроля и самоконтроля в воспитании

а. пример, рассказ

б. анкетирование, наблюдение

в. наказание, поощрение

г. упражнение, поручение

13. Установите последовательность субъектов педагогического коллектива, предъявляющих требования к членам коллектива в процессе развития коллектива

o актив

o педагог

o члены коллектива

o каждый участник коллектива к себе и к другим

14. Важнейшими асоциальными причинами, вызывающими дисфункцию семейных отношений, являются …

o алкоголизм родителей, наркомания, проституция, детская безнадзорность

o низкий прожиточный уровень, безработица членов семьи, увеличение бытовых нагрузок

o нарушение связи между поколениями, отсутствие одного из родителей, конфликты между родителями

15. Основным заказчиком образовательных учреждений выступает(ют)…

o учащиеся

o педагогический коллектив

o родители учащихся

o государство и его ведомства

16. К дополнительным образовательным учреждениям относятся…

o аспирантура

o спортивная школа

o музыкальная школа

o станция юных туристов

17. Установите соответствие между принципом управления и его характеристикой.

1) Принцип общедоступности

2) Принцип научности

3) Принцип обратной связи

4) Принцип системности

а. учет закономерностей, объективных тенденций развития общества и состояния педагогической системы

б. оценка администрацией образовательного учреждения хода и результатов педагогического процесса

в. планирование работы образовательного учреждения, расстановка кадров и создание системы оперативной информации

г. адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития

18. Изучение состояния и тенденций развития педагогического процесса, объективная оценка его результатов, на основе которого вырабатываются управленческие решения, называется …

o педагогическим планированием

o внутришкольным управлением

o педагогическим анализом

o внутришкольным контролем

19. Интерес к педагогической профессии, желание заниматься педагогической деятельностью относятся к __________________________ компоненту профессиональной компетентности педагога

o деятельностному

o познавательному

o организационному

o ценностно-ориентировочному

20. Интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности составляют ___________ учителя.

o профессиональную направленность личности

o психофизиологическую готовность

o профессиограмму

o научно-теоретическую подготовку

21. Профессиональную направленность личности учителя характеризуют…

o профессиональная работоспособность

o педагогическое призвание

o интерес к профессии учителя

o профессионально-педагогические намерения и склонности

22. Стиль педагогического общения, при котором педагог единолично определяет цели взаимодействия и субъективно оценивает результаты деятельности ученика, называется …

o попустительским

o игнорирующим

o авторитарным

o демократическим

23. Основной задачей психологии является …

o совершенствование методов исследования

o разработка проблем истории психологии

o коррекция социальных норм поведения

o изучение законов психической деятельности

24. Установите последовательность формирования психологического знания

o установление соответствия между физическим стимулом и субъективным ощущением

o понятие о душе, структура души

o сознание как предмет психологической рефлексии, рефлекторный принцип функционирования тела

o разработка понятий и законов ассоциаций

25. Восприятие сигналов среды нервной системой осуществляется с помощью …

o анализаторов

o детекторов

o акцепторов

o рецепторов

26. К свойствам деятельности относят…

o осознаваемость

o двойственность её формы

o предметность

o генетический характер

27. Установите последовательность стадий и уровней развития психики животных

o развитая раздражимость, примитивные элементы чувствительности

o наличие ощущений

o отражение действительности и образов предметов

o элементарные формы мышления

28. Начальным источником всех наших знаний о внешнем мире и собственном теле является…

o потребность

o мышление

o ощущение

o воображение

29. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности называется …

o перцепцией

o аперцепцией

o воображением

o вниманием

30. К формам мышления относят…

o суждение

o умозаключение

o представление

o понятие

31. Установите соответствие между видом воображения и его характеристикой.

1) Непреднамеренное

2) Преднамеренное

3) Воссоздающее

4) Творческое

а. создание новых образов без каких-либо внешних побудителей

б. создание новых образов в творческой деятельности (в искусстве, науке и т. д.)

в. воображение на основе прочитанного или услышанного

г. создание новых образов с помощью волевых усилий

32. Способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно называется __________ внимания.

o подвижностью

o распределением

o устойчивостью

o концентрацией

33. К индивидуальным психологическим признакам человека относятся такие, как…

o задатки

o способности

o конституциональные признаки

o характер

34. Состояние человека, вызываемое непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели, определяется как…

o печаль

o фрустрация

o эйфория

o страсть

35. Индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, называются…

o темпераментом

o характером

o чувствами

o способностями

36. Многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, называется…

o социумом

o привязанностью

o общением

o взаимоотношениями

 

 

Библиографический список

Основная:

1. Немов, Р. С. Психология [Текст]: в 2 кн. / Р. С. Немов. – М., 1994.

2. Общая психология [Текст] / сост. Е. И. Рогов. – М., 1995.

3. Педагогика [Текст]: учебное пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 1998.

4. Сластенин, В. А. Психология и педагогика [Текст]: учебное пособие / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. – М., 2001.

5. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]: учебное пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М., 2002.

6. Подласый, И. П. Педагогика [Текст]: Новый курс: в 2 кн. / И. П. Под­ласый. – М., 2003.

7. Краевский, В. В. Общие основы педагогики [Текст] / В. В. Краевский. – М., 2003.

Дополнительная:

1. Абрамова, Г. С. Практическая психология [Текст] / Г. С. Абрамова. – Екатеринбург, 1998.

2. Беспалько, В. П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия [Текст] // Педагогика. – 1993. – № 5.

3. Берн, Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп [Текст]: пер. с англ. А. А. Грузберга / Э. Берн. – Екатеринбург, 2000.

4. Бернс, Р. Развитие Я‑концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. – М., 1984.

5. Бэндлер, Р. Искусство убеждать [Текст] / Р. Бэндлер, Д. Лавалль. – Киев; М., 2002.

6. Вирту, Д. Новые времена – новые дети [Текст]: пер. с англ. Т. С. Курносенко / Д. Вирту. – М., 2006.

7. Вундт, В. Проблемы психологии народов [Текст] / В. Вундт. – М., 1992.

8. Годфруа, Ж. Что такое психология [Текст]: в 2 т. / Ж. Годфруа. – М., 1996.

9. Гузенко, В. Воспитывать… Зачем? Что? Как? [Текст]: из опыта воспитательной работы Азовского педагогического лицея / В. Гузенко, В. Лукьянова, А. Остапенко, Д. Ткач // Воспитательная работа в школе. – 2004. – № 6.

10. Ершов, П. М. Потребности человека [Текст] / П. М. Ершов. – М., 1990.

11. Ежеленко, В. Б. Новая педагогика. Теория и методика педагогического процесса [Текст]: учебное пособие / В. Б. Ежеленко. – СПб., 1999.

12. Иванова, Е. Н. Эффективное общение и конфликты [Текст] / Е. Н. Иванова. – СПб.; Рига, 1997.

13. Курс практической психологии, или Как научиться работать и добиваться успеха [Текст]: учебное пособие / авт.‑сост. Р. Р. Кашапов. – Ижевск, 2000.

14. Лихачев, Б. Т. Методологические основы педагогики [Текст] / Б. Т. Лихачев. – М., 1999.

15. Маленкова, Л. И. Дети, родители и педагоги [Текст]: метод. пособие для воспитателей, классных руководителей / Л. И. Маленкова. – М., 1994.

16. Марцинковская, Т. Д. История психологии [Текст] / Т. Д. Марцинковская. – М., 2001.

17. Морозов, А. В. Деловая психология [Текст] / А. В. Морозов. – СПб., 2000.

18. Мегре, В. Н. Родовая книга [Текст] / В. Н. Мегре. – М.; СПб., 2003.

19. Некрасов, А. А. Брак умер… Да здравствует семья! [Текст] / А. А. Некрасов. – М., 2006.

20. Ниренберг, Д., Как читать человека, словно книгу [Текст] / Д. Ни­рен­берг, Г. Калеро; сост. Н. Хмелева, Я. Никитина; пер. с англ. Л. Литовкина. – Н. Новгород, 1991.

21. Петровский, А. В. История и теория психологии [Текст]: в 2 т. / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – Ростов на /Д., 1996.

22. Решетова, З. А. Психологические основы профессионального обучения [Текст] / З. А. Решетова. – М., 1985.

23. Симонов, В. П. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии [Текст] / В. П. Симонов. – М., 1987.

24. Синельников, В. В. Сила намерения [Текст] / В. В. Синельников. – М., 2004.

25. Скотт, Д. Г. Сила ума. Способы разрешения конфликтов [Текст] / Д. Г. Скотт. – СПб., 1994.

26. Чернышев, А. С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций [Текст] / А. С. Чернышев. – М., 1998.


Приложение к практическому занятию

по теме «Психология личности»

На занятии рекомендуется закрепить следующие термины: «Человек», «Личность», «Тип высшей нервной деятельности», «Темперамент», «Характер», «Задатки», «Способности». Затем изучить табл. 1 и выполнить тесты на определение типа темперамента.

Индивидами рождаются и люди, и животные, так как обладают особенностями, обусловленными природой. Личностью может быть только человек, достигший определенного уровня развития, благодаря жизни среди людей.

Врач и ученый древности Гиппократ[1] дал описание четырех типов людей по физиологическим признакам. В древности считалось, что в организме человека находятся четыре основные жидкости: кровь, слизь, желчь и черная желчь. Преобладание в человеке одной из них и определяет тип человека. Впоследствии было доказано, что эта теория с физиологической точки зрения несостоятельна. Однако термины, обозначающие типы людей в соответствии с их темпераментом, существовавшие в этой теории, остались в обиходе. Эти термины соответствуют латинскому названию четырех вышеназванных жидкостей. Кровь – сангвиник, Слизь – флегматик, Желчь – холерик, Черная желчь – меланхолик.

Таблица 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.197 сек.