КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие условия семейного воспитания 2 страница
Но вы – не только гражданин. Вы – еще и отец. И родительское ваше дело вы должны выполнять как можно лучше, и в этом заключаются корни вашего авторитета. И прежде всего вы должны знать, чем живет, интересуется, что любит, чего не любит, чего хочет и чего не хочет ваш ребенок. Вы должны знать, с кем он дружит, с кем играет и во что играет, что читает, как воспринимает прочитанное. Когда он учится в школе, вам должно быть известно, как он относится к школе и к учителям, какие у него затруднения, как он ведет себя в классе. Это все вы должны знать всегда, с самых малых лет вашего ребенка. Вы не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях и конфликтах, вы должны их предугадывать и предупреждать. Все это нужно знать, но это вовсе не значит, что вы можете преследовать вашего сына постоянными и надоедливыми расспросами, дешевым и назойливым шпионством. С самого начала вы должны так поставить дело, чтобы дети сами вам рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось вам рассказать, чтобы они были заинтересованы в вашем знании. Иногда вы должны пригласить к себе товарищей сына, даже угостить их чем-нибудь, иногда вы сами должны побывать в той семье, где есть эти товарищи, вы должны при первой возможности познакомиться с этой семьей. Для всего этого не требуется много времени, для этого нужно только внимание к детям и к их жизни. И если у вас будет такое знание и такое внимание, это не пройдет незамеченным для ваших детей. Дети любят такое знание и уважают родителей за это. Авторитет знания необходимо приведет и к авторитету помощи. В жизни каждого ребенка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в совете и в помощи. Может быть, он не попросит вас о помощи, потому что не умеет этого сделать, вы сами должны прийти с помощью.
Часто эта помощь может быть оказана в прямом совете, иногда в шутке, иногда в распоряжении, иногда даже в приказе. Если вы знаете жизнь вашего ребенка, вы сами увидите, как поступить наилучшим образом. Часто бывает, что эту помощь нужно оказать особым способом. Нужно бывает либо принять участие в детской игре, либо познакомиться с товарищами детей, либо побывать в школе и поговорить с учителем. Если в вашей семье несколько детей, а это – самый счастливый случай, к делу такой помощи могут быть привлечены старшие братья и сестры. Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребенку самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы. Но нужно всегда видеть, как ребенок совершает эту операцию, нельзя допускать, чтобы он запутался и пришел в отчаяние. Иногда даже нужно, чтобы ребенок видел вашу настороженность, внимание и доверие к его силам. Авторитет помощи, осторожного и внимательного руководства счастливо дополнится авторитетом знания. Ребенок будет чувствовать ваше присутствие рядом с ним, вашу разумную заботу о нем, вашу страховку, но в то же время он будет знать, что вы от него кое-что требуете, что вы и не собираетесь все делать за него, снять с него ответственность. Вот именно линия ответственности является следующей важной линией родительского авторитета. Ни в каком случае ребенок не должен думать, что ваше руководство семьей и им самим есть ваше удовольствие или развлечение. Он должен знать, что вы отвечаете не только за себя, но и за него перед советским обществом. Не нужно бояться открыто и твердо сказать сыну или дочери, что они воспитываются, что им нужно еще многому учиться, что они должны вырасти хорошими гражданами и хорошими людьми, что родители отвечают за достижение этой цели, что они не боятся этой ответственности. В этой линии ответственности лежат начала не только помощи, но и требования. В некоторых случаях это требование должно быть выражено в самой суровой форме, не допускающей возражений. Между прочим, нужно сказать, что такое требование только и может быть сделано с пользой, если авторитет ответственности уже создан в представлении ребенка. Даже в самом малом возрасте он должен чувствовать, что его родители не живут вместе с ним на необитаемом острове.
Заканчивая нашу беседу, кратко резюмируем сказанное. Авторитет необходим в семье. Надо отличать настоящий авторитет от авторитета ложного, основанного на искусственных принципах и стремящегося создать послушание любыми средствами. Действительный авторитет основывается на вашей гражданской деятельности, на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребенка, на вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание.
Примерный итоговый тест № 1 1. Сущность психики состоит ¨ в отражении ¨ в суггестии ¨ в субъективности ¨ в деятельности 2. В. Вундт создал ¨ френологию ¨ психологическую лабораторию ¨ теорию эмоций ¨ книгу «Рефлексы головного мозга» 3. Сильная, уравновешенная, инертная нервная система характерна ¨ для сангвиника ¨ для холерика ¨ для флегматика ¨ для меланхолика 4. Умение длительное время задерживать внимание на избранном объекте – это ¨ распределение ¨ объем ¨ устойчивость ¨ концентрация 5. Мышление на основе понятий, категорий является ¨ наглядно‑действенным ¨ образным ¨ отвлеченным ¨ наглядно‑образным 6. Система относительно устойчивых психических черт, качеств личности, ее психический склад, который определяет линию поведения человека и выражается в его отношениях, называется ¨ способностями ¨ характером ¨ темпераментом ¨ мышлением 7. Преимущественная направленность личности на внешний мир называется ¨ экстраверсией ¨ локусом контроля ¨ ригидностью ¨ интроверсией 8. Положительно влияющие на деятельность чувства называются
¨ стеническими ¨ эстетическими ¨ астеническими ¨ профессиональными 9. Тип личности, характеризующийся узкими плечами, плоской грудной клеткой, тонкими и длинными руками, недостаточной толщиной при среднем или высоком росте тела, называется ¨ астеническим ¨ пикническим ¨ диспластичным ¨ атлетическим 10. Психический процесс обобщенного отражения действительности называется: ¨ памятью ¨ восприятием ¨ вниманием ¨ мышлением 11. Состояние человека, вызываемое непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели, определяется как ¨ эйфория ¨ печаль ¨ страсть ¨ фрустрация 12. Процесс извлечения из памяти сохраненного материала называется ¨ сохранением ¨ воспроизведением ¨ забыванием ¨ запоминанием 13. Субъективный образ отражения объективного мира в сознании человека называется ¨ психикой ¨ воображением ¨ мировоззрением ¨ восприятием 14. Процесс овладения человеком социальными и социально‑психическими нормами, правилами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом называется ¨ антропогенезом ¨ социализацией ¨ культурой ¨ образованием 15. Психический познавательный процесс использования языка с целью обмена информацией, общения и решения других задач называется ¨ мышлением ¨ речью ¨ восприятием ¨ вниманием 16. Свойство деятельности, психологическая готовность в определенных условиях действовать определенным образом называется ¨ инициативностью ¨ установкой ¨ мотивом ¨ активностью 17. К методам организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся относятся ¨ упражнение, приучение, воспитывающие ситуации ¨ соревнование, лабораторные опыты, беседа ¨ поощрение, познавательные игры, инструктаж 18. Синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, называется ¨ системой ¨ целостностью ¨ закономерностью ¨ функциональностью 19. Воздействие на личность, которое выражает поощрение действий и поступков, называется
¨ поощрением ¨ наказанием ¨ приучением ¨ беседой 20. Образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии, является предметом изучения ¨ сравнительной педагогики ¨ коррекционной педагогики ¨ социальной педагогики ¨ возрастной педагогики 21. К каким факторам социализации относятся семья, школьный класс, студенческая группа: ¨ макрофакторам ¨ мезофакторам ¨ микрофакторам ¨ мегафакторам 22. Движущими силами процесса воспитания являются: ¨ противоречия, возникающие в ходе воспитания ¨ образовательная активность ученика ¨ закономерности и принципы его построения ¨ профессионализм педагога 23. Кто считал, что человек рождается с душой чистой, как доска, покрытая воском, и воспитание пишет на этой доске (tabula raza), что ему заблагорассудится: ¨ Д. Локк ¨ Л. Толстой ¨ Ю. Бабанский ¨ А. Макаренко 24. Содержание общего среднего образования регламентируется: ¨ учебным планом ¨ национально‑региональными особенностями ¨ учебной программой ¨ образовательным учреждением 25. Дополнительная форма организации педагогического процесса – это ¨ экскурсия ¨ урок ¨ факультатив ¨ кружок 26. Воспитание ответственного, бережного отношения к природе составляет сущность _________ культуры ¨ правовой ¨ эстетической ¨ трудовой ¨ экологической 27. Закон движения коллектива – это ¨ организация перспективных устремлений воспитанников ¨ преемственность поколений в коллективе ¨ объединение старших и младших в единый коллектив ¨ стимулирование деятельности педагогов и воспитанников 28. Способ осуществления педагогического процесса с целью развития социально значимых качеств личности составляет сущность ¨ воспитания ¨ формирования ¨ обучения ¨ образования 29. Последовательное изложение преимущественно фактического материала в описательной или повествовательной форме называется ¨ лекцией ¨ семинаром ¨ рассказом ¨ беседой 30. Преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях, называется: ¨ взаимодействием ¨ образованием ¨ развитием ¨ воспитанием 31. Столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в сознании человека, в межличностных или межгрупповых отношениях, связанное с острыми негативными переживаниями, называется ¨ самоутверждением ¨ конфликтом ¨ уровнем притязаний ¨ стрессом 32. Влияние человека на окружающих и признание со стороны последних этого влияния – это ¨ репутация ¨ статус ¨ авторитет ¨ конформность
Примерный итоговый тест № 2
1. Предметом педагогики как науки является o профессиональная педагогическая деятельность o целенаправленно организуемый педагогический процесс o развитие личности o образовательные системы 2. Установите соответствие понятий и их определений. 1) Целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в результате которого формируются знания, умения и навыки учащихся 2) Усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу 3) Процесс целенаправленного формирования личности в условиях воспитательной системы 4) Процесс и результат количественных и качественных изменений в организме и психике человека а. развитие б. обучение в. социализация г. воспитание 3. Содержание образования как общественного явления определяется o социально-экономическим и политическим строем данного общества, уровнем его материально-технического и культурного развития o уровнем развития общественных наук o уровнем развития педагогической науки и педагогической деятельности o совокупностью знаний, умений и навыков, составляющих государственные стандарты образования 4. К эмпирическим (практическим) методам педагогического исследования относятся … o эксперимент o наблюдение o анализ o рейтинг 5. Цели обучения определяются… o потребностями и возможностями общества o средствами обучения o мастерством педагога o индивидуальными особенностями учащегося 6. Единство и взаимодействие компонентов, составляющих педагогический процесс, определяют его… o целенаправленность o индивидуальность o управляемость o целостность 7. Целостность педагогического процесса реализуется через… o соответствие форм и методов содержанию обучения o единство процессов преподавания и учения o реализацию образовательной, воспитательной и развивающей функции o урок как основную форму обучения 8. Установите соответствие принципа обучения и его характеристики. 1) Принцип доступности 2) Принцип систематичности и последовательности 3) Принцип связи обучения с практикой 4) Принцип прочности а. требует, чтобы знания становились частью сознания учеников, прочно закреплялись в их памяти б. требует, чтобы преподавание и усвоение знаний происходит в определенном порядке, который определяет логическое построение как содержания, так и процесса обучения в. требует, чтобы изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни г. означает, что содержание изучаемого материала и методы его изучения должны соответствовать уровню развития учащихся 9. К числу основных направлений развития профессионального образования в России относятся… o обновление содержания и технологий обучения o информатизация образования o замена личностно-ориентированной модели образования на авторитарную o фундаментализация профессионального образования 10. Учебное занятие, организуемое в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов, докладов, рефератов, называется … o беседой o семинаром o факультативом o уроком систематизации и обобщения знания 11. К субъектам воспитательного процесса относятся… o педагог o коллектив учащихся o мировоззрение личности o воспитанник 12. Установите соответствия между группой методов и методами воспитания. 1) Методы формирования сознания личности 2) Методы стимулирования и мотивации 3) Методы формирования способов деятельности и поведения 4) Методы контроля и самоконтроля в воспитании а. пример, рассказ б. анкетирование, наблюдение в. наказание, поощрение г. упражнение, поручение 13. Установите последовательность субъектов педагогического коллектива, предъявляющих требования к членам коллектива в процессе развития коллектива o актив o педагог o члены коллектива o каждый участник коллектива к себе и к другим 14. Важнейшими асоциальными причинами, вызывающими дисфункцию семейных отношений, являются … o алкоголизм родителей, наркомания, проституция, детская безнадзорность o низкий прожиточный уровень, безработица членов семьи, увеличение бытовых нагрузок o нарушение связи между поколениями, отсутствие одного из родителей, конфликты между родителями 15. Основным заказчиком образовательных учреждений выступает(ют)… o учащиеся o педагогический коллектив o родители учащихся o государство и его ведомства 16. К дополнительным образовательным учреждениям относятся… o аспирантура o спортивная школа o музыкальная школа o станция юных туристов 17. Установите соответствие между принципом управления и его характеристикой. 1) Принцип общедоступности 2) Принцип научности 3) Принцип обратной связи 4) Принцип системности а. учет закономерностей, объективных тенденций развития общества и состояния педагогической системы б. оценка администрацией образовательного учреждения хода и результатов педагогического процесса в. планирование работы образовательного учреждения, расстановка кадров и создание системы оперативной информации г. адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития 18. Изучение состояния и тенденций развития педагогического процесса, объективная оценка его результатов, на основе которого вырабатываются управленческие решения, называется … o педагогическим планированием o внутришкольным управлением o педагогическим анализом o внутришкольным контролем 19. Интерес к педагогической профессии, желание заниматься педагогической деятельностью относятся к __________________________ компоненту профессиональной компетентности педагога o деятельностному o познавательному o организационному o ценностно-ориентировочному 20. Интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности составляют ___________ учителя. o профессиональную направленность личности o психофизиологическую готовность o профессиограмму o научно-теоретическую подготовку 21. Профессиональную направленность личности учителя характеризуют… o профессиональная работоспособность o педагогическое призвание o интерес к профессии учителя o профессионально-педагогические намерения и склонности 22. Стиль педагогического общения, при котором педагог единолично определяет цели взаимодействия и субъективно оценивает результаты деятельности ученика, называется … o попустительским o игнорирующим o авторитарным o демократическим 23. Основной задачей психологии является … o совершенствование методов исследования o разработка проблем истории психологии o коррекция социальных норм поведения o изучение законов психической деятельности 24. Установите последовательность формирования психологического знания o установление соответствия между физическим стимулом и субъективным ощущением o понятие о душе, структура души o сознание как предмет психологической рефлексии, рефлекторный принцип функционирования тела o разработка понятий и законов ассоциаций 25. Восприятие сигналов среды нервной системой осуществляется с помощью … o анализаторов o детекторов o акцепторов o рецепторов 26. К свойствам деятельности относят… o осознаваемость o двойственность её формы o предметность o генетический характер 27. Установите последовательность стадий и уровней развития психики животных o развитая раздражимость, примитивные элементы чувствительности o наличие ощущений o отражение действительности и образов предметов o элементарные формы мышления 28. Начальным источником всех наших знаний о внешнем мире и собственном теле является… o потребность o мышление o ощущение o воображение 29. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности называется … o перцепцией o аперцепцией o воображением o вниманием 30. К формам мышления относят… o суждение o умозаключение o представление o понятие 31. Установите соответствие между видом воображения и его характеристикой. 1) Непреднамеренное 2) Преднамеренное 3) Воссоздающее 4) Творческое а. создание новых образов без каких-либо внешних побудителей б. создание новых образов в творческой деятельности (в искусстве, науке и т. д.) в. воображение на основе прочитанного или услышанного г. создание новых образов с помощью волевых усилий 32. Способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно называется __________ внимания. o подвижностью o распределением o устойчивостью o концентрацией 33. К индивидуальным психологическим признакам человека относятся такие, как… o задатки o способности o конституциональные признаки o характер 34. Состояние человека, вызываемое непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели, определяется как… o печаль o фрустрация o эйфория o страсть 35. Индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, называются… o темпераментом o характером o чувствами o способностями 36. Многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, называется… o социумом o привязанностью o общением o взаимоотношениями
Библиографический список Основная: 1. Немов, Р. С. Психология [Текст]: в 2 кн. / Р. С. Немов. – М., 1994. 2. Общая психология [Текст] / сост. Е. И. Рогов. – М., 1995. 3. Педагогика [Текст]: учебное пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 1998. 4. Сластенин, В. А. Психология и педагогика [Текст]: учебное пособие / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. – М., 2001. 5. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]: учебное пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М., 2002. 6. Подласый, И. П. Педагогика [Текст]: Новый курс: в 2 кн. / И. П. Подласый. – М., 2003. 7. Краевский, В. В. Общие основы педагогики [Текст] / В. В. Краевский. – М., 2003. Дополнительная: 1. Абрамова, Г. С. Практическая психология [Текст] / Г. С. Абрамова. – Екатеринбург, 1998. 2. Беспалько, В. П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия [Текст] // Педагогика. – 1993. – № 5. 3. Берн, Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп [Текст]: пер. с англ. А. А. Грузберга / Э. Берн. – Екатеринбург, 2000. 4. Бернс, Р. Развитие Я‑концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. – М., 1984. 5. Бэндлер, Р. Искусство убеждать [Текст] / Р. Бэндлер, Д. Лавалль. – Киев; М., 2002. 6. Вирту, Д. Новые времена – новые дети [Текст]: пер. с англ. Т. С. Курносенко / Д. Вирту. – М., 2006. 7. Вундт, В. Проблемы психологии народов [Текст] / В. Вундт. – М., 1992. 8. Годфруа, Ж. Что такое психология [Текст]: в 2 т. / Ж. Годфруа. – М., 1996. 9. Гузенко, В. Воспитывать… Зачем? Что? Как? [Текст]: из опыта воспитательной работы Азовского педагогического лицея / В. Гузенко, В. Лукьянова, А. Остапенко, Д. Ткач // Воспитательная работа в школе. – 2004. – № 6. 10. Ершов, П. М. Потребности человека [Текст] / П. М. Ершов. – М., 1990. 11. Ежеленко, В. Б. Новая педагогика. Теория и методика педагогического процесса [Текст]: учебное пособие / В. Б. Ежеленко. – СПб., 1999. 12. Иванова, Е. Н. Эффективное общение и конфликты [Текст] / Е. Н. Иванова. – СПб.; Рига, 1997. 13. Курс практической психологии, или Как научиться работать и добиваться успеха [Текст]: учебное пособие / авт.‑сост. Р. Р. Кашапов. – Ижевск, 2000. 14. Лихачев, Б. Т. Методологические основы педагогики [Текст] / Б. Т. Лихачев. – М., 1999. 15. Маленкова, Л. И. Дети, родители и педагоги [Текст]: метод. пособие для воспитателей, классных руководителей / Л. И. Маленкова. – М., 1994. 16. Марцинковская, Т. Д. История психологии [Текст] / Т. Д. Марцинковская. – М., 2001. 17. Морозов, А. В. Деловая психология [Текст] / А. В. Морозов. – СПб., 2000. 18. Мегре, В. Н. Родовая книга [Текст] / В. Н. Мегре. – М.; СПб., 2003. 19. Некрасов, А. А. Брак умер… Да здравствует семья! [Текст] / А. А. Некрасов. – М., 2006. 20. Ниренберг, Д., Как читать человека, словно книгу [Текст] / Д. Ниренберг, Г. Калеро; сост. Н. Хмелева, Я. Никитина; пер. с англ. Л. Литовкина. – Н. Новгород, 1991. 21. Петровский, А. В. История и теория психологии [Текст]: в 2 т. / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – Ростов на /Д., 1996. 22. Решетова, З. А. Психологические основы профессионального обучения [Текст] / З. А. Решетова. – М., 1985. 23. Симонов, В. П. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии [Текст] / В. П. Симонов. – М., 1987. 24. Синельников, В. В. Сила намерения [Текст] / В. В. Синельников. – М., 2004. 25. Скотт, Д. Г. Сила ума. Способы разрешения конфликтов [Текст] / Д. Г. Скотт. – СПб., 1994. 26. Чернышев, А. С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций [Текст] / А. С. Чернышев. – М., 1998. Приложение к практическому занятию по теме «Психология личности» На занятии рекомендуется закрепить следующие термины: «Человек», «Личность», «Тип высшей нервной деятельности», «Темперамент», «Характер», «Задатки», «Способности». Затем изучить табл. 1 и выполнить тесты на определение типа темперамента. Индивидами рождаются и люди, и животные, так как обладают особенностями, обусловленными природой. Личностью может быть только человек, достигший определенного уровня развития, благодаря жизни среди людей. Врач и ученый древности Гиппократ[1] дал описание четырех типов людей по физиологическим признакам. В древности считалось, что в организме человека находятся четыре основные жидкости: кровь, слизь, желчь и черная желчь. Преобладание в человеке одной из них и определяет тип человека. Впоследствии было доказано, что эта теория с физиологической точки зрения несостоятельна. Однако термины, обозначающие типы людей в соответствии с их темпераментом, существовавшие в этой теории, остались в обиходе. Эти термины соответствуют латинскому названию четырех вышеназванных жидкостей. Кровь – сангвиник, Слизь – флегматик, Желчь – холерик, Черная желчь – меланхолик. Таблица 1
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |