КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Но тьютор не советует, не формирует, не наставляет. 5 страница
44 – проблема реформирования классно – урочной системы Несомненным достоинством традиционного обучения является возможность за короткое время передать большой объем информации. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Кроме того, оно предполагает усвоение и воспроизведение знаний и их применение в аналогичных ситуациях. Среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а не на мышление. Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности. Наиболее типичными заданиями являются следующие: вставь, выдели, подчеркни, запомни, воспроизведи, реши по примеру и т.п. Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный (воспроизводящий) характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности. Поэтому нередко его называют "школой памяти". Как показывает практика, объем сообщаемой информации превышает возможности ее усвоения (противоречие между содержательным и процессуальным компонентами процесса обучения). Кроме того, отсутствует возможность приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим особенностям учащихся (противоречие между фронтальным обучением и индивидуальным характером усвоения знаний). Необходимо отметить и некоторые особенности формирования и развития мотивации учения при таком типе обучения.
Сегодня многим очевидна необходимость интеграции информационно-компьютерных технологий в массовую школу. Несмотря на усилия государства по модернизации образования, никаких существенных сдвигов не происходит. Одной из главных причин неудач внедрения информационно-компьютерных технологий в систему образования является конфликт между классно-урочной системой обучения в массовой школе и новой парадигмой распространения и тиражирования знаний. Множество учеников образовательного учреждения в процессе получения знаний замкнуты на одного педагога. Его мнение является абсолютным, т. к. отсутствует альтернативное, или просто другое, столь же авторитетное мнение. Учащиеся находятся в зависимости от личностных взаимоотношений. Серьезной опасностью в условиях современного уровня развития ресурсного обеспечения образовательного процесса становится порождаемое классно-урочной системой искусственное сужение информационного поля. Чаще всего основными образовательными ресурсами, используемыми в ходе изучения школьной дисциплины, являются школьный учебник и состоящие с ним в комплексе учебно-методические материалы, рекомендованные авторами программы обучения. Все остальные ресурсные источники игнорируются. Такой подход не оправдан в условиях глобализации сферы образования. Эти причины в дополнение к уже перечисленным заставляют серьезно задуматься о несовершенстве такой системы образования и направить усилия на ее качественное обновление с использованием новейших технологий и последних научных открытий или же предложить новые подходы к обучению. Например, в вузовском образовании распространяются технологии дистанционного обучения.
Многие исследователи говорят о невозможности реформирования классно-урочной системы, называя ее устаревшей и считая, обучение должно строиться на других принципах и не иметь столько недостатков. Но эта система пока остается ведущей, хотя определенные шаги по ее изменению уже предпринимаются. Современное российское общество, если говорить о нём в контексте развития образования, выдвигает ряд требований, продиктованных реалиями нынешнего времени. Во-первых, доступность образования для жителей удаленных территорий, иначе говоря, возможность дистанционного обучения. Не секрет, что в России при её огромных расстояниях, концентрация учебных заведений в различных регионах не одинакова. Экономическая ситуация также повлияла и на кадровое обеспечение системы образования. Недостаточное финансирование привело к высокой востребованности квалифицированных педагогов. Второе требование - модульность процесса обучения. Сейчас в России процесс получения образования построен в соответствии с иерархическим принципом и является ступенчатым: дошкольное, основное, полное, средне-специальное, высшее. При этом преемственность соблюдается только при переходе со ступени на ступень. Реалии же сегодняшнего дня таковы, что преемственность должна соблюдаться и внутри каждой ступени.. Третье требование - интернациональность образования. В условиях глобализации рынка труда становится важным то обстоятельство, что качество и объём содержания отечественных учебных программ должно быть не ниже общепринятых в мире. Только при соблюдении этих условий можно обеспечить конкурентноспособность российского образования в мировом масштабе.. Большое количество претензий выдвигается сегодня к отсутствию системности в образовании вообще и школьном в частности. Содержание разных учебных дисциплин слабо связано между собой. Цель, декларируемая системой образования, – формирование научной картины мира – не достигается.
В настоящее время классно-урочная система является одной из самых распространенных форм обучения в сфере образования многих стран мира. Классно-урочная система как один из видов традиционного образования несомненно имеет свои достоинства, благодаря чему она просуществовала такое долгое время. Так ее несомненным достоинством является возможность за короткое время передать большой объем информации. Но в первую очередь она в основном ориентирована на усвоение и воспроизведение знаний и их применение в аналогичных ситуациях, неслучайно ее часто называют «школой памяти». Поэтому данная система далеко не всегда обеспечивает необходимое качество образования и квалифицированную подготовку современного конкурентоспособного работника. В условиях быстро меняющегося мира, глобализации и широкого распространения информационных технологий требуется новые подходы к решению данной проблемы. Особенно актуальны эти вопросы в современном российском трансформирующемся обществе. В условиях глобализации рынка труда становится важным то обстоятельство, что качество и объём содержания отечественных учебных программ должно быть не ниже общепринятых в мире. Только при соблюдении этих условий можно обеспечить конкурентноспособность российского образования в мировом масштабе. 45 – информатизация образования. Педагогогизация новейших технических средств
Информатизация образования (от лат. informatio - разъяснение, изложение) — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Этот процесс инициирует, во-первых, совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникативных сетей; во-вторых, совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения и воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества; в-третьих, создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации; в-четвёртых, создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.
В узком смысле И.о. - внедрение в учреждения системы образования информационных средств, основанных на микропроцессорной технике, а также информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах (см. Компьютеризация обучения). И.о. - часть процесса информатизации общества, которую принято связывать с "информационным взрывом" (С. Лем). Сущность его состоит в экспотенциальном нарастании количества социально значимой информации (научной, технологической, культурной и др.). Это явление наметилось в конце 18 в., когда переработка всей информации стала практически непосильной для одного человека. Наиболее широкий масштаб этот процесс принял в 20 в. Потребность в развитии производства информационных средств для создания, передачи, хранения, обработки, тиражирования информации и автоматизации информационных процессов обусловила возникновение наряду с традиционными информационными технологиями, базирующимися в осн. на "бумажном" (книги, газеты и т.п.) и "плёночном" (фото, кино) представлении информации, новых информационных технологий (НИТ), в основе которых лежат электронные средства информации. Среди последних особую роль сыграли ЭВМ (компьютеры) и аудиовизуальные средства (телевидение, видео и др.). Новые информационные технологии не вытесняют традиционные - количество "бумажной" и "плёночной" информации продолжает нарастать, поэтому процесс информатизации не сводится только к внедрению НИТ. Постепенно складывается многоуровневая система представления информации на различных носителях и в различных знаковых системах. Происходит также процесс "семиотизации" общества - появление и развитие многочисленных знаковых систем, благодаря которым образуется многокомпонентное "информационное поле", представляющее собой специфическое информационное окружение человека (сочетание текстов, графического изображения, звуковых и аудиовизуальных сообщений и др.). Возникает проблема информационной (коммуникативной) адаптации человека в обществе. Теоретической основой информатизации общества является информатика. В 60-е гг. 20 в. этот термин использовался для обозначения научной дисциплины об организации поиска и накопления научно-технической информации. Другое его значение было привнесено из французского языка (informatique - информационная автоматика) и определяло науку об автоматизированных процессах передачи, обработки и хранения информации на базе ЭВМ. Такое понимание термина близко к английскому computer science ("компьютерные науки"). С 80-х гг. под информатикой понимается система знаний, относящихся к производству, переработке, хранению, поиску и распространению информации в самых разнообразных её аспектах в природе, обществе, техносфере. Среди специфических социально- педагогических проблем центральное место занимает противоречие между темпом приращения знаний в обществе и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Попытки разрешить это противоречие приводят к отказу от абсолютного образовательного идеала ("всесторонне развитой личности") и замещения его социально- детерминированным образовательным идеалом - максимального развития способностей человека к самореализации. Необходимо при этом обеспечить человеку право выбора направлений образования, что обусловливает введение достаточно ранней дифференциации обучения и создание систем непрерывного образования. Реализовать идею непрерывного образования возможно, лишь подготовив необходимые условия для самообразования: создание организационной и правовой основы для доступа к различным источникам информации, формирование и развитие у человека способностей, связанных с её поиском, обработкой, восприятием, пониманием и использованием. Человек, не владеющий информационными технологиями, лишается одного из адаптационных механизмов в динамично развивающемся социуме. Информационные средства и технологии становятся своего рода "продолжениями" человека (Х.М. Мак-Люэн). Возникает проблема формирования и развития информационной культуры личности (см. Медиаобразование). В СССР термин "И.о." в середине 80-х гг. употреблялся в узком смысле. В 1988 группой учёных под руководством А.П. Ершова была разработана первая отечественная концепция И.о. - формирование компьютерной грамотности как элемента общеобразовательной подготовки человека; обучение профессиональному использованию НИТ; развитие содержания и методов обучения на основе НИТ; использование НИТ в качестве орудий труда; досуговое применение ЭВМ; использование ЭВМ в управлении образованием. Впоследствии предполагался массовый переход к изучению общеобразовательных дисциплин с использованием ЭВМ на всех ступенях образования; ввод в действие общедоступных баз данных для всех видов обучения и управления образованием. В 90-е гг. стала преобладать концепция, отражавшая более общее понимание И.о., её связь с информатизацией общества. Согласно концепции, к осн. направлениям И.о. относятся: массовое освоение НИТ; проведение исследований по их педагогическому внедрению и т.д. Установлено, что различные звенья структуры средних учебных заведений неодинаково "предрасположены" к различным компонентам И.о. Наибольшую потребность в компьютеризации испытывают структуры поддержки учебно-воспитательного процесса: системы управления образовательными учреждениями, информационно- педагогическая служба (библиотеки, медиатеки), медицинская служба. Учителя принимают в основном три направления применения ЭВМ: компьютер как информационное средство для подготовки к занятиям (поиск, отбор, создание, тиражирование информации); средство диагностики, тренинга, коррекции знаний, умений и навыков учащихся; средство облегчения работы с педагогической документацией. Функции обучения учитель оставляет за собой. Практика информатизации школ поставила ряд проблем: наиболее острая - проблема "сопротивления учителей" внедрению НИТ, вызванная противоречием между коллективными формами обучения, характерными для классно-урочной системы, и индивидуализацией обучения, стимулируемой персональными ЭВМ. Другая проблема - уменьшение межличностных контактов - связана, в частности, с феноменом "хакерства" - появлением категории людей, стремящихся погрузиться в виртуальную реальность на экране компьютера, активно взаимодействующих с ним, но оторванных от реального мира. Важный круг проблем связан с правовыми основами распространения информации: права учащихся на получение информации, защита от использования информации об учащихся другими лицами ему во вред и от несанкционированного доступа к школьным базам данных, авторское право и, в частности, использование в образовательных целях информации, на которую наложен запрет на бесплатное распространение и т.д.
Японский ученый Тонака Казиа считает в этой связи, что средства массовой информации должны интегрироваться в процесс воспитания крайне осторожно, чтобы развивать, а не разрушать личность ребенка. Чтобы сделать управляемым воздействие средств массовой информации на учащихся, ученые-педагоги предложили несколько вариантов использования новейших технологий в воспитании и образовании. Один из них получил название «мультимедиа». Его смысл состоит в комплексном использовании новейших технических средств информации для школьного воспитания и образования. Учитывается, что всякое техническое новшество в сфере информации и связи имеет свои специфические особенности и потому должно стать особым звеном в системе мотивации учащихся. Развитие мировой школы и педагогики -- многосторонний процесс, масштабы и результаты которого весьма значительны. Произошли решительные изменения, вызванные меняющимися потребностями человеческой цивилизации, необходимостью перевести на педагогический язык эти новые потребности. Важнейшей тенденцией можно считать прогресс школьного воспитания и образования, которые остаются опорой духовности, очагом приобретения национальных и общечеловеческих культурных ценностей. Школа заметно меняет свой облик, поднимаясь до уровня современных социальных, политических, педагогических требований. 46 – школьные системы на современном этапе развития общества Во второй половине XX века в ведущих странах мира прошли реформы системы общего образования. Увеличились сроки обязательного бесплатного образования. Действует промежуточная ступень между начальной и полной средней школой. В отношениях церкви и государства в школьном вопросе наметились отказ от конфронтации и переход к лояльному сотрудничеству. стержнем которой является организация обучения параллельно в учебном заведении и мастерских различных предприятий. странах в 80-х годах росли быстрее, чем в целом национальный доход, утвердившись как одна из основных статей бюджета. Общие тенденции развития школьных систем получили свое особое проявление в отдельных странах. зуются посредством кооперации нескольких средних учебных заведений) и в центрах профессиональных навыков. Учащиеся приобретают различные специальности на уровне квалифицированного рабочего. Масштабы профессионально-технического обучения весьма внушительны. Обычно ученикам предлагают не менее двух-трех курсов профессионального обучения. В ряде школ этот набор достигает шести курсов. Не менее двух третей учащихся средней школы обучаются по крайней мере по одной программе профессиональной подготовки.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |