Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дайте анализ приемов обучения общеразвивающим упражнениям детей младшей группы




Б18-2.При проведении новой подвижной игры в старшей группе воспитатель начала объяснение игры с назначения ребенка на ведущую роль. В результате чего внимание детей к игре снизилось, что привело к неточности выполнения правил игры. Какую методическую ошибку допустил воспитатель? Обоснуйте свой ответ. Приведите пример сюжетной подвижной игры для детей старшей группы. Какие приемы ознакомления с новой подвижной игрой вы можете предложить?

Б17-2.Проанализируйте цикл наблюдений за золотой рыбкой. Объясните, как наблюдения связаны между собой, как они отражают в целом морфофункциональную приспособленность золотой рыбки к жизни в водной среде.

Опыты

Воспитатель: Ребята, а где может быть воздух? (Дети выдвигают гипотезы: вокруг нас, в воде, в стакане, в воздушных шариках). Давайте проверим, все что вы сказали. Что нам для этого понадобиться? (дети перечисляют). Знайка (берет в руки стакан). Ребята, давайте проверим есть ли в стакане воздух? Для этого нам понадобиться баночка с водой и пустой стакан.(в это время воспитатель ставит на стол каждого ребенка банку с водой и стаканчики. Знайка предлагает ребятам повторять его действия.)

Опыт 1.

Знайка: Воздух нам необходим, чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Берем стакан с водой, ставим соломинку и выдыхаем воздух - в стакане появляются пузырьки.

 

Опыт 2.

Знайка предлагает ребятам снова опустить стакан в банку с водой, но теперь уже держать его не прямо, а не много наклонив. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. А почему Незнайка думал, что в стакане ничего нет?

(Воспитатель еще раз возвращается к тому, что воздух – прозрачный, невидимый, затем Знайка спрашивает Незнайку, убедился ли тот в существовании воздуха.)

 

Опыт 3.

Знайка переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в банку. Обращает внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Обсуждает с ребятами эти вопросы, выслушивает их гипотезы. Делает вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

 

Опыт 4.

Незнайка: Эка невидаль, воздух! Я, может, и раньше знал, что он есть, просто хотел позвонить. Я вот тоже вспомнил, как можно воздух увидеть. Теперь я буду всем руководить.

(Берет стакан с водой и опускает в него соломинку. В это время воспитатель раздает детям такие же стаканы с водой и соломинками.)

Однажды в цветочном городе меня угостили вкусной водой и дали трубочку - соломинку. Я, конечно, не только пил, но и пузыри через соломинку пускал. Вот было здорово! Давайте, дуйте в соломинку. У вас такое получится! Буря в стакане воды!

(Дети выполняют задание Незнайки и отвечают на его вопросы.) А вот если дунуть сильно-сильно…

Знайка: То в стакане ничего не останется. Но ты прав, Незнайка, это интересный опыт.

 

Незнайка: И я, и ребята, и все люди дышат через нос. Правильно. Правильно? Ну-ка, ребята, подышите своими замечательными носами. Отлично. И у медведя, у зайца, и у лисы тоже есть носы. Собака, когда ей жарко, дышит через рот, я сам видел. А как же дышат растения? Куда они свои носы спрятали?

Знайка: А у растений и нет никаких носов. Зато на листьях есть маленькие дырочки – отверстия, их трудно увидеть. Вот через них и дышат и береза, и клен, и одуванчик. У меня дома есть такой прибор – микроскоп. В нем стекло, - ну прямо волшебное. Если через него посмотреть, то дырочки-отверстия можно увидеть.

Незнайка: Значит, и колокольчику, и березе, и ромашке, и дубу – всем-всем нужен воздух? А я об этом не знал. Ты, Знайка, и вправду очень умный. А вот как узнать, что я дышу? Может, я просто так рот открываю?

Знайка: А это очень просто. Ребята, и ты, Незнайка, поднесите свою ладошку сначала ко рту, затем – к носу и подышите. Что вы чувствуете? Ладошке становится тепло от вашего дыхания. А когда зимой на улице бывает мороз, мы говорим: «Как холодно, даже пар изо рта идет!» Это значит – мы дышим. А теперь, ребята, давайте проверим, как долго мы можем не дышать. Попробуйте закрыть рот и нос и не дышите.

Незнайка: Так, теперь все понятно. Я даже придумал, где можно найти много воздуха сразу – в шариках. Они так и называются воздушные. Я ужасно их люблю!

Знайка. Молодец, Незнайка! Ребята! Хочу открыть вам один секрет… Я собираюсь смастерить большой-большой шар, надуть его теплым воздухом, привязать большую корзину, посадить в нее друзей и полететь далеко – далеко…

Незнайка: А меня с собой возьмешь? Я ведь самый известный путешественник в мире.

Знайка: Но ты же говорил, что никакого воздуха нет. Как же ты полетишь на воздушном шаре?

Незнайка: Это я раньше так думал, а теперь понял, что воздух везде вокруг нас. Просто я считал, раз я воздух не вижу, значит, его и нет. А ты убедил меня, что он есть. Ребята, помогите мне вспомнить, как доказать что воздух есть (дети вспоминают все, что делали на занятии). Так что теперь я думаю по-другому. Возьми меня с собой, пожалуйста.

Знайка: Ну хорошо, полетишь с нами. Ребята, досвидания!

(Ребята под музыку рисуют, затем устраивается выставка работ).

4. Система методов и приемов обучения

Содержание занятий, которые можно назвать углубленно-познавательными, направлено на выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Тематика таких занятий определяется рядом конкретных зависимостей, которые, как показали исследования и практика детских садов, доступны пониманию и усвоению старшими дошкольниками.

Детское экспериментирование - сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком. В ходе его дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности - от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке ее опытным путем. Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Истоки познавательно-исследовательской деятельности обнаруживаются в свойственном дошкольнику свободном экспериментировании с предметами и явлениями, в поисковой активности, отвечающей на вопросы: почему? зачем нужен воздух? Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет свои представления, с другой - начинает овладевать основополагающими культурными формами познания - средствами дифференциации и упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.

Наблюдение. Это целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Из наблюдений дети узнают об особенностях воздуха, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

Опыты. Это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Дети способны познать не только внешнюю сторону физических явлений, но и несложные связи, отношения между ними и закономерности, такие, как различные состояния веществ, переход веществ из одного состояния в другое, свойства воздуха, способность песка пропускать через себя воду. Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, делать выводы, высказывать суждения. Опыты строятся на основе имеющихся у детей представлений.

 

Выделите следующие моменты:

а) наблюдения, которые расширяют кругозор детей;

б) наблюдения, которые помогают развивать нравственные чувства;

в) наблюдения, которые воспитывают готовность действовать практически, созидать на благо живого;

г) наблюдения, в которых развивается эстетическое восприятие природы, умение замечать ее красоту.

 

Цикл - это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на "порции", что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления.

а) Наблюдения, которые расширяют кругозор детей.

Наблюдение 1. Что живет в аквариуме?

Цель. Познакомить с аквариумной рыбкой, сообщить ее название; вызвать эмоциональный отклик (радость) от восприятия золотой рыбки, желание наблюдать за ней.

Наблюдение 2. В каких условиях живет рыбка? Цель. Познакомить с условиями, необходимыми для жизни золотой рыбки: большой аквариум и много воды (большое водное пространство); вода комнатной температуры (не холодная и не горячая), чистая (прозрачная), в такой воде есть воздух - рыбке легко дышать; на дне аквариума песок и камни, растения. Золотая рыбка живет в благоприятных условиях, поэтому она хорошо себя чувствует, не болеет.

Наблюдение 3. Что и как ест рыбка?

Цель. Показать сухой рыбий корм, его особенности (цвет, запах, сыпучесть), емкость для его хранения. Продемонстрировать норму и способ кормления рыбки, плавающую в аквариуме кормушку. Учить наблюдать за поведением рыбки во время кормления: как реагирует на действия людей, на появление корма, как подплывает, как открывает рот и хватает корм. Сообщить, что рыбку в аквариуме надо кормить каждый день, так как она живая и без пищи может умереть.

Наблюдение 4. Что есть у рыбки?

Цель. Познакомить детей с частями тела рыбки: вытянутое, овальное туловище, с одного конца - голова, с другого - хвост, сверху туловища спина, снизу - брюшко; есть плавники на спине, брюшке и хвосте; на голове глаза, рот, жаберные крышки; тело покрыто чешуей. Золотая рыбка ярко-оранжевого цвета с золотистым отливом.

б) Наблюдения, которые помогают развивать нравственные чувства.

Наблюдение 5. Рыбка живая - о ней надо заботиться.

Цель. Показать, что живая рыбка не может жить в плохих условиях (грязная вода, малое количество воды, грязный аквариум), она начнет задыхаться, болеть, может умереть. В грязной воде рыбке нечем дышать, она часто подплывает к поверхности, высовывается из воды и хватает воздух. О рыбке надо заботиться: убирать грязь с песка, доливать чистую воду, протирать стекла аквариума, прикрывать его сверху.

в) Наблюдения, которые воспитывают готовность действовать практически, созидать на благо живого.

Наблюдение 6. Как рыбка плавает?

Цель. Учить наблюдать за поведением рыбки - способом передвижения в воде, учиться любить рыбку. Рыбка плавает в толще по всему водному пространству - вперед, назад, вверх и вниз. Она плавает легко (плотная вода не является препятствием), быстро, поворачиваете, всем телом в любую сторону. Рыбке помогают плавать гладкое вытянутое и обтекаемое тело, плавники, хвост. У нее всегда спинка бывает сверху, а брюшко снизу. Если рыбка плавает вяло, качается, заваливается на бок, она плохо себя чувствует, заболела ее надо лечить, ей надо сочувствовать.

Наблюдение 7. Как рыбка отдыхает? Цель. Знакомить с разными особенностями поведения аквариумной рыбы, учить наблюдать за ее проявлениями. Рыбка живая, нуждается в отдыхе. Она отдыхает и спит вечером и ночью (когда нет яркого света), стоя на месте в толще воды - возле дна, под кустом травы. Рыбка спит с открытыми глазами, у нее нет век. В это время ее не надо беспокоить: включать свет, шуметь.

г) Наблюдения, в которых развивается эстетическое восприятие природы, умение замечать ее красоту.

Наблюдение 8. Аквариум с золотой рыбкой - это красиво. Цель. Учить, на примере аквариума, замечать красоту природы - любоваться обликом хорошо оформленного, чистого искусственного водоема, красивым расположением водных растений, камней и коряг, крупной и ярко окрашенной рыбкой, которая хорошо себя чувствует, уверенно плавает и красиво шевелит вуалеподобными плавниками. Человеку приятно смотреть на такой аквариум: он радуется, успокаивается, его глаза отдыхают.

Итак, в приведенном цикле комплекс наблюдений охватывает разные стороны жизни и поведения золотой рыбки. Весь цикл - это сумма, элементарных экологических знаний об отдельно взятом водном обитателе. В нем представлены его жизнь в привычной среде и морфофункциональная приспособленность к ней. В цикле показана средообразующая роль человека: как он заботится об условиях жизни рыбки, поддерживает среду в хорошем состоянии. Очень важно, что эти знания дети получают маленькими «порциями», постепенно увеличивая общий объем. Важно также, что дошкольники получают знания самостоятельно, чувственным путем, что обеспечивается соответствующей организацией и руководством педагога. Цикл проводится в течение длительного времени - на неделю планируется одно, два наблюдения. Таким образом, представленный цикл из 8 наблюдений может быть реализован в практике работы с детьми старших групп за 1,5-2 месяца. Такое, достаточно длительное, общение дошкольников с обитателями аквариума способствует развитию у них интереса к данному объекту природы.

 

Б15-2.Какие игры экологического содержания можно использовать для уточнения, закрепления, обобщения, имеющихся представлений о растениях (животных); раскройте методику работы; предложите основные методические пособия по данному вопросу.

 

1. Игры экологического содержания можно использовать для уточнения, закрепления, обобщения, имеющихся представлений о растениях (животных).

А. Для уточнения представлений.

Предметные игры «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «С чьей ветки детки» и т.д.

Предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы.

Б. Для закрепления представлений.

Словесные игры «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» и пр.

Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы.

В. Для обобщения представлений.

Настольно-печатные игры «Ботаническое лото», «Зоологическое лото», «Ягоды и фрукты», «Грибы» и пр. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок. Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы.

Словесные игры «Какие бывают сезонные изменения в природе», «Расскажите о листопаде» и т.д. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы.

 

Игры по возрастным группам

Младшая группа.

«Покажи отгадку»

Цель: познакомить детей с особенностями передвижения животных по земле (т.е. имитация движений животных). Например, при чтении загадки о кошке (Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается) дети выполняют движения кошки: Наклон вперед, ладонями упереться в пол, ходьба на четырех конечностях. Затем, опускаясь на колени и на локти, выгибать и разгибать.

«Кто больше назовет волшебных слов».

Детям предлагается как можно больше назвать животных.

«Зоологическое лото».

«Выбери млекопитающих животных».

Необходимо отобрать картинки только с млекопитающими животными.

Игровое упражнение «Как звери в лесу живут».

Цель: научить детей определять и понимать приспособленческие признаки животных к природе в разное время года. Дети рассматривают иллюстрации с животными и отвечают на вопросы педагога (Кого видели на картинке? Кто что делает? и т.д.).

«Отгадай-ка»

Цель: развивать у детей умение узнавать и называть предста вителей основных жизненных форм растений (деревья, травянис тые и комнатные растения) по отличительным особенностя внешнего вида.

Материал: карточки с изображением деревьев (береза, ель) травянистых растений (астра, бархатцы), комнатных растени (фикус, аспидистра).

Игровая задача: назвать растения, изображенные на карточках.

«Одуванчик»

Цель: закреплять у детей элементарные знания о строени растений.

Материал: разрезные картинки с изображением частей одуванчика (стебель, лист, цветок).

Игровая задача: сложить из карточек одуванчик и назвать его части.

«Времена года»

Цель: закреплять элементарные знания детей о характерных признаках сезонов года.

Материал: большой круг с вращающейся стрелкой, разделенный на четыре сектора (каждый сектор имеет свой цвет, имитирующий определенный сезон календарного года — белый (зима), зеленый (весна), красный (лето) и желтый (осень)), картинки с изображением сезонных изменений в неживой природе.

Средняя группа

«Живое — неживое»

Цель: формировать у детей умение ориентироваться в понятии «живое», закреплять знания о признаках живых организмов.

Материал: картинки с изображением объектов живой (растения и животные) и неживой природы.

Игровая задача: отобрать те карточки, на которых изображены живые объекты, и объяснить свой выбор.

«Зоологическое лото»

Цель: закреплять и совершенствовать умение детей узнавать и называть представителей основных классов животных по отличительным особенностям внешнего вида.

Материал: игровые карты с изображением разных животных, карточки с изображением представителей основных классов животных (рыбы, птицы, насекомые, звери), карточки с описанием внешних отличительных особенностей разных животных.

Игровая задача: по описанию животного подобрать карточку с его изображением и положить ее на соответствующую ячейку игровой карты.

«Помоги Медвежонку»

Цель: закреплять знания детей о потребностях животных как живых организмов и способах ухода за ними.

Проблемная ситуация. В гости к ребятам пришел Медвежонок. Он очень грустный, потому что не знает, как нужно ухаживать за рыбкой и птичкой, которые живут у него дома.

Игровая задача: помоги Медвежонку, расскажи, что нужно делать, чтобы рыбке и птичке жилось у Медвежонка хорошо.

«Оживи растение»

Цель: закреплять знания детей о строении растений (стебель, лист, цветок).'

Материал: карточки с изображением растений. На карточках имеются пустые квадратики в какой-либо части растения. Маленькие карточки с изображением отсутствующих частей растений.

Игровая задача: «оживи» растение — правильно заполни пустые квадратики.

Старший дошкольный возраст.

«Живое — неживое»

Цель: систематизировать представления детей о живом организме, формировать обобщенное представление о «живом».

Материал: карточки с изображением объектов живой природы (мира растений и животных) и предметов неживой природы.

Игровая задача: отобрать те карточки, на которых изображены объекты живой природы, объяснить свой выбор.

«Зоологическое лото»

Цель: обобщать представления детей о различных классах животных, совершенствовать умение классифицировать животных на основе выделения существенных признаков.

Материал: игровые карты пяти цветов (синий, зеленый, красный, желтый, коричневый), карточки-картинки, на которых изображены представители основных классов животных (звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные).

Игровая задача: разложить карточки с изображением разных животных на соответствующие их среде обитания цветовые карты (синяя карта — рыбы, зеленая — птицы, коричневая — земноводные, красная — насекомые, желтая — звери).

«Животные и растения родного края»

Цель: обобщать и систематизировать представления детей о животных и растениях родного края.

Материал: карточки, на которых изображены растения и животные разных географических областей, климатических зон.

Игровая задача: отобрать те карточки, на которых изображены животные родного края, назвать их.

«Разложи карточки»

Цель: обобщать и систематизировать представления детей о сезонных явлениях в неживой природе и их влиянии на мир растений и животных.

Материал: четыре карты, отражающие четыре времени года, карточки-модели, отражающие характерные признаки сезонных явлений в мире живой и неживой природы.

Игровая задача: выбери карточку, на которой изображено любое время года и соответствующие модели с изображением специфичных для него изменений в мире природы.

 

2. Методика работы.

Формирование представлений детей дошкольного возраста о многообразии природных явлений осуществляется с помощью различных методов и средств. Они состоят в следующем.

Для детей среднего дошкольного возраста могут использоваться такие методы, как:

а) наблюдение. Наблюдение позволяет показать детям явления природы в естественных условиях во всем их многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы.

б) занятия как основная форма организации работы по формированию новых представлений о природных явлениях. Являются ведущей формой организации работы. Под руководством воспитателя на занятиях у детей формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей. Это является важным условием овладения детьми элементарными способами познавательной деятельности и развития их умственной активности и самостоятельности. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей, который накапливается у них во время наблюдений, игр и труда в повседневной жизни;

в) несложные опыты. Это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Например, чтобы доказать необходимость тепла для таяния снега и уточнить эти знания, воспитатель ставит опыт. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к явлениям природы, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. В средних группах проводятся нечасто и только самые простые;

г) элементарная поисковая деятельность детей состоит в том, что в соответствии с программой воспитатель разрабатывает систему познавательных задач, которые постепенно ставит перед детьми. Важным условием постановки познавательных задач является создание проблемных ситуаций на природоведческих занятиях или в разнообразной деятельности, связанной с природой (труд, наблюдения, игры);

д) использование художественной природоведческой литературы. Чтение художественного произведения для детей дошкольного возраста помогает воспитателю обогащать их знаниями, учить глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы. Книги, как правило, содержат оценку происходящего. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость, страх;

е) экскурсии – это своего рода занятия под открытым небом. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с явлениями природы. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

ж) беседа как метод формирования представлений у детей о природных явлений используется воспитателями с разными дидактическими целями: для создания интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией, просмотром, кинофильма и т. д.); для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о явлениях. В каждой беседе решается задача развития речи детей.

з) ознакомление с явлениями природы в повседневной жизни. Сюда относятся: прогулки, труд и наблюдения. У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознательность, наблюдательность.

Что касается средств формирования представлений о многообразии природных явлений у детей дошкольного возраста, то сюда относят: картины, таблицы, аудиовизуальные средства обучения. Это применение дидактических картин, репродукций с художественных картин, фотографий, диапозитивов, моделей, диафильмов, кино- и телефильмов. Иллюстративно-наглядный материал помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений.

 

3. Методические пособия.

ü Вашурина Р.И., Репникова Л.А., Федорова Т.С. Игра в воспитании основ экологической культуры детей дошкольного возраста – Тольятти, 2008. – 210 с.

ü Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Знание, 2008. – 182 с.

ü Елина Е.В., Зарубина О.Е. Интегрированные познавательные занятия экологического содержания в детском саду. Сборник конспектов занятий / Выпуск 1. – Ульяновск, 2001. – 180 с.

ü Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М.: Сфера, 2005. – 144с.

ü Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Академа, 2000. – 257 с.

ü Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 104 с.

ü Федосеева П.Г. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников: Старшая группа. – М.: Корифей, 2008. – 96 с.

ü Экологическое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации: Для занятий с детьми 2-7 лет (под ред. Комаровой Т.С., Гербовой В.В.). – М.: Мозаика Синтез, 2008. – 104с.

 

Б16-2.Предложите варианты использования моделирования по ознакомлению с растениями (животными); дайте психолого-педагогическое обоснование использования моделирования и моделирующей деятельности в экологическом развитии дошкольников.

 

1. Метод моделирования можно применять во всех разделах дошкольного воспитания.

I раздел – Ознакомление с растениями.

При рассмотрении комнатных растений обращаем внимание и изготавливаем модели, изображающие:

-форму листьев (круглая, овальная и т.п.);

-модель цвета листьев (по этому признаку определяется потребность растений в цвете и влаге);

-модель поверхности листьев (по этому признаку дети решают проблему – уход за растениями);

-модель величины листьев (сравнение листьев растений разной величины), которые также помогают определить способы ухода – моем или опрыскиваем);

-модель количества листьев (много – мало);

-пространственное расположение листьев;

-модель количества полива;

-модель произрастания растений (пустыня, лес, водное, болотистое).

Эти модели используются при ознакомлении с новым растением, при определении способа ухода за растениями, в итоговых беседах на прогулках и экскурсиях. Можно использовать модели для лучшего запоминания полевых, лесных цветов.

II раздел – Ознакомление с животными.

Метод моделирования можно использовать при классификации животных по характерным признакам, свойственным определённому классу животных. Например, при рассмотрении птиц выделяем те признаки, которые есть только у птиц, и рисуем модели: модель оперения; модель клюва; модель лап (их всегда 2).

У рыб: модель чешуи; модель плавников; модель обитания в воде.

У зверей: пасть; модель, изображающая шерсть; модель лап (всегда 4).

У насекомых: модель усиков; модель лапок (их всегда 6 или больше);модель насечек на теле.

 

Пример занятия «Удаление пыли с растений» с использованием

моделей по трудовому обучению в старшей группе

Цель. Формировать умение выбирать способ удаления пыли с растений, ориентируясь на характер поверхности листьев, их величину, прочность, количество. Закреплять знания о трудовом процессе. На этой основе учить детей планировать свою деятельность. Закреплять умение различать и правильно называть растения, их части. Воспитывать интерес к уходу за растениями.

Организация занятия. Приготовить таз, лейки с водой, тряпочки, 2—3 кисточки, клеенку или полиэтиленовую пленку для укрывания почвы от размывания, модель сенсорных признаков растений.

Ход занятия. Поставить перед детьми цель занятия: «Сегодня мы будем учиться очищать растения от пыли». Предложить вспомнить, для чего необходимо это делать. Подтвердить ответы детей: «Правильно, растения дышат. Дышат они и с помощью листьев. Поэтому они должны быть всегда чистыми. Чистые растения очень красивы». Затем показать детям, как определять растения, нуждающиеся в уходе (нужно ориентировать на внешний вид). Научить выбирать способ очистки листьев от пыли в зависимости от количества листьев, их величины, прочности, характера поверхности (гладкая, шероховатая, опушенная). С этой целью дать детям задания: 1) отобрать из уголка природы растения, требующие ухода; 2) рассказать о признаках листа, используя обследовательские действия; 3) обосновать выбор способа удаления пыли.

Во время обследования листа ввести сенсорную модель. Это — панно, в виде прямоугольной полоки с кармашками в нижней части, в которые вставляются карточки, моделирующие признаки растения (гладкость или шероховатость поверхности листа моделируется с помощью наклеенных на карточку полосок бумаги соответствующей фактуры, количество листьев — с помощью изображения и т. д.). По мере обследования листа и выделения его признаков предложить детям отобрать и последовательно выставить на панно карточки-модели, замещающие их. (Вместо панно можно использовать фланелеграф.)

Затем сделать обобщение: «Молодцы, правильно выбрали способ очистки фикуса от пыли — его удобно обтирать, потому что листья у него крупные, гладкие, твердые (прочные)».

 

2. Психолого-педагогическое обоснование использования моделирования и моделирующей деятельности в экологическом развитии дошкольников.

Модель – это схема какого-нибудь физического объекта или явления. Она используется в качестве его заместителя для выяснения или уточнения каких-либо его признаков. В дошкольном обучении применяются разные виды моделей. Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Пример такой модели - календарь природы.

Моделирование – это совместная деятельность воспитателя и детей по созданию и использованию моделей в ходе экологического образования (Л.С.Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко)

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей. Цель моделирования — обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

В действии с натуральными объектами нелегко выделить общие черты, стороны, так как объекты имеют множество сторон, не относящихся к выполняемой деятельности или отдельному действию. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. Например, для выбора способа удаления пыли с растений важно выделить такие их признаки, как количество листьев, их форма, характер поверхности. Безразличны, несущественны для данной деятельности их цвет, форма. Чтобы отвлечься от этих признаков, необходимо моделирование. Воспитатель помогает детям отбирать, использовать модели, свободные от ненужных свойств признаков. Это могут быть графические схемы, какие-либо предметные образы-заместители или знаки.

Обучение моделированию осуществляется в следующей последовательности:

1. Воспитатель предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими.

2. Организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства. Одновременно дает задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки.

3. Постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до трех-четырех.

4. Осуществляет обучение моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы).

5. Осуществляет руководство созданием моделей элементарных понятий, таких, как: «рыбы», «птицы», «звери», «домашние животные», «растения», «живое», «неживое» и т. д.

Обучение детей моделированию должно быть связано с использованием обследовательских действий. Важно также учить детей планомерно вести анализ и сравнение объектов или явлений природы. Например, при сравнении двух растений учить вначале обследовать и моделировать признаки цветка или листа, а затем стебля, корня. При обследовании и выделении признаков каждый из них следует называть точным словом.

Большинство современных исследований посвящено изучению возможности развития моделирования и использования модели в старшем дошкольном возрасте. Однако в среднем дошкольном возрасте уже существуют предпосылки развития моделирования, использования модели в познании. В этом возрасте происходят изменения в познавательной деятельности ребенка, изменяются содержательная и операционная стороны, зарождаются познавательные мотивы. Поэтому данный возраст называют возрастом «множества открытий». Ребенок активно познает предметные эталоны, овладевает умениями учитывать и использовать свойства предметов в практической деятельности. Дошкольник осваивает разнообразные способы исследования, становится «почемучкой», интересующимся всем, что его окружает». Поэтому в среднем дошкольном возрасте также возможно моделирование.

Таким образом, моделирование позволяет осуществлять экологическое развитие детей дошкольного возраста. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные экологические понятия.

 

 

1. Ошибка воспитателя – при новой игре водящий из детей не назначается. В старшей группе сначала объясняют игру, затем распределяют роли и размещают детей. Если игра проводится впервые, то это делает воспитатель, а потом уже сами играющие.

2. Пример сюжетной подвижной игры для детей старшей группы.

«Шоферы». С одной стороны площадки два "гаража" (начертить две параллельные линии на расстоянии 5 - 6 шагов одна от другой). На линиях сделать места для "автомобилей"; поставить кубики. В одном гараже стоят машины с красными рулями (на кубиках лежат красные кружки), а в другом - машины с зелеными рулями (на кубиках лежат зеленые кружочки). Дети - "шоферы", поделены на две равные группы, становятся лицом к своим машинам каждый возле своего руля, которые лежат на кубиках. Воспитатель, который выполняет роль милиционера, стоит на одинаковом расстоянии от двух гаражей и руководит движением машин. Когда он отводит левую руку в бок, дети - шоферы с гаража, стоящий с левой стороны, нагибаются, берут обеими руками руль и готовятся к выезду (колонкой). На поднятый вверх зеленый флажок дети выезжают из гаража и разьезжаются по всей площадки. На красный флажок останавливаются, на зеленый едут дальше. На слова воспитателя: "В гараж" машины возвращаются на свои места. Воспитатель отмечает внимательного шофера, который раньше всех вернулся в гараж. Затем воспитатель отводит руку в сторону и дети - шоферы, которые стоят с правой стороны, делают тоже самое.

«Сова». С одной стороны площадки место для "бабочек" и "жучков". В стороне начертан круг - "гнездо совы". Выделенный ребенок - "сова" встает в гнездо. Остальные дети - "бабочки" и "жучки" встают за линией. Середина площадки свободна. На слово воспитателя: "день" бабочки и жучки летают (дети бегают по площадке). На слово воспитателя: "ночь" бабочки и жучки быстро останавливаются на своих местах и не шевелятся. Сова в это время тихо вылетает на площадку на охоту и забирает тех детей, которые пошевелилися (отводит их в гнездо). На слово воспитателя: "день" сова возвращается в свое гнездо, а бабочки и жучки начинают летать.Игра заканчивается, когда у совы будет 2 - 3 бабочки или жучка. Воспитатель отмечает детей, которые ни разу не были забраны совой в гнездо.

3. Приемы ознакомления с новой подвижной игрой.

Выбор игр. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.

Сбор детей на игру. С детьми старших групп следует заранее, еще до игры, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.). Собирать детей надо быстро (1—2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.

Создание интереса к игре. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. Хороший результат дает и короткий рассказ, прочитанный или рассказанный воспитателем непосредственно перед игрой.

Организация играющих, объяснение игры. Объясняя игру важно правильно разместить детей. Старшую группу он может построить в шеренгу, полукругом или собрать около себя (стайкой). Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все (лицом к детям при построении в шеренгу, полукругом; рядом с ними, если дети собраны в круг). В старших группах педагог сообщает название, раскрывает содержание и объясняет правила, еще до начала игры. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, особо нужно выделить правила игры. Движения можно показать до начала или в ходе игры. Это обычно делает сам воспитатель.

Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять эти роли. В старшей группе сначала объясняют игру, затем распределяют роли и размещают детей. Если игра проводится впервые, то это делает воспитатель, а потом уже сами играющие.

Проведение игры и руководство ею. Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог.

 

Б14-2.Вам предлагается педагогическая ситуация «На занятии по физическому воспитанию в младшей группе воспитательница объясняла новое упражнение, состоящее из нескольких элементов: вытянуть обе руки вперед, затем одну поднять вверх, другую отвести в сторону». Когда было предложено детям выполнить это упражнение, то оказалось, что они не могли воспроизвести его. Тогда педагог сам показал все элементы движения, но и при этом условии дети воспроизводили правильно только часть упражнения – начало или конец. Проанализируйте ситуацию по следующему плану:

1. Обоснуйте, почему дети не могли выполнить упражнение?

 

1. Дети не могли выполнить упражнение из-за того, что оно еще не соответствовало им в силу их возрастных особенностей. У детей 3-4 лет движение еще слабо скоординированы. У них лишние движения, неравномерный темп выполнения упражнений, слабый мах руками, причем у некоторых из них мах правой рукой более энергичный, чем левой. И вместе согласовать разносторонние махи руками детям младшей группы еще достаточно сложно.

Для правильного выполнения упражнения вначале добиваются, чтобы у детей создалось правильное представление о выполняемом движении. Впоследствии в процессе совершенствования движения показ применяется эпизодически, а объяснения приобретают характер указаний о его выполнении в лаконичной и доступной форме. С детьми данное упражнение надо разучивать частями: сначала научиться вытягивать руки вперед и одну поднять вверх. Так делать упражнения, пока не закрепится у детей. Затем добавлять новое движение.

 

2. Все методы обучения движениям взаимосвязаны. Каждый включает в себя систему приемов, которые объединяются для решения обучающих задач.

Методический прием — составная часть, детально дополняющая и конкретизирующая метод. При обучении используются разнообразные приемы. Они направлены на оптимизацию усвоения движений, осознание двигательной задачи, индивидуальное развитие ребенка.

В теории и методике физического воспитания используются общедидактические приемы.

1. Приемы наглядного метода разнообразны. Так, наглядно-зрительные приемы обеспечивают: правильный, четкий показ образца движения или отдельных его элементов; подражание образцам окружающей жизни; использование зрительных ориентиров для формирования ориентировки в пространстве; использование кино-, видеофильмов, фотографий, графиков, рисунков, телепередач и т.д.

У младших дошкольников — образное мышление и сравнительно небольшой двигательный опыт. Поэтому показ движений занимает у них ведущее место. Детям 3-4 лет лучше всего давать образное объяснение упражнения, учитывая при этом высокую способность малышей к имитации, подражанию. Например, идти мягко на носках, «как мышка»; во время бега поднимать колени, «как лошадка», и т. д. Однако имитация движений имеет и свои отрицательные стороны: движение при этом выполняется обычно не точно, соблюдается лишь общая его схема и поэтому нужно постоянно исправлять замеченные ошибки.

Характерной особенностью мышления дошкольников является конкретность (образность). Поэтому при обучении детей движениям словесные указания следует подкреплять наглядным показом. У детей 3—5 лет наглядное обучение усваивается лучше, чем словесное.

2. Приемы, предполагающие тактильно-мышечную наглядность, основаны на непосредственной помощи воспитателя, который прикосновением к ребенку уточняет и направляет положение отдельных частей тела. Например, чтобы ребенок 4 лет перестал сутулиться и принял правильное физиологичное положение тела, воспитатель проводит рукой по спине; или если ребенок затрудняется сделать наклон вперед, воспитатель поможет ребенку наклониться пониже. Использование этого приема должно быть кратковременным. В противном случае ребенок привыкает к помощи взрослого и не стремится к самостоятельному качественному выполнению движения.

3. Предметная наглядность включает использование предметов, пособий для формирования представлений о выполнении движения. Этот прием способствует контролю и коррекции положения тела при выполнении упражнений. Так, используют ходьбу с мешочком на голове, общеразвивающие упражнения с палкой и т.д.

4. Наглядно-слуховые приемы способствуют звуковой регуляции движений. Они осуществляются под музыку, песни, ритм бубна, барабана, сопровождаются прибаутками, чтением стихотворений. Например, ребенок 3-4 лет с удовольствием ходит под ритмичные стихотворения типа:«По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке Шагают наши ножки. Топ, топ, топ,топ — Шагают наши ножки». Использование слуховой наглядности не только улучшает качество движений, регулирует темп и ритм, но и вызывает у ребенка эмоциональный подъем, желание выполнять движения.

5. Приемы вербального (словесного) метода играют важную роль в обучении ребенка движению. Воспитатель дает краткое одновременное описание и объяснение физических упражнений, которое опирается на двигательный и жизненный опыт ребенка, его представления. Свои пояснения воспитатель сопровождает конкретным показом движений и его отдельных элементов. К вербальным приемам относятся также указания о выполнении движения, беседа, предваряющая введение новых физических упражнений и подвижных игр; уточнение сюжета подвижной игры или последовательности двигательных действий и т.п.; вопросы, которые" задаются ребенку воспитателем до начала выполнения физических упражнений для выяснения осознанности последовательного выполнения двигательных действий или проверки имеющихся представлений об игровых действиях, образах сюжетной подвижной игры, уточнении игровых правил.

6. Широко используются в физической культуре команды, распоряжения, сигналы. Они требуют различной интонации, динамики и выразительности. Например, воспитатель дает команду: «Ров-няйсь!» — или сигнал: «Раз, два, три — беги!» и т.д.

7. В физической культуре дошкольников используются разнообразные считалки. Считалками (народные названия: счетушки, счет, пересчет, говорушки и др.) принято называть короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре.

С детьми от года до 3 лет используются общеразвивающие упражнения для отдельных групп мышц (плечевого пояса, ног, туловища) без предметов, с предметами (флажки, палки, мячи), на предметах (гимнастическая скамейка, стул); основные движения (ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье по стремянке, подлезание, спрыгивание — прыжок в глубину, прыжки на месте, катание мячей, бросание их на дальность и в цель). Для детей от 3 до 7 лет рекомендуются более сложные общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами (флажки, мячи, обручи, палки, шнуры, ленты и др.), на предметах (гимнастическая скамейка, стенка и др.), у гимнастической стенки; строевые упражнения (построения, перестроения, разные повороты, размыкания и смыкания); более сложные основные движения: различные виды ходьбы, бега, прыжки в длину с места и с разбега, в высоту с места и с разбега, метание на дальность и в цель (горизонтальную, вертикальную, неподвижную и движущуюся), лазанье, ползание, подлезание, перелезание, упражнения в равновесии с различными заданиями.

 

Общеразвивающие упражнения младший дошкольный возраст.

«Покажи руки». И.П. ноги слегка расставлены, руки за спину. Руки вперед – выпрямить – ладони вверх – сказать «Вот». Повторять 5 раз.

«Самолет». И.П. ноги слегка расставлены, руки вниз. Руки в стороны (крылья самолета) – вернуться в И.П. (улетел самолет). Повтор 5 раз.

С флажком «Выше флаг». И.П. ноги слегка расставлены, флажок вниз. Флажок через сторону вверх – помахать – переложить в другую руку – опустить. Повторять 5 раз.

С платком «До свиданья». И.П. ноги слегка расставлены, платок опущен. Платок вверх – помахать – посмотреть на платок – опустить. Повторять 5 раз.

Со стулом «Похлопаем по стулу». И.П. стоять за спинкой стула близко, ноги слегка расставить, руки за спину. 2-3 раза похлопать – сказать «Хлоп-хлоп» - вернуться в И.П. (голову не опускать). Повторять 5 раз.

«Неваляшка». И.П. сидя ноги врозь, руки назад. Слегка наклониться вперед – выпрямиться – через 3-4 движения паузы. Повторять 5 раз.

«Ветерок». И.П. ноги врозь, руки за спину. Покачивание (наклон) влево – вправо – вперед - назад. Через 2-3 движения остановка. Повтор 4 раза.

С флажком «Помаши внизу». И.П. ноги на ширине плеч, руки с флажком в стороны. Наклон вперед – помахать из стороны в сторону – вернуться в И.П. дыхание произвольное. Повтор 3 раза.

С платком «Спрячемся». И.П. ноги врозь, платок опущен. Наклон вперед – платок перед лицом (спрятались) – опустить платок – выпрямиться. Повтор 5 раз.

Со стулом «Проверим тапочки». И.П. сидя близко к спинке стула, ноги врозь, руки за спиной. Наклон вперед – гладим правый тапочек – гладим левый тапочек – выпрямиться. Повтор 4 раза.

«Шагают наши ножки». И.П. ноги слегка расставлены, руки согнуты на пояс. Высоко попеременно поднимать ноги – размах руками – 5-10 сек. Повтор 3 раза.

«Зайчик». И.П. ноги слегка расставлены, руки согнуты перед грудью. 3-4 раза сгибать и выпрямлять ноги – подпрыгивать 8-10 раз. Повтор 3 раза, чередуя с ходьбой на месте.

С флагом «Согни ноги». И.П. сидя, ноги вперед, флажок на полу между ног. Согнуть ноги – выпрямить, не задев флажка. Повтор 5 раз.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.204 сек.