Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Б9-2.Составьте методические рекомендации по музыкальному воспитанию ребенка в семье. Определите формы организации музыкальной деятельности в семье




Б11-2.На прогулке в младшей группе воспитатель обучает ребенка прыжкам через короткую скакалку. Ребенок перебрасывает скакалку редко, подпрыгивает на месте часто. Воспитатель многократно показывает, объясняет. Малыш сначала отказывается прыгать, а потом совсем уходит. Проанализируйте причину отказа ребенка. Согласны ли вы с предлагаемыми воспитателем приемами обучения? Обоснуйте ответ.

Б12-2.При обучении детей старшей группы основным движениям воспитатель использовала такую оценку – «Молодцы дети, все хорошо прыгали. Только Оля еще не умеет прыгать правильно». Проанализируйте данную оценку. Каково влияние оценки воспитателя на усвоение движений детьми?

 

1. Оценка, в которой содержится отрицательная характеристика двигательных качеств ребенка действует на формирование навыков неблагоприятно, эти ошибки в будущем будут повторяться, так как будет чувствовать себя очень напряженно и так как отрицательное суждение ребенок всегда очень переживает, особенно, если это сделано при всех детях.

Здесь надо было поступить так. Воспитатель должен был сказать так: «Оля, если ты будешь прыгать, взмахивая руками при этом, то прыгнешь правильно». То есть в оценке воспитателя не должно быть отрицательных характеристик, а должны содержаться указания, как исправить ошибку («Резко взмахни руками, и ты выше прыгнешь!»).

 

2. Влияние оценки воспитателя на усвоение движений детьми.

Регулирующая функция слова в поведении ребенка, раскрытая в ряде фундаментальных исследований (А. Г. Иванова-Смоленского, Н. И. Красногорского, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца и др.), в оценке проявляется особенно ярко. С одной стороны, оценка может способствовать осознанному управлению своими действиями, с другой — она всегда сопровождается эмоциональными переживаниями, что в значительной степени усиливает воздействие, которое может быть как положительным, так и отрицательным. Известно, как велика роль эмоций в жизни ребенка — от них зависит нормальное физическое, интеллектуальное развитие, волевые проявления.

По многочисленным исследованиям, в группах, где воспитатель положительно оценивал поведение детей или выражал уверенность в том, что они в дальнейшем поступят как надо, легко снимались все нарушения дисциплины, улучшалось качество выполнения движений. Подобная реакция на оценку поведения характерна для дошкольников. Это неоднократно отмечалось исследователями в других видах деятельности (А. А. Люблинская, Е. Ф. Павлова, С. А. Дурандина и др.). А частое повторение отрицательной оценки приводило к тому, что нарушение требований воспитателя становилось нормой. Оценка воспитывающего характера, обращенная ко всем детям, эффективна в конце занятия, она должна носить позитивный характер. Особенно такая оценка нужна во вновь созданной группе при введении новых задач по учебной деятельности.

В целом слово педагога, помогая выделить отдельные стороны движения, способствует дифференциации мышечных ощущений, а следовательно, и более точной регуляции движений. Оценка, данная по ходу выполнения движения, помогает осмысливать движение, понять ошибки и затем повторять движение правильно.

 

 

Ребенку младшей группы в силу его возраста не надо было многократно объяснять. Он отказывался выполнить задание в виду его сложности, а ушел, потому что утомился объяснениями и тоем, что у него не получаются прыжки. В этом возрасте ребенок не может сделать больше 1-3 правильных прыжков. Даже после предварительных упражнений дети 3-4 лет прыгают очень неточно.

Кроме того, воспитатель неправильно применила и прием обучения прыжкам на скакалке.

Правильный прием обучения ребенка прыжкам через скакалку следующий.

Чтобы научить ребенка прыгать со скакалкой нужно сначала научить его просто прыгать на месте, потом правильно, равномерно крутить скакалку и только после этого совмещать все движения в единое целое. Начать надо с прыжков на месте, следить, чтобы руки, слегка согнутые в локтях, были расположены по бокам. Сделать один шаг, затем легкий скачок на левой ноге, шаг, еще один скачок, но уже на правой. Шаг - скачок, шаг – скачок и т.д. Прыжкам надо обучать осторожно и заботиться больше всего не об овладении высотой или длиной, а о мягком приземлении. Для выработки правильной осанки надо начинать обучение прыжкам с мягкого приземления.

Как только ребенок освоит технику прыжков, можно начинать прыжки собственно со скакалкой, но пока не через нее. Держать оба конца скакалки в одной руке и вращать ее сбоку от себя в том же темпе, в каком прыгает он. Локти должны быть или прижаты к туловищу, или находиться в непосредственной близости от него; для того чтобы выполнять вращения, использовать только движения кистей рук, а не всей руки.

После этого только можно попробовать прыгать через скакалку. Вращать скакалку надо только кистями, а прыгая, держаться на носках — не надо выполнять лишних и энергичных движений. Каждая стопа должна все время приземляться на одно и то же место. Подпрыгивать ребенку над землей не слишком высоко, настолько, чтобы скакалка смогла пройти под ним. Если трудно сразу выполнять прыжки на обеих ногах, пусть ребенок прыгает поочередно на каждой ноге так, словно бежите трусцой на месте.

 

Б10-2.Проведите музыкально-дидактическую игру для детей старшей группы, направленную на формирование знаний о музыке. Определите ее цель. Каково значение музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей детей.

 

Музыкально-дидактическая игра для детей старшей группы,

направленная на формирование знаний о музыке «Музыкальное эхо»

Задачи:

· знакомить детей с творчеством П.И. Чайковского;

· сформировать представления о композиторе;

· учить находить тембры музыкальных инструментов, соответствующие характеру звучания музыки;

· ритмично выполнять движения под музыку;

· чисто интонировать мелодию;

· формировать хорошую артикуляцию, соблюдать певческую установку.

Оборудование: фонограмма «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского, Портрет П.И.Чайковского, дидактическая игра «Теремок», детские музыкальные инструменты.

Предварительная работа:

Обсуждение с детьми следующих вопросов.

- Вам знакома эта музыка? («Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского)

- Кто её сочинил? (обращается внимание детей на портрет композитора)

- Как называется?

- Какой характер у этого марша? (весёлый, праздничный, чёткий, весёлый, лёгкий)

- Какие музыкальные инструменты подойдут к этой музыке? (дети выбирают барабан и погремушку)

- Представьте, что наши пальчики – это ножки игрушечных солдатиков. Они бодро и чётко будут маршировать по вашим коленям под музыку. А музыканты будут украшать марш своей игрой.

(Звучит фонограмма марша, 3 -4 ребёнка играют на музыкальных инструментах, остальные выполняют задание)

 

Проведение игры

1-й раз упражнение начинает педагог, дети повторяют.

2-й раз партию взрослого исполняет ребёнок.

Звучит музыкальная загадка (мелодия песни)

- Что это за песня? («Пробуждальная песенка»)

1. Разучивание 1-го куплета «Пробуждальной песенки»

(слова П. Синявского, музыка Н. Пескова)

По ресничкам бегают

Солнечные зайчики.

Просыпайтесь, девочки,

просыпайтесь, мальчики,

Кати и Наташи,

Пети и Сережи,

И кастрюльки с манной кашей,

Просыпайтесь тоже.

И кастрюльки с манной кашей,

Просыпайтесь тоже.

2. Исполнение всей песни.

3. Воспитатель: Ребята, скажите кто сочиняет песни? (композитор)

– Сегодня композиторами будете вы. (обращается внимание на демонстрационный материал: игровое поле с изображением домика с крыльцом из 7 ступенек; фигурки зверей).

-Стоит в поле теремок, теремок.

Как красив он и высок, да высок!

По ступенькам мы идём, мы идём.

Свою песенку поём, мы поём.

Вы выбираете любую фигурку зверюшки, которая идёт по ступенькам вверх и на слова: «По ступенькам я иду, в дом чудесный захожу!»придумываете свой мотив – и «заходите» в дом. Вы должны придумать свою мелодию, чужую повторять нельзя.

Потом вы «выходите» из домика и поёте: «По ступенькам вниз иду, по тропиночке уйду».

(Дети выполняют задание)

 

Подведение итогов

-Дети, вспомните, кто сочиняет музыку? (композитор)

 

Значение музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей детей. Влияние музыки в развитии музыкальной деятельности детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к музыке в целом. Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с дошкольного возраста. Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей. Большое место отводится музыке в детских садах. Она звучит на музыкальных занятиях, и в самостоятельной деятельности, и во время праздников и развлечений. По утверждению специалистов дошкольный возраст синзетивный период для формирования музыкальных способностей.

Но восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребёнка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические игры и пособия, которые воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

 

 

Общепризнанно: семья или способствует музыкальному развитию ребёнка, или тормозит его. Основная проблема во взаимодействии с семьёй – непонимание родителями значения музыкального воспитания детей. Что делать? Педагогу детского сада необходимо иметь сведения о культуре родителей (их музыкальные предпочтения), об их осведомлённости о музыкальном развитии детей, их отношении к сотрудничеству с педагогами ДОУ. Работа с семьёй включает музыкальное просвещение родителей и приобщение их к совместной деятельности (праздники, развлечения с родителями, конкурсы на лучший музыкальный ребус, лучший самодельный детский музыкальный инструмент). Необходимо убедить родителей в том, насколько важен благоприятный домашний музыкальный климат: родители должны показать детям, что любимые музыкальные произведения доставляют радость и удовольствие, улучшают настроение. На детей большое влияние оказывают литературные образы, поэтому семейные чтения хорошо сопровождать музыкой (записи детских музыкальных сказок).

Практикой наработаны различные формы взаимодействия с семьей, например консультации по музыкальному воспитанию, семинары, родительские собрания, совместное проведение музыкальных праздников и развлечений и др. Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми так и в более свободных формах - как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном для другой деятельности. В занятиях с детьми роль взрослого (родителей или педагога) активна - это совместное слушание музыки, совместное музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально - ритмические движения, игры с музыкой).

Более свободная форма музыкальной деятельности - слушание музыки одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием). Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Музыка звучит фоном для других занятий. Но и такое восприятие, свободное, не сопровождающееся беседой, полезно для развития и обогащения музыкальных впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта. Рекомендуется использовать такое слушание музыки и с маленькими детьми, чтобы они привыкали к интонациям различной по стилям музыки.

Музыка может изучать и во время утренней гимнастики. В этом случае нужно подбирать легкие, танцевальные, ритмичные мелодии.

Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. И родители должны стремиться наиболее полно использовать его возможности.

 

Б8-2.Придумайте различные варианты устройства музыкального уголка в ДОУ с учетом возрастных особенностей дошкольников. Назовите источники и условия, способствующие развитию самостоятельной музыкальной деятельности детей.

 

1. При оформлении музыкального уголка нужно помнить о возрастных и индивидуальных возможностях детей. Так, для детей 3-5 лет оформление лучше строить на сюжетной основе, а для детей более старшего возраста – на дидактической. В музыкальном уголке должны стоять шкаф, полки для музыкальных пособий, пару столов, стулья для дидактических игр.

2. В музыкальном уголке должны лежать игрушечные музыкальные инструменты: барабан, дудка, миниатюрное пианино, металлофон, также музыкальные игрушки. Полезно ввести в музыкальный уголок гитару, флейту, скрипку, баян, аккордеон. Играя на них, дети развивают свои творческие способности, воображение, музыкальную память. Это вызывает у ребятни интерес к музыке, развивает музыкальный и фонематический слух и мелкую моторику рук.

3. Для детей младшей группы - ударные инструменты: бубен, барабан, погремушки, колокольчики; средней группы – можно добавить деревянные палочки, деревянные ложки, металлофон (во второй половине года); всего не более 3-4 видов; старшей – румба, треугольник металлофон и другие (на выбор); подготовительной – маракасы, трещотка, кастаньеты, ксилофон, цитра и другие. В течение года игрушки и пособия меняют, убирают и вновь приносят, чтобы поддержать интерес к ним, желание с ними действовать.

4. Желательно в каждой группе иметь магнитофон и небольшой набор кассет или дисков с записью детских песен, народных плясовых мелодий, музыкальных сказок. В этом случае педагог сможет удовлетворить возникшее у детей желание послушать музыку, поплясать, попеть или просто поиграть.

5. Обычно на стенах музыкального уголка вывешивают стенды. На них закрепляются тексты песен, стихи, частушки, фотографии детских выступлений, композиторов, красочные плакаты, картинки с музыкальными инструментами.

 

Источники и условия формирования самостоятельной музыкальной деятельности.

Тесные связи устанавливаются между обучением на занятиях и развитием самостоятельной деятельности детей вне их. Многое, что ребенок применяет в своей самостоятельной практике, он прямо переносит из опыта своих активных действий на занятия. Прежде всего это музыкальный репертуар: игры, танцы, попевки для игры на инструментах и т. д., которые ребенок хорошо усвоил, с большим удовольствием исполняются им в играх на прогулках Поэтому так важно, чтобы музыкальные занятия были увлекательными, вызывали желание повторять выученные произведения

Помимо занятии, определенное влияние на возникновение самостоятельной музыкальной деятельности оказывает участие в утренниках и развлечениях. Наиболее яркие моменты игр, построений плясок, инсценировок дети переносят в повседневную деятельность. Полезно, чтобы на этих развлечениях дети проявляли себя не только в строго зафиксированном исполнении плясок песен хороводов. Надо ставить их в такие ситуации, в которых они могли бы придумать отдельные элементы танца, игры-инсценировки и т. д. Необходимым условием является внесение в самостоятельную деятельность тех атрибутов, игрушек, костюмов, которые использовались на праздниках, развлечениях. Ребята вновь обыгрывают их, видоизменяют способы и условия их применения, комбинируют в новых сочетаниях.

Самостоятельная музыкальная деятельность требует создания внешних условий, определенной материальной среды. Детям важно иметь свой «музыкальный уголок». Он помещается в наиболее отдаленном месте. В распоряжении детей должно находиться небольшое количество инструментов, настольных музыкально-дидактических игр и различных самоделок — нот, пианино с нарисованной клавиатурой, нотное лото и т. д.

Воспитатель должен интересоваться, каково музыкальное окружение ребенка в семье. Во многих семьях есть проигрыватели, магнитофоны. Для детей создано немало пластинок: народные песни, танцевальные мелодии, марши, оперы («Мойдодыр» Ю. Милютина, «Слоненок идет учиться» Б. Чайковского и др.).

Посещение театра и кино также оставляет у детей сильное впечатление. Особенно это относится к специальным и музыкальным спектаклям, детским операм, балетам.

Источником может быть также: просмотр диа- и мультфильмов с музыкальным сопровождением, таких, как «Садко» (отрывок из музыки к опере Римского - Корсакова), «Крокодил Гена», «Чебурашка» (музыка В. Шаинского) и др., доставляет ребятам огромное эмоциональное наслаждение. Песни из этих фильмов приобрели огромную популярность.

В семье дети часто слушают радио, смотрят телепередачи, что также обогащает их музыкальными впечатлениями, которые они пытаются отразить в самостоятельной деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.