Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и место психологии в системе наук. Сдача итогового государственного экзамена: 07.02.2014




Тема 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКЕ

ВВЕДЕНИЕ

Защита ВКР: 14.02.2014

Сдача итогового государственного экзамена: 07.02.2014

Защита ВКР: 13.02.2014

Сдача итогового государственного экзамена: 06.02.2014

 

 

Ф.И.О. № личного дела № биле-та Вопрос Вопрос Вопрос Итого по ответу Защита ВКР
Михайлова М.С. 08-10з-0073            
Оганесян Е.Р. 08-10з-0074            
Орлова Ю.В. 07-90-2013            
Орловская О.Г. 08-10з-1021            
Осокина Э.Н. 08-10з-2037            
Пантюхина К.Г. 08-10з-2036            
Панфилова О.В. 08-10з-2058            
Печникова Н.А. 08-10з-0082            
Подхомутников Ю.Г. 08-10з-1029            
Пресняков В.В. 08-10з-010            
Прохорцева И.В. 08-10з-1023            
Рубалка Т.С. 08-10-1017            
Рыбалова Т.В. 08-10з-0066            
Рязанова Г.В. 08-10з-1018            
Саморукова К.Ю. 08-10з-0024            
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

 

Комиссия № 5 Группа № 5

 

Специальность: Финансы и кредит

Специализация: Финансовый менеджмент

(1 образование)

 

 

 

Ф.И.О. № личного дела № биле-та Вопрос Вопрос Вопрос Итого по ответу Защита ВКР
Семенова О.В. 08-10з-2019            
Середенкина Е.Б. 08-10з-0032            
Симакова Ю.А. 08-10з-1025            
Слесаренко М.Н. 08-10з-0102            
Смыгарева Е.Н. 08-10з-0056            
Спиридонов А.А. 08-10з-0004            
Степовая В.А. 08-10з-0065            
Стеценко Г.В. 08-10з-0100            
Суляева А.Ю. 08-10з-2022            
Суркова А.С. 08-10з-0097            
Сухаева З.С. 08-10з-0050            
Сухов А.И. 08-10э-1024            
Сухоминский А.С. 08-10з-0008            
Сысоева Д.С. 08-10з-1028            
Федосова Ю.Д. 08-10з-2034            
Кульязова О.М. 08-10э-1018            
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

 

В данном учебном пособии авторы поставили своей задачей разъяснить проблемы психологии, продемонстрировать основные психологические подходы, выявить их достоинства и недостатки в контексте развития истории психологии как науки, проинформировать студентов о достижениях в области психологии, разъяснить основные психологические понятия. И главное, сформировать у студентов умение мыслить, применяя свои психологические знания для научного объяснения фактов и явлений в повседневной и профессиональной деятельности. Благодаря полученным знаниям студент сможет дать психологическую характеристику личности, зная ее структурные компоненты, возможные варианты развития; понимать закономерности поведения людей, сформировать у себя психологическую культуру для эффективного взаимодействия в обществе.

В учебном пособии уделено внимание таким темам, как «Сознание», «Теории личности», «Индивидуально-психологические особенности личности (темперамент, характер, способности)», «Психология общения», «Обучение в целостном педагогическом процессе» и т.д.

Библиографический список представлен в конце учебного пособия. Также при изучении этой дисциплины студенты могут пользоваться следующими периодическими изданиями:

1. Вестник МГУ. Серия «Психология».

2. Вопросы психологии.

3. Мир психологии.

4. Педагогика.

5. Психологический журнал.

Особенностью настоящего учебного пособия является то, что авторы попытались представить максимальное количество точек зрения на рассматриваемые темы.

 

Сегодня мы можем себе представить, что первые люди уже обладали многими из наших «качеств»: они ходили на двух ногах, были всеядными, умели приспосабливаться к обстоятельствам, владели ремеслами, вели общественный образ жизни, были хитрыми и осмотрительными. К этому можно добавить, что они были еще и любознательными.

Именно в силу этих качеств у первобытного человека возникало все больше и больше вопросов о том мире, в котором он жил. Он пытался понять сущность смены дня и ночи, времен года, снега и огня, туч, приносящих дождь, и молний с громом. Но он искал также ответы на вопросы, касающиеся его самого: о переживаниях, которые ему приходится испытывать, о видениях, посещающих его во сне, о том, что с ним будет после смерти. Несомненно, во всем этом следует искать корни религиозных правил и ритуалов, которые он создавал, чтобы защитить себя от неизвестного. Здесь же нужно искать корни философии – «матери всех наук», которая гораздо позднее породит физику, химию, биологию, астрономию… и, наконец, психологию.

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку.

В рамках ненаучного психологического знания можно выделить несколько областей. Популярная психология представляет фундаментальные и практические знания для широкой аудитории, упрощая их и избегая использования профессиональной и научной терминологии. Позитивная роль популярной психологии состоит в формировании общей психологической культуры обыденного знания и в привлечении интереса к психологии как к научной дисциплине. Обыденная психология, как любая система обыденного знания, складывается стихийно на основе популярной психологии, порой неправомерных обобщений и интерпретаций данных научной психологии, религиозных, этнических и культурных установок, нередко имеющих характер предрассудков. Для обыденной психологии характерно смешение научных понятий и бытовых представлений.

Однако обращаясь к научному употреблению термина «психология», образованного из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), нужно отметить, что впервые он появился в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII – XIX вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.

Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие явления. С помощью одних, таких, например, как ощущение и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными психическими процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание.

В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом. Общение и деятельность, таким образом, также составляют предмет современных психологических исследований.

Психические процессы, состояния и свойства человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической природе человека, с другой – в его индивидуальном опыте, с третьей – в законах, на основе которых строится и по которым функционирует общество. В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует.

Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях – больших и малых группах, коллективах.

Таким образом, психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.

Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.

Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, а также свои индивидуальные личностные особенности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.

Важно понять, что хотят, что могут окружающие нас люди, как ориентироваться в особенностях личности, в мотивах поведения. Не имея таких ориентиров в сложных процессах межличностного общения, приходится нередко идти вслепую, делая ошибки, приобретая врагов там, где могли бы быть друзья. Не менее важно понять и свои возможности, достоинства и недостатки. Этим задачам как раз и отвечает система знаний, именуемая психологией. Она полезна просто человеку, чтобы понимать состояние собственной души, а при необходимости сознательно вносить в него изменения (аутотренинг, медитация и т.д.), она необходима родителям и педагогам, чтобы знать, что происходит с детьми, оказывать им первую психологическую помощь, корректировать их психическое развитие, она просто необходима в вопросах, касающихся деловых отношений.

Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологи предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования его центральной нервной системы (ЦНС). Конкретно связь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС рассматривается физиологией высшей нервной деятельности (ВНД).

Психология тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.) решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации – орудия труда и знаковые системы. Человек – биосоциальное существо, только в обществе формируется человеческая психика, поэтому специфика конкретного общества, в котором живет человек, взаимоопределяет особенности его психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. В связи с этим углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии.

Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеку от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования. Отсюда понятна связь психологии человека с педагогикой. Наконец, психология находится в родственных отношениях с философией, поскольку, как упоминалось выше, зародилась, как особая научная дисциплина в ее недрах. Во всяком случае, психологическое «измерение» личности трудно было бы выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуального и общественного), о природе человеческого сознания и деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.