Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарушения памяти




III. Узнавание и воспроизведение

Узнавание – один из вариантов воспроизведения при повторном восприятии (участвуют в процессе восприятие, память, мышление).

Виды узнавания:

Узнавание по концептуальному признаку (по одному признаку).

 

 

Симультанное (одномоментное, целостное) опознание.

Механизм узнавания:

1. Теория узнавания по копиям – какой бы предмет мы ни увидели, мы сохраняем след – это и есть копия, и повторно встречая предмет, мы сравниваем его с копией, и следовательно, опознаем его или нет, следовательно, у нас должно быть огромное количество копий, что вряд ли является возможным. Следовательно, возникла вторая теория:

Теория прототипов – у нас имеются эталоны, но они не точные, они являются общей схемой и она охватывает различные варианты (рис. 16):

 

 

Рис. 16. Различные прототипы треугольников

Почему узнавание эффективнее, чем воспроизведение? Существует 2 гипотезы:

1) гипотеза порога. Прочность следов м.б. разной величины: есть следы с высокой прочностью: и узнаем, и воспроизводим, есть с низкой – ни то, ни другое, а есть промежуточный вариант – не воспроизводим, но узнаем.

2) гипотеза 2-х следов. Узнавание – перцептивный след, воспроизведение – вербальный след, т.е. то, что успели перекодировать. А т.к. перцептивных следов у нас сохраняется гораздо больше, то и узнать нам легче, чем воспроизвести.

Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация информации путем извлечения ее из долговременной памяти.

2 вида воспроизведения:

непроизвольное – имеется некоторый импульс, толчок и информация «всплывает» (подобно ассоциации).

произвольное – ставится задача на поиск информации. Этот поиск – припоминание – не механический, а творческий процесс.

Реминисценция – эффект отсроченного воспроизведения, которое бывает даже более полным и точным, чем воспроизведение, следующее сразу же за восприятием.

Гипотезы, объясняющие эффект реминисценции:

1) происходит бессознательное повторение материала;

2) с течением времени происходит структурная реорганизация в нейронах, отвечающих за сохранение этого следа;

3) в промежутках между более длительным воспроизведением снимается утомление, следовательно, улучшается работа данной нервной зоны, следовательно, улучшается воспроизведение.

У детей реминисценция проявляется чаще, чем у взрослых.

1. Различного рода амнезии вследствие травм, сотрясений, кровоизлияний:

а) ретроградная амнезия (неспособность к извлечению информации, накопленной в памяти до момента воздействия на мозг повреждающего фактора. Все, что было в памяти до повреждения - невозможность воспроизведения);

б) антероградная амнезия (неспособность к усвоению новой информации. Больной помнит события до травмы, а после (актуальная информация) – нет. Память на отдаленные события - хорошая, а недавние события забываются - в медицине этот вид амнезии называют Корсаковским синдромом (невозможность запоминания нового материала при сохранности памяти на прошлые события. В зависимости от повреждающего фактора (кровоизлияние, алкоголь) - разный характер протекания. Сильно страдает логически-смысловая и вербальная память, меньше всего - чувственно-образная память.

2. Конфобуляция (ложные воспоминания) – человек вспоминает то, что реально с ним не происходило. Основной фактор: разрушение гиппокампа.

3. Феномен уже виденного - «дежа вю» (события воспринимаются как те, которые уже происходили).

4. Гипомнезия (ослабление памяти) (бывает у всех людей в определенном возрасте и связано с процессом старения).

5. Гипермнезии (запоминаются большие объемы информации).

6. Расстройства памяти, связанные с патологией отдельных участков мозга, (пример: расстройство в слухоречевой зоне - нарушение вербальной памяти (человек не может вспомнить слова); нарушение в лобных долях - нарушение опосредованной и непроизвольной памяти).

 

[ 8; 77; 70, с. 48-50, 249-251; 12, с. 131-190; 48 ]

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.