Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Несовершенство нервных процессов (преобладание возбуждения над торможением)




Вопрос 2: Особенности развития детей раннего возраста. Обоснуйте необходимость диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. Приведите примеры ее использования в работе воспитателя. Организация адаптации детей к условиям ДОУ, рекомендации каких вариативных программ будете использовать в своей работе.

Коррекционные умения

Исследовательские умения

Умение поставить цели, задачи и разработать со­ответствующий план воспитательно-образо­вательного процесса на основе выявленных пси­хологических особенно­стей детей и уровня их знаний и умений. Умение составить персо­нифицированный план развития, обучения, вос­питания. Владение исследователь­скими методами в про­фессиональной деятель­ности: наблюдение, анке­тирование, интервьюи­рование, эксперимент, обработка и обобщение результатов.

Умение вести коррекционную работу с детьми: по звукопроизношению и развитию речи, по физическому разви­тию, по нравственному вос­питанию, по умственному воспи­танию, в сфере общения, по усвоению программного учебного материала. Умение вести коррекционную работу с родите­лями.

Итак, каким должен быть воспитатель детского сада?

1. Должен обладать определенными личными качествами.

2. Быть профессионалом, мастером, только в этом случае он будет способен формировать развитую личность.

3. Терпеливым, любить детей, быть добрым и справедливым, уметь сострадать, быть отзывчивым, организованным, последовательным, трудолюбивым, высоконравственным человеком.

4. Жизнерадостным, оптимистом, с чувством юмора.

Я стремлюсь к своему идеалу. Для этого, я ….. (привести примеры работы над собой – своими профессиональными умениями и личностными качествами. Например, для развития памяти заучиваю стихи, учусь выразительно рассказывать, тренирую собственное самообладание, делая специальные упражнения (аутотренинг), стараюсь чаще публично выступать (на уроках, на конференциях, на классных часах), читаю специальную и художественную литературу и т.д.)

 

Раннее детство – это период от рождения до 3 лет.

Раннее детство характеризуется интенсивностью физи­ческого и психического развития. За первый год жизни ребенок утраивает свой вес, вырастает в среднем на 25 см. В последующие 2 года темпы увеличения массы те­ла и роста несколько сокращаются, но по сравнению со следующими периодами жизни продолжают оставаться достаточно высокими. Уже в первые го­ды дети осваивают простейшие правила поведения; у них формируются вкусы, привычки, привязанности.

Другая особенность возраста — повышенная ранимость организма ребенка, недостаточная морфологическая и функциональная зрелость органов и систем. Дети быст­ро утомляются, трудно переключаются с одной деятель­ности на другую, отличаются повышенной возбудимостью.

Взаимосвязь физического и психического развития Ухудшение здоровья отражается на отношении к окружающему: сни­жается восприимчивость к впечатлениям, притупляется ориентировочная реакция, дети теряют приобретенные умения, речевые и двигательные навыки.

Повышенная сенсомоторная потребность – это потребность во внешних впечатлениях (зрительных, слуховых, тактильных) и в движении, проявляется уже в первые 3 месяца жизни. Недостаток движений (гиподинамия), бедность и однооб­разие впечатлений от окружающего ведут к резкому от­ставанию в психическом развитии.

На основе сенсомоторной потребности формируется потребность в общении со взрослыми. Инициатив­ное обращение к взрослому посредством доступных средств (улыбка, эмоции, звуки, движения) возникает у ребенка к концу первого и ярко проявляется во втором полугодии жизни. Это важно для их психического здоровья, овла­дения речью, предметной и игровой деятельностью, для формирования активного поведения.

О собенности выс­шей нервной деятельности.

1. Относительно медленное нарастание работоспособнос­ти нервных клеток коры головного мозга.

Работоспособность нервных клеток увеличивается по­степенно, что отражается на длительности отрезков бодрст­вования в разные -возрастные периоды жизни: 40 мин — на первом месяце; 1,5 ч — к 3 месяцам; 2 ч — к 6 — 7 ме­сяцам; 3—3,5 ч — к 1 году и т. д.

Проявляется в особеннос­тях поведения детей: они возбудимы, много двигаются, неспособны к ожиданиям, им легче что-либо проделать, чем воздержаться от действия.

3. У детей легко образовывать условные рефлексы и труд­но их переделывать. Это обязывает педагогов своевременно формировать у малышей необходимые умения и навыки, не допускать возникновения вредных привычек.

4. Недостаточная подвижность нервных процессов прояв­ляется в трудности перехода от сна к бодрствованию и от бодрствования ко сну, в отсроченных реакциях на заня­тиях (воспитатель просит проделать новое. действие, а дети продолжают предшествующее) и в других ситуаци­ях. На фоне общего быстрого темпа развития детей в раннем возрасте наблюдаются большие индивидуальные различия. Это характерно как для физических, так и для нервно-психических процессов. Так, показатели роста нор­мальных детей при рождении колеблются от 51 до 57 см, а к 1 году — от 73 до 78 см; масса тела при рождении — от 3900 до 4600 г, к 1 году —от 10 до 12 кг. Малыши в разные сроки овладевают ходьбой (10—12 месяцев), речью (одни дети к 2 годам говорят фразами, другие про­износят лишь отдельные слова). Иначе говоря, в преде­лах одной возрастной группы колебания в развитии мо­гут наблюдаться от высоких до относительно низких по­казателей.

В связи с этим необходим тщательный кон­троль за физическим и нервно-психическим развитием де­тей раннего возраста. Он помогает своевременно оказать воспитательное воздействие на каждого ребенка, а также правильно спланировать педагогические мероприятия. В Центральном институте усовершенствования врачей раз­работаны показатели, помогающие диагностировать раз­витие детей на каждом возрастном этапе. На первом го­ду жизни развитие детей сопоставляется с показателями 1 раз в месяц, на втором — 1 раз в квартал, на третьем — 1 раз в полугодие.

Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста проводится с целью -определить уровень развития каждого ребенка, возрастной группы в целом.

При этом устанавливают также правильность медико-педагогического процесса, условий воспитания. В результате систематического контроля удается не только определить уровень развития ребенка, но и увидеть первоначальные отклонения в его развитии, поведении, своевременно скорректировать воспитательный процесс, определив для него индивидуальный режим жизни.

На первом году жизни развитие ребенка контролируют 1 раз в месяц (детская поликлиника), на 2м – 1 раз в квартал, на 3м – 1 раз в полгода, в так называемые эпикризные сроки.

Контроль за развитием ребенка носит комплексный характер: это оценка состояния здоровья, физического и психического состояния детей, их поведение.

При оценке поведения, за которой воспитатель следит ежедневно, следует учитывать настроение, аппетит, характер бодрствования, индивидуальные особенности, черты личности ребенка.

При выявлении нервно-психического развития ребенка 2 года жизни следует его оценивать, исходя из основных линий развития: развития понимания и активности речи ребенка, сенсорного развития ребенка, развитие игры и деятельности с предметами, развитие общих движений, развитие навыков самостоятельности.

На 3 г. ж. По следующим линиям: развитие активной речи, сенсорного развития, развитие игры и деятельности с предметами, развитие общих движений, воспитание навыков самостоятельности.

Результаты оценки уровня развития и поведения детей заносятся в карту психологического развития, которая хранится у психолога (старшего воспитателя). Для этого он составляет картотеку на каждого ребенка по группам.

При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соотносит выявленный показатель. Так отличается опережение или задержка в развитии определенных качеств.

Особенно тщательный контроль за нервно-психическим развитием детей должен осуществляться в период адаптации детей к ДОУ.

Адаптация – привыкание. Н.М. Аксарина, основываясь на учении И.П. Павлова, характеризует адаптацию как установление наиболее правильных соотношений между организмом и окружающей средой (то есть адаптация заключается в формировании динамического стереотипа (биологическая и социальная).

Биологическая адаптация – перестройка физиологических функций организма. Биологическая перестройка в период привыкания к ДУ: привыкание к новому световому, воздушному режиму, установленному распорядку дня, к изменению в питании.

Социальная адаптация – способность изменять свое поведение в зависимости от новых социальных условий.

Различают три степени адаптации:

Легкая – физиологическая, естественная адаптация, при которой наблюдаются кратковременное отрицательное эмоциональное состояние, которая выражается в снижении речевой активности, незначительных нарушениях поведения, ухудшением сна и аппетита. Поведение нормализуется в течении 10-15 дней.

Средняя – 15-30 дней. Более значительные сдвиги в поведении, которые нормализуются лишь к концу месяца. Ребенок на короткое время теряет вес, нарушается речь, возникают заболевания продолжительностью 7-10 дней, завершаемые без осложнений.

Тяжелая – (паталогическая) – может продолжаться до двух и более месяцев, сопровождаться частыми повторными заболеваниями с осложнениями, стойким нарушением поведения, в ряде случаев граничащим с невротическими состояниями, замедление типов физического и психического развития, развития речи.

Условия, от которых зависят характер и длительность привыкания детей к дошкольному учреждению:

1. Состояние здоровья детей.

2. Возраст ребенка. В первые месяцы жизни малыши с трудом переносят изменение привычного температурного режима помещения, дети постарше отрицательно реагируют на включение в меню непривычных блюд, на непривычные способы кормления и укладывания на сон, а после 1,5г – на смену привычного типа общения.

3. Индивидуальные особенности детей. Легче привыкают к смене условий жизни дети с более управляемыми и подвижными н. процессами, труднее – те, у кого они слабые, неуравновешенные.

4. Организация режима дня и жилищно-бытовых условий дома, состав семьи. Несоответствие домашних условий и условий жизни в детском саду также затрудняет период адаптации.

5. Уровень развития потребности в общении при поступлении в ДУ (незначительный опыт общения с людьми).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.