Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уфимский филиал 1 страница




Письменное инструктирование. Применение этого метода связано с использованием на уроках производственного обучения различных инструктивных учебных документов, являющихся самостоятельным источникам информации. В производственном обучении наибольшее применение нашли инструкционные, технологические (инструкционно-технологические) карты и учебные алгоритмы.

Наблюдение учащихся. Этот метод используется, в основном, в производственном обучении учащихся на предприятиях профессиям, труд которых связан с обслуживанием сложного оборудования.

Инструкционные карты применяются при изучении учебных операций; они раскрывают типовую последовательность, правила, средства, способы выполнения, контроля и самоконтроля осваиваемых трудовых приемов изучаемой операции.

Технологические карты применятся пи выполнении работ комплексного характера; они раскрывают технологическую последовательность, режимы технологические требования, средства выполнения учебно-производственных работ. Инструкционно-технологические карты, применяемые на начальных этапах выполнения комплексных работ, коме того, содержат инструктивные указания и пояснения о правилах выполнения работ.

Учебные алгоритмы применяются пи обучении учащихся обслуживанию, наладке, диагностики неисправностей, регулировке сложного оборудования, они содержат четкие правила выполнения работ.

Активные методы: Активные методы обучения (АМО) – это методы которые побуждают обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом. Они ориентированные на самостоятельное добывание знаний, активизацию познавательной деятельности, развитие мышления, на формирование практических умений и навыков.

Принцип активности учащихся в процессе обучения является одним из основных в дидактике. Под этим подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в освоении знаний и умений, и результативности. Такого рода активность сама по себе возникает не часто, она является следствием целенаправленных, управленческих педагогических воздействий и организацией педагогической среды. Все методы обучения содержат в себе, активизирующие деятельность учащихся, элементы. Но есть методы в которых активизация учащихся составляет главную идею и основу эффективности результата.

Активные методы обучения (АМО) – это методы которые побуждают обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом. Они ориентированные на самостоятельное добывание знаний, активизацию познавательной деятельности, развитие мышления, на формирование практических умений и навыков.

Методика поддержания устойчивости внимания и высокой познавательной активности учащихся: 1) Частая смена видов деятельности учащихся; 2) Проблемное изложение материала; 3) Постановка вопросов к учащимся во время изложения материала (цели: проверка внимания); 4) Вопросы учащихся к преподавателю; 5) Формулировка логических вопросов; 6) Снятие утомления: разнообразие форм и приемов работы на уроке; использование наиболее продуктивной части урока для усвоения нового материала; смена видов деятельности; психологические разрядки напряженности внимания.

 

17. Урок производственного обучения. Цели и задачи урока производственного обучения. Структура урока производственного обучения.

Урок ПО является ведущей организационной формой обучения в процессе формирования профессиональных умений и навыков. Методика проведения урока зависит от содержания программы.

Структура урока:

1. Организационный момент (проверка присутствия учащихся.состояния одежды, обуви, головных уборов) - 5 минут.

2. Вводный инструктаж (ознакомление с темой и целью урока. Проверка теоретической подготовки учащихся. Подведение итогов по ответам учащихся. Введение в тему. Показ операций и объяснение. Напоминание о технике безопасности. Проверочные вопросы и пробное выполнение одним или несколькими учащимися. Дополнительное объяснение. Повторный показ операций в рабочем темпе, при необходимости) - 30-40 минут.

3. Распределение ученических работ, документации, материалов, инструментов, приспособлений - 5 минут.

4. Текущий инструктаж учебно-производственной деятельности учащихся. Наблюдение за ходом работ и дисциплиной труда, соблюдение техники безопасности. Целевые обходы - 3,5 часа.

5. Сбор работ— 10-15 минут.

6. Уборка рабочих мест - 30 минут.

7. 3аключительный инструктаж. Подведение итогов занятий с указанием успехов и недостатков. Демонстрация лучших работ, видов брака. Обсуждение и оценка работ. Ответы на вопросы учащихся - 30 минут.

8. Ознакомление с темой следующего занятия.

9. Домашнее задание— 15 минут,

Формы организационной деятельности учащегося: • индивидуальная - на производстве у каждого учащегося наставник;• групповая - в мастерских ПТУ;• фронтальная - одинаковые задания;• бригадная - группа делится на 3-4 учащихся.

В зависимости от содержания и целей урока структура занятий меняется.

В ПО различают следующие уроки: • формирование профессиональных знаний и навыков;• тренировочный;• контрольно-проверочные;• производительного труда.

Вводный инструктаж заканчивается выдачей задания. Если урок - начало темы, то 1.этап остается на месте, если для учащихся задание не ново, то 1.этап опускается вниз, а 2 и 3 поднимаются.

Происходит разделение труда между звеньями и в самом звене, для мастера усложняется руководство процессом, поэтому применяют письменные инструктажи. Эта форма создает у учащихся правильные представления о современной организации производства.

В зависимости от содержания и целей структура урока меняется.

 

18. Методика разработки контрольного инструментария. Тесты. Классификация тестов.

Тест - это испытание обучаемого с целью выявления уровня сформированности знаний и умений, применяемое в соответствии с методикой измерения уровня знаний и оценкой результатов.

Тест состоит из задания, которое выдается учащемуся, и эталона ответа, который остается у преподавателя.

Эталон - это правильный и полный ответ или метод выполнения заданной деятельности. Наглядным выражением структуры теста может быть следующая запись: Т=З+Э, где Т - тест, 3 - задание, Э - эталон.

Преподаватель, сверяя пооперационно ответ учащегося с эталоном, приходит к выводу о качестве выполненного теста. Тест, лишенный эталона, превращается в обычное задание, решение, о качестве выполнения которого принимается на основе субъективного мнения преподавателя. Зная число существенных операций (р) в наборе тестов и проверив ответ учащегося, можно определить по эталону число правильно выполненных учащимся операций (а) и вычислить коэффициент усвоения знаний уча­щихся.

Коэффициент усвоения - показатель обученности учащегося по предмету. Он вычисляется по следующей формуле:

, где К - коэффициент усвоения знаний.

Установлено, что 0<К1. Если К≥0,7, то делают вывод, что процесс обучения можно считать завершенным. Учащиеся уверенно решают зада­чи заданного уровня усвоения, способны к сохранению знаний, самостоя­тельно ищут способ исправления ошибок. Если К< 0,7, то учащийся в последующей своей учебной деятельности систематически совершает ошибки и не способен их исправить из-за неумения их находить.

В методической литературе представлены следующие требования к тестовым заданиям:* правильность предметного содержания задания; логичность высказывания; правильность формы; краткость; правильность расположения элементов задания; одинаковость правил оценки ответов; одинаковость инструкций для всех испытуемых; адекватность инструкции форме и содержанию задания.

В обуче­нии применяются самые разнообразные тесты, которые можно классифицировать по следующим критериям: по уровням усвоения; по форме представления.

Классификация тестов по уровням усвоения. Различают четыре уровня усвоения знаний учащихся (знакомство, воспроизведение, умение и трансформация). Соответственно уровням усвоения классифицируются и тесты. Однако, выделяют тесты трех уровней усвоения. Тестов четвертого уровня в педагогической практике не существует, так как они характеризуются тем, что выявляют умения учащихся ориентироваться и принимать решения в новых проблемных ситуациях. Как правило, может быть несколько решений проблемных вопросов, поэтому эталон к таким тестам очень трудно создать.

1. Конструирование тестов первого уровня. Для проверки усвоения учебной информации на первом уровне долж­ны использоваться тесты, требующие выполнения деятельности по узна­ванию изучаемого объекта.

В тестах на опознавание выполняется алгоритмическая репродук­тивная деятельность с подсказкой, так как ответ содержится в самом зада­нии.

В них одна существенная операция - выбор из альтернативы «ДА» - «НЕТ», т. е. р=1. Например: Является ли сканер устройством ввода информации в компьютер? Эталон: «да», р=1.

Тесты на различие отличается от тестов на опознание тем, что их выполнение осуществляется в условиях поиска, создаваемого рядом стоящими вариантами ответов. Например: В каких единицах измеряется тактовая частота процессора? Варианты ответов: а) В; б) Вт; в) бит; г) Гц; д) байт. Эталон: г) Гц, р=1.

2. В тесты второго уровня включаются специальные задания для проверки знаний, позволяющие воспроизвести информацию на изучаемые учебные элементы без опоры на помощь и подсказку извне.

Наиболее простыми являются тесты-подстановки. В них, как правило, бывают пропущены ключевые понятия, фразы, формулы или другой какой-либо существенный элемент текста. Например: Опишите структурные элементы окна папки (рисунок). Эталон: 1–строка заголовка; 2–строка меню; 3–панель инструментов; 4–рабочая область; 5–рамка; 6–строка состояния.

Другая разновидность тестов второго уровня - кон­структивный тест. В него включаются задания, требующие самостоятельного конструктивного ответа: воспроизвести формулировку; дать характеристику; написать формулу; проанализировать явление; выполнить принципиальную схему.

Например: Дайте определение принтера. Возможный эталон: принтером называется уст­ройство, предназначенное для вывода текстовой и графической информации на бумагу.

В эталоне теста второго уровня существенную роль играет логика операций, с которыми может быть сопоставлен ответ испытуемого.

Тест–типовая задача характеризуется тем, что содержит условия, необходимые для решения, т. е. данные и требования того, что необходимо найти в ходе решения задачи. Алгоритм решения за­дачи может быть найден из известных формул. Эталон такого задания представляет рациональную последовательность всех операций. Например: Имеется десятичное число 187. Чему равны двоичный, восьмеричный, шестнадцатеричный коды этого числа? Эталон: 101110112, 2738, ВВ16.

Все тесты второго уровня позволяют воспользоваться заранее приго­товленным эталоном, что является необходимым условием объективности в оценке знаний учащихся.

3. Тесты третьего уровня используются тогда, когда требуется опре­делить умения учащихся выполнять предварительные преобразования с условиями задачи и методиками их решения. Тестами третьего уровня являются нетиповые задачи, требующие эвристической деятельности по применению знаний на практике.

Решение нетиповой задачи состоит, по существу, в сведении ее к типовой задаче путем преобразования извест­ных формул или нахождения алгоритма решения. Материалом для созда­ния тестов третьего уровня могут быть задачи практического содержания или задачи с межпредметными связями. Число существенных операций в тестах третьего уровня определяется по эталону.

В тест «черный ящик», как правило, включена проблемная ситуация, решение которой содержится в известных для учащихся знаниях и умениях. Опираясь на них, учащиеся решают предложенное задание. Например: Определите то, что находится в «черном ящике». «Я очень важен для компьютера. Чем больше операций в секунду я выполняю, тем быстрее работает компьютер». Эталон: процессор.

Классификация тестов по форме представления.

Структура тестовых заданий открытой формы включат в себя инструкцию к выполнению задания, само задание, представленное в утверждающей или вопросительной форме, и эталон.

Такие тесты характеризуются предоставлением учащемуся возможности дополнить текст самого задания, вставить пропущенное слово или выражение. Например: 1) Дополните выражение: Во время начальной загрузки компьютера используются два системных файла -___ и ____. Какой из файлов загружается первым (подчеркнуть)? Эталон: autoexec.bat u config.sys. 2)Закончите выражение: Для вывода информации на экран используется … Эталон: монитор.

Структура тестовых заданий закрытой формы включат в себя инструкцию к выполнению задания, само задание, варианты ответов и эталон. Различают следующие виды тестовых заданий закрытой формы:

1) Задания с одним правильным вариантом ответа. Инструкция для данного вида тестов представляет собой выражение: «Выберите правильный вариант ответа». При конструировании таких тестов необходимо придерживаться одного из следующих принципов:

- принцип противоположности – подбор заданиям альтернативных вариантов ответа («да», «нет»). Пример: Является ли сканер устройством ввода информации в компьютер? Варианты: а) да; б) нет. Эталон: а) «да»

- принцип классификации – в задании предлагается несколько вариантов ответов (4-5 вариантов), среди которых только один правильный, а все остальные неправильные, но правдоподобные. Пример: В каких единицах измеряется емкость памяти компьютера? Варианты ответов: а) в байтах; б) в микросхемах; в) в килобайтах; г) Гц. Эталон: в) в килобайтах.

- принцип кумуляции – содержание каждого последующего ответа вбирает в себя содержание предыдущего и содержит дополнительную информацию, причем самый полный ответ необязательно является правильным. Инструкция к такому заданию выглядит следующим образом: «Выберите правильный и наиболее полный ответ». Пример: Компоненты, образующие минимальную конфигурацию ПК для работы человека.Варианты:а) системный блок, монитор, клавиатура;б) системный блок, монитор, клавиатура, мышь;в) системный блок, монитор, клавиатура, мышь, принтер;г) системный блок, монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер. Эталон: б) системный блок, монитор, клавиатура, мышь.

2) Задания с несколькими вариантами правильных ответов. Инструкция к таким тестам выглядит следующим образом: «Выберите все правильные ответы». Например: Выберите компоненты, образующие минимальную конфигурацию ПК для работы человека. Варианты: а) принтер; б) системный блок; в) процессор; г) монитор; д) клавиатура; е) модем; ж) мышь. Эталон: б, в, г, д, ж.

3) Задания на установление соответствия. В таких заданиях от учащегося требуется связать между собой элементы двух множеств.

4) Задания на установления правильной последовательности.

Наиболее эффективным считается указание 5-6 вариантов ответов. Например: Укажите правильный порядок этапов решения задач с использованием компьютера. Варианты: а) выбор метода решения; б) написание программы; в) постановка задачи; г) отладка и тестирование программы; д) разработка алгоритма; е) построение математической модели; ж) введение конкретных исходных данных. Эталон: в, е, а, д, б, г, ж.

5) Задание на количественное сравнение. Задание может быть построено по следующему принципу. Инструкция: сравните данные в колонках №1 и №2 приведенной таблицы и укажите правильный ответ.

  № 1 № 2
  10 бит 1 байт
  01002 1002
  2510 1100112

Варианты: а) данные колонки №1 больше данных колонки №2; б) данные колонки №1 меньше данных колонки №2; в) данные колонки №1 равны данным колонки №2. Эталон: 1-а, 2-в, 3-б.

Анализ и оценка деятельности учащихся на уроке. Преподаватель, сверяя пооперационно ответ учащегося с эталоном, приходит к выводу о качестве выполненного теста. Тест, лишенный эталона, превращается в обычное задание, решение о качестве выполнения которого принимается на основе субъективного мнения преподавателя. Зная число существенных операций (р) в наборе тестов и проверив ответ учащегося, можно определить по эталону число правильно выполненных учащимся операций (а) и вычислить коэффициент усвоения знаний уча­щихся. Коэффициент усвоения - показатель облученности учащегося по предмету. Он вычисляется по следующей формуле:

, где К - коэффициент усвоения знаний.

Установлено, что 0<К1. Если К≥0,7, то делают вывод, что процесс обучения можно считать завершенным. Учащиеся уверенно решают зада­чи заданного уровня усвоения, способны к сохранению знаний, самостоя­тельно ищут способ исправления ошибок. Если К< 0,7, то учащийся в последующей своей учебной деятельности систематически совершает ошибки и не способен их исправить из-за неумения их находить.

С помощью тестов появляется возможность выявить знания и умения, а, после расчета коэффициент усвоения, измерить уровень сформированности знаний и умений. На основе коэффициента усвоения можно оценить знания и умения по удобной шкале оценки знаний уча­щихся. В школьном образовании принята 5-балльная шкала оценки знаний.

Шкала оценок – это числовая система, в которой отношения между различными свойствами знаний переведены в свойства того или иного числового ряда следующие критерии оценки знаний учащихся по 5-балльной шкале, представлены в табл.

К <0,7 0,7 0,75-0,8 0,85-0,9 0,9-1
Оценка          

 

19. Роль инструктажа в производственном обучении. Классификация инструктажа. Выбор инструктажа в зависимости от содержания и объема учебно-производственных работ.

Инструктаж - формирование исполнительских действий, являющихся предметом инструктирования.

Функции И:

§ Разъяснение цели и задач предстоящей учебно-производ.деят-ти;

§ Актуализация теоретич.понятий, которые служат основой формир-я профес.умений;

§ Анализ конструкции применяемых устройств;

§ Изуч-е стр-ры действий, необх-мых для выполнения задания;

§ Объяснение послед-ти выполнения приемов и операций;

§ Объяснение условий техники безопас-ти и правил орг-ции рабочего места;

§ Управление практич.деят-тью уч-ся.

Виды инструктажа:

1. По месту в процессе обуч-я: вводный; текущий; заключительный

2. По кол-ву уч-ся, охватываемых инструктажем: индивидуальный (для 1 уч-ся); групповой (в небольших группах, действия одинаковые для всех или индивидуал-е); фронтальный (для большой группы уч-ся, которые выполняют одинаковые действия)

3. По форме предъявления: письменный, устный

4. По объему: полный (на начал.этапе обуч-я; формир-ся полная система дей-й); с информац-ми пробелами (перед уч-ся ставится задача смост-но найти технич.инф-цию для выполнения работ); избыточный (инф-ция для выработки у уч-ся умений самост-но оценивать ситуацию и отбирать инф-цию)

Вводный И: подготовка к предстоящей уч.-произ. деятельности.

Структура: 1. Ознакомление с предстоящей работой; 2.Анализ инстр. карты; 3. Ознакомл. с эл. инструментом; 4. Объяснение техники безопасности; 5. Разяснение структуры труд.деят. 6.Показ способов выполнения; 7. Предупреждение об ошибках.

Методы: показ труд. действий, алгоритмический и диалогический. Носит фронтальный или групповой характер.

Текущий И: контроль за правильностью выполнения работы: 1. обход: контроль начала работы; 2.Проверка организ. раб. мест; 3.Проверка соблюд. тех. безоп.; 4.Наблюдение за правильностью выполнения вспомогательных операций. Далее по ходу работы.

Методы: диалогический, показ трудовых действий. (Групповой и индивидуальный.)

Заключительный И: подведение итогов выполнения работы: 1. анализ ошибок; 2.Возможен повторный показ всего трудового процесса; 3.Вызов уч-ся допустивших ошибки для повтора приемов; 4.Выставление оценок по результатам теоретич. повторения (в водном инструктаже) и за практ. работу.

(Фронтальный).

Письменный инструктаж – выражение в письменной форме перечня выполняемых операций, последовательности и способов выполнения каждой операции. Содержит различные чертежи, рисунки, которые информируют исполнителя об условиях выполнения задания.

В методике примен-ся различ.формы письменных инструкций; рабочие карты, содержащие инф-цию, необходимую для выполнения комплексной работы: перечень материалов, инструментов, операций с точным указанием их послед-ти. Операционная карта содержит указания, касающиеся проведения одной операции. Инструкционно-технологич. карты содержат задания, сведения о матер-тех.оснащении, необх-мом для выполнения задания, перечень и послед-ть операций, способов выполнения каждой операции, элементы контроля, ср-ва наглядности: чертежи, схемы, таблицы и т.д.

 

 

20. Цель и задачи контроля знании и умений учащихся. Требования, предъявляемые к контролю. Виды, формы и методы контроля.

Контроль завершает процесс обучения.

Контроль - структурный блок процесса обучения. Контроль за ходом и результатом обучения обеспечивает обратную связь - позволяет выявить результаты формирования знаний и умений учащихся и получить информацию о положительных и отрицательных сторонах методики преподавателя. Он может переоценить умственное развитие своих учеников и ставить перед ними завышенные цели, может недооценивать трудности отдельных тем и выбрать методы и формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые не приведут к планируемому уровню знаний и умений.

В теории ПО (дидактике)выделены функции проверки:

• контролирующая (выявление уровня сформированных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, оценить метод коррекции;

• обучающая (совершенствование ЗУН в процессе проверки, развитии мышления и памяти учащихся);

• воспитывающая (формирование у учащихся ответственности, понимания важности трудолюбия, дисциплины труда в процессе обучения).

Каждая функция конкретизируется в методических задачах. Система дидактических функций и методических задач:

1) Контролирующая: 1) Разработка тестов контроля профессиональных знаний и умений; 2) Выявление знаний и умений учащихся на уроке; 3)Определение уровня сформированное ЗУН; 4) Корректировка методики изучения темы, по которой проводился контроль знаний и умений.

2) Обучающая: 1) Уточнение, углубление знаний учащихся; 2)Предупреждение, выявление, исправление и анализ ошибок учащихся; 3)Разработка дополнительных вопросов по выявлению способностей учащихся к логическому мышлению и умственным действиям; 4) Развитие речи учащихся в процессе проверки знаний.

3) Воспитывающая: 1) Обеспечение материально—технической базы для индивидуальной и коллективной работы; 2) Формирование ученических групп по контролю за качеством обучения; 3) Оценка трудолюбия и аккуратности выполнения работы.

В зависимости от места осуществления проверки в процессе изучения курса различают следующие виды проверки:

• текущую, сопровождающую повседневную деятельность учащихся на каждом уроке;

• тематическую(система уроков по определенной теме);

• периодическую (полугодие, курс);

• заключительную (охватывает весь материал).

В основу такой классификации берется два признака:

1. Деление учебного материала на темы;

2. Организационное деление учебного времени на периоды.

По охвату учащиеся в проверке различают: • индивидуальную;• групповую;• фронтальную (весь коллектив). Проверка бывает устной и письменной.

Главное достоинство устной проверки — контакт между преподавателем и учащимися, что дает возможность изучить их индивидуальные способности учащегося, корректировать их знания и т.д. В то же время преподаватель испытывает ряд методических затруднений:

1. отбор содержания и постановка вопроса;

2. потеря внимания группы при ответе одного учащегося;

3. нехватка времени для опроса всех.

Поэтому преподаватель должен тщательно готовиться. На уроках электротехники и спецтехнологии устная проверка знаний осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной.

Фронтальная — за короткое время проверяются знания всей группы по определенной теме. Перед преподавателем стоят методические задачи:

• установление факта знания или незнания учебного материала;

• проверка понимания учебного материала;

• выяснение причин непонимания;

• установление их.

Индивидуальная - позволяет выявить правильность ответа, его полноту, логичность изложения, культуру речи учащегося. Эта форма в основном используется в теоретическом обучении при текущем и тематическом контроле знаний. Учащийся должен дать ответ на вопрос в виде развернутого рассказа.

Элементы методической подготовки к/р.

1. Цель К/Р может быть направлена на выявление уровня сформированное™ умений по решению задач определенного типа. В этом случае она кратковременна и проводится после изучения большой темы или раздела, проверяется система умений по расчету задач нескольких типов.

2. Число задач зависит от требований программы, цели преподавателя. Не следует включать теоретические вопросы. 3-4 задачи.

3.К/Р может быть комплексной, направленной на проверку знаний по физике, электротехнике, спецтехнологии. Ее содержание обсуждается преподавателями и оценка выставляется за каждый элемент знаний.

4. Содержание должно быть разнообразным (расчет параметров электрической цепи, графическое построение, экспериментальная задача(фрагмент Л/Р)

Рефераты, которые используются для обобщения знаний, знакомства с историей науки - письменная форма контроля.Итоги подводят на семинарском занятии.

 

21. Технологии обучения. Анализ понятий «Педагогические технологии», «Технология обучения», «Методика обучения». Свойства и структура современных технологий обучения.

В 1940 - 50-е гг. с внедрением в учебный процесс технических средств обучения появился термин «технология образования», который в последующие годы под влиянием работ по методике применения различных технических средств обучения модифицировался в «педагогические технологии».

В середине 1960-х гг. содержание этого понятия подверглось широкому обсуждению в педагогической печати за рубежом и на международных конференциях, в результате было определено два направления его толкования. Сто­ронники первого настаивали на необходимости применения технических средств и средств программированного обучения (technology in education). Представители второго направления главное видели в повышении эффективно­сти организации учебного процесса (technology of education) и преодолении от­ставания педагогических идей от стремительного развития техники.

К началу 1970-х г., была осознана модернизация различных видов учеб­ного оборудования как необходимого условия, без которого не могли приме­няться прогрессивные методики и формы обучения, а следовательно, и быть достигнуты соответствующие качество и эффективность обучения. В этот пе­риод ученые расширили сферу составляющих процесса обучения, включив в понятие «технология обучения» планирование, анализ целей, научную органи­зацию учебно-воспитательного процесса, выбор методов, средств и материалов, наиболее соответствующих целям и содержанию обучения.

К концу 70-х - началу 80-х гг. XX в. вследствие развития техники и на­чавшейся затем за рубежом компьютеризации обучения понятия «технология обучения» и «педагогическая технология» стали осознаваться как система средств, методов организации и управления учебно-воспитательным процес­сом. При этом были выделены две стороны педагогической технологии: приме­нение системного знания для решения практических задач и использование в учебном процессе технических устройств.

В 1990-е гг. понятие «педагогическая технология» было связано с технологизацией деятельности в различных областях человеческой жизни, в том чис­ле и в сфере образования. Ясно, что педагогические технологии не могут быть принципиально иными по сущности. Как и любые другие технологии, они имеют свои отраслевые (профессиональные) особенности и в том, какими ме­тодами и средствами оперируют, и в том, с каким «материалом» имеют дело. Педагогические технологии отличаются тем, что их специфика проявляется в наличии воспитательного компонента. Под давлением технологического опыта других отраслей педагогические технологии обретают новые возможности воз­действовать на традиционный процесс обучения и повышать его эффектив­ность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.102 сек.