Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторинг




 

Наибольшие финансовые риски, влияющие на надежность функционирования предприятия, связаны с проблемой ликвидности активов предприятия и скоростью оборота дебиторской задолженности. Решать эти задачи позволяет факторинг–механизм понижения риска коммерческого кредита.

Такой риск возникает, если поставщик товара и услуг предоставляет своему покупателю на определенный период времени отсрочку в оплате отгруженной продукции (коммерческий кредит). Это представляет наибольшую угрозу для надежной работы предприятия: возникновение несвоевременной оплаты агентами уже произведенных товаров и услуг способно дестабилизировать в той или иной степени функционирование любой производственной подсистемы предприятия.

Факторинг - это финансирование поставок товаров с отсрочкой платежа. Финансирование при факторинге означает, что после поставки товара поставщик немедленно или по удобному для него графику получает от факторинговой компании (так называемого Фактора) денежные средства, не дожидаясь платежа от своего покупателя. Поставщик уступает Фактору денежные требования к покупателю, а Фактор берет на себя получение платежа по ним.

При этом юридическую сущность обязательств по договору, заключаемому между факторинговой компанией и предприятием-поставщиком, составляет известная обязательственному праву уступка требования (цессия). Однако отношения факторинга, сочетающие в себе элементы договоров займа и кредита, а иногда и договора возмездного оказания финансовых услуг, имеют гораздо более сложный и многогранный характер. Например, комплекс услуг, оказываемых факторинговой компанией клиенту, включает в себя финансирование поставок товаров, страхование кредитных рисков, учет состояния дебиторской задолженности и регулярное предоставление соответствующих отчетов клиенту, контроль над своевременностью оплаты и работа с дебиторами. Таким образом, предприятие перекладывает с себя на факторинговую компанию решение главной проблемы – управление дебиторской задолженностью.

История становления факторинга в Европе относится к XVII веку, когда в Англии был создан Дом факторов (House of Factors). В то время факториями назывались представительства крупных европейских торговых домов в колониях. Возглавлялись они факторами–торговыми посредниками по сбыту товаров на незнакомых иностранным производителям рынках, перед которыми ставились задачи поиска надежных покупателей товара, а также последующего инкассирования выручки. В конце XIX века в США появилось большое количество Del credere agent - торговых агентов немецких и английских поставщиков одежды и текстиля, гарантирующих оплату всех товаров, которые они продают от имени своих принципалов, если клиенты окажутся неплатежеспособными. В качестве компенсации риска неплатежа они взимали дополнительное комиссионное вознаграждение [7.12.].

В пятидесятых годах двадцатого века у предприятий-производителей возникла возможность активнее применять рассрочку платежа при поставках товаров своим контрагентам. Это было обусловлено с одной стороны, тем, что по ряду товарных групп стал формироваться устойчивый «рынок покупателя», при котором покупатели стали определять удобные им условия торговых сделок, настаивая на использовании рассрочки платежа, а с другой стороны, многие покупатели в то время испытывали недостаток свободных денежных средств и предпочитали сначала продать товар конечному потребителю, затем уже расплачиваться с собственными поставщиками. Такая ситуация влекла возникновения потребности в дополнительных заемных средствах. Однако получение кредита, а, значит, и выплата процентных денег уменьшала рентабельность. Кроме того, получение кредита не всегда оказывалось возможным.[7.13.]

Факторинг оказался логичным ответом финансовых структур на потребность производственных организаций в оборотных средствах. Банки и создаваемые ими факторинговые ассоциации (старейшие из них - IFG-International Factors Group S.C.*[9], FCI-Factors Chain International и Heller International Group) финансировали поставщиков сразу после отгрузки ими товара покупателям в размере до 85-90% от суммы поставки, что позволяло поставщикам предоставлять покупателям значительные рассрочки платежа, не заботясь о собственной ликвидности.

Как указывается многими авторами, факторинг явился средством, способствующим росту новых фирм, упрочению связей между поставщиками и покупателями, насыщению товарных рынков конкурентоспособной продукцией. Так, факторинговое обслуживание служило поддержкой на всех этапах своего развития таких известных фирм как ACER (компьютерная техника, Тайвань), PARMALAT (продукты питания, Италия), LEWIS GLOBAL TOYS (товары для детей, США).

Коммерческий кредит, то есть отсрочка платежа покупателем за уже отгруженную продукцию, как уже говорилось, связан с существенным риском. Проявлением такого риска является банкротство покупателя, задержка оплаты относительно оговоренных сроков платежа. Поставщик теряет некоторые или все принадлежащие ему по праву деньги, которые должны были пойти не только на уплату его собственных долгов перед кредиторами и зарплату персоналу, но и на формирование прибыли от этой сделки. Возникает необходимость экстренного привлечения денежных средств для избежания дестабилизации функционирования предприятия. При планировании величины средств в обороте, ожидаются некоторые задержки в оплате со стороны покупателей. Когда фактические показатели оказываются хуже, чем предполагалось, дестабилизация неизбежна, и даже оперативное планирование становится неэффективным. Происходит потеря контроля управления предприятием, полного или частичного.

Для того чтобы избежать таких последствий применяется кредит-менеджмент, целью которого является тщательная запись и учет дебиторских задолженностей. Вместо проведения разработок, менеджеры предприятия вынуждены тратить время на поиск кредитов от поставщиков и банков на необходимую сумму и на максимально возможный срок, а также преследовать покупателей с вопросами не о новых заказах, а об оплате уже произведенной отгрузки. Но и в этом случае все эти действия менеджеров могут оказаться напрасными.

Современный факторинг выступает как средство защиты от потерь, связанных с «плохими долгами», он не допускает роста таких долгов выше допустимого уровня. Любая факторинговая сделка является покупкой Фактором дебиторских задолженностей поставщиков. Перечислим основные типы факторинговых операций.

Факторинг с полным сервисом (открытый тип, без регресса) представляет собой договор, по которому поставщик обязуется продавать факторинговой компании дебиторские задолженности по мере их возникновения (см. Рис. 7.7. Схема факторинга). При этом покупатель уведомлен о том, что задолженность переуступлена Фактору, и платеж должен быть произведен в пользу последнего. Такая ситуация идентифицирует факторинг как открытый. При этом Фактор соглашается нести потери, возникающие в случае несвоевременной оплаты со стороны одобренных им при заключении контракта покупателей (так называемый " факторинг без регресса ") и обязуется заплатить поставщику за купленные дебиторские задолженности к согласованной дате. Таким образом, поставщик преобразует многочисленные риски коммерческих кредитов, предоставленных им покупателям в риск определяемый только одним Фактором. В случае выбора достаточно надежной факторинговой компании риск дестабилизации финансовых потоков от потребителей сводится к нулю.

Риск, который перекладывает на себя Фактор и дополнительные услуги, которые он оказывает поставщику (администрирование дебиторских задолженностей, информационно-аналитическая поддержка и т.д.) должны оплачиваться средствами поставщика–комиссией. Основными компонентами этого вознаграждения являются фиксированный сбор за обработку документов, фиксированный процент от оборота поставщика и стоимость кредитных ресурсов, необходимых для финансирования клиента.

Одним из факторов, определяющих факторинг как элемент повышения надежности функционирования финансовой подсистемы предприятия, является то, что Фактор крайне ответственно относится к поддержанию неразрывных связей между поставщиком и покупателем. Чем крепче связи между поставщиком и покупателем, тем больше заказов разместит покупатель у данного поставщика, и тем больше комиссий в конечном итоге заработает Фактор при обслуживании будущих дебиторских задолженностей.

 

Сроки, в которые Фактор обязуется выплатить поставщику величину досрочного платежа, могут быть различными. В одном случае Фактор выплачивает поставщику величину досрочного платежа сразу после поставки товара и получении документов, подтверждающих факт отгрузки товара. В другом при передаче денежных требований Фактору последний выплачивает поставщику лишь часть суммы платежа сразу после фактической отгрузки, а оставшуюся сумму за вычетом факторинговой комиссии перечисляет предприятию-поставщику после поступления денег от покупателя. В третьем случае факторинговая компания предлагает условия, при которых она гарантирует поставщику платеж спустя определенное количество дней после покупки дебиторской задолженности. Это условия так называемого соглашения "с фиксированным периодом платежа"– "Fixed Maturity Period (FMP)".

Обычно срок оплаты– tFMP определяется как среднее время необходимое покупателям для погашения своих задолженностей. В этом случае Фактор оплачивает поставщику величину купленных и одобренных им дебиторских задолженностей (за вычетом комиссионных вознаграждений) через фиксированный промежуток времени (tFMP) независимо от того, заплатили покупатели Фактору или нет.

Построим некоторую модель, указывающую в каких соотношениях могут находиться значения величины комиссионного сбора и tFMP. Изучим чистую приведенную прибыль NPV финансового потока Фактора определяемого одним покупателем. Однако, так как не известен момент погашения покупателем своей задолженности, то усредним возможные варианты значений (вычислим математическое ожидание случайной величины x - значения NPV). Пусть Z -величина платежа, который должен произвести покупатель по договору (по факту отгрузки или к иному фиксированному моменту), q1 -вероятность того, что покупатель произвел этот платеж в оговоренный срок, p1 -вероятность того, что покупатель не произвел платеж в оговоренный день при условии, что оплата произведётся позднее, d -вероятность того, что покупатель не произведет платежа или он произойдет через продолжительное время, когда указанная сумма Z практически обесценится (например, в результате банкротства покупателя), p -вероятность того, что покупатель не произвел платеж в момент произведения дисконтирования, при условии, что оплата произведётся позднее, q -вероятность того, что покупатель произвел этот платеж в момент произведения дисконтирования, edt - дисконт фактор в момент времени t, K - величина комиссионного сбора, tFMP - фиксированный период платежа. Делаются следующие предположения. Надежность поставщика определяется параметрами q1, d, q. Укажем, что

 

q1+p1+d=1, q+p=1.

 

Пусть моменты времени дисконтирования нормированы: t = 0, 1, 2,..(этого можно достичь, подобрав параметр d).

Параметр q выбран независимым от момента времени, начиная с первого момента дисконтирования, что является некоторым допущением. Формула усреднения будет выглядеть следующим образом:

 

 

Среднеквадратичное отклонение этой величины будет характеризовать риск r оценивания NPV. Вычислим дисперсию:

 

 

Заметим, что если риск r рассматривать как функцию от параметра q, то учитывается риск несвоевременной оплаты поставок (ликвидный риск), если r рассматривать как функцию от параметров q1, p1
(d=1q1p1), то учитывается риск неплатежеспособности дебитора (кредитный риск). Эти риски берёт на себя Фактор. (В формуле не указан риск рез кого изменения стоимости кредитных ресурсов - процентный

Анализ функций Мx=Мx(q, d) и r2=r2 (q, d) указывает на то, что при увеличении q (можно интерпретировать как увеличение надежности покупателя) функции Мx и r2 одновременно возрастают, однако при увеличении d функция Мx возрастает, а риск уменьшается. Необходимо замети ть, что при одних и тех же значениях K и tFMP риск r остаётся ограниченной величиной при любых значениях q, соответствующих конкретным покупателям и d, определяемому финансовым состоянием и периодом действия факторингового договора. Ограниченность дисперсии позволяет применить эффект диверсификации при работе Фактора, что позволяет нивелировать потери от обслуживания покупателей имеющих "ненадежное кредитное прошлое".

Однако, если параметры q1, p1, q, p, d объявляются найденными (например, при статистическом анализе историй погашения задолженности данным дебитором), то увеличение значений K и tFMP приводят к оптимизации: максимизации среднего значения чистой приведенной прибыли и минимизации рисков (см поверхности на Рис.7.8. и Рис.7.9.).

Дополнительные ограничения возникают при учёте коммерческих интересов поставщика. Величина K/Z должна быть ограничена: 0< K/Z £k% (обычно k%»5%). Значение tFMP не должно быть слишком значительным, то есть 0< tFMP £ tпредельн. (обычно tпредельн»90 дней).

В случаях, когда определение среднего срока затруднено, Фактор может предложить сделку на условиях "pay-as-paid", при которой он платит поставщику по мере того, как получает платежи от покупателей. Однако эффект, ради которого обычно заключается факторинговое соглашение, нивелируется.

Факторинг с полным сервисом (открытый тип, с регрессом) отличается тем, что Фактор не принимает на себя кредитный риск покупателя, который остается на поставщике, Фактор начинает дебетовать поставщика на сумму, неоплаченную покупателем, обычно через 90 дней после наступления срока платежа.

Наиболее крупные и развитые предприятия, оснащенные, например, корпоративными информационными системами, которые позволяют производить учет и управление дебиторскими задолженностями на соответствующем уровне, тем не менее нуждаются в уменьшении риска несвоевременного платежа. В таком случае имеет смысл заключение договора агентского факторинга, при котором факторинговая компания покупает дебиторские задолженности поставщика, затем назначает последнего агентом по их администрированию. Покупатель производит платеж поставщику в пользу Фактора. (Это означает, что поставщик выступает как агент Фактора.)

В случае, если предприятие заинтересовано в продаже дебиторской задолженности по отдельному контракту, а не по всему объему оборота, применяют дисконтирования счетов-фактур (Invoice Discounting).

Прежде чем привести анализ преимуществ, которые имеет факторинг по отношению к кредиту в финансовом плане рассмотрим некоторый модельный пример, указывающий на важность стабильности денежных потоков.

Пусть интенсивность выпуска одного типа продукции – монопродукта – на предприятии носит постоянный характер, то есть объем выпуска (в стоимостной форме) определяется как функция

 

V(t)=k1t,

 

k1 - коэффициент, определяющий постоянную скорость выпуска. Эта формула адекватна, лишь в случае отсутствия внутренней и внешней нестабильности, либо в случае, когда негативные эффекты погашаются в результате использования различных производственных резервов.

Величина денежных средств, получаемых предприятием от реализации этой продукции описывается ступенчатой неубывающей функцией D=D(t). "Скачки"–ступеньки этой функции определяются моментами ti - началами ступенек, то есть моментами, в которые происходят платежи за поставленную продукцию и высотами ступенек di - величинами сумм платежей, произведенных в моменты времени ti соответственно. Предполагается, что предприятие не всегда может заключить договор, требующий от покупателей проведение авансовых платежей.

Для обеспечения непрерывного производственного процесса необходимо сформировать денежный поток, определяющий величины закупок сырья, полуфабрикатов и материалов. Пусть величина закупок определяется функцией с постоянной скоростью

 

S(t)=k2(t–tлаг),

 

где k2 - скорость произведения закупок, определяемая в денежных единицах в день, tлаг - величина временного лага, обеспечивающего оптимальное использование закупленных ресурсов (уменьшает срок хранения, оптимизирует транспортные издержки и т.д.). Такая схема уместна, когда закупка ресурсов производится мелкооптовыми партиями, например, для работы предприятия пищевой промышленности. Заметим, что k2<k1. Этот факт обеспечивает возможность функционирования предприятия (уплаты зарплаты, налогов, и получения прибыли) (См. рис. 7.10.) Расположение графика D=D(t) между кривыми V(t) и S(t) указывает на то, что в результате такой деятельности не возникает дефицита средств для закупки ресурсов.

Отметим, что мы не рассматриваем возникновение дефицита средств для покрытия иных производственных, хозяйственных, финансовых нужд предприятия, то есть не производим обычный в таких случаях анализ Cost-Volume-Profit, "издержки-объём-прибыль". Такой анализ оказывается малопригодным: движение средств, которые предприятие направляет на текущую закупку, и, что, несомненно, является наиболее важным, их отсутствие в некоторый момент времени, в классических схемах анализа не наблюдаемо.

Структура построенной имитационной модели указана на рис. 7.11. Значения ti в этой модели являются случайными величинами. Это моменты осуществления покупателями платежей за отгруженную продукцию).

Рассмотрим поведение системы в случае, если распределение величин задержек платежей определяется Пуассоновским законом. Пусть P(n) - вероятность того, что задержка происходит в течении n дней. Тогда

где l -параметр, указывающий на среднее число дней задержки оплаты покупателем. Значение l, несомненно, зависит как от величин задержки оплаты в каждой торговой операции, так и от объёма каждого из платежей.

 

(На рис.7.12. приведены значения потоков, соответствующих одной из реализаций имитационной модели со средним временем задержки 3 дня)

 

Отклонение траектории V(t) от прогнозируемой интенсивности выпуска определяет дополнительные затраты R1, связанные с простоями,
несоответствиями в технологических процессах на различных стадиях производства ввиду незапланированных задержек. Величина q определяет время устойчивой работы, которое при появлении нестабильности предприятие производит за счет используемых резервов – технологических или материальных. Таким образом, затраты повышаются на величину использования резервов R2. Согласовывая расчеты со сроками в упомянутом методе финансового анализа, определим потери, которые понесет предприятие в результате нестабильного получения платежей за отгруженную продукцию за месяц. Исследуем величину, указывающую долю проданной продукции m, за которую платежи уже произведены к моменту окончания месяца, относительно плана продаж к этому моменту.

Траекторию плана продаж определим как траекторию плана выпуска, смещенную на величину "коммерческого лага" tком, определяемого транспортными, операционно-торговыми операциями.) В случае tком =7 проведено имитационное моделирование. Наблюдалась зависимость доли проданной продукции в процентах к текущему плану в зависимости от среднего числа дней задержки оплаты покупателем, иллюстрируемая на Рис. 7.13. (Заметим, что высокая скорость убывания m при увеличении l зависит от характера модельного распределения время задержки. В случае иного, не Пуассоновского распределения скорость убывания может оказаться другой.)

Таким образом, суммарное значение прямых потерь, которое понесёт предприятие за месяц будет определяться как

 

Wнестабильность=R1+R2+m(l)×Vпрогноз(tотч.период–t)+Wкоммерч,

где Wкоммерч – затраты, возникающие по причине "неудачной" деятельности менеджеров по сбыту продукции.

В случае заключения факторингового договора, например с соглашением о "фиксированном периоде платежа", указанных потерь можно избежать следующим образом:

1. определением достаточно малого значения tFMP;

2. использованием резервов оборотных средств.

Действительно, малый фиксированный период платежа tFMP позволяет "сместить" кривую D(t) в область между кривыми S(t) и V(t). Минимизируется риск недостаточного притока средств по причине дебиторской задолженности. Ответственность за отсутствие средств ложиться на отдел сбыта продукции или на финансовую состоятельность и надежность Фактора. В случае, если невозможно установить такое значение tFMP, необходимо единовременное увеличение объема оборотных средств в тот момент, когда возникает необходимость оплаты поставки ресурсов, но денежные средства от Фактора за отгруженную продукцию ещё не поступили. Пусть величина такого увеличения R3. Чем больше tFMP, тем значительнее будет R3. Затраты при факторинговом обслуживании предприятия определим как

 

Wфакторинг=R3(tFMP)+k%×D(tотч.период)+Wкоммерч.

Заметим, что вывод об оптимальности факторинга, сделанный на основании того факта, что выбором величин tFMP и k% можно добиться выполнения неравенства

Wфакторинг < Wнестабильность,

является некорректным.

Действительно, величины Wфакторинг, Wнестабильность являются случайными и приведенный вывод имеет смысл лишь тогда, когда любое стечение обстоятельств (даже самое неблагоприятное для факторинга) влечет выполнение неравенства, то есть

 

P(Wфакторинг < Wнестабильность)=1.

 

(Говорят, что неравенство выполняется почти наверное или почти всюду.) Однако достичь такого возможно не всегда.

На рис. 7.14. рассматривается пример совместного распределения случайных величин (Wнестабильность, Wфакторинг). Указано, что математические ожидания удовлетворяют неравенству М WфакторингWнестабильность. Попадание точки с координатами (Wнестабильность, Wфакторинг) в область под биссектрисой первого координатного угла и над осью О Wнестаб гарантирует выполнение неравенства. Тем не менее, эллипсоиды рассеяния–области, попадание в которые происходит при статистических испытаниях наиболее часто, не полностью лежат в данном примере в области выполнения неравенства. Это указывает на то, что использование даже усредненных значений экономических показателей для анализа не всегда является корректным.

Для более адекватного вывода имеет смысл определить параметры факторингового договора, при которых выполняется соотношение

 

Мod( Wфакторинг)< Мod( Wнестабильность),

 

где Мod -обозначение моды распределения случайных величин. Статистическая оценка моды распределения обычно определяется как наиболее частое значение случайной величины. В этой связи возрастает роль имитационного моделирования.

Итак, предприятие использующее факторинговый договор получает следующие преимущества:

 

ü возможность получения денежных средств после поставки (или, например, по истечении tFMP);

ü ускорение оборачиваемости оборотных средств, так как они не отвлекаются в дебиторскую задолженность;

ü увеличение количества покупателей в связи с предоставлением более льготных условий: предоставление товарного кредита (отсрочки платежа), предоставление возможности увеличить объем закупок в связи с получением более льготных условий оплаты и т.д..

 

ü факторинговое финансирование выплачивается на срок фактической отсрочки платежа и в день поставки товара и погашается в день фактической оплаты дебитором поставленного товара, в то время как кредит выдаётся на фиксированный срок и в обусловленный кредитным договором день, погашается кредит также в заранее обусловленный день;

ü для факторингового финансирования не требуется залоговое обеспечение (в отличие от кредита, который выдаётся под залог);

ü размер фактического финансирования не ограничен и может безгранично увеличиваться по мере роста объема продаж клиента (кредит выдаётся на заранее обусловленную сумму);

ü затраты на уплату факторинговой комиссии относятся на себестоимость полностью (затраты на уплату процентов по банковскому кредиту относятся на себестоимость в пределах учетной ставки Центрального Банка РФ + 3%), поскольку факторинговая комиссия включает в себя НДС, то поставщик вправе зачесть уплаченный налог при перечислении полученного НДС в бюджет;

ü поставщик перестаёт нести расходы, связанные с непредвиденным ростом процентных ставок в стране, и расходы на экстренную мобилизацию денежных средств при наступлении срока погашения кредита или выплаты процентов, включая упущенную выгоду, связанную с выводом этих средств из оборота;

ü финансирование в рамках факторингового обслуживания выплачивается сверх банковского лимита кредитования, который может быть использован поставщиком, например, для целей открытия аккредитива без покрытия, получения гарантии, вексельного кредита и т. д..




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 948; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.