Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Навчальний матеріал. Пункт 3




Інструкції:

Прочитайте пункт 3 та складіть психологічний портрет дітей 12-14 років (письмово).

Средние классы школы

Особенности периода: возрастной кризис; интенсивные биологические процессы: половое созревание, гормональное потрясение, реструктуризация мозга соответственно полу; как следствие, противоречивость поведения: противодействие учителю, взрослым: Сложности со сверстниками: унижение со стороны сверстников-подростков; биологическое тяготение к группе.

Кризисный возраст – 12-14 лет, его еще называют «трудный возраст». Это время особого жизненного напряжения. Время волнующих возрастных перемен, когда тело ребенка проходит этап полового взросления и вместе с мозгом движется от детства к взрослости. Каждую минуту мы сталкиваемся с каким-нибудь видом биологической энергии. Это период величайшего гормонального потрясения и для мальчиков, и для девочек.

Мальчики вступают в возраст половой зрелости с огромными дозами тестостерона. Именно поэтому их часто преследуют странные непонятные им состояния – злость, агрессивность, застенчивость, уныние, они не могут вербализировать чувства. Девочек даже побаиваются и в то же время соперничают друг с другом за внимание с их стороны. Понять сложности собственного развивающегося характера без помощи взрослого не представляется возможным.

Девочки начинают взрослеть с высокими дозами прогестерона, эстрогена и пролактина. Гормональная картина у них более сложная, нежели у мальчиков. Им потребуется очень много времени, чтобы научиться управлять своим новым телом и разумом. Девочки сталкиваются с переменчивостью настроения, неуверенностью в себе, повышенным интересом к тому, как они вписываются в мир других девочек. Также идет процесс соперничества с другими девочками за внимание мальчиков. Кроме того, их разочаровывает то обстоятельство, что мальчики отстают от них (это временный период) в интеллектуальном развитии, но зато проявляют повышенный интерес к внешним физическим характеристикам (размеру груди, росту, весу).

Средние классы школы – это время огромных физических изменений, поэтому желательно, чтобы все учащиеся вовлекались в занятия физкультурой и спортом. Через направленную физическую активность мозг учится управлять телом. Для мальчиков, в целом, это необходимо с точки зрения управления тестостероном. Кроме того, занятия спортом развивают самодисциплину, что важно как для мальчиков, так и для девочек.

Это период различных впечатлений, мечтаний, разочарований и огромного числа жизненных умозаключений. Во всех состояниях дети, проходя через познавательные и физические трансформации, выбирают крайние варианты поведения, вполне вероятно, что маскировочные, стараясь спрятаться за ними и привлечь к себе внимание шумностью или бравадой. Совершение экстремальных поступков (молчание при вызове к доске, бесконечные пререкания, недисциплинированность) создает стрессовую ситуацию обучения. Основное противоречие состоит в расхождении личностных позиций подростка и взрослого. Первый старается принять на себя новую социальную роль, а взрослые приспосабливаются крайне медленно к этому процессу, особенно сейчас в век информационного бума и глобальных изменений. Самый разумный путь к взаимопониманию – через компромисс.

Перечень психологических задач для этого возраста огромен: как разработать принципы поведения в отношении друг друга, как приноровиться к очевидным и инстинктивным различиям между мальчиками и девочками; как конкурировать с противоположным полом без оскорбления собственно личности, с которой вы хотите подружиться. Мальчики и девочки «выброшены» в совместное существо-тис большими группами с небольшим контролем, при этом от них ожидается, что они постигнут практически все самостоятельно.

Исследования Майкла Гариена показали, что в этом возрасте успешно раздельное обучение для девочек при изучении математики и естественных наук, а для мальчиков – при обучении письму и чтению. В этом случае наблюдается также улучшение дисциплины. Кроме того, удаляются ненужные источники стресса, идет ориентация на естественное человеческое развитие. В оптимальной учебной среде эмоциональное здоровье ребенка является фундаментом хорошей повседневной учебы, поэтому средние классы школы – это период успешного раздельного обучения. Пока подобная инновация по созданию классов раздельного обучения только в среднем звене школы не осуществилась. Такой процесс требует перестройки всего режима работы школы. Как вариант, возможно деление класса однополые группы для выполнения заданий по предмету или можно использовать учебное время так, чтобы в классе остались мальчики, а девочки выполняли и работу в другом месте школы, например, в библиотеке.

Этот период обучения является еще и периодом глубокой привязанности, тоске по устойчивым отношениям, а также процессом становления независимости от родителей. Здесь велика роль любимого учителя. Глубокая симпатия и привязанность ученика к преподавателю является мощной мотивацией для его развития, эмоциональное здоровье ребенка является фундаментом хорошей повседневной учебы. Дети этого возраста уязвимы за счет процесса внутренней раздражительности. Факторами стресса являются протекающие в организме умственные и эмоциональные процессы. Если сконцентрировать внимание на проблемных областях и научить детей помогать самим себе, то они справятся с проблемами.

На этот же возраст приходится и рост случаев унижения друг друга. По мнению Майкла Гариена, унижение со стороны сверстников-подростков биологически оправдано. Выживание человека зависит от способности обращать внимание на слабости других, конечно, лучше, если этот процесс проходит под наблюдением старших. Дети иногда через агрессивное провоцирование помогают друг другу изживать личные недостатки. Нужно обучать учащихся отношениям друг с другом, объяснять их. Мозг уже с рождения ориентируется на пол и продолжает это делать, следуя естественному курсу развития мальчика или девочки. Этот процесс характерен для большинства подростков, но является огромным эмоциональным стрессом для детей со смешанным типом мозга. Например, есть чувствительные мальчики и агрессивные девочки. Важно обсуждать стереотипы пола в каждом аспекте обучения – от естественных наук до гуманитарных – с использованием визуальных средств (отрывки фильмов, телевизионных шоу, рекламы), ведя учащихся к пониманию того, как влияют социальные стереотипы на человеческую индивидуальность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.