Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примерные вопросы к экзамену. У педагогов-практиков бытует установка: «Ребёнка надо принимать таким, каков он есть, и делать таким




Карточка № 12

Карточка № 11

Карточка № 10

У педагогов-практиков бытует установка: «Ребёнка надо принимать таким, каков он есть, и делать таким, каким он должен быть».

1. Пользуясь психолого- педагогическими знаниями, установите, есть ли в ней тонкие места.

2. Если есть, то в чём они заключаются?

 

Эксперимент, проведенный в американских школах, показал, что наличие межгрупповой вражды позитивно влияет на сплочённость отношений внутри групп, их созидательную направленность и социализацию учащихся – членов группы. Наиболее яркую созидательную роль сыграл искусственно введённый в жизнь группы «образ врага». С его появлением сплочение группы, продуктивность и социальная направленность её деятельности стали заметно расти. По итогам эксперимента был сделан вывод о приоритетной роли «малой» (не общечеловеческой) культуры в процессе развития человеческой личности.

Проанализируйте этот педагогический факт, принимая во внимание взгляды отечественных педагогов на формировании коллектива, и сделайте соответствующие выводы.

 

Можно ли считать показателями результативности педагогического общения классного руководителя с классом:

· Масштаб увлечённости учащихся общими целями и жизнью класса;

· Направленность преобладающих ценностно-мировоззренческих позиций;

· Уровень удовлетворения детей совместным общением и отношениями в группе;

· Состояние учебной и поведенческой дисциплины, отсутствие явных и острых проблем;

· Наличие в классе неформальных групп общения по интересам;

· Хороший морально-психологический климат в классе?

Дайте научно обоснованную аргументацию своего мнения.

1. Предмет и задачи педагогики. Система педагогических наук.

2. Основные категории педагогики. Междисциплинарные понятия, используемые педагогической наукой.

3. Взаимосвязь педагогической теории и практики.

4. Педагогическая деятельность и воспитание. Основные характеристики педагогической деятельности. Компоненты педагогической деятельности.

5. Связь педагогики с другими науками. Формы связи с другими науками.

6. Методология и методы научного исследования в педагогике. Теоретические и эмпирические методы исследования.

7. Опрос как метод исследования в педагогике.

8. Наблюдение как метод исследования в педагогике, требования к научному наблюдению. Типы наблюдений.

9. Движущие силы педагогического процесса. Возможные противоречия педагогического процесса.

10. Противоречия в деятельности педагога. Противоречия, вызывающие барьеры в решении педагогических задач.

11. Сущность педагогической антропологии. Характеристика педагогических концепций и систем, основанных на идеях педагогической антропологии.

12. Философская основа отечественной педагогики (авторитарная и гуманистическая педагогика). Сущность гуманизации педагогического процесса.

13. Аксиологический подход в изучении педагогических явлений: понятие о педагогических ценностях.

14. Понятие «педагогический процесс». Основные характеристики педагогического процесса.

15. 15.Функции педагогического процесса. Цель как основной компонент развития педагогического процесса.

16. Сущность педагогического процесса. Его структура, закономерности и принципы.

17. Понятия «личность», «развитие», «воспитание», «акселерация», «социальные условия». Факторы, закономерности и движущие силы развития личности.

18. Биосоциальная сущность человека. Личность как объект и субъект воспитания.

19. Социализация и воспитание личности. Проблемы воспитания, развития и социализации личности в современной педагогической науке.

20. Образование как процесс развития и социализации личности. Актуальные проблемы современного образования.

21. Возрастная периодизация с позиции деятельностного подхода.

22. Характеристика школьников разного возраста. Учёт возрастных особенностей учащихся в педагогической деятельности учителя.

23. Дидактика как теория образования и обучения. Характеристика основных дидактических понятий.

24. Анализ современных дидактических концепций (развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение).

25. Сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса (цель, закономерности, принципы, противоречия).

26. Основные этапы процесса обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.

27. Сущность содержания образования. Теории формирования содержания образования.

28. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Современные концепции содержания общего среднего образования.

29. Основные направления гуманитаризации содержания образования в современной школе.

30. Причины введения стандартов образования. Проблемы стандартизации образования. Основные характеристики Государственного образовательного стандарта.

31. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Нормативные документы, отражающие содержание образования.

32. Принципы и критерии отбора содержания образования. Структура изложения содержания образования в учебном процессе.

33. Инновационные образовательные процессы, их роль в повышении эффективности обучения.

34. Характеристика учебных планов, программ и учебников. Их значение для организации обучения.

35. Средства обучения и их классификация.

36. Характеристика познавательной деятельности школьников. Место самообразования в структуре познавательной деятельности.

37. Роль различных видов познавательной деятельности учащихся в обучении. Стимулирование познавательной деятельности (мотивация учения).

38. Характеристика мотивов учебной деятельности школьников разного возраста и пола.

39. Познавательный интерес, его виды и уровни. Особенности познавательных интересов учащихся разного возраста и пола; их развитие в процессе обучения.

40. Проблема дифференциации и индивидуализации обучения: теория и практика.

41. Понятия «метод обучения», «приём обучения». Сущность и основные требования к методам обучения.

42. Общая классификация и критерии выбора методов обучения. Развивающие и воспитательные возможности различных методов обучения.

43. Классификация методов обучения по источникам знаний;

44. Классификация методов обучения по уровню познавательной самостоятельности и активности школьников.

45. Приемы обучения и их классификация.

46. Сущность и организация проблемного обучения.

47. Виды, методы, формы и функции контроля и самоконтроля. Педагогические требования к учету и контролю знаний, умений и навыков учащихся.

48. Цели, задачи и условия гуманизации проверки, оценки и учёта успеваемости школьников.

49. Сущность диагностики успеваемости школьников и психолого-педагогические условия повышения её эффективности.

50. Понятия «педагогические технологии» и «дидактические системы». Современные дидактические системы и технологии.

51. Обусловленность педагогических технологий характером педагогических задач. Виды педагогических задач: стратегические, тактические, оперативные. Проектирование и процесс решения педагогических задач.

52. Общее понятие о формах организации обучения. Внеурочные организационные формы обучения.

53. Развитие форм организации обучения в современной дидактической теории и школьной практике.

54. Понятие о классно-урочной системе обучения. Педагогические требования к уроку.

55. Типология и структура урока. Достоинства и недостатки урока как организационной формы обучения.

56. Современные модели организации обучения, нестандартные уроки.

57. Фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации познавательной деятельности учащихся, их взаимодействие в процессе обучения.

58. Сущность воспитания (основные характеристики), его место в целостной структуре образовательного процесса.

59. Движущие силы и логика воспитательного процесса (этапы процесса воспитания).

60. Закономерности и принципы воспитания: персонифицикация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация.

61. Сущность воспитывающей деятельности как основы воспитательного процесса. Виды и функции воспитывающей деятельности в развитии и воспитании учащихся разного возраста.

62. Педагогическое требование (сущность, технология выдвижения и техника использования). Прямая и косвенная формы выдвижения требования, их достоинства и недостатки.

63. Сущность и система форм и методов воспитания; их классификация и условия эффективности; критерии выбора.

64. Традиционные и новые формы воспитания, технология их применения.

65. Понятие о воспитательных системах (общая характеристика) и технологиях воспитания. Характеристика воспитательных технологий разного уровня.

66. Личностно-ориентированный подход к воспитанию современных школьников: теоретические и практические аспекты.

67. Внушение как способ воздействия на сознание (общая характеристика и факторы, определяющие некритическое восприятие информации).

68. Методика и технология использования внушения в воспитательном процессе (условия, обеспечивающие успех внушения; способы снижения недоверия; приемы внушения).

69. Убеждение как способ воздействия на сознание (общая характеристика, приемы и способы аргументации). Характеристика методов убеждения, их применение в воспитательном процессе.

70. Плюсы и минусы дискуссии как метода убеждения; барьеры, снижающие эффективность процесса убеждения.

71. Заражение и пример как методы воздействия на сознание. Технология использования примера в системе воспитания.

72. Методы организации жизни и деятельности учащихся разного возраста.

73. Методы воспитания эмоционально-волевой сферы личности школьников разного возраста и пола.

74. Методы формирования опыта поведения учащихся различных возрастных групп.

75. Поощрение как метод стимулирования и технология его применения.

76. Соревнование и перспектива как методы воспитания, технология их применения.

77. Требования к применению наказания как стимулирующего метода воспитания.

78. Понятия «группа» и «коллектив» (общая характеристика), структура коллектива. Признаки коллективной деятельности.

79. Сущность коллектива как воспитывающей среды. Технология воспитания личности в коллективе.

80. Технология создания коллектива (этапы развития коллектива). Самоуправление и соуправление в жизнедеятельности детского коллектива.

81. Общение как средство педагогической деятельности. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников в процессе педагогического общения.

82. Понятие, сущность и функции педагогического общения. Характеристика и анализ различных стилей педагогического общения.

83. Содержание воспитания современного школьника (общая характеристика основных направлений воспитания).

84. Гражданско-правовая культура и ее формирование. Схема принятия решения в ситуации выбора.

85. Особенности трудового и экологического воспитания школьников разного возраста и пола в современных условиях.

86. Особенности нравственного и эстетического воспитания современных школьников.

87. Понятие, сущность и функции семьи. Основные условия и средства успешного семейного воспитания.

88. Семья как фактор воспитания. Психолого-педагогические основы семейного воспитания.

89. Сущность, цели и задачи взаимодействия школы и семьи. Основные функции и содержание работы педагога с родителями учащихся.

90. Организация педагогически целесообразной и психологически комфортной среды в учебной группе.

91. Школа как центр организации культурно-просветительской деятельности и досуга учащихся.

92. Проектирование и организация взаимодействия подрастающего поколения с информационной средой.

93. Предмет, задачи и функции управления педагогическими системами. Эволюция идей научного управления.

94. Сущность и основные принципы управления педагогическими системами.

95. Понятие образовательной системы. Общая характеристика образовательной системы современной России, тенденции её развития.

96. Правовые основы регулирования жизнедеятельности современной школы. Закон РФ «Об образовании».

97. Законодательная база функционирования и развития школы.

98. Устав образовательного учреждения как отражение его правовых отношений.

99. Государственно-общественный характер управления системой образования.

100. Регистрация, лицензирование и аккредитация школы. Аттестация школ и педагогических кадров.

101. Методы управления школой, их общая характеристика.

102. Основные принципы, средства и методы внутришкольного управления. Демократизация и гуманизация управления школой.

103. Сущность и практическая реализация принципов обогащения и обновления работы учителя, постоянного повышения квалификации в управлении школой.

104. Принципы сочетания единоначалия и коллегиальности принятия решений, делегирования полномочий и автономизации в теории и практике внутришкольного управления.

105. Внутришкольный контроль как управленческая функция. Субъекты, виды и задачи контроля.

106. Внутришкольный контроль: понятие, методы, формы и планирование.

107. Педагогический анализ, его виды, содержание и основные объекты. Роль педагогического анализа в управлении целостным педагогическим процессом.

108. Целеполагание и планирование в управлении школой: виды планов и требования к ним.

109. Школа как педагогическая система и объект научного управления. Основные функции управления школой.

110. Школа как открытая система. Взаимодействие школы с социальной средой. Школа и социальные организации.

111. Факторы, влияющие на школу, их общая характеристика.

112. жизнедеятельности школы, её взаимодействие с социальной средой.

113. Многообразие видов и типов школ. Особенности школ разных типов как объектов управления.

114. Внутреннее строение школы. Понятие школьного сообщества и основания его жизнедеятельности.

115. Философия современной школы (характеристика системы ценностей).

116. Общая характеристика основных подсистем школы.

117. Инновационные процессы в школах современной России.

118. Государственная аттестация и лицензирование образовательного учреждения: сущность, цель и механизм проведения.

119. Руководитель школы и его управленческая культура. Основные компоненты управленческой культуры.

120. Содержание управленческой деятельности директора школы, его место в системе управления образовательным учреждением.

121. Работа руководителя образовательного учреждения с педагогическими кадрами: молодые учителя в педагогическом коллективе, повышение квалификации сотрудников, аттестация учителей.

122. Функциональные обязанности должностных лиц школы (директор, его заместители, классные руководители, учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования).

123. Заместители директора школы, распределение функциональных обязанностей между ними. Их роль в повышении эффективности учебно-воспитательного процесса в школе.

124. Социально-психологические требования к личности руководителя.

125. Общая характеристика стилей руководства и лидерства. Зависимость стиля руководства от уровня развития коллектива.

126. Формы и методы формирования педагогического коллектива как коллектива единомышленников. Потенциал педагогического коллектива.

127. Функции педагогического коллектива как коллектива особого типа.

128. Педагогический совет как орган коллегиального руководства школой.

129. Методическая служба школы, её структура и формы совершенствования профессионального мастерства учителей.

130. Аттестация педагогических кадров и пути её совершенствования. Система оценки педагогических кадров.

131. Мониторинг качества образования и образовательных услуг: цель, виды и содержание педагогической диагностики и анализа деятельности школы.

132. Материально-техническая база и её роль в функционировании школы. Современные источники финансирования образовательного учреждения.

133. Финансовое планирование и бюджетное нормирование расходов школы. Внебюджетные средства школы. Маркетинговая деятельность образовательного учреждения.

134. Регламентация трудовых отношений в школе. Оплата труда педагогических и руководящих работников.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.