Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Методические рекомендации по подготовке к семинару




Задание 1. Составьте опорный конспект по основным вопросам темы «Педагогика как наука. Система педагогических наук».

Задание 2. Выпишите определения основных понятий темы в свой педагогический словарь, установите их иерархию и взаимозависимость. Какое понятие темы, на ваш взгляд, является ключевым? Как с ним соотносятся другие понятия?

Задание 3. Работа с текстами.

а)К.Д. Ушинский: “Воспитатель есть художник; школа – мастерская, где из грубого куска мрамора возникает подобие божества”.

П.П. Блонский: “Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде известных идей, т.е. в виде теоретической науки, может существовать педагогика”.

Проанализируйте высказывания К.Д. Ушинского и П.П. Блонского. На каком основании К.Д. Ушинский приравнивал педагогику к искусству? Противоречит ли этому высказывание П.П. Блонского? Так чем же является педагогика, наукой или искусством?

б) Один из основоположников специальной педагогики В.П. Кащенко писал: “Ребенок должен быть не только вылечен, но и перевоспитан, для того, чтобы стать не просто биологически нормальным, но и социально полезным членом общества”. Можно ли оценивать это высказывание как определение главной цели специальной педагогики?

в) С.И. Гессен считал, что педагогика – это прикладная философия. Различные разделы философии исследуют культурные ценности общества: логика – науку, этика – нравственность, эстетика – законы искусства и т.д. Согласны ли вы с мнением С.И. Гессена? Можно ли провести подобные параллели между разделами философии и разделами педагогики?

 

г) Науки об образовании и наука об образовании (методологические проблемы современной педагогики)

С многоаспектной педагогической от школьников досоставляющей нашей жизни в той или иной мере знакомы все преподавателей высшей школы. Каждый су­дит о ней в меру своей осведомленности. Поэтому так нелегко выделить педагогику именно как науку, отстоять само ее существование, среди разных ее определений и трактовок выбрать такое, которое соответствовало бы значению педагогики как науки об образовании.

В качестве средства социализации, становления личности человека образова­ние попадает в поле зрения педагогической науки. В контексте социальной практи­ки социализация выступает как процесс вхождения индивида в социальную среду, приобщения его к системе социальных связей. При этом социализация не сводится к адаптации. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социаль­ных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества. Агентами социализации являются социальные структуры, или институты: семья, школа, общество сверстников и средства массовой коммуникации. Ни для ко­го не секрет, что социализация осуществляется или стихийно, или целенаправленно. Педагогика как наука должна, на мой взгляд, рассматривать образовательную дея­тельность как средство именно целенаправленной социализаци.

Такой подход к образовательной деятельности позволяет несколько иначе взгля­нуть на педагогическую науку, выявить ее специфическую роль в процессе исследо­вания социализации. Дело в том, что педагогика зачастую рассматривается либо как особая "междисциплинарная область", использующая знания и методы из других на­учных дисциплин, либо как прикладная дисциплина, строящая модели для решения практических задач, возникающих в сфере образования. При том и другом рассмот­рении из педагогики как самостоятельной области знания исчезает ее предметная специфика: исследование образовательной деятельности как целенаправленной со­циализации.

Для более полного исследования своих проблем педагогика может и должна ис­пользовать необходимые в конкретных случаях знания и методы других научных дисциплин, но задачи ее не сводятся к приложению этих знаний для решения практи­ческих задач. Фундамент для их решения может разрабатываться без ориентации на какую-либо конкретную задачу образовательной практики. Я думаю, что по-настоя­щему продуктивна концепция, согласно которой педагогика представляет собой са­мостоятельную научную дисциплину, сочетающую фундаментальную и прикладную функции.

Педагогика сама проводит фундаментальные исследования собственного специ­фического объекта, каким перед ней выступает образование, и затем на этой основе строит системы педагогической деятельности. Такие исследования раскрывают сущность педагогических явлений, находят глубинные, скрытые основания педагогической действительности, дают ее научное объяснение и как результат формируют различные теории: теорию содержания образования, теорию методов и организационных форм и др. Однако эти теории могут опережать практику и влиять на нее лишь в том случае, если в ходе педагогических исследований используются и интегрируются в опосредованном виде знания из других наук. Эти науки не "командуют" педагогикой, а приходят ей на помощь. В этом смысле педагогика, будучи в определенном смысле автономной, независимой дисциплиной, в то же время зависит от тех наук, с которыми она связана по логике исследовательской работы, а также от общего состояния научного познания.

По-видимому, вышеизложенного достаточно, чтобы показать актуальность и сложность проблематики, скрывающейся за столь обыденным и, на первый взгляд, вполне прозрачным словом "педагогика" (Краевский В.В. Науки об образовании и наука об образовании (методологические проблемы современной педагогики) // Вопросы философии. – 2009. - № 3. (http://www.kraevskyvv.narod.ru/papers/nauki.htm)). Сформулируйте основную идею данного текста.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.