Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планы семинаров. Семинар 1. Сущность воспитания и его место в целостном процессе формирования человека.(2 часа)




Семинар 1. Сущность воспитания и его место в целостном процессе формирования человека. (2 часа)

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Понятие «воспитание», его общие признаки. Закономерности, принципы и цели воспитания.

2. Взаимосвязь биологического и социального в структуре личности. Половозрастные и индивидуальные особенности человека, их изучение и учёт в процессе воспитания.

3. Воспитание как фактор личностного развития: социализация посредством воспитания; воспитание – средство трансляции культуры и управление развитием личности. Особенности воспитания в современных условиях.

4. Роль деятельности и общения в развитии личности. Воспитание и самовоспитание, их взаимосвязь.

5. Воспитание и обучение: общее и особенное.

Практические задания:

1. Определите пути взаимодействия воспитания и духовной жизни общества.

2. Выскажите и обоснуйте своё мнение по вопросу, можно ли через воспитание изменить жизнь человека.

3. Разработайте программу наблюдений за детьми, имеющими те или иные отклонения в развитии.

4. От родителей можно слышать: «У меня двое детей. Воспитываю их одинаково, а они такие разные: один послушный, покладистый, а второй – упрямый; всё делает по-своему». Почему в одной семье при равных условиях воспитания вырастают разные дети?

5. Какие ситуации школьной жизни могут потребовать от учителя знания типа нервной системы его учащихся?

Рекомендуемая литература:

  1. Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М., 1993.
  2. Мудрик А.В. Психология воспитания. – М., 2006.
  3. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Питер, 2008.
  4. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания. Петербургская концепция. – СПб., 1994.
  5. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. – М.: Владос, 2004.
  6. Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодёжи. – Екатеринбург: ИД «Сократ», 2005.
  7. Снайдкр М., Снайдер Р., Снайдер-мл. Р. Ребёнок как личность: Пер. с англ. – М.: СПб, 1994.
  8. Флейк-Хобсон К.Е., Робинсон Б., Скин П. Мир входящему. Развитие ребёнка и его отношений с окружающими: Пер. с англ. – М., 1995.
  9. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания.- СПБ.: Питер, 2005. – С. 9-42; 80-113; 144-175.

Семинар 2. Методы воспитания и приёмы педагогического воздействия. (2 часа).

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Понятия «метод воспитания», «метод воздействия» и «педагогический приём».

2. Классификация методов и форм воспитания. Общая характеристика различных методов воспитания.

3. Творческий характер применения методов воспитания педагогом в современной школьной практике.

4. Приемы педагогического воздействия в воспитательном процессе (социально-педагогический тренинг, ролевая игра, разрешение педагогических проблемных ситуаций и др.)

Практическое задание:

1. Изучив педагогическую литературу, которая представляет опыт воспитательной работы, приведите примеры, показывающие, как через методы воспитания реализуется взаимосвязь целей и результатов воспитания. Правильно оформите библиографический список источников информации.

2. Изучите состояние нравственного воспитания современных школьников. Установите причины существующих в нём противоречий и разработайте возможные пути их разрешения.

3. Понаблюдайте за применением учителями и воспитателями стимулирующих методов организации жизни и деятельности учащихся (примера, педагогического требования. общественного мнения и др.) и оцените их действие.

4. Существует ли связь между методами воспитания и педагогической этикой. Своё мнение подтвердите примерами из собственного школьного опыта.

Рекомендуемая литература:

1. Воронов В.В. Разнообразие форм воспитательной работы. // Настольная книга классного руководителя. / Под ред. В.А. Березиной. – М., 2003. – С. 354-370.

2. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М., 1999.

3. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. // Педагогические сочинения: В 8-и тт. – М., 1983. – Т. 1.

4. Мудрик А.В. Психология воспитания. – М., 2006.

5. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания.- М., 2004.

6. Современные концепции воспитания. – Ярославль, 2000.

7. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – Киев, 1975.

8. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания.- СПБ.: Питер, 2005. – С. 144- 214; 254-292;.

Семинар 3. Современные формы воспитательной работы в школе (2 часа).

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Сущность воспитательного процесса в современной школе, его виды и динамика.

2. Понятия «воспитательная работа» и «форма воспитательной работы». Классификация форм воспитательной работы. Характеристика диалоговых, игровых и других форм воспитания. Классный час как форма воспитания.

3. Внеурочные формы организации познавательной деятельности учащихся в работе учителя-предметника.

4. Проблема выбора форм воспитания. Изучение и анализ их эффективности.

Практические задания:

1. Проследите необходимую зависимость между личностными особенностями воспитателя и избираемыми им формами и методами воспитательной работы, опираясь на свой школьный опыт или проведя наблюдение за педагогической деятельностью 2-3 учителей и воспитателей.

2. Составьте примерный перечень дел, которые можно провести по предмету вашей специальности с учащимися разных возрастов с целью развития их познавательных интересов и сплочения детского коллектива.

3. Разработайте сценарий какого-либо внеурочного мероприятия по предмету вашей специальности для учащихся среднего школьного возраста с целью формирования у них толерантности и уважения к людям другой национальности, религии и культуры.

4. Разработайте схему анализа и оценки эффективности внеклассной работы учителя-предметника, классного руководителя, воспитателя ГПД или педагога дополнительного образования. Научно аргументируйте необходимость введения в неё тех или иных положений.

Рекомендуемая литература:

  1. Воронов В.В. Разнообразие форм воспитательной работы. // Настольная книга классного руководителя. / Под ред. В.А. Березиной. – М., 2003. – С.354-370.
  2. Гуткина Л.Д., Завельский Ю.В., Пикалова Г.В. Организация воспитательной работы в школе. – М., 1996.
  3. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989.
  4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006.
  5. Макаренко И. Деловые игры. / Воспитание школьников. – 1996. - № 6. – С. 12-16.
  6. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999.
  7. Практическая диагностика результатов воспитания: опыт отбора пакета педагогических методик. – Ростов –н/Д, 1998.
  8. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания.- М., 2004.
  9. Щуркова Н.Е. Собрание пёстрых дел (Методический материал для работы с детьми) – М.: Новая школа, 1994.

Семинар 4. Детский коллектив как воспитывающая среда (2 часа).

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Понятие «коллектив». Сущность коллектива как воспитывающей среды, его основные признаки.

2. Детские коллективы разных типов, их воспитательные возможности.

3. Стадии развития детского коллектива и позиция педагога на каждой из них. Стиль педагогического руководства деятельностью детского коллектива.

4. Формирование личности в коллективе. Сочетание двух подходов в работе педагога с коллективом: от коллектива к личности и от личности к коллективу. Организация плодотворных отношений педагога с учащимися как способ позитивного воспитательного влияния на личность воспитанника и развитие коллектива.

5. Организация и развитие детского самоуправления в коллективе и соуправления педагогов и учащихся деятельностью воспитательного коллектива.

Практические задания:

1. Используя знание педагогической теории, объясните, почему деятельность детского коллектива должна быть многогранной. Оформите свои мысли в виде научно-популярной статьи.

2. Проанализируйте приведённую ниже педагогическую ситуацию и предложите классному руководителю возможные решения проблемы.

В классе регулярно проводятся субботники. Но постоянно несколько человек игнорируют подобные дела. Учитель пытается поговорить с каждым из них, но всё безрезультатно. Тогда проводится классное собрание, которое также не даёт результатов.

3. Составьте план подготовки и проведения организационного собрания по выбору классного актива.

4. Разработайте план воспитательной работы по формированию в коллективе семиклассников позитивного общественного мнения.

5. Проведя исследование структуры детского коллектива, классный руководитель выяснил, что наибольшим авторитетом среди одноклассников пользуется малообщительный Слава У., а очень активный и весёлый Саша Т. получил всего три выбора. Саша – староста.

Можно ли на основании полученной информации сделать вывод, что Саша неправильно выбран в актив и его следует заменить Славой? Как в этой ситуации должен вести себя педагог?

Рекомендуемая литература:

1. Иванов И.П. Воспитание коллективистов. – М., 1984.

2. Караковский В.А. Воспитательная система школы. – М., 1991.

3. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М., 1986.

4. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса.// Педагогические сочинения: В 8-и тт. – М., 1983.- Т. 1.

5. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М., 1999.

6. Мудрик А.В. Личность школьника и её воспитание в коллективе. – М., 1983.

7. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания.- М., 2004.

8. Селиванова Н.Л. Школьный класс. – М., 1988.

9. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива (Методика воспитания коллектива). / Избранные педагогические сочинения: В 3-х тт. – Т.3. – М., 1981.

10. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания.- СПб.: Питер, 2005. – Гл. 6.

Семинар 5. Содержание воспитания и организация воспитывающей деятельности (2 часа).

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Многоаспектность содержания воспитания учащихся и развитие сущностных сил человека.

2. Формирование базовой культуры личности и готовности школьников к социальным отношениям: этическая и эстетическая культура. Культура здоровья как элемент базовой культуры. Воспитание патриотизма, гражданственности и культуры межнациональных отношений.

3. Сущность воспитывающей деятельности как основы воспитательного процесса. Её виды и функции в развитии и воспитании школьников. Педагогические условия и методические правила организации воспитывающей деятельности учащихся.

4. Методика и техника организации игровой деятельности учащихся в процессе воспитания. Личностно-ориентированная коллективная творческая деятельность (КТД): методика и техника организации; технология подготовки и проведения традиционных и новых форм КТД.

Практические задания:

1. Используя знание различных подходов к определению содержания воспитания, выберите один из них и на его основании составьте программу самовоспитания. Обоснуйте сделанный вами выбор.

2. Подготовьте вопросы к классному руководителю для изучения и анализа содержания его воспитательной работы с классом.

3. Изучив один из документов (план воспитательной работы школы, класса, кружка, детского клуба, студии и т.д.), определите, какие подходы к отбору содержания воспитания использованы в нём педагогом.

4. Используя работу Н.Е. Щурковой Программа воспитания школьника. – М., 1998, составьте план работы по одному из направлений воспитания, заполнив таблицу:

План воспитательной работы

Название раздела Класс Содержание воспитательной работы Сроки выполнения Ответственные педагоги и родители
         

 

5. Составьте картотеку различных форм КТД, используя рекомендации И.П. Иванова (Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989), и объясните, почему воспитывающая деятельность должна быть разнообразной по видам и формам.

6. Познакомившись с одной из книг (Макаренко А.С. Педагогическая поэма. – М., 1987; Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. // Избранные педагогические сочинения: В 3-х тт. – М., 1979. – Т. 1), проанализируйте с позиций деятельностного подхода воспитание личности ребёнка в педагогической системе А.С. Макаренко или В.А. Сухомлинского.

7. Провидите наблюдение различных видов деятельности детей и проанализируйте их с точки зрения игровой инструментовки.

8. Используя свои знания по теории личностно-ориентированного воспитания, предложите своё решение педагогических проблем, указанных ниже, и дайте их обоснование:

· Учащиеся с разными темпераментами систематически нарушают дисциплину. Какие подходы к ним можно рекомендовать учителю?

· Назовите несколько форм и видов воспитывающей деятельности, в которых можно было бы занять всех учащихся класса, учитывая их интересы и склонности;

· Возможные пути использования способностей учащихся в процессе воспитания.

Рекомендуемая литература:

  1. Валеева Р.А. Теория и практика гуманистического воспитания в современной педагогике. – Казань, 1997.
  2. Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобождённого классного руководителя (классного воспитателя). – М., 1992.
  3. Личностно-ориентированное коллективное творческое дело. / Под ред. С.Д. Полякова. – Ульяновск, 1996.
  4. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. – М., 2004.
  5. Поляков С.Д. Технологии воспитания. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003.
  6. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания.- М., 2004.
  7. Таланчук Н.М. Системно-синергетическая философия и концепция неопедагогики: Стратегемы развития педагогической теории и практики. – Казань, 1996.
  8. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. – СПб., 2005.

 

Семинар 6. Проектирование и организация развивающей образовательной среды в современной школе (2 часа).

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Организация комфортной среды в группе учащихся: понятие психологически комфортной среды как условия полноценного развития личности ребёнка. Признаки психосоциальной напряженности в учебной группе, причины её возникновения и пути преодоления.

2. Конфликт и причины его возникновения. Способы предупреждения и разрешения конфликтных педагогических ситуаций. Педагогическое регулирование межличностных взаимодействий в образовательной среде.

3. Досуговая деятельность учащихся, её воспитательный потенциал и роль школы в её организации. Виды и формы досуговой деятельности. Педагог как организатор досуговой деятельности школьников разного возраста.

4. Влияние СМИ и Интернета на подрастающее поколение. Проблема организации конструктивного взаимодействия учащихся с Интернет-средой. Пути и средства организации педагогического управления информационными потоками.

Практические задания:

1. Напишите эссе об учителе, сумевшем создать благоприятную психологическую атмосферу в учебной группе. Воспользуйтесь примерами из художественной, педагогической литературы, публицистических статей или собственного опыта.

2. Подготовьте презентацию по педагогическим конфликтам и способам их разрешения.

3. Деловая игра. Распределившись по группам из 4-5 человек, инсценируйте различные виды досуговой деятельности: встреча с представителем какой-либо профессии, день именинника, весёлые старты, проведение кружка, рыцарский турнир, день здоровья, путешествие по стране Знаний и пр. По окончании игры проведите коллективную рефлексию:

Ø какие переживания испытал каждый участник на этапах подготовки и проведения игры,

Ø каково влияние игры на личность отдельных студентов и микрогруппу участников,

Ø позитивные и негативные моменты, пути их снятия,

Ø педагогические уроки игры и пр.

4. Разработать перечень эффективных мер, отвечающих педагогическим целям и принципам, которые позволили бы регулировать взаимодействие учащихся с Интернет-средой.

Рекомендуемая литература:

  1. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства (Конфликты, причины их возникновения и некоторые аспекты педагогического вмешательства в конфликт) – М.: Изд-во «Академия», 1999.
  2. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство. / Под ред. И.А. Баевой. – СПб.: Речь, 2006.
  3. Тёмина С.Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов»? (Введение в конфликтологию образования). – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002.
  4. Исаева И.Ю. Досуговая педагогика: учеб. пособие. М.: МПСИ, Флинта, 2010.
  5. Интернет в гуманитарном образовании. / Под ред. Е.С. Полат. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  6. Конкурс на лучший Интернет-ресурс с позитивным компонентом, ориентированный на детско-юношескую аудиторию. «Позитивный Интернет». (http: //positivecontent.ru/).
  7. Маренкова Н.В. Увлекательное путешествие по стране Знаний: организация школьного досуга. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  8. Панов С. «Интернет-зависимость»: причины и последствия.// Учитель. – 2007. - № 5. – С. 63-66.
  9. Рогозинский М.Э. Воспитательный потенциал телевидения: теоретические вопросы, осмысленные практиком. // Образование и общество. – 2008. - № 2. – С. 106-112.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1146; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.