Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и сущность метода обучения




Тема 9. Методы, средства и формы обучения

Классификация методов

Термин «метод» происходит от греческого слова methodos, что озна­чает «исследование», «способ», «путь».

В педагогической литературе существуют различные подходы к опре­делению понятия «метод обучения»:

- способ организации познавательной деятельности учащихся (Т.А. Иль­ина);

- способ упорядоченной, связанной деятельности преподавателя и обуча­мых, направленный на решение задач преподавания (Ю.К. Бабанский);

- способ достижения цели обучения, представляющий собой систему последовательных упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определённых средств практическую и познавательную дея­тельность учащихся по усвоению социального опыта (И.Я. Лернер).

Таким образом, под методом обучения следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.

Методы реализуются в педагогической деятельности в различных формах: в конкретных действиях, приемах, организационных формах и т. п. Прием обучения – составная часть или отдельная сторона метода обуче­ния. Приемы определяют своеобразие методов работы педагога и учаще­гося. Правило обучения (дидактическое правило) – конкретное указание, нормативная модель приема обучения.

Как многомерное понятие методы обучения можно сгруппировать в системы. В связи с этим существует множество классификаций.

Классификация методов обучения

По источникам знания (Н.М. Верзилин, Е.Я. Голант, Е.И. Перовский):

- словесные (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, диспут, дискуссия, работа с книгой);

- наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся, показ);

- практические (опыты, упражнения, лабораторные и практические ра­боты, учебно-производительный труд);

- видеометоды (просмотр, обучение, упражнение под контролем ЭВМ).

По характеру познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Ска­ткин):

- объяснительно-иллюстративные методы (рассказ, беседа, объяснение, доклад, показ, инструктаж) сочетание словесного и наглядного методов;

- репродуктивные методы (лекция, пример, демонстрация, алгоритмиче­ское предписание, упражнение) – передача знания в готовом виде с помо­щью словесного и наглядного методов;

- проблемные методы (беседа, проблемная ситуация, игра, обобщение), обязательным условием которых является наличие проблемной ситуации;

- частично-поисковые методы (диспут, наблюдение, самостоятельная работа, лабораторная работа) – самостоятельное добывание знаний;

- исследовательские методы (исследовательское моделирование, сбор новых фактов, задание, проектирование).

По дидактическим целям (Ю.К. Бабанский и В.И. Андреев):

1) методы организации учебно-познавательной деятельности – сло­весные, наглядные, практические (источники):

- индуктивные и дедуктивные (логика);

- репродуктивные и проблемно-поисковые (мышление);

- самостоятельные работы и работы под руководством учителя (управле­ние);

2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной дея­тельности:

- стимулирования и мотивации интереса к учению;

- стимулирования и мотивации долга, ответственности;

3) методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познава­тельной деятельности:

- устный;

- письменный;

- лабораторный.

По этапам обучения:

- подготовка к изучению нового материала;

- изучение нового материала;

- конкретизация, углубление, приобретение умений и навыков;

- контроль и оценка.

По развитию познавательной активности обучаемых:

- активные методы обучения (дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговая атака, внеконтекстные операции с понятиями и др.) – методы, при кото­рых деятельность обучаемых носит продуктивный, творческий, поиско­вый характер;

- интенсивные методы обучения – используются для организации обуче­ния в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами («ме­тод погружения»).

В.Ф. Харламов подразделяет методы обучения на следующие группы:

1) методы устного изложения знаний педагогом и активизации позна­вательной деятельности учащихся (рассказ, объяснение, лекция, беседа, иллюстрация и показ);

2) методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учеб­ником);

3) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвое­нию нового материала(работа с учебником, лабораторная работа);

4) методы учебной работы по применению знаний на практике и выра­ботке умений и навыков(упражнения, лабораторные занятия);

5) методы проверки и оценки знаний, умений (наблюдение, устный опрос, контрольные работы, программированный контроль, проверка до­машних заданий и пр.).

Выделяют также монологические (информационно-сообщающие) ме­тоды обучения, например: рассказ, лекция, объяснение, и диалогические методы изложения учебного материала (беседа, проблемное изложение, диспут).

Вопросы выбора методов обучения представляют важнейшую сторону деятельности преподавателя. В зависимости от их решения находится сам учебный процесс, деятельность преподавателя и обучаемых, а следова­тельно, результат обучения в целом.

Ю.К. Бабанский для успешного выбора методов обучения рекомен­дует сравнительный анализ различных методов, руководствуясь при этом такими критериями:

- соответствие целям обучения и развития;

- содержанию урока;

- реальным учебным возможностям обучаемых;

- имеющимся условиям обучения;

- возможностям самих педагогов.

 

9.2. Средства обучения

Средства обучения (дидактические средства) – это источники полу­чения знаний, формирование умений – это материальные или идеальные объекты, предназначенные для организации и осуществления педагогиче­ского процесса.

Материальные средства обучения – учебно-наглядные пособия, ди­дактическая техника, учебное оборудование, технические средства обуче­ния и проч.

Идеальные средства обучения – речь, письмо, схемы, чертежи, произ­ведения искусств, мысль и т. д.

Они, как и методы, выполняют обучающую, воспитывающую и разви­вающую функцию.

Классификация с редств обучения

По модальностям дидактические средства подразделяются:

- визуальные (зрительные): таблицы, карты, натуральные объекты и т. д.;

- аудиальные (слуховые): радио, музыкальные инструменты и т. п.;

- аудиовизуальные: звуковые фильмы, телевидение и т. п.

По сложности можно выделить:

- простые средства: 1) словесные (учебники и другие тексты); 2) визуаль­ные (предметы, картины, модели);

- сложные средства: 1) механические визуальные приборы (диаскоп, микроскоп, кодоскоп); 2) аудиальные средства (радио, магнитофон и пр.); 3) аудио-визуальные (звуковой фильм, телевидение, видео); 4) средства, автоматизирующие процесс обучения (лингвистические кабинеты, ком­пьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети).

По субъекту деятельности средства обучения подразделяются:

- средства преподавания (средства наглядности, информационные сред­ства, компьютер, электронные доски, луч света, речь педагога и др.);

- средства учения (учебники, тетради, дидактический материал, кар­точки, схемы, опорные конспекты, компьютеры, учебные программы Ин­тернета).

При использовании любых средств обучения недопустимо как зло­употреблять ими, так и игнорировать их возможности.

 

9.3. Формы и виды обучения

Форма обучения как дидактическая категорияозначаетвнешнюю сторону организации процесса обучения в единстве всех его компонентов: содержания, цели, принципов, методов, средств.

Существуют различные формы обучения: индивидуальные, группо­вые, фронтальные, коллективные, парные, аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные и т. д.

Форма организации обучения – это конструкция какого-либо звена процесса обучения, определенный вид занятий (урок, лекция, семинар, экзамен и т. д.) В дидактике формы организации процесса обучения рас­крываются через способы взаимодействия педагога с учащимися при решении образовательных задач посредством управления деятельностью, обучением, отношениями.

Формы классифицируются по разным основаниям

По доминирующей цели обучения В.И. Андреев выделяет: вводное за­нятие; занятие по углублению знаний; практическое занятие; занятие по систематизации и обобщению знаний; занятие по контролю знаний, уме­ний и навыков; комбинированные формы занятий.

А.В. Хуторской выделяет три группы форм организации обучения: индивидуальные (репетиторство, тьюторство, менторство, гувернерство, семейное обучение, самообучение); коллективно-групповые (урок, лекция, семинар, конференция, олимпиада, экскурсия, деловая игра); индивиду­ально-коллективные занятия (погружения, творческие, научные недели, проекты).

Выделяются три основные системы организации педагогического процесса: индивидуальное обучение и воспитание; классно-урочная сис­тема; лекционно-семинарская система.

Учебно-плановые формы обучения (урок, лекция, семинар, домашняя работа, экзамен) имеют обучающее и воспитательное значение, способст­вуют формированию мировоззрения, обеспечивают усвоение конкретных учебных дисциплин. Система внеплановых форм обучения (консультации, конференции, экскурсии, кружки, занятия по продвинутым и вспомога­тельным программам) способствует совершенствованию знаний обучае­мых.

К функциям форм обучения относятся:

- обучающе-образовательная, позволяющая создать наилучшие условия для передачи знаний, умений, навыков, формирования мировоззрения и развития практических способностей обучаемых;

- воспитательная, способствующая активному проявлению всех духов­ных сил учащихся;

- организационная, требующая чёткой организационно-методичес­кой работы педагога.

По отношению друг к другу формы обучения способны выполнять комплектующие и координирующие функции.

В истории педагогики известны различные дидактические системы, в которых преимущество имели те или иные формы обучения:

- взаимодействие учеников (Белл-Ланкастерская система, XVIII в., Анг­лия);

- индивидуально-групповые занятия (Батавская система обучения, XIX в.);

- дифференциация обучения (Мангеймская система);

- система мастерских (Далтон-план);

- бригадно-лабораторное обучение (20-е гг. ХХ в., Россия);

- сочетание занятий в больших группах с индивидуальной работой уча­щихся (американский план Трампа);

- проектная система (метод проектов; в основе – практическая деятель­ность учащихся).

Ведущими формами организации процесса обучения являются урок и лекция (соответственно в школе и вузе). Научное обоснование уроку около 400 лет назад дал Я.А. Коменский.

Особенности урока:

- постоянная, укомплектованная группа учащихся;

- руководство деятельностью учащихся с учётом особенностей каждого;

- овладение знаниями непосредственно на уроке;

- вариативность деятельности учащихся.

Именно в уроке отражены преимущества классно-урочной системы:

- строгая организация обучения;

- экономичность (один учитель);

- предпосылка для коллективной деятельности, взаимообучения, соревно­вания и развития учащихся.

Одна и та же форма организации обучения может изменять структуру и модификацию урока в зависимости от задач и методов учебной работы. Например, существуют урок-игра, урок-конференция, диалог, практикум.

Основной урок – комбинированный – включает основные виды дея­тельности учащихся. В школе, наряду с уроками, функционируют и дру­гие организационные формы обучения (факультатив, кружок, лаборатор­ный практикум, самостоятельная работа).

В вузе основными формами обучения являются лекция и семинар.

Лекция – монологическое изложение материала преподавателем. Ву­зовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование ориентированной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.

Семинар – форма коллективной самостоятельной работы студентов. Семинары способствуют закреплению знаний, формированию умений и навыков общения и анализа, развивают активность студентов.

В вузе кроме лекции и семинара используют и другие организацион­ные формы обучения: лабораторно-практическое занятие; НИРС; самосто­ятельная учебная работа студентов; производственная практика, стажи­ровка; факультативные занятия; экскурсии; курсовое и дипломное проек­тирование; экзамены; зачеты.

В практике работы образовательных учреждений сложились опреде­ленные виды обучения, представляющие собой определенные обучающие системы, отличающиеся рядом признаков. Различают следующие виды обучения:

- объяснительно-иллюстративное обучение (традиционное, сообщаю­щее);

- догматическое – принятие информации без доказательств;

- проблемное обучение – организация самостоятельной поисковой деятель­ности обучаемых под руководством педагога;

- развивающее обучение – обеспечивающее оптимальное развитие уча­щихся;

- эвристическое – на принципах проблемного и развивающего обучения;

- личностно ориентированное обучение;

- компьютерное – основанное на программировании обучающей и учеб­ной деятельности;

- модульное обучение – «модуль» – минимальная дидактическая единица учебной информации;

- межпредметное обучение, основанное на межпредметных связях.

В качестве форм контроля и оценки результатов обучения используют экзамены и зачёты, контрольную или самостоятельную работу, рейтинго­вую систему оценки, зачёт, тестирование, собеседование, реферативную, курсовую, дипломную работу.

Задания и вопросы для самостоятельной работы

1. Знать точное определение понятий: методы обучения, методиче­ский прием, дидактическое правило, средства обучения, организационные формы обучения, виды обучения.

2. Ознакомиться со следующими текстами:

1. Ямбург Е.А. Школа для всех. – М., 1996.

3. Ответить на следующие вопросы:

1. Дайте определение понятиям «метод обучения», «методический прием».

2. Покажите, что методы обучения не тождественны принципам обучения.

3. Какие условия определяют выбор методов обучения? Перечислите их, приведите примеры.

4. Объясните, почему ни один метод обучения не может использоваться как универсальный?

5. Какие методы обучения используют в своей работе педагоги-новаторы?

6. Какие классификации методов обучения существуют?

7. Какие условия определяют выбор методов обучения?

8. Раскройте исходные позиции классификации методов обучения.

9. Выделите основные признаки, характеризующие форму организации обучения. Дайте определение понятия «форма организации обучения».

10. Дайте классификацию форм обучения.

11. Охарактеризуйте особенности классно-урочной системы обучения, ее достоинства и недостатки, ее преимущества перед другими системами.

4. Практическое задание: проанализируйте особенности Маннгейм­ской системы, Дальтон-плана, плана Трампа, запишите результаты ана­лиза и обсудите их достоинства, недостатки, возможности использования в современной отечественной школе.

Литература: 3; 21; 23; 27; 29; 39; 42; 48; 51.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 771; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.