Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 11. Педагогические технологии




11.1. Подходы к пониманию технологии и её сущность

Для повышения качества педагогического процесса в педагогиче­ской науке и практике существует множество подходов и рекомендаций. Одним из

направлений является технологизация педагогического процесса.

Понятие «педагогическая технология» вошло в педагогическую науку сравнительно недавно. На Западе (30-е гг. XX в., США) с внедрением техники в учебный процесс заговорили о технологии обучения. С появле­нием программированного обучения и разработкой дидактических машин появился новый термин – «технология образования». И лишь в 60-е гг. прошлого века его расширили до педагогической технологии, обеспечи­вающей наиболее эффективное достижение поставленной цели обучения (образования).

Понятие «технология» означает «наука техники». В Толковом словаре В. Даля приведено следующее определение понятия «техника»: «Техника – искусство, знания, умения, приёмы работы и приложение их к делу» (т. 4, с. 404).

Существуют два пути появления педагогических технологий. В одних случаях они возникли из теории (В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, В.К. Дья­ченко, Л.В. Занков, П.Я. Гальперин, Н.В. Кузьмина и др.), а в других – вытекают из практики (Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, В.В. Шейман и др.). На сегодняшний день отсутствует единое понимание кате­гории «педагогическая технология».

Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагоги­ческих технологий, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачёв).

Педагогическая технология означает системную совокупность и поря­док функционирования всех личностных, инструментальных и методоло­гических средств, используемых для достижения педагогических целей (В.М. Кларин).

Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с обязательным обеспечением комфорт­ных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

Педагогическая технология – это упорядоченная система действий, выполнение которой приводит к достижению поставленных целей (Н. Та­ланчук).

В обобщённом виде данное понятие можно представить как научно обоснованную последовательность процедур, приводящую к гарантиро­ванному достижению педагогических целей. Это и будет выражать сущ­ность педагогической (образовательной) технологии. В неё попадают и технологии обучения, и технологии воспитания, и технологии педагогиче­ского процесса.

Педагогическая технология функционирует в качестве: науки, иссле­дующей наиболее рациональные пути общения; системы способов, прин­ципов, применяемых в обучении; реального процесса обучения.

Технологии бывают различного уровня:

1. Уровень теоретического представления о педагогическом процессе, принципах его организации и факторах успешности.

2. Уровень нормативного представления через правила, рекомендации, алгоритмы действия педагога и учащихся.

3. Уровень конкретного проекта (технология конструирования конкрет­ного урока).

4. Уровень описаний последовательности и характера действий педа­гога и учащихся (технология применения конкретного метода, приёма).

Технологическая схема – условное изображение технологии процесса, разделения его на отдельные функциональные элементы и обозначения логических связей между ними.

Технологическая карта – описание процесса в виде пошаговой, по­этапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств.

Структура педагогической технологии (ПТ):

а) концептуальная основа: краткое описание руководящих идей, гипо­тез, принципов (целевые установки и ориентиры; основные идеи и прин­ципы);

б) содержательная часть: цели обучения (общие и конкретные); со­держание учебного материала;

в) процессуальная часть (технологический процесс): организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности обучающихся; методы и формы учебной работы педагога; деятельность педагога по управлению процессом обучения; диагностика учебного процесса.

Критерии технологичности:

- концептуальность – опора на определённую научную концепцию;

- систематичность – технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех частей, целостностью;

- управляемость – возможность технологического целеполагания, планирования, проектирования процессов, поэтапной диагностики, варьи­рование процессов средствами и методами с целью коррекции результатов;

- эффективность – гарантированность достижения определённого результата с оптимальными затратами;

- воспроизводимость – возможность применения (повторения) ПТ в других образовательных учреждениях, другими субъектами.

Технологии обучения классифицируют по:

- у ровню применения: общепедагогические, частнометодические (предмет­ные) и локальные (модульные);

- философской основе: научные и религиозные, гуманистические и автори­тарные;

- научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, бихе­виористические, интериоризаторские, развивающие;

- ориентации на личностные структуры: информационные (формирова­ние знаний, умений и навыков), операционные (формирование способов умственных действий), эвристические (развитие творческих способно­стей), прикладные (связанные с практической сферой).

Процесс разработки конкретной педагогической технологии можно назвать процессом педагогического проектирования. Последовательность его шагов будет следующая:

1) выбор содержания обучения, предусмотренного учебным планом и программой;

2) выбор приоритетных целей, на которые должен быть ориентирован преподаватель: какие профессиональные, личные качества будут сформи­рованы у студентов в процессе преподавания проектируемой дисциплины;

3) выбор технологии, ориентированной на совокупность целей или одну приоритетную цель;

4) разработка технологии обучения.

На современном этапе развития педагогической технологии приоритет отдаётся гуманистической парадигме образования (личностно-ориентиро­ванному образованию).

Основные требования к личностно ориентированной технологии (по В.В. Серикову).

1. Трансформация содержания, целостный проект деятельности, кото­рой должен овладеть учащийся.

2. Представление проектируемой деятельности в форме ситуаций, сис­темы задач и т. д.

3. Представление способов решения задач (ценностная сфера).

4. Выявление способов взаимодействия участников учебного процесса, их функций, связей, ролей.

5. Мотивационное обеспечение технологией на основе создания воз­можностей для самореализации участников учебного процесса.

6. Использование материально-технических факторов, способствую­щих учебно-воспитательной ситуации.

Попытки технологизировать личностно ориентированную деятель­ность сопряжены пока ещё со многими трудностями. И всё же, несмотря на особую природу личностно ориентированного образовательного про­цесса, он сохраняет характерные черты педагогической реальности, как и всякая другая педагогическая система.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.