Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды обучающих программ




ПРОГРАММИРОВАННОЕ И КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Название программированного обучения произошло от термина «программа», обозначающего систему последовательных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату. Поэтому под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.).

Программированный учебный материал представляет собой сравнительно небольшие порции учебной информации («кадры», файлы, «шаги»), подаваемые обучаемому в определенной логической последовательности.

Цель программированного обучения – улучшение управления учебным процессом.

Сущность: контроль каждого шага продвижения учащегося по пути познания и благодаря этому оказание ему своевременной помощи, избавляя от многих затруднений, потери интереса и других негативных последствий, сопровождающих плохо управляемый процесс.

У истоков программированного обучения стояли американские дидакты и психологи.

Б. Скиннер разработал линейное программирование, суть которого состоит в расчленении учебного материала на небольшие части – «шаги»; проверяется усвоение каждой части; после того, как шаг усвоен учеником, происходит переход к следующему шагу. Весь материал прорабатывается от шага к шагу в заданной последовательности.

Н. Краудер предложил разветвленное программирование, основанное на выборе одного правильного ответа из нескольких. Ученик, проработав какую-то относительно законченную часть учебного материала (больше шага Скиннера), переходит к проверке усвоенного. С этой целью даются вопросы и варианты ответов, из которых необходимо выбрать верный. В зависимости от ответов даются указания по дальнейшей работе: переходить к следующей части или же вернуться к тому разделу, на который сделана ошибка.

Адаптивная программа представляет обучаемому возможность самостоятельно выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям. Адаптивность в темпе учебной работы и оптимальность обучения достигаются только путем использования специальных технических средств, работающих по программе поиска наиболее выгодного режима обучения и автоматически поддерживающих найденные условия (компьютер).

В частично адаптивной программе уровень сложности и темп продвижения в учебном материале задаются компьютером самостоятельно в зависимости от последнего ответа испытуемого.

Комбинированная программа включает в себя фрагменты линейного, разветвленного и адаптивного программирования.

В нашей стране проблемами программированного обучения занимались Н.Ф. Талызина, П.Я. Гальперин, Л.Н. Ланда, А.Г. Молибог, В.П. Беспалько и др.

Особенности технологии программированного обучения:

1. Учебный материал разделяется на отдельные порции;

2. Учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;

3. Каждый шаг завершается контролем (вопросы, задания);

4. При правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения;

5. При неправильном ответе ученик получает помощь и дополнительные разъяснения;

6. Каждый ученик работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;

7. Результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются и становятся известными как самим учащимся (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь);

8. Учитель выступает организатором обучения и помощником (консультантом) при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход;

9. В учебном процессе широкое применение находят специальные средства программированного обучения (программированные учебные пособия, тренажеры/сборники задач и упражнений/, контролирующие устройства, обучающие машины).

Преимущества программированного обучения: экономия времени, серьезная проработка материала, уменьшение опасности образования пробелов в знаниях, индивидуальный темп работы учащихся и постоянный контроль.

Программированное обучение положительно влияет на формирование работоспособности, пунктуальности, последовательности.

Недостатки: большое разнообразие программ и значительные различия между ними; чрезмерная нагрузка на память и гораздо меньшая на осмысление материала, а, следовательно, недостаточно развивает мышление, творческие установки, интуицию. Кроме этого, снижает воспитательную роль обучения, т.к. происходит одностороннее стимулирование познавательных процессов и не затрагивается эмоционально-мотивационная сфера.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1683; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.