Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия: ведущая деятельность, новообразование периода, возрастной кризис, онтогенез




Учебная литература:

 

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 1997.

2. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000. – 1007с.

3. Гальперин, П. Я. Лекции по психологияи. - М.: Кн.дом"Ун-т": Высш.шк., 2002. - 399с.

4. Крайг, Г. Психология развития: учебникю - СПб.: ПИТЕР, 2002. - 988с.

5. Крысько, В. Г. Психология и педагогика: курс лекций, 3-е изд. - М.,Омега-Л, 2005

6. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.1. - М., 2007.

7. Психология и педагогика: учеб. пособие. - М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2004. - 584с.

8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – С.-П., 1997. –– 608 с.

9. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. – М., 1997.

 

Дополнительная литература:

 

1. Березовин Н. А. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие. - Минск: ООО"Новое знание", 2004.

2. Дебесс М. Подросток: монография. - СПб.: ПИТЕР, 2004. - 126с.

3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл: Академия, 2005. - 346с.

4. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. - СПб., 2004. - 319с.

5. Петровский А. В., Ярошевский М.Г. Психология. - М., 2002. - 351с.

6. Подласый, И. П. Педагогика. В 2 кн. Кн.2: Процесс воспитания: учебник. - М.: Гуманит. издат. центр "ВЛАДОС", 2002.

7. Психология для студентов вузов. / Под общ. ред. Рогова Е.Н. - М.: ИКЦ "Март", 2004. - 557с.

8. Психология. Учебник для технических вузов / Под ред. В.Н.Дружинина. - СПб.: ПИТЕР, 2000. - 608с

9. Психология: учебник для экономических вузов / Под ред. Дружинина В.Н. – СПб., 2002.

10. Психология: учебник./Под ред. Крылова А.А. – М., 2001. – 584с.

11. Радугин А. А. Психология. - М.: Центр, 2001. - 399 с.

 

 

Тема XI (2 часа)
Предмет и задачи педагогики

1. Предмет и объект педагогики.

2. Категории педагогики.

3. Цели и задачи педагогики.

4. Отрасли педагогики и ее взаимосвязь с другими науками.

Педагогику принято считать наукой о том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым, творчески активным и удовлетворенным жизнью, найти равновесие с природой и обществом, освоить социокультурный опыт человечества. Предметом педагогики является исследование формирования и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса, т.е. предметом педагогики в ее строго научном и точном понимании является воспитание как особая функция человеческого общества.. Объектом познания в педагогике является человек, развивающийся в результате воспитательных отношений. Дайте определение педагогике как науке. Что является «предметом» и «объектом» ее исследования? Опишите эти понятия.

К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устойчивые и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и связывают его в целостную систему. Исходя из такого понимания и рассмотрим основные категории педагогики. Ими являются: развитие, воспитание, обучение, образование, самообразование, самообучение и самовоспитание. Дайте определение и краткую характеристику этим понятиям. Что такое психологическая готовность к обучению?

Педагогика занимается изучением закономерностей, основных принципов, методов и форм процессов развития, обучения и воспитания, а также вытекающих отсюда правил и практических рекомендаций. Раскрывая закономерности развития, обосновывая принципы обучения и воспитания, осуществляя сравнительную характеристику форм, методов и приемов педагогической деятельности, педагогика определяет наиболее действенные способы и пути решения возникающих задач. А какие по вашему мнению задачи стоят перед педагогикой?

Развитие педагогики определяется социально-экономическими условиями жизни общества, его потребностями и достижениями современной научно-технической мысли, трансформацией тех процессов и явлений, которые она изучает. Все это выдвигает перед педагогикой все новые и новые проблемы, решение которых требует эффективное использование внутренних возможностей и интеграцию знаний, приемов и методов, характерных для других областей знаний. Именно поэтому она постоянно видоизменяется, в ней выделяются все новые и новые составные части и отрасли. К ним можно отнести: историю педагогики, народную педагогику, школьную педагогику, педагогику высшей школы, коррекционную педагогику, педагогику неформального образования, педагогику образования взрослых и многое другое. Различные отрасли педагогики позволяют выявить качественное своеобразие педагогических явлений, их связи с другими общественными феноменами и науками: психологией и физиологией, философией и социологией, политологией и этнологией и т.д. Расскажите, что изучают указанные выше отрасли педагогики и как она связана с другими науками.

Основные понятия: педагогический процесс, предмет и объект педагогики, психологическая готовность к обучению, категории педагогики.

Учебная литература:

1. Березовин, Н. А. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие. - Минск: ООО"Новое знание", 2004. – 333с.

2. Крысько, В. Г. Психология и педагогика: курс лекций. - М.,Омега-Л, 2005. – 336с.

3. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. - М., 2007.

4. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс. В 2кн. - М., 2002.

5. Психология и педагогика: учеб. пособие. - М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2004. - 584с.

Дополнительная литература:

1. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб., 2008. – 432с.

2. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие. – Ростов н/Д, 2002. – 671с.

3. Хон Р.Л. Педагогическая психология. – М., 2005. – 145с.

4. Чеховских, М. И. Основы психологии. - Минск: Новое знание, 2002. - 217с.

Тема XII (2 часа)
Методологические основы педагогики

 

1. Понятие методологии.

2. Методологические и теоретические основы педагогической науки.

3. Методы исследования в педагогике:

- наблюдение;

- биографический метод;

- изучение литературных источников;

- тесты, анкетирование, беседа;

- эксперимент

- анализ результатов деятельности;

- изучение документов, фотографий, кино-, теле- и звукозаписей.

 

Любая наука, чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие представления о тех феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают методология и теория. Под методологией понимают учение о тех идейных позициях, на которых стоит наука, логику ее развития и методы исследования. Теория представляет собой совокупность взглядов, суждений и умозаключений, представляющих собой результат познания и осмысления изучаемых явлений и процессов объективной действительности. Какие философские идеи являются методологической основой педагогики?

Обычно в любой науке различают три уровня методологии: общая методология, специальная методология и частная методология. Общая методология на основании положений и принципов материалистической диалектики (закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество, закон отрицания отрицаний и др.) определяет объективный подход к явлениям действительности и процессу обучения и воспитания в условиях объективной действительности. Специальная методология формирует закономерности изменения и развития тех феноменов, которые она исследует: представление о психике человека и ее высшей форме – сознании и о возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него. Частная методология определяет принципы и методы изучения педагогических явлений и процессов. Дайте более развернутую характеристику следующим понятиям: общая, специальная и частная методология педагогики.

В любой науке существуют методы накопления фактов и проверки гипотез. Большинство методов исследования в педагогике пришло из общей, возрастной и других отраслей психологии и иных наук, но есть и собственные, уникальные. Все методы исследования можно разделить на две большие группы: описательные и экспериментальные. Назовите, какие методы исследования относятся к каждой группе и дайте их характеристику. В чем заключается специфика этих методов исследования?

Основные понятия: методология, методы исследования.

Учебная литература:

1. Березовин, Н. А. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие. - Минск: ООО"Новое знание", 2004. – 333с.

2. Крысько, В. Г. Психология и педагогика: курс лекций. - М.,Омега-Л, 2005. – 336с.

3. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. - М., 2007.

4. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс. В 2кн. - М., 2002.

5. Психология и педагогика: учеб. пособие. - М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2004. - 584с.

Дополнительная литература:

1. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб., 2008. – 432с.

2. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие. – Ростов н/Д, 2002. – 671с.

3. Хон Р.Л. Педагогическая психология. – М., 2005. – 145с.

4. Чеховских, М. И. Основы психологии. - Минск: Новое знание, 2002. - 217с.

 

Тема XIII (2 часа)
Система образования в России

 

1. Система образования в РФ, уровни образования.

2. Учреждения образования.

3. Образование, просвещение, грамотность.

4. Принципы образования и его сущность.

 

На сегодняшний день образование – самая большая отрасль современной индустрии, включающая в себя не только образовательные институты, но и приобретенные человеком знания дома, в семье, в церкви, в армии. Другой после образования компонент индустрии знаний, финансируемых правительством, - это система научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Третий компонент – средства информации и коммуникации: типографии, издательства, кино, театр, радио, телевидение, почта, интернет и др. Четвертый компонент – компьютеры, печатные машинки, контрольные системы, музыкальные инструменты и сигнальные системы. Наконец, последний компонент индустрии знаний, который труднее всего классифицировать – это всевозможные консультационные службы, отчетность, обработка и передача данных. Но это на мировом уровне. Каждая страна имеет, как правило, собственную, зачастую уникальную систему образования. В нашей стране система образования имеет глубокие корни, прекрасные традиции и многоуровневую иерархию: дошкольное, общее, дополнительное, среднее профессиональное, высшее профессиональное образование. Расскажите об уровнях и институтах образования в РФ.

Образование – это гигантская система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и правил, социальных организаций (учреждений, предприятий, университетов, академий, институтов и т.д.), которые опираются на персонал, аппарат управления и особые процедуры. В соответствии с Законом РФ об образовании оно понимается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». (Закон РФ от 13 января 1996г. «Об образовании» (в ред. от 7 августа 2006г.). Расскажите о многоуровневой сети учреждений образования в нашей стране. Что дает такая сеть учреждений? Можно ли выбросить какое-либо из этой сети без ущерба?

Основная задача образования – передать потомкам свод знаний, накопленный предшествующими поколениями. Существуют понятия: научение, обучение, образование, просвещение, грамотность. Что они означают? Расшифруйте эти понятия. Чем они отличаются друг от друга? Чем, например, обучение отличается от образования? Что такое «образованный человек»?

В основу системы образования в нашей стране заложены принципы: автономности, адаптивности, демократизации, непрерывности, единства культурного и образовательного пространства. Сущность образования составляет: 1) освоение содержания знаний о природе, обществе, мышлении, способах деятельности; 2) овладение системой интеллектуальных и практических навыков и умений; 3) освоение опыта творческой деятельности; 4) овладение опытом эмоционально-волевого отношения к миру, другим людям. Охарактеризуйте каждый из принципов. Какие еще принципы вы можете добавить? В чем, по-вашему, заключается сущность образования?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.