Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия: воспитание, воспитанность, значимые взрослые, самовоспитание, формы общественного сознания (политика, мораль, нравственность, право, наука, религия, искусство)




Учебная литература:

1. Березовин, Н. А. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие. - Минск: ООО"Новое знание", 2004. – 333с.

2. Гальперин, П. Я. Лекции по психологияи: учеб.пособие - М., 2002. - 399с.

3. Крысько, В. Г. Психология и педагогика: курс лекций, 3-е изд. - М.,Омега-Л, 2005. – 336с.

4. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. - М., 2007.

5. Подласый, И. П. Педагогика.Новый курс. В 2кн. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.

6. Психология и педагогика: учеб. пособие. - М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2004. - 584с.

7. Хон Р.Л. Педагогическая психология. В 2-х т. – М., 2005. – 145с.

Дополнительная литература:

1. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб., 2008. – 432с.

2. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие. – Ростов н/Д, 2002. – 671с.

3.Чеховских, М. И. Основы психологии. - Минск: Новое знание, 2002. - 217с.

4. Выготский, Л. С. Психология/ Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000

 

Тема XVII (2 часа)
Проблемы семейного воспитания

1. Институт семьи: сущность, функции особенности.

2. Ролевые позиции.

3. Типы семейных отношений, их особенности и влияние на развитие ребенка.

4. Семейные конфликты и их влияние на процессы воспитания.

Главным институтом воспитания выступает семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена еще и тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка. В то же время семья может выступать как в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких людей не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. В чем, по-вашему, состоит сущность семейных отношений? Какие функции выполняет семья?

Очевидным является тот факт, что мужчины и женщины различаются между собой. Вопрос только в том, что на это влияет – врожденные особенности или условия социализации? В целом, исследования показывают, что мужчины демонстрируют большую доминантность, агрессивность, самостоятельность, независимость в поступках и суждениях. Женщины более зависимы, тактичны, менее самоуверены. Логика мужчин линейна, женщин – иерархична. В разговорах мужчины больше делятся информацией, а женщины – чувствами, они лучше понимают состояния других людей. Внутри семьи так же супружество для мужчин и отцовство отличаются от супружества для женщин и материнства. Первая обязанность отца – обеспечить семью материально. Его эмоциональный вклад значительно меньше, и определяется в связи со стереотипным взглядом на пол. Даже когда мужчина выполняет домашнюю работу – эта деятельность часто организуется и поручается ему женой. Что касается детей, то определенное отношение к полу ребенка складывается у родителей еще до его рождения. Например, при выборе цвета одежды или ожиданий от судьбы ребенка разного пола. Первоначальные установки на психологические характеристики девочек и мальчиков приводят к различным поведенческим паттернам у будущих родителей. Жесткое социальное клиширование также формирует половые роли: «мальчики должны…», «девочки обязаны…» и т.д. Каковы, на ваш взгляд ролевые позиции в нашем обществе, в вашей семье? Каково их значение?

В наше быстротекущее время не избежала участи сильных потрясений и семья как социальный институт. Современные исследования психологии семейных отношений выделяют множество оснований для классификации, типологизации семейных и брачных отношений. Например, по структуре выделяют: полную семью (отец и мать), неполную (один родитель), деформированную (наличие отчима или мачехи). По степени родства выделяют: нуклеарную (родители и дети), расширенную (нуклеарная семья и родственники). По типу вла сти определяют: патриархальную семью (власть мужчины), матриархальную (власть женщины), эгалитарную (равноправие) и т.д. В.Н. Дружинин предлагает типологизировать семейные отношения по трем критериям: иерархия господства-подчинения, распределения ответственности, эмоциональной близости. Назовите еще типы классификаций (кроме указанных выше) и какие из них в большей мере представлены в нашем обществе? Что цементирует и что разрушает знакомые Вам семьи?

Благополучие семейных отношений зачастую зависит от мотива, по которому будущие супруги вступили в брак. Это может быть желание отделиться от родителей, преодолеть раннюю депривацию, желание обрести защиту и поддержку, материальные соображения, незапланированная беременность, получение статуса, чувство любви, узаконивание сексуальных отношений, способ прекратить прежние отношения и т.д. Данное многообразие поводов для заключения браков впоследствии порождает внутрисемейные проблемы и конфликты. Помимо сложностей внутри супружеской пары, в них с неизбежностью оказываются вовлеченными и дети. Какое влияние оказывают семейные конфликты на развитие и воспитание детей?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.