Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и структура воспитательной системы школы. Понятие о гуманистической воспитательной системе




В зависимости от роли диалога в развитии личностных качеств (функций личности) выделяют следующие типы диалога Выделенные типы диалога отличаются степенью доверительности, взаимопроникновением в другого.

Тип диалога Характеристика
Мотивационный Отражает интерес его участников к теме, диалогической форме общения
Критический Характеризует критическое осмысление содержания диалога, гипотетическое рассмотрение любых решений проблемы
Конфликтный Отличается противоречивостью отношения личности к предмету проблемы
Самопрезентирующий Демонстрация личностью «выгодного» для нее имиджа
Автономный Внутренний диалог, выражающий проявление защитной реакции личности
Рефлективный Указывает на способность личности вести самоанализ
Самореализующий Характеризует момент утверждения, самораскрытия личности
Смыслотворческий Характеризует поиск личностью ценностей
Духовный Глубинное проникновение в содержание, друг в друга

В преподавательском процессе диалогическое взаимодействие строится на различных уровнях:

· формального диалога (диалог как форма общения участников процесса);

· содержательного диалога (представление в диалогической форме изучаемого содержания);

· личностно-смыслового диалога (диалог как способ установления ценностно-ориентационного единства).

Готовность к диалогу – один из показателей сформированности индивида как личности. Готовность к диалогу включает в себя, во-первых, направленность на поиск смысла постигаемых ценностей; во-вторых, возможность субъективно воспринимать изучаемый материал; в-третьих, необходимость в самовыражении через экспрессивность, креативность, художественность.

Диалог – это ситуация обмена взглядами, чувствами между двумя личностями, когда выражается свое Яи отношение к чему-либо. «Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину, в процессе диалогического общения». О диалоге можно говорить, если в наличии следующие компоненты:

• отношение к человеку как к самоценности;

• проблемное содержание материала;

• ситуация, затрагивающая значимое для личности: «я хочу сказать...», «мое мнение...»;

• внутренняя мотивация, интерес к содержанию и процессу диалога, субъектам общения;

• незавершенность диалога как способа реализации духовных потребностей человека;

• готовность учащихся к ориентировке в системе ценностей;

• эмоциональная и личностная открытость партнеров друг другу;

• доброжелательность и доверительность в отношениях.

. Воспитательная система школы – это такой способ организации ее жизнедеятельности, который предполагает упорядоченность дидактического и воспитательного процессов, их взаимопроникновение в соответствии с принятой педагогической идеей, совершенствование и изменение характера сложных связей между компонентами. Воспитательная система – это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.

В структуре воспитательной системы выделяют следующие компоненты:

· теоретическая концепция (цели, задачи, принципы, совокупность педагогических идей, теорий, положительный педагогический опыт), для реализации которой создается воспитательная система;

· содержание системы (научные знания, информация, ценности, достижения культуры и т.п.), в том числе системообразующая творческая, коллективная и личностно-значимая деятельность в сфере учения, труда, досуга и т.д., способствующая реализации целей и теоретических идей системы;

· субъекты деятельности как ее участники и организаторы;

· развитые формы общения и гуманистические отношения;

· управление, обеспечивающее интеграцию всех компонентов в целостную систему, а также ее развитие;

· внутренняя и внешняя среда системы, освоенная ее субъектами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 898; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.