Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ опыта создания воспитательных систем




Сформированность совместной деятельности

Развитость самоуправления

Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе

VI. Сформированность общешкольного коллектива

Эмоционально-психологическое положение ученика в школе (классе)

Комфортность ребенка в школе

VI. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе

Развитость физических качеств личности

Состояние здоровья выпускника школы

V. Сформированность физического потенциала выпускника

Сформированность других эстетических чувств

Развитость чувства прекрасного

IV. Сформированность эстетического потенциала выпускника школы

Знание этикета поведения

Сформированность коммуникативной культуры учащихся

Коммуникабельность

III. Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника

Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.

Нравственная направленность личности

II. Сформированность нравственного потенциала личности учащегося

Сформированность учебной деятельности

Познавательная активность учащихся

Развитость мышления

Освоение учащимися образовательной программы

I. Сформированность познавательного потенциала личности учащегося

В истории педагогики были и в настоящее время существуют разнообразные воспитательные системы, отличающиеся друг от друга видом, местонахождением, временем существования, теоретической концепцией (педагогической философией), путями внедрения и т. д. Рассмотрим процесс развития гуманистической воспитательной системы школы на примере средней школы № 825 г. Москвы, известной как авторская школа В. А. Караковского. Эта школа, основанная в 1970 году, является обычной массовой средней школой. С приходом в школу нового директора В. А. Караковского в 1977 году здесь началось создание гуманистической воспитательной системы. Школа получила статус школы-лаборатории, ее идеей стала ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Воспитательная система базировалась на следующих теоретических положениях. Главная тенденция развития школы — это преобразование ее из школы обучающей в школу воспитывающую. Для этого в школе создается управляемая и самосовершенствующаяся воспитательная система, адекватная конкретным социальным педагогическим условиям ее существования. Целью, субъектом и критерием эффективности такой воспитательной системы школы выступает образованная, творческая, социально ответственная личность. Создание и развитие воспитательной системы предполагает реализацию идеи интеграции педагогических взаимодействий через создание воспитательных комплексов, центров, ключевых дел, ситуаций, которые оказывают целостное педагогическое воздействие на интеллектуальную, духовно-нравственную и эмоционально-волевую сферу ребенка. Ядром воспитательной системы является школьный коллектив как единство первичных коллективов детей и взрослых. Школьная воспитательная система как процесс управляемый включает педагогическое руководство, самоуправление, саморегуляцию и проходит в своем развитии ряд основных стадий. В воспитательной системе школы В. А. Караковского ведущей технологией воспитания является технология социального творчества. Она используется, например, при проведении так называемых комунарских сборов и ключевых воспитательных (общешкольных) дел. Во время весенних каникул проводится трехдневный коммунарский сбор, в котором принимают участие старшеклассники, учителя и выпускники прошлых лет. Взрослые и дети образуют что-то вроде коммуны и проводят время, участвуя в разнообразных видах творческой деятельности (труде, игре, общении и др.). Сбор выполняет в общей системе воспитания ряд важных функций. Во-первых, он является личностной ценностью для большинства детей и взрослых. Во-вторых, это — сильное средство единения, создания чувства «мы». В-третьих, это школа актива, так как предполагает активную организаторскую работу. Коммунарский сбор, кроме того, имеет и развивающее, и психокоррекционное, и психотерапевтическое значение. Обычно раз в месяц в школе проводятся ключевые общешкольные дела, которые охватывают и уроки, и вне­дренную деятельность. Это комплексные дела, вносящие организационную упорядоченность в жизнедеятельность коллектива. Например, в 1999—2000 учебном году осуществлялись в форме ключевых дел: туристско-краеведческий месячник, посвященный Москве; месяц (октябрь), посвященный А. С. Пушкину; праздник песни, семейный праздник Новый год; праздник знаний истории России и другое. Участие в них обязательно для всех. Основная деятельность по подготовке воспитательных дел сосредоточена в классных коллективах. Другие дела, которые хотели бы провести классные руководители и дети, — их инициатива. Идея соединения обучения и воспитания в единый процесс реализуется в воспитательной системе школы через разнобразные методы, приемы, формы работы. Здесь, в частности, практикуются групповые формы работы, общественные смотры знаний, межвозрастные уроки, интегративные уроки, уроки творчества, создание ситуаций выбора, ролевые игры, «мозговой штурм», брифинги, дидактический театр, «интервью с исторической личностью», пятиминутки рефлексии, конкурс шпаргалок, «практикум доброты» и многое другое. Воспитательная система сель­ской школы-комплекса А. А. Захаренко (Украина) Создание воспитательных центров: школьное здание с кабинетами, лабораториями и ре­креациями; музыкальная, спортивная, хореографическая, художественная школы и студии: школьный двор с дорожками, клумбами, фонтаном, скамейками для отдыха; краеведческий музей, отражающий историю, культуру, быт села; школьная обсерватория с телескопом; школьная теплица; центры здоровья (зимний и летний бассейны, туевая роща, стадион). Вос­питательные центры создавались усилиями педагогов, учащихся и родителей Созидательный социально значимый и творческий труд является системообразующей деятель­ностью в Сахновской школе. Все в школе и вокруг нее сделано руками не только взрослых, но и де­тей. Личность самого директора (он закончил физико-математический факультет) оказала большое влияние на увлечение многих ребят техникой. С помощью А. А. Захаренко учащиеся построили фонтан, изготовили серию ЭВМ, создали парк картингов, построили спортивный самолет и т. п. Организация эмоциональной жизни детей: жизнь детей в школе и вне ее должна быть полна юмора, романтики, насыщена произведениями искусства, музыкой, играми т. д. Учащиеся при этом не только слушатели и зрители, но и самые активные участники, создатели красоты. Постепенно в Сахновской школе пришли к выводу, что необходимо иметь постоянную информацию о: воспитанности каждого ученика и по этим данным судить о состоянии и эффективности воспитательной системы школы. В школе была разработана методика изучения и коррекции развития учащихся




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.