Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современная организация статистики в России




В соответствии со ст. 71 Конституции РФ руководство статистикой в стране осуществляет Росстат как федеральный орган исполнительной власти.

Росстат РФ, его органы в республиках, краях, областях, автономных областях и округах, в городах Москве и Санкт-Петербурге, других городах и районах, а также подведомственные им организации, учреждения и учебные заведения составляют единую систему государственной статистики страны.

Формы и методы сбора и обработки статистических данных, методология расчета статистических показателей, установленные Росстатом, являются статистическими стандартами РФ.

На Федеральную службу государственной статистики (ФСГС) возлагается руководство всей статистической деятельностью в стране, осуществление сбора, обработки и анализа данных о развитии национальной экономики, представление Президенту, Правительству, Федеральному собранию и другим федеральным органам власти официальной статистической информации о социально-экономическом состоянии страны.

ACUC России должна обеспечивать единство методологии учета и статистики в стране, разрабатывать формы отчетности, проводить (с помощью местных органов государственной статистики) переписи населения, осуществлять единовременный учет различных объектов исследования, публиковать статистические данные о социально-экономическом развитии страны и ее регионов.

Наряду с государственной существует и ведомственная статистика, которую ведут все министерства и ведомства на основе информации, поступающей к ним от подведомственных предприятий и организаций. Такая информация, ее обработка и анализ необходимы министерствам и ведомствам для оперативного руководства и управления деятельностью соответствующих подведомственных производственных и других единиц, а также для ее планирования.

Оперирующая широким набором методов сбора и обработки данных государственная статистика в зависимости от конкретных условий и традиций отдельно взятых стран, существующих материальных, трудовых и финансовых ресурсов, организована и осуществляет свою повседневную деятельность в разных формах.

В Российской Федерации государственная статистика строится на принципах централизованной организации выполняемых работ.

Целью организации государственной статистики является: обеспечение своевременного представления органам государственной власти всех уровней, средствам массовой информации, научной общественности, коммерческим структурам, населению и международным организациям полной и объективной информации по вопросам социально-экономического развития Российской Федерации, ее регионов и секторов экономики. Эта цель реализуется путем разработки ежегодной Федеральной программы статистических работ, определяющей основные направления статистического наблюдения за социально-экономическими и демографическими процессами, происходящими в стране в течение года, формируемой Росстатом России на межведомственной основе и представляемой в Правительство Российской Федерации для согласования.

Статистическая работа состоит из последовательных этапов – сбор, обработка и представление пользователям статистической информации. Им предшествует важная, сложная и ответственная подготовительная методологическая и организационная деятельность, в процессе которой создается система показателей, характеризующих наблюдаемый процесс или явление, проектируются формы отчетности, формируются программы статистического наблюдения и обработки данных, разрабатываются алгоритмы и технология автоматизированной обработки данных, проводится инструктаж исполнителей работы, особенно участников проведения переписей, готовятся кадры и материальные ресурсы для осуществления сбора и обработки данных, при необходимости проводится экспериментальная проверка программ и организации работ.

В соответствии с действующими нормативными положениями органы государственной статистики России осуществляют:

- реализацию государственной политики в области государственной статистики;

- представление в установленном порядке (согласно утвержденному регламенту) официальной статистической информации Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, суды, органы прокуратуры, научным учреждениям и учебным заведениям, средствам массовой информации, международным организациям, другим организациям, а также гражданам России;

- разработку и совершенствование научно обоснованной официальной статистической методологии и системы статистических показателей для проведения государственных статистических наблюдений, обеспечение соответствия официальной статистической методологии международным статистическим стандартам;

- проведение системного анализа и мониторинга состояния и развития экономики и социальной сферы;

- координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по формированию государственных информационных ресурсов в области государственной статистики;

- развитие информационной системы государственной статистики, обеспечение ее совместимости и взаимодействия с другими государственными информационными системами в едином информационном пространстве Российской Федерации;

- хранение и защиту официальной статистической информации;

- реализацию обязательств Российской Федерации, вытекающих из членства в международных организациях и участия в международных договорах, осуществление международного сотрудничества в области статистики.

Общее руководство всей статистической деятельностью в Российской Федерации возложено на Росстат (ранее Госкомстат России). В этих целях Росстат России как федеральный орган исполнительной власти выполняет свои непосредственные функции и функции межотраслевого регулирования и координации в сфере государственной статистики в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации

Росстат России, руководствуясь в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, законами и подзаконными актами Российской Федерации, призван обеспечивать органы государственного власти и управления, органы местного самоуправления, граждан и общественные организации официальной статистической информацией о социальном и экономическом положении и развитии страны.

Для достижения поставленных целей Росстат России выполняет следующие функции:

- разрабатывает предложения по приоритетным направлениям развития государственной статистики, их научно-методологическому, правовому, организационно-техническому, финансовому и кадровому обеспечению;

- подготавливает и вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам статистической деятельности;

- организует проведение государственных статистических наблюдений и обработку их результатов в соответствии с официальной статистической методологией;

- осуществляет присвоение кодов по общероссийским классификаторам технико-экономической и социальной информации юридическим лицам, их представительствам и филиалам, гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, при их учете в Едином государственном регистре предприятий и организаций (ЕГРПО);

- обеспечивает развитие и ведение ЕГРПО, Генеральной совокупности объектов статистического наблюдения (ГС) и их внедрение в статистическую практику;

- согласовывает проекты нормативных правовых актов по вопросам, связанным с созданием и ведением государственных информационных систем и ресурсов, в части обязательного применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;

- организует разработку, развитие и ведение закрепленных за Росстатом России общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации и их использование в статистике;

- обеспечивает совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями, ответственными за ведение общероссийских классификаторов, их автоматизированное ведение и предоставление пользователям информации об общероссийских классификаторах и вносимых в них изменениях, записанных на машинных носителях, в том числе с использованием средств телекоммуникаций на базе информационно-вычислительной сети Государственного комитета Российской Федерации по статистике;

- разрабатывает и утверждает по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации унифицированные формы первичной учетной документации и их электронные версии, согласовывает специализированные формы первичной учетной документации, разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти на основе унифицированных форм;

- разрабатывает по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации и утверждает перечень статистических показателей социально-экономического положения муниципальных образований;

- проводит единую техническую политику в области сбора, обработки и передачи статистической информации с учетом современного уровня развития информационных технологий, взаимодействует с федеральными и региональными информационными системами;

- обеспечивает защиту статистической информации, в том числе сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, и сведений конфиденциального характера;

- разрабатывает перечень сведений конфиденциального характера, получаемых при проведении государственных статистических наблюдений, и порядок их предоставления пользователям;

- обеспечивает юридические лица, их представительства и филиалы, граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, бланками форм и инструкциями по их заполнению, необходимыми для проведения государственных статистических наблюдений, в пределах средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета;

- в целях обеспечения равного доступа к официальной статистической информации всех заинтересованных пользователей выпускает информационно-аналитические и методологические материалы, учреждает и издает в установленном порядке журналы и другие печатные издания, использует информационные системы и сети;

- проводит в средствах массовой информации разъяснительную работу по вопросам, связанным с государственными статистическими наблюдениями и официальной статистической информацией;

- обеспечивает представление информации о юридических лицах, имеющих федеральное имущество, содержащейся в Едином государственном регистре предприятий и организаций в Министерство имущественных отношений Российской Федерации в согласованном с ним порядке;

- разрабатывает и реализует планы гражданской обороны и мобилизационной подготовки системы государственной статистики, а также план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- выполняет совместно с другими федеральными органами исполнительной власти обязательства, вытекающие из членства Российской Федерации в международных организациях, осуществляет международное сотрудничество, изучает, обобщает и распространяет зарубежный опыт в области статистики;

- участвует в качестве представителя работодателей в разработке, заключении и выполнении отраслевого тарифного соглашения.

Основными задачами Росстата России являются разработка и реализация утверждаемых Правительством Российской Федерации федеральных годовых и долгосрочных программ, программ статистических работ, подготовка нормативно– правовых актов, регламентирующих разработку, утверждение и порядок применения унифицированной статистической методологии, организация сбора и обработки документированной статистической отчетности, публикация официальных статистических данных и др. Росстат России выполняет указанные задачи через центральный аппарат, территориальные органы и находящиеся в его ведении организации, образующие в совокупности систему государственной статистики.

Росстат России выполняет возложенные на него задачи и функции непосредственно и во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Росстат России выполняет функцию координации статистической методологии в целом по стране, взаимодействуя со статистическими службами соответствующих министерств и ведомств (органы ведомственной статистики) и другими статистическими службами, учреждаемыми по решению федеральных органов исполнительной власти, а также с общественными организациями.

Важным направлением развития современной российской статистики стало создание федеральных округов и муниципальных образований (районных управ, административных округов и т.д.). По заказам и конкурсам, проводимым Росстатом России, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другими органами государственного управления, а также статистическим проектам, инициируемым в России международными организациями (проектам Евростата, Статистической комиссии ООН, Всемирного банка, ТАСIS и др.), к выполнению отдельных видов государственных статистических работ привлекаются научно-исследовательские институты, учебные заведения и общественные организации.

Для обсуждения проблем межотраслевой координации статистических работ, совершенствования статистической методологии и учета потребностей пользователей в официальной статистической информации при Росстате России на правах коллегиального совещательного органа образован и функционирует научно-методологический (статистический) совет, в состав которого входят представители органов государственной власти, научных и деловых кругов, преподаватели высших учебных заведений, сотрудники ведущих средств массовой информации (всего 188 человек).

Официальные статистические публикации Росстата России, выходящие в свет в виде официальных статистических изданий (20-23 сборника в год) и периодических изданий (информационно-аналитические материалы, ежегодно выпускаемые в виде 20-25 различных статистических журналов, докладов и бюллетеней), публикации территориальных органов Росстата России, а также электронные версии публикаций в сети Интернет на Web-сайте Росстата России www.gks.ru являются одним из наиболее распространенных источников статистических данных. К официальным статистическим публикациям в Российской Федерации относятся, прежде всего, издания общефедерального уровня.

Ведущее место в системе официальных статистических публикаций занимают официальные статистические издания Росстата России, выпускаемые на основании ежегодно утверждаемой Федеральной программы статистических работ. В этих статистических публикациях приводятся данные, собираемые и обрабатываемые как по системе органов государственной статистики, так и официально представляемые Росстату России отдельными министерствами и ведомствами. При подготовке всех статистических публикаций Росстата России используются материалы текущей статистики, переписей населения, ряда выборочных и единовременных обследований.

Основными среди официальных статистических публикаций Росстата России являются статистические сборники, наиболее полно характеризующие социально-экономические явления в стране за ряд лет. Информация, публикуемая в изданиях Росстата России, носит системный характер, раскрывает динамику явлений и их структуру, сопровождается методологическими комментариями. Они подразделяются на две группы: комплексные статистические сборники и тематические статистические сборники.

Первая группа включает в себя комплексные статистические сборники, издаваемые ежегодно: краткий статистический сборник «Россия в цифрах», «Российский статистический ежегодник», «Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации», «Регионы России. Социально-экономические показатели». Такие сборники издаются по широкой программе и включают в себя сведения за ряд лет по различным социально-экономическим показателям.

Ко второй группе относятся тематические статистические сборники, издаваемые как ежегодно, так и с большей периодичностью. Наряду со сводными статистическими сборниками ежегодно выходят в свет отдельные тематические статистические сборники, такие как «Демографический ежегодник России» (на русском и английском языках), «Социальное положение и уровень жизни населения России», «Национальные счета России», «Система таблиц «Затраты-Выпуск России». Начиная с 1998 г. Росстат России ежегодно выпускает совместно с Минстатом Республики Беларусь статистический сборник «Беларусь и Россия», а с 1999 г. – «Малое предпринимательство в России», который отражает развитие малого бизнеса в России.

С 1998 г. Росстат России значительно пополнил перечень выпускаемых периодических официальных статистических сборников. В течение последних десяти лет Росстат России издает с периодичностью один раз в 2-3 года ряд тематических статистических сборников: «Цены в России», «Финансы России», «Промышленность России», «Сельское хозяйство в России», «Строительство в России», «Инвестиции в России», «Транспорт в России», «Связь в России», «Торговля в России», «Труд и занятость в России», «Россия и страны мира».

Росстатом России в целях обеспечения открытости применяемых методологий, как одного из основополагающих принципов официальной статистики, подготовлена и выпущена серия изданий «Методологические положения по статистике» с описанием методологических основ и методов расчета основных показателей. Первый выпуск вышел в свет в 1996 г. В 1998, 2000, 2002 и 2008 г. были изданы второй, третий, четвертый и пятый выпуски сборника «Методологические положения по статистике». Практикуется выпуск статистических сборников к определенным памятным датам, Всемирным конференциям, Международным книжным выставкам и т.д. Так, в 1998 г. было выпущено юбилейное издание, представляющее интерес для широкого круга пользователей, – «Население России за 100 лет (1897-1997)» на русском и английском языках. Сборник приурочен к 100-летию проведения Первой Всеобщей переписи населения Российской Империи и содержит основные итоги всех последующих переписей, а также данные текущего учета населения и его движения.

Значительное место в системе официальных статистических публикаций Росстата России отводится периодическим изданиям. Выпускается достаточно большое количество информационно-аналитических материалов, отражающих оперативные итоги состояния экономики России. Среди таких периодических изданий заслуживают внимания ежеквартальный журнал «Статистическое обозрение», ежемесячные оперативные доклады о социально-экономическом положении страны, бюллетени с аналитическими записками. Ежемесячно выходит в свет научно-информационный журнал «Вопросы статистики», содержащий информацию о научной и практической деятельности Росстата России и включающий статьи видных отечественных экономистов, ученых, специалистов-практиков.

Росстатом России подготавливается срочная информация по актуальным вопросам (по ценам, потребительским ценам, производству промышленной продукции и др.), которая предназначена для опубликования в средствах массовой информации и в оперативном режиме доводится до их сведения.

Ряд статистических публикаций Росстат России издает на двух языках – русском и английском. Ежегодно выходят в свет краткий статистический сборник «Россия в цифрах» и статистический справочник «Россия» на русском и английском языках двумя самостоятельными изданиями, а также ежеквартально подготавливается журнал «Статистическое обозрение» на русском языке с подстрочным английским.

Самостоятельным источником статистических данных и фактов являются монографические публикации, в том числе публикации по организации и истории статистики, среди которых особо выделяются:

- Российская государственная статистика. 1802-1996. М.: Госкомстат России, 1996;

- Ученые записки по статистике АН СССР, т. 1-50. М.: Наука, 1958-1989.

- Взгляд на историю развития статистики в России. «Записки Русского географического общества», кн. I и II, изд. 2. СПб, 1849, с. 195-210;

- Святловский В.В.. Наша дореформенная статистическая литература. Сб. «К истории политической экономики и статистики в России». СПб., 1906, с. 161-200;

- Кауфман А.А. Статистическая наука в России. М.: 1922, 218 с.;

- Птуха М.В. Очерки истории отечественной статистики. М.: Изд-во АН СССР, 1955, 1960;

- История советской государственной статистики. М.: Госстатиздат, 1960, Статистика, 1969 (второе издание);

- Очерки истории статистики в СССР. М.: Госстатиздат, 1961-1975 (в пяти томах);

- Гозулов А.И. История отечественной статистики. М.: Госстатиздат, 1957;

- Ежов А.И. Организация государственной статистики в СССР. М.: Гостатиздат, 1957, 1970;

- Ежов А.И. Система и методология показателей советской статистики. М.: Статистика, 1965;

- Старовский В.Н. Полвека советской статистической науки и практики. Вестник статистики, 1967, № 10;

- Соколин В.Л. Система государственной статистики: тактика и стратегия развития. Вопросы статистики, 2001, № 1;

- Статистический словарь. М.: Статистика, 1965, 1989, 1996;

- Методология и организация статистики в странах СНГ. К 10-летию создания Межгосударственного статистического комитета стран СНГ. М.: Статкомитет СНГ, 2002.

- Жданов И.Ф. Русско-английский экономический словарь. Russian- English Economic Dictionary. М.: Издательство «Русский язык», 1999, 880 с. (Более 80000 терминов и терминологических сочетаний) и др.

В соответствии с Положением о Государственном комитете Российской Федерации по статистике основными его задачами являются:

- межотраслевая координация и функциональное регулирование в сфере государственной статистики;

- реализация государственной политики в области государственной статистики;

- представление в установленном порядке официальной статистической информации Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, судам, органам прокуратуры, научным и учебным организациям, средствам массовой информации, международным организациям, другим организациям и гражданам;

- разработка и совершенствование системы статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы;

- разработка и совершенствование научно обоснованной официальной статистической методологии для проведения государственных статистических наблюдений и формирования статистических показателей, обеспечение соответствия официальной статистической методологии международным статистическим стандартам;

- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по формированию государственных информационных ресурсов в области государственной статистики;

- развитие информационной системы государственной статистики, обеспечение ее совместимости и взаимодействия с другими государственными информационными системами в едином информационном пространстве Российской Федерации;

- обеспечение хранения и защиты официальной статистической информации;

- реализация обязательств Российской Федерации, вытекающих из членства в международных организациях и участия в международных договорах, осуществление международного сотрудничества в области статистики.

Качественно новые и глубокие преобразования в экономике, социальной сфере, характере государственного управления, а также повышение роли и значения региональных и местных органов власти за последние 10-12 лет повлияли и на общие требования к современной государственной статистике, которыми являются подход к государственной статистике как к основе общественной системы информации, безусловное обеспечение сбора надежных данных, их обработки, хранения и распространения, функционирование государственной статистики как независимой, открытой общественной службы, представление адекватных индикаторов и другой структурированной социально-экономической информации, ориентированной на принятие управленческих решений.

В ряду названных требований к государственной статистике соединение функций по сбору и обработке статистических данных и связанной с ними разработке научно-методологических вопросов по научному обобщению и анализу собранной информации является одним из центральных, если не важнейшим, принципом правильного построения статистики.

Производство статистических данных представляет собой сложный многоступенчатый процесс, от уровня научной организации которого решающим образом зависит качество информации.

Многолетняя практика статистической работы, большой вклад в которую внесли и советская, и российская статистики, выкристаллизовала в этом процессе следующие основные этапы:

- разработка методологии и системы показателей для характеристики отображаемого объекта или процесса;

- организационно-методическая подготовка;

- сбор данных (непосредственно наблюдение);

- свод и группировка данных;

- обработка и анализ данных.

Первый этап предполагает изучение задач, для решения которых требуется статистическая информация, определение с учетом требований этих задач перечня необходимых статистических показателей и методологии их исчисления.

Второй этап состоит в разработке конкретной программы наблюдения и обработки данных, необходимых инструктивно-методических материалов, формуляров, подборе и обучении исполнителей, выборе методов и средств получения необходимых данных, составлении организационного плана исследования.

Третий этап представляет процесс получения первичных данных об элементах исследуемой совокупности и их свойствах, которые становятся потом предметом статистической обработки.

Четвертый этап состоит в систематизации материалов наблюдения по признакам, необходимым для выявления типичных групп объектов и процессов с однородными свойствами для характеристики структуры исследуемой совокупности, а также в получении общих и групповых итоговых показателей.

Пятый этап объединяет разнообразные статистические расчеты, выполненные на основе индивидуальных и сводных показателей (вычисление относительных, средних и других производных показателей, определение статистических характеристик динамических рядов и тесноты связи между различными показателями, их социально-экономический анализ и формулировка выводов статистического исследования).

Такая последовательность этапов статистической работы сложилась в условиях, когда операции по сбору и обработке данных выполнялись вручную или с применением простейших средств механических вычислений, которые не могли серьезно повлиять на общую схему организации статистического производства.

Осуществленный к настоящему времени переход на современную вычислительную технику и новые технологии обработки, хранения и распространения информации вызвал изменения в традиционной схеме организации статистической работы, привел к изменению состава работ и методов их выполнения. Меняется принципиальный подход к проблеме сбора, обработки и передачи первичной и сводной статистической информации.

Во-первых, вслед за сбором данных выделяется этап подготовки данных для электронной обработки (шифровка данных, нанесение на технические носители и т.д.). Этап подготовки данных может быть совмещен со сбором их, если уже при первичной регистрации они заносятся на специальный машиночитаемый документ.

Во-вторых, возрастает значение и обособляется комплекс работ по контролю, т.е. по проверке достоверности данных. Контроль, как таковой, осуществляется на всех этапах прохождения статистической информации. Но особое значение имеет входной контроль, т.е. проверка достоверности данных, получаемых после этапов наблюдения и подготовки к электронной обработке, поскольку ошибки, допущенные на этих этапах, искажают результаты последующих расчетов и, как правило, не могут быть в дальнейшем устранены.

В-третьих, в рамках автоматизированной системы, когда требуется накопление, быстрый поиск и многократное использование в различных расчетах соответствующих показателей, получаемых в разные отрезки времени и из разных источников, функция хранения и поиска данных (при ручной технике эта функция не возникала) обособляется и становится центральным звеном в системе сбора и обработки данных.

Хранение и поиск статистических данных поддаются автоматизации и должны быть полностью автоматизированы.

В-четвертых, все вычислительные и логические операции, реализуемые в автоматизированном режиме, объединяются в единый этап обработки данных. При этом оказывается неоправданным выделение сводки и группировки как особого этапа статистической работы: соответствующие им операции образуют внутреннее подразделение единого этапа обработки, в рамках которого они стыкуются с аналитическими расчетами. В то же время в качестве особого заключительного этапа статистической работы выделяется анализ данных, получаемых после обработки, который полностью остается прерогативой экономиста-статистика.

Произошедшие за последние годы изменения в информационных технологиях, как в производительности отдельных вычислительных комплексов, так и в телекоммуникациях, позволяют проводить дальнейшее развитие существующих процессов сбора, обработки и распространения статистической информации, которое базируется на определенных принципах внедрения новой системной технологии обработки информации.

Технология обработки информации, включая рациональную организацию массивов и построение системы хранения и поиска информации в архиве данных, должна обеспечить интеграцию обработки данных, комплексное их использование. В соответствии с этим система сбора и обработки статистической информации должна строиться таким образом, чтобы из установленного объема исходных данных извлекался максимум информации, необходимой для анализа и управления.

Комплексная обработка данных – условие эффективного применения электронной техники. Высшая ее форма – использование программ комплексного анализа статистических показателей с применением математических методов и моделей. Важным в технологическом обеспечении является применение централизации обработки статистической информации – сокращение промежуточных звеньев обработки отчетности.

В соответствии с Положением о Государственном комитете Российской Федерации по статистике, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2001 г. № 85, Росстат России обеспечивает официальной статистической информацией федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждан и организации.

Официальная статистическая информация, являющаяся частью государственных информационных ресурсов о социально-экономическом и демографическом положении страны, формируется в соответствии с Федеральной программой статистических работ, официальной статистической методологией на основании первичных статистических данных, полученных от юридических лиц и других хозяйствующих субъектов (далее – индивидуальные данные), а также граждан (персональные данные) в ходе проведения государственных статистических наблюдений.

Принципы доступа и режимов использования официальной статистической информации включены в сферу Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» в части регулирования отношений, возникающих при формировании и использовании информационных ресурсов, защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.

Государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа. Такая информация по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

Информация с ограниченным доступом используется в федеральной системе государственной статистики исключительно для производства официальной статистики.

Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне», а к конфиденциальной – в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне» государственную тайну в федеральной системе государственной статистики составляют следующие сведения в области экономики, науки и техники:

- об объемах производства, поставках, запасах стратегических видов сырья и материалов;

- об объемах государственного оборонного заказа, выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску;

- об объемах запасов добычи, передачи и потребления платины, металлов платиновой группы, природных алмазов, а также других стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации.

К конфиденциальной информации в федеральной системе государственной статистики относятся:

- официальная статистическая информация до ее официального опубликования в сроки, предусмотренные Федеральной программой статистических работ и Производственным планом работ Росстата России;

- индивидуальные данные юридических лиц, их филиалов и представительств, граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, содержащиеся в государственной статистической отчетности;

- сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни граждан, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные);

- сведения о населении, содержащиеся в переписных листах Всероссийской переписи населения;

- служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна);

- сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна);

- сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными

- законами (банковская тайна и так далее).

Перечисленные виды информации с ограниченным доступом (кроме информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, и официальной статистической информации до ее официального опубликования) с момента поступления их в Росстат России, его территориальные органы и организации Росстата России приобретают статус служебной информации ограниченного распространения (служебной тайны), так как они имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, и к ним нет свободного доступа на законном основании, и обладатель принимает меры к охране их конфиденциальности.

К основным причинам, обусловливающим необходимость обеспечения ограниченного доступа к такой информации, можно отнести следующие:

- усиление недоверия респондентов к органам государственной статистики и снижение уверенности в том, что их индивидуальные данные, содержащиеся в государственной статистической отчетности, используются только в целях составления официальной статистики и не могут быть использованы для причинения им вреда или что против них не будут приняты санкции. Это, как показывает опыт экономически развитых стран, может привести к отказу респондентов от предоставления органам государственной статистики государственной статистической отчетности;

- требование обеспечения права личности на неприкосновенность частной жизни;

- предотвращение использования информации для снижения уровня безопасности функционирования государства, определенных территориальных образований или субъектов и затруднение выхода (например, путем аналитических обобщений) на такие оценки их состояния, которые могут составить предмет государственной или служебной тайны;

- предотвращение возможности нарушения социально-экономической стабильности в обществе из-за неверно интерпретируемой информации, правильная интерпретация которой требует определенных специальных знаний.

Органы государственной статистики, с одной стороны, обязаны удовлетворять потребности органов государственной власти и управления, средств массовой информации, населения, научной общественности, коммерческих организаций и предпринимателей, международных организаций, т.е. потребности всех пользователей, в разнообразной, объективной и полной статистической информации об экономическом, демографическом, социальном и экологическом положении, а с другой – обязаны обеспечить конфиденциальность статистических данных.

Конфиденциальность статистических данных является одним из ведущих принципов официальной статистики. Предполагается, что она должна быть гарантом доверия респондентов к органам государственной статистики и уверенности в том, что представленные ими для производства официальной статистики данные не разрешается использовать ни в индивидуальной форме, ни в других областях, где могут приниматься санкции, в особенности, когда речь идет о налогообложении или иных административных мерах, направленных против данной статистической единицы.

Распространение материалов официальной статистики допускается только в том случае, если эти материалы не позволяют прямо или косвенным путем распознать статистическую единицу, вскрывая таким образом индивидуальную информацию.

Прямое распознавание статистической единицы происходит по её наименованию и адресу или с помощью официально отведённого для неё и общеизвестного идентификационного кода. Косвенное распознавание статистической единицы – это возможность выявления идентичности данной единицы с помощью иной информации кроме наименования, адреса и идентификационного кода.

Распространение материалов официальной статистики среди пользователей не допускается, если эти материалы содержат или раскрывают конфиденциальные данные. С этой целью агрегированные данные должны включать, по меньшей мере, три статистические единицы, а доля отдельной единицы в таком агрегате не должна превышать 85% всего агрегата. В таком качестве принцип конфиденциальности статистических данных включен в законы о статистике, принятые и действующие в развитых странах мира и во многих европейских странах и странах с переходной экономикой, включая страны СНГ.

В федеральной системе государственной статистики повышенное внимание уделяется обеспечению конфиденциальности данных физических лиц (персональных данных), в том числе при проведении переписей населения. Конституция Российской Федерации провозгласила право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Сбор, хранение и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Эти нормы получили своё развитие в Федеральном законе от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Статья 11 этого закона установила, что информация о гражданах (персональные данные) относится к категории конфиденциальной информации. К персональным данным относятся сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность.

Росстат России руководствуется указанными юридическими нормами при осуществлении статистического наблюдения за социально-демографическими процессами, когда респондентами статистики являются физические лица.

Для обозначения приоритетов развития системы информационной безопасности предусматривается:

- определение потоков информации ограниченного распространения (с разделением по классам информации);

- создание модели вероятного нарушителя и модели утрат информационной безопасности Росстата России (на основе анализа потоков информации);

- определение политики безопасности Росстата России и стратегии ее реализации, которая будет содержать технические описания применяемых технологий обеспечения информационной безопасности.

Обеспечение защиты информации с ограниченным доступом осуществляется путем создания системы комплексной защиты информации, реализующей различные уровни криптографической защиты. При этом предусматривается возможность поэтапного наращивания возможностей по защите информации на всех уровнях объектов ИВС. Требования обеспечения конфиденциальности и защиты от несанкционированного доступа реализуются, в частности, путем использования сертифицированных средств шифрования и электронно-цифровой подписи (ЭЦП) для обеспечения подтверждения авторства и неизменяемости предоставленных данных.

Контрольные вопросы

1. Что означает термин «статистика»?

2. Перечислите факторы, способствующие появлению статистики как науки.

3. Что отличает статистику от других общественных наук?

4. Как можно определить предмет статистики?

5. Назовите основные направления развития статистики.

6. Какими важнейшими категориями оперирует статистика? Дайте их определение и приведите примеры.

7. Чем отличаются «статистическая единица совокупности» и «статистическая единица наблюдения»?

8. В чем различие понятий «статистический показатель» и «статистические данные»?

9. Дайте определение метода статистики.

10. Назовите главные задачи организации государственной статистики в стране.

11. Назовите основные задачи Государственного комитета Российской Федерации по статистике.

12. Перечислите основные функции Государственного комитета Российской Федерации по статистике.

13. Перечислите основные принципы организации государственной статистики.

14. Назовите источники статистической информации в стране, регионе, округе, на предприятии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.112 сек.