Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программно-методологические и организационные вопросы статистического наблюдения




Проведение любого статистического наблюдения и в особенности специально организованного – дело весьма непростое, требующее большой подготовительной работы, которая должна обеспечить полноту получения сведений, их достоверность, единообразие, сравнимость. Поэтому многие из вопросов, относящихся к наблюдению, решаются задолго до проведения самого наблюдения. Эти вопросы можно разделить на программно-методологические и организационные.

Программно-методологические вопросы включают в себя:

- определение целей и задач наблюдения;

- определение объекта и единиц, подлежащих обследованию;

- разработку программы наблюдения и статистического формуляра, содержащего ее.

При планировании любого статистического наблюдения необходимо точно сформулировать его цель, так как только конкретная цель, конкретные задачи исследования определят те сведения, которые должны быть получены в процессе наблюдения.

Точное определение цели каждого конкретного статистического наблюдения позволяет наметить не только те признаки, которыми должна быть охарактеризована каждая исследуемая единица для решения поставленной задачи, но и форму организации данного наблюдения, его вид и способ проведения.

Параллельно с установлением цели определяется объект наблюдения, т.е. совокупность единиц, сведения о которых должны быть получены. Определить объект наблюдениязначит точно установить границы изучаемой совокупности, т.е. решить, что должно быть обследовано или кто должен быть обследован в процессе наблюдения. Точное определение объекта наблюдения во многом гарантирует полноту и достоверность получаемых при наблюдении сведений.

При определении объекта наблюдения должны быть строго проведены его границы во времени, пространстве и материальной сущности.

Объект наблюдения – это всегда определенная совокупность, состоящая из отдельных элементов, единиц. Характеристика отдельных единиц (частей) объекта и позволяет изучить объект в целом. Поэтому определение объекта наблюдения непосредственно связано с определением единиц наблюдения, которые подлежат статистической характеристике.

Единицей наблюдения в статистике называют ту единицу, тот элемент объекта наблюдения, который характеризуется рядом признаков и относительно которого ведется регистрация этих признаков. Правильное определение единицы наблюдения – залог полноты учета объекта наблюдения.

После определения единицы наблюдения разрабатывается программа наблюдения. Под программой статистического наблюдения понимается перечень вопросов, на которые в процессе наблюдения должны быть получены ответы.

Составить программу статистического наблюдения – значит выбрать те признаки, которые помогут решить намеченную наблюдением цель,т.е. программа должна определяться целью наблюдения.

Вопросы программы и ответы на них фиксируются в особых статистических формулярах, которые могут именоваться по-разному: переписной лист, бланк, форма и др.

Составление программы наблюдения – важный и ответственный момент в подготовке самого наблюдения. При ее составлении очень важно обращать внимание на формулировку вопросов. Необходимо добиваться того, чтобы вопросы допускали единое толкование для всех, кто на них отвечает.

Толкование отдельных вопросов и разъяснение того, как на них следует отвечать, обычно даются в инструкции, составляемой для каждого статистического наблюдения.

Статистические формуляры, содержащие программу и результаты регистрации, встречаются двух видов: индивидуальные (карточные) и списочные. В первом случае формуляр (индивидуальный) заводится на каждую единицу наблюдения отдельно, т.е. в каждом формуляре содержатся сведения лишь об одной единице наблюдения. Во втором случае один формуляр (список) составляется на несколько единиц.

Статистический формуляр должен быть удобен для чтения и заполнения, для шифровки и обработки данных.

Организационные вопросы статистического наблюдения включают в себя решение таких важных моментов, как определение:

- субъекта наблюдения;

- места и времени наблюдения;

- организационной формы, вида и способа наблюдения.

Определение субъекта наблюдения сводится к решению вопроса о том, кто будет осуществлять статистическое наблюдение. В одних случаях это могут быть органы статистики со своими кадровыми работниками статистических аппаратов. В других случаях (если речь идет о наблюдении в больших масштабах, как при переписи населения) для статистического наблюдения наряду со специалистами-статистиками могут привлекаться широкие круги общественности. Наконец, к наблюдению может быть привлечено само население, которому счетчики раздают опросные листы с просьбой заполнить их самостоятельно, а затем собирают их уже заполненными (саморегистрация).

При планировании статистического наблюдения необходимо решить вопрос о времени наблюдения.

Выбор времени наблюдения заключается в решении двух вопросов:

- установление критического момента (даты) или интервала времени;

- определение срока (периода) наблюдения.

Под критическим моментом (датой) понимаются конкретный день года, час дня, по состоянию на который должна быть проведена регистрация признаков по каждой единице исследуемой совокупности. Критический момент устанавливается с целью получения сопоставимых статистических данных.

Срок (период) наблюдения – это время, в течение которого происходит заполнение статистических формуляров, т. е. время, необходимое для проведения массового сбора данных. Этот срок определяется исходя из объема работы (числа регистрируемых признаков и единиц в обследуемой совокупности), численности персонала, занятого сбором информации. Следует учитывать, что отдаление периода наблюдения от критического момента или интервала времени может привести к снижению достоверности получаемых сведений.

Наряду с вопросами о времени наблюдения решается вопрос о месте наблюдения, т.е. о том, где проводить наблюдение.

До проведения статистического наблюдения должно быть решено, какова будет организационная форма наблюдения, какое наблюдение будет применено по охвату единиц (сплошное или несплошное; если несплошное, то какое по виду: выборочное, основного массива, анкетное), на основании каких источников будет проводиться регистрация сведений (путем непосредственного наблюдения на основе документов, путем опроса), а также каким способом будет организован сбор информации (экспедиционным, явочным или иным).

Ошибки статистического наблюдения и контроль данных наблюдения

Различают ошибки наблюдения:

- ошибки регистрации;

- ошибки репрезентативности.

Ошибки регистрации могут возникнуть по разным причинам: за счет описок, оговорок, округлений, неправильного заполнения формуляра, запамятования тех, кто отвечает, или стремления скрыть, исказить факты; при непосредственном наблюдении (при взвешивании, измерении) ошибки могут возникать и из-за неточности измерительных приборов и т.п.

Все ошибки регистрации можно разделить на преднамеренные и непреднамеренные. Непреднамеренные, в свою очередь, могут носить случайный и систематический характер.

Случайные ошибки, возникающие и по вине отвечающего, и по вине регистраторов в результате описок, оговорок, незнания и тому подобного, не столь опасны для результатов наблюдения, так как такие ошибки одинаково часто могут встретиться и в сторону преуменьшения, и в сторону преувеличения, а при большом числе наблюдений они взаимопогашаются, нейтрализуются.

Непреднамеренные систематические ошибки возникают главным образом при опросе за счет округлений количественных показателей (округление возраста, стажа работы, дохода и т.п.) или за счет неточностей измерительных приборов при непосредственном наблюдении.

Преднамеренные ошибки возникают в силу сознательного стремления лиц, дающих сведения, исказить истину: уменьшить или увеличить величину того или иного показателя. Ясно, что преднамеренные ошибки искажают сведения в одном направлении (либо преуменьшают, либо преувеличивают). Этот род ошибок наиболее опасен для статистического исследования.

Все указанные ошибки могут возникнуть как при сплошном, так и при несплошном статистическом наблюдении в процессе регистрации самих фактов.

При несплошном наблюдении наряду с ошибками регистрации могут возникнуть расхождения между показателями несплошного наблюдения и показателями для всей совокупности при условии сплошного наблюдения. Расхождения между показателями несплошного и сплошного наблюдения в статистике именуют ошибками репрезентативности. Эти ошибки тоже могут носить случайный характер (в силу несплошного наблюдения) и систематический.

Случайные ошибки, в частности, при выборочном наблюдении неизбежны, но они легко поддаются учету, и при правильно организованном случайном отборе всегда можно определить величинутаких ошибок и пределы, в которых может заключаться величина изучаемого показателя во всей совокупности.

Систематические ошибки репрезентативности, как правило, возникают при неправильной организации выборки, т.е. в том случае, когда нарушен принцип случайности отбора единиц из так называемой генеральной совокупности (например, если специально отбираются единицы с заведомо заниженными или завышенными значениями показателей).

Так как в процессе наблюдения всегда могут возникнуть ошибки, то, естественно, весь собранный материал должен быть подвергнут контролю в целях устранения обнаруженных ошибок. Проверка правильности зафиксированных в статистических формулярах сведений должна проводиться с точки зрения логического и арифметического контроля.

Логический контроль ставит своей целью определить соответствие ответа поставленному вопросу или соответствие между ответами на разные вопросы программы. Например, если на вопрос «возраст» обнаружен ответ «русский», то ясно, что ответ в данном случае не соответствует вопросу, что это ошибка, вызванная записью ответа не в той строке или графе.

Можно установить логическую неточность в ответах, сопоставляя фактические показатели с плановыми, с показателями за предшествующие периоды, сопоставляя показатели по районам, сходящимся в одинаковых природных условиях, показатели, относящиеся к одному и тому же явлению, полученные по нескольким источникам, и т.п.

К количественным ответам, полученным как сумма, разность, произведение или часть других показателей, всегда следует применять наряду с логическим и арифметический контроль. Целью арифметического контроля является проверка правильности вычислений.

Таким образом, можно сделать вывод, что статистическое наблюдение выступает как один из главных методов статистики и как одна из важнейших стадий статистического исследования. Важность этого этапа исследования определяется тем, что использование только объективной и достаточно полной информации, полученной в результате статистического наблюдения, на последующих этапах исследования в состоянии обеспечить научно обоснованные выводы о характере и закономерностях развития изучаемого объекта. Статистическое наблюдение от начальной до завершающей стадии-получения итоговых материалов должно быть тщательно продуманным и четко организованным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.