Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие японского государства после второй мировой войны 5 страница




С конца 60-х гг. стало все более ясно обнаруживаться стремление латиноамериканских республик к противодей­ствию гегемонистской политике США, к проведению неза­висимого внешнеполитического курса. Это нашло свое от­ражение в целом ряде документов и решений ОАГ. Однако в тех случаях, когда ОАГ не давала официального согласия на использование межамериканских подразделений, США, как и в прежнее время, прибегали к открытому примене­нию военной силы против правительств тех республик, ко­торые рассматривались как слишком "красные" или по иным причинам становились нежелательными для США (Грена­да, Панама, Гаити).

С 60-х гг., стремясь нейтрализовать влияние револю­ционных сил и ослабить антиамериканские настроения, пра­вящие круги США стали в большей степени делать ставку на использование в странах Латинской Америки политики реформизма. С этой целью была разработана программа "Союз ради прогресса", предусмотревшая предоставление США финансовой помощи тем латиноамериканским стра­нам, которые становятся на путь "мирной регулируемой революции", т. е. проведения постепенных аграрных преоб­разований и других социально-экономических реформ, на­правленных на модернизацию капиталистических порядков.

Данная и последующие программы развития, хотя в целом потерпели провал, все-таки дали толчок к капитали­стическим преобразованиям. Это в свою очередь повлекло за собой быстрый рост внешней задолженности, которая в настоящее время превратилась в одну из самых острых про­блем на субконтиненте. Многие латиноамериканские рес­публики оказались опутанными долгами транснациональ­ным корпорациям и Международному валютному фонду.

Сложный клубок внутренних и внешних экономических противоречий, большая социальная и этническая неодно­родность общества, рост политической активности населе­ния ускорили в 30-60-х гг. падение монополии "историче­ских партий" и процесс формирования многопартийных систем. В большинстве стран обычным стал широкий спектр политических партий, начиная от профашистских группи­ровок и традиционных консерваторов и либералов и закан­чивая коммунистами и ультралевыми партиями и подполь­ными объединениями.

Многие из этих партий имели аналогичные "родитель­ские" организации в других странах Запада (например, хри­стианские демократы, социал-демократы и др.), но некото­рые из них зародились или получили распространение как специфически латиноамериканское явление. Среди послед­них в первую очередь выделились национально-революци­онные партии, которые с самого начала ориентировались на создание широкой социальной базы - на средние слои, от­тесненные от основных рычагов власти, на интеллигенцию, студенчество, крестьянство и т. д. Такого рода партии, как, например, созданный в Перу еще в 1924 г. Американский народно-революционный альянс (АПРА), на первых порах характеризовались высоким антиолигархическим и антиим­периалистическим зарядом. Они выступали под флагом "на­циональных", "народных" революций, нередко принимали самое активное участие в вооруженной борьбе с диктатора­ми, узурпировавшими президентскую власть. Однако после прихода к власти такие партии действовали лишь в рамках ограниченного реформизма, утрачивая антиимпериалисти­ческий запал, шли на соглашательство с правыми силами. Столь же специфическими и чисто латиноамериканскими партиями, возникшим и в середине XX в., стали разнооб­разные популистские, трабалистские (рабочие) партии. Эти партии имели националистическую направленность, но еще более ярко выраженную склонность к ставке на лидера, "вождя партии" харизматического типа. Как показала дея­тельность перонистов в Аргентине, варгистов в Бразилии, эти партии, приходя к власти, проводили в жизнь частич­ные реформистские меры, но при этом быстро превраща­лись в жестокие (иногда и профашистские) режимы.

Другой характерной чертой партийных систем Латин­ской Америки в середине XX в. была их нестабильность, ко­торая отражала в конечном счете нестабильность самих эко­номических и политических структур. К середине XX в. прак­тически полностью уходят с политической арены "историче­ские партии". Лишь в Колумбии либералам и консерваторам удалось на какое-то время сохранить монополию на государ­ственную власть. Принятая здесь в 1957 г. поправка к Кон­ституции предусмотрела, что пост президента республики на определенное время поочередно замещается кандидатами от либеральной и консервативной партий.

Особенностью партийных систем в странах Латинской Америки, которая также определялась общим кризисным состоянием общества, стали политический максимализм, пра­вый и левый экстремизм, отсутствие сколько-нибудь проч­ного политического центра. В середине XX в. в целом ряде стран Латинской Америки, особенно в тех, которые пережи­ли экономические и политические катаклизмы, сама нака­ленная политическая обстановка породила многочисленные ультралевые и экстремистские группировки, которые отвер­гали легальные методы борьбы, признавали лишь практику террора, партизанской борьбы и т. д. Кубинская революция 1959 г., выросшая из партизанской войны, своим примером способствовала дальнейшему углублению революционного процесса на всем континенте. Но и на Кубе в ходе строитель­ства социализма по подобию СССР произошло обычное для Латинской Америки постепенное превращение государства в авторитарное.

Все возрастающая политическая активность широких слоев населения, рост антиимпериалистических и демократических настроений, глубокий кризис традиционных струк­тур оказали специфическое воздействие и на государствен­но-правовую жизнь латиноамериканских республик в сере­дине XX в. Для большинства из них по-прежнему харак­терной оставалась практика государственных переворотов и военных мятежей, имевших своим результатом установ­ление различного рода авторитарных, военно-фашистских и военно-гражданских режимов. Новой отличительной чер­той этих переворотов было то, что в условиях "холодной войны" и биполярного мира за приходящими к власти пре­зидентами стояли не только местная олигархия и те или иные политические партии, но и внешние силы. Так, при прямой поддержке правящих кругов США еще до второй мировой войны утвердились такие военно-фашистские дик­татуры, как Убико в Гватемале, Сомосы в Никарагуа, Трухильо в Доминиканской Республике и др. После второй ми­ровой войны в Латинской Америке прокатилась новая вол­на государственных переворотов, многие их которых были инспирированы извне. Только за 10 лет (1945-1954 гг.) было организовано 70 путчей и военных переворотов, причем 18 из них оказались успешными. В это время при поддержке правящих кругов США у власти утвердились такие одиоз­ные диктаторы, как Батиста на Кубе, Кастильо Армас в Гватемале, Гомес в Колумбии и т. д.

Неспособность ряда диктаторов бесконечно подавлять оппозицию и контролировать политическую обстановку при­вели в конце 60-х гг. к целой серии контрпереворотов, кото­рые имели своей целью восстановление законной власти. Приход к руководству государством прогрессивно настро­енных военных, патриотических и демократических пар­тий, представителей иных реформистских и демократиче­ских организаций представлял собой новое явление в госу­дарственно-правовой жизни стран Латинской Америки. Так, в конце 60-х гг. в Перу, Панаме, Боливии и в Эквадоре взяв­шие в свои руки власть военные осуществили ряд прогрес­сивных преобразований, направленных прежде всего на за­щиту национальной экономики от экспансии иностранного капитала.

Новым явлением в политической жизни латиноамери­канских республик стало избрание в результате демокра­тических выборов в 1970 г. в Чили на пост президента кан­дидата от блока левых партий С. Альенде. Успехи левых сил, которые расценивались в США и консервативными кругами на самом субконтиненте как новое проявление (по­сле Кубинской революции 1959 г.) "красной угрозы", стали удобным поводом для целой серии новых военных перево­ротов в 60-х, а затем в 70-х гг. Установившиеся в это вре­мя военные и гражданско-военные режимы в Бразилии, Чили, Гватемале, Уругвае, Аргентине и других странах от­кровенно защищали интересы земельной олигархии, круп­ного национального капитала и транснациональных ком­паний.

Частые государственные перевороты, как и прежде, по­рождали конституционную нестабильность. Как правило, военные, захватившие власть, и даже самые одиозные дик­таторы спешили оформить свое правление с помощью но­вого конституционного документа, который нередко лишь во второстепенных вопросах отличался от предыдущей Кон­ституции. В результате в ряде стран по-прежнему проис­ходила частая смена конституций (в Венесуэле, в Боливии и в некоторых других странах в XX в. сменилось до 10 кон­ституций). Лишь в Аргентине и в Колумбии сохранялись конституции, принятые еще в XIX в., но и их текст претер­пел существенные изменения.

Для латиноамериканского конституционализма XX в. характерно то, что даже при самых жестких диктатурах творцы конституции были вынуждены сохранять ее "демо­кратический фасад". Авторитарные методы правления не означали исключения из конституций развернутых и де­тально разработанных глав или целых разделов, посвящен­ных политическим правам и личным свободам граждан. Даже в Парагвае, где несколько десятилетий держалась полуфа­шистская диктатура Стресснера, конституция деклариро­вала "запрещение эксплуатации человека человеком". Оп­ределенное значение имели конституционные положения, предусматривающие социальные гарантии (право на труд, пенсию, на ограниченную рабочую неделю и т. д.). Идеи "со­циального партнерства" нашли свое отражение не только в странах с относительно демократическими конституциями (Мексика, Коста-Рика и др.), но и в странах с военными и военно-гражданскими режимами. Так, в ряде конституций 50-70-х гг. частная собственность трактовалась вслед за другими странами Запада как "социальная функция", а от­сюда предусматривалась и возможность ее ограничения, в том числе национализация частной собственности в "инте­ресах общества".

Конституции большинства стран субконтинента, отра­жая тенденцию к концентрации политической власти, за­крепляют унитаризм с ярко выраженной централизован­ной системой администрации, но сохраняют муниципальное самоуправление. В тех странах, где сохраняется федера­ция, последняя выступает прежде всего как исторически унаследованная форма административно-территориальной организации государства (Бразилия, Аргентина, Мексика, Венесуэла).

Основным стержнем конституционного механизма яв­ляется президент республики, избираемый, как правило, сро­ком на 6 лет, причем не парламентом, а непосредственно населением. Это, по сути дела, выводило президента и пра­вительство из-под парламентского контроля. Утвердившаяся в XX в. на субконтиненте своеобразная "суперпрезидент­ская" республика с обширными полномочиями президента является весьма удобным инструментом для установления режима личной власти. В Латинской Америке, согласно кон­ституциям, в руках президента концентрируется правитель­ственная власть: он осуществляет руководство государст­венным аппаратом и вооруженными силами. Велика роль президента и в законодательном процессе (право вето, пре­зидентские послания конгрессу, право издавать президент­ские декреты или "декреты-законы" и т. д.). Президенты-диктаторы, контролировавшие процесс избрания парламен­тариев, грубо вмешивались во внутренние дела конгресса, а в ряде случаев обходились без него. В период правления Перона в Аргентине за "неуважение к президенту" членов конгресса заключали в тюрьму.

Все возрастающую роль в политической жизни подав­ляющего большинства латиноамериканских республик (ис­ключение - Мексика, Коста-Рика) с середины XX в. игра­ла армия. Выдвижение армии на политическую авансцену определялось не просто кризисным состоянием общества, но возникающим на его основе вакуумом власти, отсутстви­ем в стране реальной гражданской силы, способной предотвращать гражданские войны и поддерживать порядок. Чет­кая организация, оснащение новейшим вооружением дела­ют армию реальной политической силой, арбитром соци­ально-классовых и иных конфликтов. Решение многих по­литических вопросов все в большей степени зависит от по­зиции армии. Политизация касалась, как правило, лишь армейского руководства (генералитет, офицерский корпус), тогда как рядовой и сержантский состав, как показали пе­ревороты 70-х гг., все еще слепо следовали команде сверху. Поскольку командный состав - выходцы из высших или средних слоев общества, неудивительно, что вооруженные силы в сложной кризисной ситуации выступали, как прави­ло, на стороне местной олигархии и иностранного капитала. Но в 60-70-х гг., как отмечалось выше, военные, захватив власть, становились в ряде стран (Перу, Боливия, Эквадор) инициаторами глубоких прогрессивных преобразований. Однако военные режимы, не имеющие в силу отсутствия соответствующих демократических механизмов прочных связей с гражданским обществом, постепенно перерожда­лись в обычные диктатуры.

Новые тенденции в развитии латиноамериканских го­сударств в 80 - 90-х гг. XX в. Капиталистическая модерни­зация общества, которая происходила и происходит в тече­ние всего XX в. на фоне постоянных экономических кризи­сов и политических потрясений, в конечном счете дала определенные результаты. В последние десятилетия полити­ческая система в странах Латинской Америки претерпела существенные изменения. Получил свое второе рождение конституционализм с его демократическим потенциалом. В значительной мере основой этих изменений стал экономи­ческий рост, который осуществлялся в большинстве госу­дарств на основе различных программ развития (модели неокапитализма, демократического капитализма, коммунитарного социализма и т. д.). В большинстве стран субконти­нента экономический рост имел место на основе не только национального, но и иностранного капитала, принесшего с собой новые современные технологии, оказавшего глубокое воздействие на все общество. Благодаря использованию ре­зультатов научно-технической и информационной револю­ции, а также внедрению новых передовых технологий ряд стран вышел из состояния стагнации и стал динамично раз­виваться. Так, например, Бразилия попала в ведущую группу промышленно развитых стран мира. Экономический рост усилил изменения в социальной структуре общества, где наряду с традиционной олигархией и верхами националь­ного капитала все большее значение стали приобретать средние слои. Они стали выполнять роль своего рода политиче­ского центра. Включающимся активно в государственную жизнь средним слоям удалось частично стабилизировать конституционную систему и смягчить крайности правого и левого экстремизма.

В 80-90-х гг. под воздействием усиливавшихся про­цессов перехода "от тоталитаризма и авторитаризма к де­мократии" все более очевидной стала тенденция к отказу от военных мятежей как средства достижения честолюби­вых политических целей. Разрешение спорных проблем все чаще переносилось на арену легальной политической (в том числе парламентской) борьбы, а перевороты стали носить "дворцовый и бескровный" характер. Заметное воздействие на этот процесс оказали изменения в международном кли­мате, прекращение "холодной войны" и противостояния двух сверхдержав. Становление нового международного порядка создало для латиноамериканских республик благоприятную внешнюю среду.

Таким образом, в 80-90-х гг. военные и военно-фаши­стские диктатуры, установившиеся в предшествующие де­сятилетия в результате путчей и переворотов, повсеместно уступили свои позиции демократическим структурам. Но­вые политические силы, утвердившиеся конституционным путем, а не с помощью насилия, восстанавливали государ­ственно-правовой порядок, и прежде всего систему свобод­ных выборов. Этот процесс был связан также с непрочно­стью и недолговечностью самих диктаторских режимов, ибо они вызвали глубокое разочарование части национальной буржуазии, средних слоев, а также широких масс населе­ния, испытавших на себе все губительные социально-экономические последствия как гражданских, так и военных диктатур. Как правило, военные режимы успешно решали проблему захвата государственной власти, но демонстриро­вали обычно свою несостоятельность как в решении соци­ально-экономических проблем, так и в осуществлении те­кущих задач гражданского управления.

Характерным примером перехода от авторитаризма к конституционализму была в 80-90-х гг. Бразилия, круп­нейшее государство субконтинента. С 1964 г., когда было свергнуто законное правительство президента Гуларта, в стране более 20 лет сохранялось правление различных групп военных, которым на какое-то время удалось "экономиче­ское чудо" (темпы роста промышленного производства пре­высили 11% в год). Но тяжелым наследием военного режи­ма стали огромный рост внешней задолженности, а также усиление социальной напряженности между различными общественно-политическими силами и рост политических репрессий. В конечном счете к середине 80-х гг. военные режимы исчерпали все экономические и политические воз­можности и вынуждены были уступить власть гражданско­му правительству. Это стало возможным именно благодаря усилению политического центра и компромисса разных по­литических сил. Процессы демократизации в Бразилии на­чались с легализации политических партий, восстановле­ния многопартийной системы, принципа разделения властей, основных прав и свобод. В 1988 г. была принята новая Кон­ституция, открывающая путь к дальнейшим демократиче­ским преобразованиям и к восстановлению конституцион­ной законности. Так, небывалым в истории бразильского государства фактом стало мирное отрешение от власти из­бранного на всеобщих выборах президента Ф. Коллора, уличенного затем в коррупции. В апреле 1993 г. впервые в истории Бразилии был проведен плебисцит о форме и сис­теме правления. Голосующие должны были сделать выбор между республикой и монархией, а также между республикой президентской и парламентарной. Большинство из­бирателей отдали свое предпочтение президентской рес­публике. В 1993 г. результатом острых дебатов на конститу­ционной Ассамблее было принятие нового Основного зако­на, ставшего выражением новых подходов к политике, к армии, к праву.

Курс на неолиберализм в экономике и демократизацию общественной и политической жизни характерен и для дру­гих государств субконтинента. Однако сама действительность в латиноамериканском обществе такова, что возможны от­дельные рецидивы политических кризисов и государствен­ных переворотов. По-прежнему значительная часть насе­ления субконтинента с традиционным недоверием относит­ся к демократическим институтам и считает, что только "сильная рука" способна устранить неэффективность и кор­румпированность государственного аппарата.

 

Глава 17. Образование независимых государств после второй мировой войны

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.