Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образование независимых государств в Тропической Африке 1 страница




 

Накануне завоевания независимости в колониях Тро­пической Африки господствовали докапиталистические, а зачастую и дофеодальные формы общественного развития. Основные формационные процессы не получили здесь сво­его завершения, характеризовались переходным состояни­ем. В последние годы перед освобождением этих стран мет­рополии стимулировали здесь развитие капитализма зави­симого, неоколониального типа.

Как правило, независимость стран Тропической Афри­ки провозглашалась в результате мирных форм борьбы за национальное освобождение, власть из рук колониальных чиновников переходила непосредственно в руки местной вер­хушки.

Первые конституции независимых государств Африки были составлены и "дарованы" метрополиями; они нередко закрепляли некоторые привилегии племенных вождей. При этом бывшие английские колонии были вынуждены при­нять "вестминстерскую модель" государственных органов. Страны, входящие прежде во французскую колониальную империю, принимали свои конституции самостоятельно, но и в этом случае они восприняли политические образцы Пятой республики. Однако все эти государственные формы совер­шенно не соответствовали социально-экономическим усло­виям развития африканских обществ, и в середине 60-х гг. стал явственно обнаруживаться их кризис.

Отказ от западного конституционализма в африканских странах капиталистической ориентации характеризовался установлением авторитарных методов правления. В 60 - 70-х гг. в целом ряде таких государств были установлены военные режимы, отменившие или приостановившие дей­ствие конституций. Однако военное руководство оказалось также не в состоянии решить коренную проблему развития молодых государств. В связи с этим в некоторых странах с конца 70-х гг. обозначился поворот к демократизации, кон­ституционным методам правления. Были ликвидированы террористические режимы в Уганде, Центральной Афри­канской Республике, Экваториальной Гвинее; в 80-х гг. к гражданскому правлению возвратились Судан, Руанда. Впо­следствии в некоторых из них неоднократно чередовались военные и гражданские режимы (Нигерия, Судан и др.).

В условиях переходных африканских обществ особен­но ярко проявилась высокая активность государства не толь­ко в политической системе, но и в его влиянии на экономи­ческие отношения. Наиболее значительная роль была отве­дена государству как средству насаждения и утверждения соответствующих общественных отношений в тех странах, которые провозгласили "социалистическую ориентацию" развития. В 1960 г. на этот путь вступили три государства (Гана, Гвинея, Мали), в 1970 г. их число удвоилось, а в сере­дине 80-х гг. утроилось (Ангола, Бенин, Конго, Танзания, Эфиопия и др.). Впоследствии многие из них в результате военных переворотов или изменения прежних концепций развития отказались от этого курса; окончательно "социа­листическая ориентация" по моделям тоталитарных социа­листических государств была отвергнута в 80-90-х гг.

Одной из первых стран, вступивших на путь "социали­стической ориентации", была Танзания. Объединенная Рес­публика Танзания (ОРТ) возникла в 1964 г. в результате добровольного объединения Республики Танганьики и На­родной Республики Занзибар и Пемба. В 1967 г. был провоз­глашен некапиталистический путь развития, а Конститу­ция ОРТ 1977 г. подтвердила в качестве основной цели строи­тельство в Танзании социалистического общества. Руково­дство обществом и государством осуществлялось единст­венной в стране партией, идейно-теоретической основой которой являлась теория "уджамаа" - особого африкан­ского пути развития социализма "общинного типа" при осо­бой роли государства как выразителя коллективной воли народа.

Главой государства и правительства в ОРТ является президент, наделенный очень широкими полномочиями. Законодательная власть осуществляется парламентом, со­стоящим из однопалатного собрания и президента. По фор­ме государственного устройства ОРТ является федерацией, в которую входят Материковая Танзания (Танганьика) и Островная Танзания (Занзибар). Определенное своеобразие федерации заключается в особом положении одного из ее субъектов - Занзибара. В отличие от Танганьики он имеет свою Конституцию (1979 г.), систему органов власти и управ­ления, обладает автономными правами в решении экономи­ческих и финансовых вопросов.

В последнее время правящие круги страны ведут по­иск новой стратегии развития, которая позволила бы опти­мально сочетать роль государства с коллективной взаимо­помощью и частным предпринимательством; однопартий­ная система заменена многопартийной.

Конституция Народной Республики Мозамбик 1975 г. объявила основой политической системы и руководящей силой общества Фронт освобождения Мозамбика, преобра­зованный в Авангардную партию ФРЕЛИМО в 1977 г. Уч­реждалось Народное собрание и институт президента рес­публики, который одновременно являлся председателем партии, правительства и Народного собрания. В 1990 г. в Мозамбике были осуществлены важные реформы: замена монополии одной партии многопартийностью, упразднение поста премьер-министра и переход его функций к главе го­сударства, принятие программы рыночной экономики. При­нята новая Конституция, закрепившая эти изменения.

В Эфиопии государственное руководство в 1974-1987 гг. принадлежало Временному военному административному совету, председатель которого являлся одновременно гла­вой правительства и главнокомандующим вооруженными силами. В 1984 г. была образована "авангардная" Рабочая партия Эфиопии, а в 1987 г. на референдуме была принята новая Конституция, которая провозглашала страну народ­но-демократической республикой. В 1987 г. были избраны Национальное собрание, Государственный совет и прези­дент, наделенный обширными полномочиями, созданы пять автономных образований, из которых одно (Эритрея) обла­дало законодательными полномочиями. Однако фактически сложившийся в Эфиопии военно-авторитарный режим не сумел решить острые этно-национальные проблемы и был свергнут одной из повстанческих группировок, выступаю­щих за создание коалиционного правительства и переход к демократическому правлению.

В 1993 году Эритрея вышла из состава Эфиопии и ста­ла самостоятельным государством, а в 1994 г. в Эфиопии была принята новая Конституция. Она учредила парламен­тарную республику с широкими полномочиями премьер-ми­нистра и федерацию, в составе которой девять штатов. На­циональности, образующие штаты, обладают правом выхо­да из федерации.

В 1990 году была одобрена Конституция Намибии, которая считается самой либеральной конституцией на Аф­риканском континенте. Она провозгласила страну демокра­тическим многопартийным государством, республикой с про­порциональной системой выборов. Конституция дополняет­ся "биллем о правах". Законодательным путем запрещена смертная казнь. Исполнительная власть, по Конституции, вручается президенту, избираемому всеобщим прямым го­лосованием не более чем на два президентских срока.

 

Раздел III. История права в новое и новейшее время

 

Глава 18. Становление и развитие современных правовых систем

 

Революции XVII-XVIII вв. и их роль в формирова­нии права нового типа. Становление современного права - это длительный исторический процесс, охватывающий не­сколько столетий и начавшийся еще в раннем средневеко­вье. Он протекал эволюционно и более плавно, чем соответствующие процессы в сфере политики и государства, где они нередко принимали форму общественных катаклизмов.

Историко-культурные корни современного права скла­дывались на почве рецепированного римского права, город­ского права, международного торгового права и были доста­точно глубокими и прочными. Но вместе с тем правовые системы эпохи средневековья были весьма несовершенны, а многие их положения тормозили развитие политической демократии и капиталистического предпринимательства. Эти черты средневековых правовых систем, отличавшихся к тому же отсутствием внутреннего единства, препятствовали про­грессивным изменениям в праве.

Важную роль в реформировании старого феодального права на новой основе сыграли английская революция XVII в. и французская революция XVIII в. Эти революции, особен­но французская, были серьезным испытанием на прочность оставшейся от средневековья правовой надстройки. Как вся­кие общественно-политические катаклизмы, эти революции не способствовали непосредственному укреплению право­вых начал в обществе. Наоборот, они привели во многом к неоправданному разрушению правового здания, создавае­мого веками, к ломке традиционной правовой культуры, к правовому нигилизму и волюнтаризму.

Как показал исторический опыт Франции и Англии, создание нового права происходило не только в годы рево­люционных потрясений, а, наоборот, в годы, характеризую­щиеся политической стабилизацией и духом консерватиз­ма. Тем не менее в широкой исторической перспективе эти революции, положив начало перевороту в области экономи­ки и политико-государственных структур, в конечном сче­те привели к значительным изменениям и в области права, к формированию нового правового порядка, способствовавшего становлению и быстрому развитию капитализма.

Пределы вторжения революции в средневековое пра­во, темпы обновления и переустройства правовой системы во многом зависели и от конкретных исторических условий разных стран. Там, где конфликт между интересами пред­принимателей и всего общества с феодальным правом при­нял наиболее острые формы, где в борьбу с архаичным фео­дальным правопорядком активно включились плебейские слои населения, смена средневековой правовой системы новым правом (как показывает пример Франции) произош­ла быстрее и в более радикальных формах. Там, где рево­люция не привела непосредственно к политическому гос­подству буржуазии, где последние шли к власти долгим путем и через серии компромиссов с землевладельцами (осо­бенно показателен пример Англии), послереволюционное право в большей степени было проникнуто духом традиций и сохраняло элементы средневековой правовой системы.

Таким образом, современное право в странах Запада (в первую очередь в Англии и Франции) складывалось и раз­вивалось как логическое продолжение сложившихся ранее систем средневекового (например, "общего права") и даже античного (римского) права. Новое право не могло быть чем-то существенно иным, чем предшествующее право, поскольку в своем саморазвитии оно вобрало в себя, сохранило и ис­пользовало многие его конструктивные, общественно-полез­ные элементы.

Степень правопреемства современного и предшество­вавшего ему права (например, римского, обычного) была столь велика, что, в сущности, нигде дореволюционные пра­вовые системы не исчезли бесследно. Значительная их часть вошла в обновленном виде в современное право, трансфор­мировалась в его нормы, так как и средневековое право функ­ционировало в обществе, знавшем уже и частную собственность, и рыночные отношения, и достаточно высокий уро­вень юридической техники. Отрицание средневекового пра­ва в ходе революций XVII-XVIII вв. и в последующие пе­риоды происходило главным образом применительно к той части его норм, которые игнорировали коренные интересы частных собственников, затрудняли дальнейшую эволюцию и внутреннее согласование самой правовой системы, прихо­дили в противоречие с экономическими и политическими потребностями капитализма.

Становление нового права означало большой прогресс в истории человеческого общества. Оно проходило не толь­ко путем отрицания и упразднения средневековых инсти­тутов в экономике и политике. Право обнаружило огромный созидательный потенциал, создавало необходимый простор для роста производства и торговли, для проявления личной инициативы, для всестороннего удовлетворения потребно­стей быстро развивающегося общества. На новой историче­ской ступени развития права в нем проявился ряд важных свойств и качеств.

Право нового времени, в отличие от дореволюционного, которое характеризовалось разобщенностью и правовым партикуляризмом, повсеместно рождалось в виде интегри­рованных национальных правовых систем. Именно капита­лизм, ломающий всевозможные сословные, региональные, таможенные и иные барьеры, привел к возникновению не только национальных государств, но и национальных пра­вовых систем. В новых правовых системах проявляется тот уровень развития, когда государство начинает играть ре­шающую роль в формировании самого облика правовой сис­темы. Правовая система получает новое качество, новый способ своего существования - систему законодательства и систему права, которая практически лишь в зачаточном виде присутствовала в древнем и средневековом обществах.

Национальные правовые системы, в отличие от расще­пленных правовых систем предшествующей эпохи, приоб­ретают не только общегосударственную силу, но и новое содержание. Они вбирают в себя и правовой опыт предшествующих поколений, и действующее право, и систему пра­ва, и правовое сознание. Новые правовые системы порож­дали и новые формы существования самого права, которое вырастало в большинстве случаев не на обычаях и судеб­ной практике, а на законодательных и иных нормативных актах. Доминирующим началом, своего рода ядром в право­вых системах нового времени с самого начала становится конституционное (государственное, публичное) право, на базе которого строилось правовое здание любого общества.

Новые правовые системы сложились под воздействием формирующегося капитализма, нуждающегося и в адекват­ной правовой системе, и в едином правовом поле. Особое системообразующее значение в становлении нового права имело законодательство. Условно мировую историю права можно разделить на две большие эпохи. В древнем мире и в средние века право рождалось в основном не из установле­ний государства, а из реально существующих и признавае­мых самим обществом отношений.

В новое время право в своем саморазвитии по-прежне­му отражает внутренние потребности общества и меняю­щиеся жизненные условия. Но в нем, особенно с развитием конституционных начал, законодательство становится уже ведущим источником права. Именно оно, а не средства саморегуляции, становится стержнем правовой системы, правообразующим фактором. Законодательство выступает как важнейший инструмент развития права, придавая ему сис­темность, целостность.

В древнем мире и в средние века даже наиболее пол­ные законодательные акты (например, свод законов Юсти­ниана и др.) никогда не создавали основной массы правовых норм, отличаясь казуистичностью. Правовые нормы в эти эпохи формировались через народные обычаи и через судебную практику. Только в новое время и особенно в XX в. право, сохраняя общечеловеческую ценность, находящую выражение в доктрине "верховенства права", выступает в значительной степени в качестве предписания государст­венных органов.

Сложившиеся после революции и получившие свое раз­витие современные правовые системы наряду с принципом "верховенства права", "верховенства закона" включают в себя и другие принципы. В отличие от средневекового новое пра­во базировалось на принципах индивидуализма, отражавше­го в свою очередь раскрепощение личности, ее освобожде­ние от корпоративных, сословных и иных феодальных уз. Это нашло свое выражение уже в первых конституционных и иных законодательных актах французской революции (Дек­ларации прав человека и гражданина и др.). В центр правовых систем нового времени был поставлен именно человек, личность, а не сословно-корпоративные образования. Отсю­да и права человека в самих юридических документах стали рассматриваться как естественные, священные и неотчуж­даемые. В свою очередь они подкреплялись целой совокуп­ностью прав гражданина в публичной и частной сферах.

Важнейшим принципом новых правовых систем стала свобода. Она была не только выражением общечеловече­ского гуманистического идеала, но и выступала как состав­ной элемент гражданского общества с присущими ему сво­бодой предпринимательства, свободой торговли, свободой конкуренции и иных экономических и социальных свобод, которые в свою очередь немыслимы без свободы политиче­ской. Не менее важным принципом права в новое время ста­новится равенство, которое отразило эгалитаристские на­строения в обществе. В юридическомсмысле равенство было необходимым элементом самой системы предприниматель­ства, ибо оно положено в основу всех договорных отноше­ний, в том числе трудовых.

Как показал сам процесс формирования послереволю­ционного права, указанные выше принципы и устои права, в том числе и политические свободы, не могли быть обеспе­чены без прочного правопорядка. Предпринимательская дея­тельность особенно нуждалась в упорядоченности и стабильности, с чем связывались представления о разумном строе. Поэтому другим основным принципом нового права стала законность. Она явилась условием реализации политиче­ских и гражданских прав, гарантией демократических ин­ститутов власти, а также стабильности всего экономическо­го оборота.

Становление англосаксонской и континентальной пра­вовых систем (семей). В XVIII-XIX вв. в связи с образо­ванием ряда новых государств в Америке (США) и в Евро­пе (Бельгия, Италия и т. д.), с завершением территориаль­ного раздела мира и образованием колониальных империй, с распространением рыночных структур по всему земному шару капитализм превратился в мировую систему, опреде­ляющую последующий ход развития человеческой цивили­зации. Интернационализация экономической и политической жизни имела своим результатом растущее взаимодействие правовых систем различных стран, преодоление их былой самоизоляции.

Особенно заметным становится воздействие права ве­дущих держав мира (прежде всего Англии и Франции) на правовую жизнь стран, которые позднее вступили на путь создания капиталистического общества. Взаимодействие правовых систем в этих условиях принимает самые разно­образные формы, а их сходство значительно увеличивает­ся. Этому содействовала широкая рецепция (заимствование) целых национальных правовых систем, насильственное вне­дрение чужеземного права, а также более мягкая транс­плантация принципов права одних стран в правовые систе­мы других стран. В немалой степени на процессы растуще­го взаимодействия и взаимовлияния отдельных националь­ных правовых систем разных стран в конце XIX - начале XX вв. повлияли и новые технические возможности капитализма - современные средства транспорта, связи, ин­формации и т. д.

В связи с широкими процессами рецепции и трансплан­тации права на базе английской и французской националь­ной правовой системы сложились так называемые мировые системы (семьи) права - англосаксонская и континенталь­ная (романо-германская). Эти структурные общности представляли собой две большие группы национальных право­вых систем, различающихся по своей внутренней структу­ре и внешним юридическим характеристикам.

Каждая из этих двух систем имеет свой "генетический код", свои исторические корни. Несмотря на то, что фран­цузская и английская правовые системы уходят своими кор­нями в средние века, возникновение мировых систем права связано именно с процессом утверждения господства капитализма. Доминирующее положение этих стран в сфере права определялось также и тем, что в XIX в. они были наиболее богатыми и развитыми, превратившись к тому времени в крупнейшие колониальные державы.

Особенно тесно связано с колониальной политикой об­разование англосаксонской системы права. Большое зна­чение колониального фактора в истории этой системы во многом определяется тем, что английское право, уникаль­ное по способам своего формирования, содержанию и фор­ме, обладающее большим потенциалом саморазвития, было тем не менее слишком традиционным, национальным, а потому сложным и недоступным для рецепции, для более или менее широкого восприятия в других странах мира. В итоге англосаксонская правовая семья превратилась в мировую систему не в результате рецепции трудных для понимания английских правовых форм, а путем их трансплантации или насильственного внедрения в процессе колониальной экс­пансии.

На начальных этапах английской колониальной экспан­сии были выработаны две судебные доктрины, способство­вавшие именно трансплантации, а не рецепции английского права. Согласно первой из этих доктрин, англичанин, от­правляющийся за границу, "берет с собой" английское пра­во. Тем самым, английский суд как бы гарантировал англи­чанину, находящемуся в английских колониях ("за моря­ми"), сохранение всех свобод и демократических институ­тов, которые существовали в самой метрополии. Эта док­трина стала следствием обобщения правового опыта, накоп­ленного в первых королевских колониальных хартиях. Так, еще в королевской Хартии Виргинии от 1606 г. говорилось, что "наши подданные, все вместе и каждый в отдельности... будут иметь и пользоваться всеми Свободами, Вольностями и Иммунитетами в любом из наших владений во всех их значениях и смыслах, как если бы они родились и жили в пределах нашего королевства Англии".

Согласно второй доктрине, сформулированной в 1693 г. судьей Холтом, в случае освоения англичанами "незаселен­ных" земель местное индейское и иное туземное население не должно было приниматься во внимание как "нецивили­зованное". В этих колониях считались действующими все законы Англии. Термин "законы Англии" в колониальной практике подразумевал не только статуты, но и "общее пра­во" и "право справедливости", т. е. прецедентное право, ко­торое вводилось в судах, создаваемых английскими колони­стами.

Введение в действие положений английского права в колониях переселенцев осуществлялось не только на осно­ве указанных судебных доктрин, но и путем издания спе­циальных королевских хартий, а также законов парламен­та. Так, например, в хартии, выданной Карлом II Ост-Индской компании в 1683 г., указывалось, что судьи должны решать дела в соответствии с "правосудием, справедливо­стью и доброй совестью", то есть практически в соответст­вии с английским прецедентным правом. Специальными актами английское право было введено в североамерикан­ских колониях, позднее распространено на Канаду (кроме Квебека, где сохранило свое действие французское право), Австралию, Новую Зеландию, Южную Африку, на базе ко­торых позднее оформились английские доминионы. Норма­тивными актами королей английское право внедрялось "свер­ху" и в новых колониях в Азии и в Океании.

В конце XIX в. в связи с окончательным разделом Аф­рики английские законы, а также прецедентное право были введены специальными правительственными актами в аф­риканских колониях (в 1874 г. - в Гане, в 1880 г. - в Сьер­ра-Леоне, в 1897 г. - в Кении и т. д.).

В XIX в. законодательство, вводящее в колониях анг­лийское право, довольно четко указывало и пределы при­менения его источников. Так, например, Ордонанс 1874 г. для Золотого Берега (Гана) постановил, что в колонии дей­ствует "общее право, справедливость и статуты общего ха­рактера, которые действовали в Англии на 24 июля 1874 г.", то есть на момент издания Ордонанса. Там же указывалось, что "во всех вопросах, в которых имеется конфликт или расхождение между нормами справедливости и нормами общего права, относящимися к одному и тому же вопросу, предпочтение должно отдаваться нормам справедливости". Подобные положения предусматривались в законодательстве, изданном для других колоний. В Либерии, основанной неграми - переселенцами из США, английское "общее пра­во" первоначально было позаимствовано в его американ­ском варианте. В законе 1820 г. указывалось, что в стране вводится "общее право в том виде, в каком оно было преобразовано и действует в Соединенных Штатах". Правда, в 1824 г. новый закон говорил уже о действии "общего права и обычаев судов Великобритании и Соединенных Штатов", а в 1839 г. было постановлено, что в Либерии действуют "те части общего права, которые установлены в "Комментариях" Блэкстона, и поскольку они могут быть применены к условиям данного народа".

Обычно англичане не уничтожали в колониях полностью традиционное местное право (например, индусское, мусуль­манское, обычное и т. д.), что было просто невозможно сде­лать, но это право действовало в пределах, установленных английским законодательством или колониальными властя­ми. В таких условиях возникали и своеобразные смешанные правовые системы, состоявшие из элементов английского и местного туземного права (например, англо-индусское пра­во). Традиционное право регулировало главным образом се­мейные отношения и сохраняло свое подчиненное положе­ние по отношению к английскому праву, которое определяло развитие правовой системы в этих странах в целом. В коло­ниях и протекторатах Англии и Юго-Восточной Азии (Малайя, Сингапур, Гонконг, Бруней) английское право перепле­талось часто с элементами индусского и китайского права, которое действовало в индийских и китайских поселениях и у торговцев, а также с нормами мусульманского права, кото­рое утверждалось здесь по мере распространения ислама. В колониальных владениях Англии в Африке в определенных пределах (особенно в области семейных, наследственных и т. п. отношений) действовали нормы обычного права, но воз­действие английского права в целом шло по возрастающей линии. В результате во второй половине XX в., когда прошел процесс деколонизации британской империи, новые государ­ства, возникшие на базе английских колоний, практически оказались в сфере влияния и действия англосаксонской сис­темы права.

Своеобразно складывалась правовая система в англий­ских колониях в Южной Африке. Эти колонии расширя­лись по мере захвата бурских республик, в которых дейст­вовало голландское (так называемое римско-голландское) право. Основные черты этого права определились еще в XV- XVII вв. В начале XIX в. в самой Голландии право было преобразовано по французскому образцу (на основе кодек­сов Наполеона), но в колониях (в Индонезии, в Южной Аф­рике и т. д.) оно действовало главным образом в первона­чальном виде. Голландские власти в случае пробелов в ко­лониальном законодательстве допускали ссылки даже на римское право.

Англичане, утвердив свое господство в южноафрикан­ских колониях, сохранили действие как некоторых мест­ных обычаев, так и римско-голландского права. В 1857 г. специальная комиссия, обследовавшая состояние права в Капской земле, писала в своем отчете, что "римско-голланд­ское право... образует главную часть права колонии". По конституционному Акту об образовании Южно-Африкан­ского Союза (1909 г.), определялось, что право отдельных колоний, которое действовало к моменту создания Союза, является действующим до тех пор, пока оно не будет пере­смотрено парламентом Союза или провинциальными сове­тами. Однако в течение всего XIX и в начале XX в. южно­африканское право перерабатывалось в соответствии с ду­хом английской юриспруденции. В результате, по словам самих южноафриканских юристов, сложилась "правовая система - гибрид", где тесно переплелись элементы анг­лийского и голландского права.

Это своеобразное право было распространено англи­чанами и на другие их владения на юге Африканского континента (Южная Родезия- 1898 г., Свазиленд – 1907 г. и др.). Уже после окончания первой мировой войны, в 1919 г., право Южно-Африканского Союза было введено и в под­мандатной территории - Юго-Западной Африке. Своеоб­разная гибридная система права, хотя и с более очевидным влиянием английских доктрин, сложилась исторически и в ряде других колониальных владений Англии: на Цейлоне (англо-римско-голландское право), на острове Маврикий (англо-французское право), в Вест-Индии (англо-испанское право).

С конца XIX в. английское право оказывает все большее воздействие на правовые системы и таких стран, которые официально сохраняли независимость, но фактически попа­ли под британское влияние - Египет, Афганистан и др. Свое­образная смешанная система права возникла исторически и на самих британских островах - в Шотландии. Здесь еще в средние века применялись многие институты римского права, дополненные практикой шотландских судов, не вос­принявших в целом систему "общего права". Но после акта об Унии Англии и Шотландии 1707 г., хотя шотландское право и сохранило свой обособленный статус, оно постепен­но начало все больше тяготеть к образцам английского пра­ва. Укреплению мировых позиций английского права спо­собствовало то обстоятельство, что дела из высших колони­альных судов можно было обжаловать в судебном комитете Тайного совета в Лондоне.

Ориентация на английское право сохранилась в само­управляющихся колониях и после принятия в 1865 г. анг­лийским парламентом "Акта о действительности колони­альных законов". Формирующееся в доминионах националь­ное законодательство базировалось на основных принципах англосаксонской правовой системы, то есть на судебном прецеденте и общем праве.

Английское право было положено в основу кодифика­ции отдельных отраслей и институтов права, которая про­водилась в ряде колоний. Так, в Индии уже в 30-х гг. XIX в. специальная комиссия под руководством известного анг­лийского юриста Маколея составила проект уголовного ко­декса. Он был утвержден Законодательным советом при вице-короле Индии лишь в 1860 г., вскоре после подавле­ния национального восстания 1857 г., в связи со стремле­ниями англичан укрепить колониальный правопорядок. Этот кодекс испытал на себе известное влияние и французского законодательства, а также заимствовал ряд положений из индусского и мусульманского права, но в целом по своему духу он соответствовал английской правовой системе. В 1859 г. был принят кодекс гражданского судопроизвод­ства, а в 1861 г. - кодекс уголовного судопроизводства Индии. В 60-х гг. в Индии был принят также ряд кодифи­цированных актов в сфере гражданского права (Акт о на­следовании 1863 г., Акт о договорах 1866 г.). На основе анг­лийского права (проект Стифена) был принят в 1892 г. уголовный кодекс Канады. В конце XIX - начале XX в. ин­дийские колониальные кодексы были распространены Анг­лией на ряд других колоний (Аден, колонии в Восточной Африке - Сомали, Кения и др.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.