Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ст. 27 131-ФЗ) Территориальное общественное самоуправление (ТОС): понятие, порядок образования и осуществления. Органы ТОС, их полномочия




Ст. 25 131-ФЗ) Сход граждан, собрание и конференция граждан (собрание делегатов) в системе местного самоуправления.

 

Статья 25. Сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

2. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

3. Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек.

Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации.

4. Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным.

5. На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.

6. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

7. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.

8. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.

9. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

10. Утратил силу с 1 января 2012 года. - Федеральный закон от 30.11.2011 N 361-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 25.1. Сход граждан

(введена Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

1. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, сход граждан может проводиться:

1) в населенном пункте по вопросу изменения границ поселения (муниципального района), в состав которого входит указанный населенный пункт, влекущего отнесение территории указанного населенного пункта к территории другого поселения (муниципального района);

2) в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек по вопросам изменения границ, преобразования указанного поселения;

3) в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляет сход граждан, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составит более 100 человек, по вопросу об образовании представительного органа поселения, о его численности и сроке полномочий;

4) в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек по вопросу о введении и об использовании средств самообложения граждан;

5) в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, в целях выдвижения инициативы населения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления;

6) в поселении, расположенном на территории с низкой плотностью сельского населения или в труднодоступной местности, если численность населения сельского поселения составляет не более 100 человек, по вопросу об упразднении поселения.

2. Сход граждан, предусмотренный настоящей статьей, правомочен при участии в нем более половины обладающих избирательным правом жителей населенного пункта или поселения. Решение такого схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

 

Статья 29. Собрание граждан

1. Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.

2. Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.

Собрание граждан, проводимое по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования.

Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования.

Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления.

3. Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления.

4. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.

5. Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются настоящим Федеральным законом, уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

6. Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 30. Конференция граждан (собрание делегатов)

1. В случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов).

2. Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

3. Итоги конференции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

 

 

Одной из самых массовых форм непосредственной демократии, наиболее доступной гражданам и являющейся средством их самоорга­низации, являются сходы граждан. Обеспечивая гражданам возмож­ность сочетания коллективного обсуждения вопросов и принятия реше­ний с их личной активностью и инициативой, выражающихся в их во­просах, выступлениях, участии в голосовании, они играют важную роль в системе местного самоуправления, служат формой привлечения граждан к осуществлению самых разнообразных управленческих функций.

В дореволюционной России сельский сход являлся органом сель­ского общества. Он не имел представительного характера и состоял из всех домохозяев. Для правомочности схода требовалось присутствие не менее половины домохозяев или лиц, их заметающих, а также присут­ствие сельского старосты, который являлся председателем схода.

В советский период в ведении сходов находился довольно узкий круг вопросов. Так, согласно Положению об общих собраниях, сходах граж­дан по месту их жительства в РСФСР, утвержденному Указом Президиу­ма Верховного Совета РСФСР от 27 августа 1985 г.[12], в ведение собраний, сходов входило:

а) избрание органов общественной самодеятельности;

б) выдвижение кандидатов в депутаты поселковых, сельских Советов и возбуждение вопроса об отзыве депутатов этих Советов;

в) избрание народных заседателей районных (городских) народных судов и решение вопроса об их отзыве;

г) решение вопроса о самообложении сельского населения.

Принятый в 1991 г. Закон РСФСР о местном самоуправлении отнес к компетенции общих собраний (сходов) граждан следующие вопросы: избрание органов территориального общественного самоуправления населения и принятие положений (уставов) о них;

утверждение программ деятельности органов территориального об­щественного самоуправления населения по социально-экономическо­му развитию соответствующей территории и отчетов об их выполнении;

решение других вопросов, относящихся к компетенции: органов тер­риториального общественного самоуправления.

Новый шаг на пути повышения роли собраний (сходов) граждан в системе местного самоуправления был сделан после принятия Поло­жения об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвер­жденного Указом Президента РФ от 26 октября 1993 г. Если раньше та­кие собрания (сходы) созывались по мере необходимости и действовали наряду с местными органами власти в городских и сельских населенных пунктах, то согласно упомянутому Положению собрания и сходы в не­больших городских и сельских поселениях с населением до пяти тысяч человек могли выступать непосредственными органами населения и вместе с выборным главой местного самоуправления в полной мере осу­ществлять все функции местного самоуправления. В таких случаях представительный орган местного самоуправления не образовывался.

Согласно Федеральному закону 1995 г. «Об общих принципах орга­низации местного самоуправления в Российской Федерации» собрания (сходы) граждан могли созываться в муниципальном образовании для решения вопросов местного значения. Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы компетенции устанавливались уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта Федерации.

В отдельных поселениях уставом муниципального образования в со­ответствии с законами субъекта Федерации могла быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан (ст. 15). Соб­рание (сход) граждан считалось правомочным при участии в нем более половины жителей муниципального образования, обладающих избира­тельным правом.

Практика, сложившаяся на основе указанного Федерального зако­на, показывает, что в 534 муниципальных образованиях 15 субъектов Федерации в соответствии с уставами муниципальных образований и за­конодательством субъектов Федерации полномочия представительных органов местного самоуправления осуществляли собрания (сходы) граждан.

Число избирателей в таких поселениях колебалось от 21 (Санга-Талонский сельсовет Тенькинского района Магаданской области) до 6893 (рабочий поселок Тисуль Тисульского района Кемеровской области). Основную группу — 90,07% от числа муниципальных образований, где полномочия представительных органов местного самоуправления осу­ществляли собрания (сходы) граждан, — составляли поселения, в кото­рых проживало от 100 до 1200 избирателей[13].

В соответствии со ст. 39 Федерального закона 1995 г. на собрании (сходе) граждан могло быть принято решение о разовом добровольном внесении жителями средств для финансирования решений, принятых по вопросам местного значения.

Таким образом, вопрос о детальном регулировании порядка созыва и проведения собраний (сходов) граждан находился в ведении органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного само­управления.

Так, в соответствии с Законом Республики Марий Эл от 30 июня 1997 т. «Об общих собраниях (сходах) граждан и старостах населенных пунктов в Республике Марий Эл» (с последующими изменениями)[14] в работе общих собраний (сходов) принимали участие граждане, достиг­шие 18 лег3 обладающие избирательным правом и постоянно проживаю­щие в данном населенном пункте.

Общие собрания (сходы) граждан созывались главой местного само­управления соответствующей территории, старостами, органами терри­ториального общественного самоуправления или по инициативе не ме­нее 10% граждан, обладающих избирательным правом и проживающих


па данной территории. Общие собрания (сходы) граждан созывались по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

Предложения о созыве общего собрания (схода) граждан и вопросах, подлежащих рассмотрению на нем, вносились главой местного само­управлении, депутатами, комиссиями при сельских (поселковых) ад­министрациях, старостами, органами территориального общественно­го самоуправления, правоохранительными органами, руководителями предприятий, учреждений, организаций, расположенных на соответст­вующей территории, а также гражданами, проживающими на этой тер­ритории.

Общее собрание (сход) граждан считалось правомочным при уча­стии в нем более половины от общего числа граждан населенного пунк­та, обладающих избирательным правом.

К компетенции собраний (сходов) граждан указанный Закон отнес следующие вопросы;

избрание и освобождение старосты от должности; избрание органов территориального общественного самоуправле­ния и утверждение их уставов (положений);

заслушивание информации о работе старост местной администра­ции и ее комиссий, участковых инспекторов милиции, медицинских уч­реждений, руководителей культурно-просветительских и спортивных организаций, а также органов территориального общественного само­управления населения;

обсуждение проектов законов и других нормативных актов государ­ственной власти и управления по важнейшим вопросам;

рассмотрение и обсуждение планов застройки населенных пунктов, их благоустройства, сохранности и надлежащего использования жи­лищного фонда, решение вопросов коммунально-бытового, культурно­го, торгового и иного обслуживания населения, развития физической культуры и спорта, организации досуга граждан, по месту жительства, охраны природы, развития личных подсобных и фермерских хозяйств граждан;

обсуждение поведения граждан, допускающих нарушение законов, общественного порядка, решений общих собраний (сходов) граждан, правовых актов органов местного самоуправления;

утверждение программы деятельности органов территориального общественного самоуправления или старосты, заслушивание отчетов об их исполнении;

рассмотрение проектов решений органов и должностных лиц мест­ного самоуправления, внесенных на обсуждение населения;

заслушивание отчетов депутатов представительных органов, из­бранных по данному избирательному округу.

В соответствии с законодательством и уставом муниципального об­разования могли рассматриваться и другие вопросы местной жизни, за­трагивающие интересы населения соответствующей территории.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах органи­зации местного самоуправления в Российской Федерации» во многом по-но­вому решает вопросы правового статуса схода граждан в системе местно­го самоуправления.

Во-первых, Федеральный закон уже не отождествляет понятия «сход граждан» и «собрание граждан», ибо сход граждан согласно Федерально­му закону представляет форму непосредственной демократии, посред­ством которой граждане решают вопросы местного значение, а собра­ние граждан используется для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения, осуществления территориального общест­венного самоуправления.

Во-вторых, Федеральный закон достаточно подробно регулирует во­просы, связанные с использованием схода в муниципальных образова­ниях, устанавливая: в каких поселениях проводится сход граждан; кто созывает сход граждан; в каком порядке принимаются решения схода и какова их юридическая сила и др.

Согласно ст, 25 Федерального закона 2003 г, «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сход граждан проводится в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов ме­стного значения. Он правомочен при участии в нем более половины жи­телей поселения, обладающих избирательным правом.

Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключитель­ной компетенции представительного органа муниципального образова­ния.

Сход граждан может созываться главой муниципального образова­ния самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Его проведение обеспечивается гла­вой местной администрации.

Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным. На сходе председательствует глава муниципаль­ного образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.

Решение схода граждан считается принятым, если за него проголо­совало более половины участников схода. Решение, принятое на сходе, подлежит официальному опубликованию (обнародованию) и обяза­тельному исполнению на территории поселения.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного са­моуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, б соответствии с разграничением полномочий между ними, оп­ределенным уставом поселения.

 

Федеральный закон 2003 г «Об общих принципах организации ме­стного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 29) к формам не­посредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления отно­сит собрате граждан.

Эти собрания могут проводиться для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и долж­ностных лиц местного самоуправления, осуществления территориаль­ного общественного самоуправления на части территориального обра­зования.

Собрание граждан проводится по инициативе населения, предста­вительного органа муниципального образования, главы муниципально­го образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территори­ального общественного самоуправления.

Собрание граждан, проводимое по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования назначается соответственно представительным органом муни­ципального образования или главой муниципального образования.

Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назнача­ется представительным органом муниципального образования в поряд­ке, установленном уставом муниципального образования.

Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуще­ствления территориального общественного самоуправления определя­ется уставом территориального общественного самоуправления,

Собрание граждан может принимать обращения к органам и долж­ностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, упол­номоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами и должностными лицами местного самоуправления.

Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осущест­влением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом террито­риального общественного самоуправления.

Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправ­ления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обра­щениях вопросов, с направлением письменного ответа.

Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также пол­номочия собрания граждан определяются названным Федеральным за­коном, уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образо­вания, уставом территориального общественного самоуправления.

Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Согласно ст. 30 Федерального закона 2003 г в случаях, предусмот­ренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образо­вания, уставом территориального общественного самоуправления, пол­номочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граж­дан (собранием делегатов).

Порядок назначения и проведения конференции, избрания делега­тов определяется уставом муниципального образования и (или) норма­тивными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправле­ния.

Итоги конференции граждан (собрания делегатов) подлежат офи­циальному опубликованию (обнародованию).

 

 

Статья 27. Территориальное общественное самоуправление

1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района по предложению населения, проживающего на данной территории.

(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

4. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

5. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

6. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:

1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;

2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;

3) избрание органов территориального общественного самоуправления;

4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;

5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;

6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.

8. Органы территориального общественного самоуправления:

1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

9. В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:

1) территория, на которой оно осуществляется;

2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;

3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;

4) порядок принятия решений;

5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.

10. Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.

11. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

 

Одной из форм участия населения в осуществлении местного само­управления является территориальное общественное самоуправление.

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства па части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществ­ления собственных инициатив по вопросам местного значения,

Согласно Федеральному закону от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде­рации» порядок организации и осуществления территориального обще­ственного самоуправления должен определяться уставом муниципально­го образования в соответствии с законами субъекта Федерации, Органы территориального общественного самоуправления получали статус юри­дического лица в соответствии с уставом муниципального образования.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах орга­низации местного самоуправления в Российской Федерации» значитель­но расширяет сферу правового регулирования организации и деятельно­сти территориального общественного самоуправления на федеральном уровне и не содержит указания на законодательное регулирование терри­ториального общественного самоуправления субъектами Федерации. Он предусматривает также, что территориальное общественное само­управление может являться юридическим лицом в соответствии с его ус­тавом, а не к соответствии с уставом муниципального образования.

Практика организации и осуществления территориального общест­венного самоуправления, сложившаяся на основе реализации положе­ний Федерального закона 1995 г., соответствующих законов субъектов

Федерации, уставов муниципальных образований, характеризуется сле­дующим.

Являясь частью общей системы местного самоуправления в Россий­ской Федерации, система территориального общественного самоуправ­ления включала н себя общие собрания, конференции граждан и другие территориальные формы непосредственной демократии, а также сове­ты или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов, кварталов, улиц, дворов и других терри­торий, Например, согласно ст. 5 Закона Московской области от 9 декаб­ря 1998 г. «Об основах территориального общественного самоуправ­ления в Московской области»[15] при осуществлении территориального общественного самоуправления члены территориального сообщества, избранные ими органы имели право па участие в решении по месту житель­ства следующих вопросов:

защита прав и интересов членов территориального сообщества в ор­ганах государственной власти и местного самоуправления;

организация акций милосердия и благотворительности, содействие органам местного самоуправления, благотворительным фондам, иным организациям в проведении таких акций;

общественный контроль за использованием муниципальной собст­венности, расположенной на территории территориального образова­ния;

содействие правоохранительным органам в поддержании общест­венного порядка;

общественный контроль за соблюдением предприятиями торговли и бытового обслуживания прав потребителей в порядке и формах, согла­сованных с органами местного самоуправления;

работа с детьми и подростками по месту жительства; содействие в проведении культурных, спортивных, лечебно-оздоро­вительных и других мероприятий;

общественный контроль за содержанием жилого фонда, своевре­менным и качественным выполнением жилищно-коммунальными ор­ганизациями работ по его капитальному и текущему ремонту в соответ­ствии с утвержденными штанами работ;

содействие жилищно-эксплуатационным организациям в осущест­влении мероприятий, направленных на снижение потерь тепловой, электрической энергии, газа и воды в жилищном хозяйстве;

внесение предложений в органы местного самоуправления по во­просам:

выделения земельных участков под скверы, стоянки автомоби­лей, гаражи и для других общественно полезных целей;

создания и ликвидации объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, образования, здравоохранения, культуры; общественный контроль за качеством уборки территории и вывозом мусора, решением вопросов благоустройства;

содействие органам санитарного, эпидемиологического и экологи­ческого контроля;

информирование членов территориального сообщества о решении вопросов органами местного самоуправления муниципального образо­вания, принятых по предложению или при участии членов территори­ального сообщества при осуществлении ими территориального общест­венного самоуправления.

В отличие от общественных объединений органы территориального общественного самоуправления действуют исключительно в пределах части территории муниципального образования, населенного пункта. Они объединяют население не на основе членства, связанного с каки­ми-либо условиями (соблюдение устава, уплата аденских взносов и т. п.), а на основе совместной работы по выполнению определенных задач в области обслуживания общественных потребностей граждан, удовлетворения их культурно-бытовых и иных запросов, охраны их прав и интересов.

Органы территориального общественного самоуправления форми­руются, как правило, путем выборов на общих собраниях или конферен­циях граждан по месту их жительства на срок полномочий представи­тельного органа местного самоуправления. Однако общие собрания или конференции жителей могут устанавливать и другой срок полномочий органов территориального общественного самоуправления.

В соответствии с уставом муниципального образования органы ме­стного самоуправления содействуют органам территориального обще­ственного самоуправления в осуществлении их полномочий. Таким образом, речь идет не о руководстве органов местного самоуправления органами территориального общественного самоуправления, а о воз­можном их сотрудничестве и взаимодействии.

Вместе с тем многие уставы муниципальных образований преду­сматривают возможность передачи органами местного самоуправления отдельных вопросов на разрешение органов территориального общест­венного самоуправления. При этом возможно также установление сфе­ры совместного ведения органов местного самоуправления с органами территориального общественного самоуправления населения с согла­сия последних, а также установление перечня вопросов, которые не мо­гут быть решены без согласования с органами территориального обще­ственного самоуправления.

Так» в соответствии с Законом Московской области о местном са­моуправлении органы местного самоуправления могут передавать свои отдельные полномочия органам территориального общественного са­моуправления с их согласия. Однако органам территориального обще­ственного самоуправления не могу!' передаваться полномочия по при­нятию правовых актов. Регистрация органов территориального общест­венного самоуправления осуществляется органами муниципального образования в установленном ими порядке.

В соответствии с уставом муниципального образования органы тер­риториального общественного самоуправления могут быть юридиче­скими лицами, осуществлять экономическую деятельность, иметь и са­мостоятельно использовать финансовые ресурсы, которые образуются за счет доходов от экономической деятельности, добровольных взносов и пожертвований и других поступлений.

Приближенность органов территориального общественного само­управления к населению, простота порядка их формирования и, глав­ное, тесная связь их деятельности с повседневными жизненными инте­ресами граждан обеспечивают массовость этих органов, определяют не­обходимость последовательного повышения их роли в системе местного самоуправления.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах органи­зации местного самоуправления в Российской Федерации», значительно расширяй объем правового регулирования организации и осуществления территориального общественного самоуправления на федеральном уровне, во многом по-новому решает целый ряд вопросов организации и функциони­рования территориального общественного самоуправления.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона 2003 г. границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное са­моуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения со­браний и конференций граждан, а также создания органов территори­ального общественного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление может осуществ­ляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не яв­ляющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Органы территориального общественного самоуправления избира­ются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соот­ветствующей территории.

Территориальное общественное самоуправление считается учреж­денным с момента регистрации устава территориального общественно­го самоуправления уполномоченным органом местного самоуправле­ния соответствующего поселения. Порядок регистрации устава террито­риального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми акта­ми представительного органа муниципального образования.

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государ­ственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерче­ской организации.

Собрание граждан по вопросам организации и осуществления тер­риториального общественного самоуправления считается правомоч­ным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соот­ветствующей территории, достигших 16-летнего возраста.

Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомоч­ной* если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жи­телей соответствующей территории, достигших 16-лстнего возраста.

К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, от­носятся;

установление структуры органов территориального общественного самоуправления;

принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;

избрание органов территориального общественного самоуправле­ния;

определение основных направлений деятельности территориально­го общественного самоуправления;

утверждение сметы доходов и расходов территориального общест­венного самоуправления и отчета о ее исполнении;

рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов терри­ториального общественного самоуправления.

Органы территориального общественного самоуправления: представляют интересы населения, проживающего на соответст­вующей территории;

обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и кон­ференциях граждан;

могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора ме­жду органами территориального общественного самоуправления и орга­нами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муни­ципальных правовых актов, подлежащих обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

В уставе территориального общественного самоуправления устанав­ливаются:

1) территория, на которой оно осуществляется;

2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности;

3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обя­занности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;

4) порядок принятия решений;

5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

6)порядок прекращения осуществления территориального обще­ственного самоуправления.

Дополнительные требования к уставу территориального обществен­ного самоуправления органами местного самоуправления устанавли­ваться не могут.

Порядок организации и осуществления территориального общест­венного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представитель­ного органа муниципального образования.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.14 сек.