Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовая основа местного самоуправления. 2 страница




Федеральный закон об общих принципах организации местного са­моуправления 1995 г., основываясь на конституционных положениях, разграничил полномочия органов государственной власти (федераль­ных и субъектов Федерации) в области местного самоуправления3 опре­деляя тем самым их роль в развитии правовой основы местного само­управления.

В соответствии с Законом к федеральному уровню правового регулирования были отнесены: а) принятие и изменение федеральных за­конов об общих принципах организации местного самоуправления;

б) регулирование законами порядка передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность; в) установление госу­дарственных минимальных социальных стандартов; г) регулирование отношений между федеральным бюджетом и местными бюджетами; д) наделение органов местного самоуправления федеральным законом отдельными полномочиями Российской Федерации; е) принятие федеральных программ развития местного самоуправления; ж) регулиро­вание основ муниципальной службы; з) регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных районах, за­крытых административно-территориальных образованиях, в городах федерального значения; и) установление порядка судебной защиты и судебная защита прав местного самоуправления; к) регулирование и защита прав граждан на осуществление местного самоуправления и др. (ст. 4).

После вступления в силу Федерального закона 1995 п был принят ряд федеральных законов, развивающих его положения: «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (1997 г.); «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (1998 г,) и др.

В соответствии с Законом 1995 г на федеральном уровне (с учетом федеративного устройства нашего государства) должны были устанав­ливаться общие принципы организации местного самоуправления, его основы, а также система федеральных гарантий прав местного само­управления, прав граждан на его осуществление.

Основная тяжесть правового регулирования вопросов местного са­моуправления на основе федерального законодательства возлагалась в целом на субъекты Федерации. Закон 1995 г. отнес к полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации:

а) принятие и изменение законов субъектов Федерации о местном самоуправле­нии;

б) установление и изменение порядка образования и преобразова­ния муниципальных образований, установления и изменение их гра­ниц и наименований;

в) регулирование особенностей местного са­моуправления с учетом исторических и иных местных традиций;

г) законодательство о муниципальной службе;

д) установление поряд­ка регистрации уставов;

е) наделение органов местного самоуправле­ния законом отдельными государственными полномочиями субъек­тов Федерации;

ж) обеспечение сбалансированности минимальных ме­стных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности и др. (ст. 5).

В субъектах Федерации в развитие федерального законодательства о местном самоуправлении принимались следующие законы: о мест­ном самоуправлении; о муниципальных выборах; о местном референду­ме; об основах территориального общественного самоуправления; о по­рядке отзыва выборных должностных лиц местного самоуправления; об основах статуса выборных должностных лиц местного самоуправле­ния; о порядке образования и преобразования муниципальных образова­ний; о государственной регистрации уставов муниципальных образова­ний; о порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями; о муниципальной службе и многие другие законодательные акты.

Свой вклад в формирование правовой основы местного самоуправ­ления в соответствии с законом вносят муниципальные образования. Нормативные правовые акты по вопросам организации и осуществле­ния местного самоуправления принимают органы и должностные лица местного самоуправления (положение о порядке управления и распоря­жения муниципальной собственностью и др.), а также население (на ме­стном референдуме, сходе). В соответствии с Законом об общих прин­ципах организации местного самоуправления 1995 г. наименование и виды правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправ­ления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу должны были определяться уставом в соответствии с законом субъекта Федерации (ст. 19),

Начало четвертому этапу развития правовой основы местного само­управления положило принятие нового Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос­сийской Федерации». Осуществляемое на его основе реформирование местного самоуправления представляет собой часть реализуемого фе­дерального плана мероприятий, направленного на создание наиболее оптимального механизма функционирования публичной власти в го­сударстве. В системе этих мер отчетливо прослеживается тенденция к правовому закреплению общих для всей системы публичной власти принципов ее организации и деятельности, к определенной унифика­ции всех ее основных элементов, а также к централизации в определен­ных сферах функционирования институтов публичной власти. В основе этой тенденции — стремление добиться не только согласованного функ­ционирования всех органов публичной власти в государстве, ко и жест­ко разграничить полномочия» ресурсы и ответственность каждого тер­риториального уровня власти в государстве.

Эта тенденция проявляет себя и в правовом регулировании вопросов местного самоуправления. Как отмечалось в Послании Президента РФ Федеральному Собранию 2002 г., федеральное законодательство и зако­нодательство субъектов Федерации о местном самоуправлении в малой степени согласовано как с реальным состоянием местного самоуправления, так и друг с другом. Б качестве одной из причин такого положения в сфере правового регулирования местного самоуправления Прези­дент РФ назвал нечеткость в разграничении полномочий между органа­ми государственной власти, а также неопределенность, за что отвечают государственные органы, а за что — органы местного самоуправления. В связи с этим Президент РФ предложил законодательно уточнить само понятие и перечень вопросов «местного значения», часть из которых пе­ресекается с задачами, которые выполняются федеральными и регио­нальными органами государственной власти, а часть — требует колос­сальной материальной поддержки и может быть успешно реализована только при содействии субъектов Федерации, а в некоторых случаях и при прямой поддержке Федерации, Федеральному законодателю ре­комендовалось также определиться со структурой местного самоуправ­ления. Эти и другие проблемные вопросы организации и деятельности местного самоуправления, его правового регулирования во многом на­шли отражение в новом Федеральном законе 2003 г. «Об общих принци­пах организации местного самоуправлении в Российской Федерации», обновленном региональном законодательстве о местном самоуправле­нии.

Формирование и развитие правовой основы местного самоуправления осуществляется па основе следующих общих принципов:

1) признание общепризнанных принципов и норм международно­го права, международных договоров Российской Федерации в качестве составной части правовой основы местного самоуправления; преиму­щественное действие международных д ого пор от? России, когда ими ус­танавливаются иные правила поведения, чем предусмотрено россий­ским законодательством;

2) верховенство Конституции РФ и Федерального закона «Об об­щих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по отношению к федеральным законам и (или) иным нор­мативным правовым актам Российской Федерации, регулирующим во­просы местного самоуправления;

3)верховенство Конституции РФ, федеральных конституционных законов, Федерального закона «Об общих принципах организации ме­стного самоуправления в Российской Федерации»» других федеральных законов по отношению к конституции (уставу), закону, тому норма­тивному правовому акту субъекта Федерации, регулирующим вопросы организации местного самоуправления и устанавливающим права, обя­занности и ответственность органов и должностных лиц местного само­управления;

4) разграничение предметов ведения и полномочий между органа­ми государственной власти Российской Федерации, органами государ­ственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправ­ления в сфере правового регулирования местного самоуправления;

5)обязательность муниципальных правовых актов для исполнения на территории муниципального образования;

6) высшая юридическая сила в системе муниципальных правовых актов и прямое действие на территории муниципального образования устава муниципального образования и оформленных в виде правовых актов решений, принятых на местном референдуме (сходе граждан);

7)вступление в силу муниципальных правовых актов, затрагиваю­щих права, свободы и обязанности человека и гражданина, после их официального опубликования;

8) особый порядок принятия устава муниципального образования, внесения в него изменений, дополнений и государственная регистрация в органах юстиции;

9) соответствие муниципальных правовых актов Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Россий­ской Федерации, а также конституциям (уставам), иным нормативным правовым актам субъектов Федерации;

10) отмена или приостановление действия муниципальных право­вых актов органами и должностными лицами, их принявшими (издав­шими), судом; а в части, регулирующей осуществление органами мест­ного самоуправления отдельных государственных полномочий, — упол­номоченным органом государственной власти;

11) обжалование органами местного самоуправления в суд феде­рального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъек­та Федерации по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, если орган местного са­моуправления полагает, что они не соответствуют Конституции РФ, фе­деральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государст­венной власти субъекта Федерации;

12) участие населения в формировании правовой основы местного самоуправления;

13)обжалование в суд решений, принятых путем прямого волеизъ­явления граждан, решений органов и должностных лиц местного само­управления;

14) наделение органов местного самоуправления отдельными госу­дарственными полномочиями только федеральными законами и зако­нами субъектов Федерации; государственный контроль за осуществле­нием органами местного самоуправления отдельных государственных полномочии;

15) наступление ответственности в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ за неисполнение муниципальных правовых актов.

Конституция Российской Федерации, федеральные законы, иные правовые акты федеральных органов государственной власти в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении.

Конституция РФ, федеральные законы занимают особое место в правовой основе местного самоуправления, которое определяется сле­дующими факторами.

Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление как особый уровень власти в государстве, специфическую форму осуще­ствления народовластия, относя при этом местное самоуправление к ос­новам конституционного строя Российской Федерации (ст. 3,12идр.).

В соответствии с п. т. ч. 1 от: 72 Конституции РФ установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Таким об­разом, Конституция определяет пределы правового регулирования ор­ганизации местного самоуправления для федеральных органов государ­ственной власти: установление единых, общих для всех территорий Рос­сии основ построения и функционирования местной, муниципальной власти.

Конституция РФ закрепляет в соответствии с Европейской хартией местного самоуправления важнейшие исходные начала организации местного самоуправления, составляющие правовой фундамент муни­ципального развития в нашей стране. К ним относятся прежде всего положения о признании и равной защите муниципальной собственно­сти наряду с другими формами собственности; о праве органов местно­го самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собст­венностью, формировать утверждать и исполнять местный бюджет, ус­танавливать местные налоги и сборы.

Кроме того, Конституция РФ, признавая право граждан на местное самоуправление* гарантирует его осуществление в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных мест­ных традиций через формы прямой представительной демократии.

Она определяет также сферу деятельности местного самоуправления: вопросы местного значения, допуская при этом возможность делегиро­вания органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Наконец, Конституция РФ устанавливает важнейшие гарантии прав местного самоуправления:

а) самостоятельность определения структуры органов местного са­моуправления;

б) необходимость учета мнения населения при изменении границ, территории местного самоуправления;

в) обязательность передачи органам местного самоуправления со­ответствующих материальных и финансовых средств при наделении их отдельными государственными полномочиями;

г) компенсация дополнительных расходов местного самоуправления, возникших в результате решений, принятых органами государст­венной власти;

д) запрет на ограничение прав местного самоуправления, установ­ленных Конституцией и федеральными законами, а также судебная за­щита этих прав.

Основополагающие начала организации и деятельности местного самоуправления, его место и роль в системе народовластия, закрепляе­мые Конституцией РФ* получили развитие в Федеральном законе 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий­ской Федерации». В нем в соответствии с Конституцией РФ установле­ны общие правовые, территориальные; организационные и экономиче­ские принципы организации местного самоуправления и определены государственные гарантии его осуществления.

Вместе с Конституцией РФ, Европейской хартией местного само­управления названный Федеральный закон составляет, таким образом, юридическую базу для правового регулирования местного самоуправле­ния субъектами Федерации. При этом следует учитывать особую роль этого Закона в системе федеральных законов.

Согласно ст. 5 Федерального закона 2003 п ему не могут противоре­чить другие федеральные законы, регулирующие вопросы местного зна­чения. В случае противоречия федеральных законов и иных норматив­ных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции РФ, указанному Федеральному закону применяются Конституция РФ и Федеральный закон 2003 г.

Разграничивая полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации в области местного самоуправления, Закон 2003 г, установил жесткие рамки для правового регулирования вопросов местного самоуправления на уровне субъектов Федерации, закрепив, что органы государственной власти



субъектов Федерации в области местного самоуправления осуществля­ют правовое регулирование в случаях и порядке, установленных указан­ным Федеральным законом.

Полномочия федеральных органов государственной власти вклю­чают:

1. Правовое регулирование общих принципов организации местного са­моуправления в Российской Федерации: правовых, территориальных, организационных, экономических.

Данные принципы, установленные Федеральным законом 2003 г., могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в этот Закон,

При этом следует отметить, Т10 Федеральный закон 2003 г. значи­тельно расширил объем правового регулирования общих правовых, тер­риториальных, организационных и экономических принципов органи­зации местного самоуправления на федеральном уровне по сравнению с Законом 1995 г., существенно сократив объем правового регулирова­ния в сфере местного самоуправления у субъектов Федерации. Ряд во­просов, правовое регулирование которых ранее относилось к компетенции органов государственной власти субъектов Федерации, теперь регулируется на федеральном уровне в рамках законодательного закреп­ления общих принципов организации местного самоуправления. Так, устанавливая принципы территориальной организации местного само­управления, Закон 2003 г закрепил порядок установления и изменения границ муниципальных образований, который ранее определялся зако­нами субъектов Федерации.

В целях обеспечения конституционных прав граждан осуществлять местное самоуправление Закон устанавливает правовые основы реали­зации муниципальных прав граждан, подробное регулирование которых отнесено к ведению субъектов Федерации, муниципальных образова­ний. При этом Законом предусмотрено, что до принятия соответствую­щих нормативных правовых актов субъектами, муниципальными обра­зованиями при реализации прав граждан должны применяться положе­ния Федерального закона, в которых в целом определяется порядок их осуществления. Например, ст. 26 Закона 2003 г, закрепляя право граж­дан на правотворческую инициативу содержит положения, касающиеся порядка его реализации. Вместе с тем это право должно осуществляться в порядке, установленном нормативным правовым актом представи­тельного органа местного самоуправления. Но если такой порядок не ус­тановлен представительным органом местного самоуправления, то реа­лизация правотворческой инициативы граждан осуществляется в соот­ветствии с Федеральным законом (ст. 26),

Федеральный закон 2003 г. содержит также положения, которые имеют временный характер: они реализуются в переходный период, установленный Законом, и призваны урегулировать отношения, возникающие в связи с подготовкой соответствующих организационно-пра­вовых, организационно-территориальных и иных условий, необходи­мых для осуществления Закона в полном объеме (гл. 12 «Переходные положения»).

Закон 2003 г., расширяя в целом объем правового регулирования об­щих принципов по сравнению с прежним федеральным законодательст­вом, не устанавливает принципы организации муниципальной службы (он не содержит даже определения муниципальной службы), отсылая к специальному Федеральному закону о муниципальной службе и при­нимаемым в соответствии с ним законам субъектов Федерации (ст. 42). Закон также по-разному подходит к правовому регулированию особен­ностей местного самоуправления в ряде муниципальных образований. Так, особенности организации местного самоуправления в городах фе­дерального значения урегулированы достаточно полно самим Законом (ст. 79), а регулирование особенностей в закрытых административно- территориальных образованиях, в наукоградах, на приграничных терри­ториях осуществляется специально принимаемыми в этих целях феде­ральными законами,

2. Правовое регулирование по предметам ведения Российской Федера­ции и в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совмест­ного ведения Российской Федерации и ее субъектов прав1 обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления.

Соответствующие права и обязанности, ответственность органов го­сударственной власти и их должностных лиц закрепляются прежде всего в Федеральном законе 2003 г. в рамках законодательного установления данных принципов. Так, ст. 33 данного Закона обязывает государствен­ные органы и их должностных лиц содействовать населению в непосред­ственном осуществлении местного самоуправления, а ст. 34 обязывает органы государственной власти субъекта Федерации проводить мест­ный референдум или сход граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления в случае, предусмотренном Законом3 ит. д.

Кроме того, федеральные органы государственной власти осущест­вляют регулирование прав, обязанностей и ответственности государ­ственных органов и их должностных лиц в области местного само­управления, принимая иные федеральные законы, а также другие нормативные правовые акты, б которых затрагиваются данные вопро­сы. Например:

Федеральный закон 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает, что в случаях, указанных в Законе, муниципальные выборы, местный референдум назначаются соответствующим судом об­щей юрисдикции (ст. ]0, 15);

Федеральный закон 2001 г. «О приватизации государственного и му­ниципального имущества» закрепляет, что порядок определения норма­тивной цены подлежащего приватизации муниципального имущества устанавливается Правительством РФ (ст. 12);

Бюджетный кодекс РФ устанавливает право руководителей террито­риальных органов Федеральной службы финансово-бюджетного надзо­ра выкосить руководителям органов местного самоуправления пред­ставление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса (ст. 284) и т, д.

3, Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов и должностных лиц местного самоуправления, но решению вопросов местного значения.

Федеральный закон 2003 г. *06 общих принципах организации ме­стного самоуправления в Российской Федерации регулируя эти вопро­сы, закрепляет;

основные полномочия органов местного самоуправления по реше­нию вопросов местного значения (ст. 7);

исключительные полномочия представительного органа местного самоуправления (ст. 35);

право населения выступать с инициативой изменения границ муни­ципального образования (ст. 12) и др.

В других федеральных законах, а также иных нормативных правовых актах Российской Федерации тоже могут содержаться соответствующие положения. Например:

Земельный кодекс РФ закрепляет права органов местного само­управления в области земельных отношений, в частности право устанав­ливать с учетом требований законодательства правила землепользова­ния и др. (ст. 11);

Жилищный кодекс РФ устанавливает, что органы местного само­управления в целях создания условий для управления многоквартир­ными домами: обеспечивают равные условия для деятельности управ­ляющих организаций независимо от организационно-правовых форм; могут предоставлять управляющим организациям, товариществам соб­ственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специали­зированным потребительским кооперативам бюджетные средства на ка­питальный ремонт многоквартирных домов; содействуют повышению уровня квалификации лиц, осуществляющих управление многоквар­тирными домами, и организации обучения лиц, имеющих намерение осуществлять такую деятельность (ст. 165);


Федеральный закон «О библиотечном деле» закрепляет право орга­нон местного самоуправления учреждать муниципальные библиотеки, возлагает обязанность обеспечивать финансирование комплектования и сохранности их у фондов. В соответствии с данным Законом органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образова­ний могут присваивать ведущей универсальной библиотеке муници­пального образования статус центральной районной (городской) биб­лиотеки и т, д.

4. Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправ­ления при осуществлении отдельных государственных полномочий, кото­рыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами.

Основываясь на ст. 132 Конституции РФ Федеральный закон 2003 г «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий­ской Федерации» достаточно подробно определяет порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными пол­номочиями, закрепляет правовой механизм их финансирования, а так­же основные формы государственного контроля за реализацией данных полномочий. При этом Закон устанавливает соответствующие полно­мочия органов государственной власти. Так, к случае выявления нару­шений требований законов по вопросам осуществления органами и должностными лицами местного самоуправления отдельных госу­дарственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких наруше­ний (ст. 21), отменять муниципальные правовые акты в части, регули­рующей осуществление отдельных государственных полномочий (ст. 48). Ранее на федеральном уровне по сути отсутствовали правовой механизм наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и порядок финансирования их осу­ществления.

Федеральные органы государственной власти контролируют соблюде­ние федерального законодательства о местном самоуправлении. При этом они обеспечивают соответствие законодательства субъектов Федерации о местном самоуправлении Конституции РФ и федеральному законода­тельству. Кроме того, осуществляется прокурорский надзор за соблюде­нием законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Осуществление контрольных полномочий федераль­ными органами государственной власти в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ и федеральными законами. Так, Конституция РФ предусматривает, как уже отмечалось, осуществление государственного контроля за осуществлением передан­ных органам местного самоуправления отдельных государственных


полномочий (ст. 132). Бюджетный кодекс РФ предусматривает право Федеральной службы финансово-бюджетного надзора осуществлять финансовый контроль за исполнением местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета, в части указан-ных средств (ст. 268).

В установленных Конституцией РФ и федеральными законами случа­ях федеральные органы государственной власти осуществляют в отноше­нии муниципальных образований и органов местного самоуправления ис­полнительно-распорядительные полномочия. Так, согласно Закону РФ от 14 июля 1992 г. «О закрытых административно-территориальных образо­ваниях* (ст. 5.1) кассовое обслуживание исполнения бюджета закрытого административно-территориального образования осуществляют орга­ны федерального казначейства.

Наконец, значение федерального законодательства о местном са­моуправлении обусловлено тем, что оно, обеспечивая общие для всех субъектов Федерации подходы к вопросам формирования и развития правовой основы местного самоуправления, дает определения основ­ных понятий и терминов, используемых при правовом регулировании муниципальных отношений: «муниципального образования»; «вопро­сов местного значения»; «органов и должностных лиц местного само­управления» и др.

Важное место в системе нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти о местном самоуправлении занимают указы Президента РФ по вопросам местного самоуправления,

В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами Пре­зидент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Это дает ему возможность играть существенную роль в разработке и реализации государственной политики по развитию местного самоуправления в Российской Федерации. Вопросам местного самоуправления постоянно уделяется внимание в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию о положении в стране и ос­новных направлениях политики Российской Федерации. Указом Прези­дента РФ от 15 октября 1999 г. были утверждены Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправле­ния в Российской Федерации.

В рамках своих конституционных полномочий Президент РФ регла­ментирует те или иные стороны муниципальной деятельности. Нап­ример, Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. № 1372 «Об утвер­ждении Положения о военных комиссариатах»[48] были определены ос­новы взаимодействия военных комиссариатов с органами местного самоуправления.

Указами Президента РФ могут быть инициированы эксперименты и сфере местного самоуправления[49], разработка проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам местного са­моуправления[50].

На основании и во исполнение Конституции РФ> федеральных за­конов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, в том числе до вопросам муниципаль­ной деятельности. Например, к таким актам относится постановление от 25 ноября 2004 г, «Об утверждении Порядка рассмотрения предложе­ний о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации и прекращении такого статуса».

На процесс формирования правовой основы местного самоуправле­ния оказывают влияние постановления Конституционного Суда РФ , в ко­торых затрагиваются вопросы местного самоуправления.

Правовая позиция Конституционного Суда РФ, выраженная в его постановлениях, способствует утверждению конституционных принци­пов местного самоуправления в практике правового регулирования ме­стного самоуправления. Так, постановление Конституционного Су­да РФ от 24 января 1997 г. по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. «О системе органов государ­ственной власти в Удмуртской Республике» имеет важное значение для правового регулирования субъектами Федерации территориальной ор­ганизации местного самоуправления[51].

В постановлении Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2002 г. сформулирована правовая позиция, согласно которой органы местного самоуправления вправе обращаться в Конституционный Суд РФ за за­щитой своих нарушенных прав[52].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.